Отличия беженцев от вынужденных переселенцев: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия беженцев от вынужденных переселенцев:



l Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами могут быть признаны исключительно гражданин Российской Федерации, который вынужден был переехать в какой-либо субъект РФ из другого региона России или из-за рубежа также по причине гонений, преследований, насилия со стороны населения.

l Процесс приобретения.

Получение статуса беженца Получение статуса вынужденного переселенца
Личное обращение в ГУВМ МВД, Консульство или пограничную службу. Подача документов через представителя в случае, если сам беженец имеет слабое здоровье. Придется предоставить документы, подать ходатайство, пройти личное собеседование, заполнить опросный лист и анкету, пройти медицинский осмотр, позволить провести дактилоскопию, сфотографироваться. Тщательное изучение обстоятельств дела и причин беженства с отправкой запросов в компетентные органы и изучением вопроса в несколько этапов.   Личное обращение в ГУВМ МВД, отправка ходатайства и копий документов заказным письмом по почте, отправка электронного запроса через портал Госуслуг. Достаточно собрать требуемые документы и составить ходатайство о присвоении статуса. Формальное изучение обстоятельств переселения.  

 

l Период действительности. Беженский статус –бессрочный, но обязательно являться на повторный учет каждые 1,5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на 5летний срок. Если имеются основания для продления статуса, он может продлеваться неограниченное количество раз.

l Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

 

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

Основания лишения статуса беженца: 1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; 2) лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса; 3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.


30. Конституционно-правовой статус РФ.

Российская Федерация — это федеративное государ­ство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее конституционно-правовой статус определяется Кон­ституцией Российской Федерации, Декларацией о госу­дарственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г., Федеративным договором о распределении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений (Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституци­онного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, пре­дусмотренных данной правовой нормой.). Конституционно-правовой статус РФ характеризуется следующими элементами:

l она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) на всей территории. Суверенитет государства означает абсолютную самостоятельность государства в решении внутренних и международных вопросов независимо ни от каких-либо посторонних сил и влияний;

l единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Правовую систему Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. В правовую систему Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

l Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

- территории ее субъектов (сухопутная территория);

- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории ил и внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

- воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная экономическая зона - это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки. разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне государство не обладает суверенитетом, так как эти территории не включаются в территорию государства. На данных территориях государство обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

l единое гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности;

l Российская Федерация как суверенное государство имеет свою государственную федеральную собственность. Статья 8 Конституции РФ закрепляет существование государственной собственности и ее защиту наравне с иными формами собственности. Российская Федерация распоряжается имуществом, которое по соглашению с субъектами отнесено к федеральной государственной собственности, включающей в себя промышленные и строительные предприятия общероссийского значения, имущество, приобретенное за счет средств Российской Федерации, высшие общегосударственные учебные заведения и объекты культурного наследия народов России.

В собственности Российской Федерации находятся земельные участки, природные ресурсы. Федеральной собственностью является имущество Вооруженных Сил РФ, пограничных и внутренних войск, железнодорожных и иных войск. К объектам федеральной собственности относятся также объекты и имущество органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации «гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств...». На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ).

l единую денежную и кредитную систему. В Российской Федерации существует единое рублевое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег (денежных суррогатов) в России не допускаются. Запрещается также проведение расчетов внутри страны в иностранной валюте, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

l единые Вооруженные Силы РФ – это силы, которые осуществляют защиту суверенитета государства и его территориальной целостности, а также обеспечивают нерушимость существующих государственных границ.

Российская Федерация:

l отказывается от применения силы и от угрозы ею, а также прочих методов давления;

l выполняет деятельность, которая ориентирована на принципы урегулирования споров мирным путем, уважение человеческих прав/свобод, честное выполнение взятых обязательств, а также соблюдение норм международного права и общепризнанных принципов.

Вооруженные Силы были созданы ради обороны территории государства, ее целостности и неприкосновенности (согласно статье 1 ФЗ «Об обороне»).

l государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик;

l Российская Федерация как суверенное государство обладает международной правосубъектностью. В соответствии со ст. 79 Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть полномочий в соответствии с международными договорами РФ, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам ее конституционного строя. Россия заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения с иностранными государствами. Только Федерация обладает правом решения вопросов войны и мира. Российская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.

l Еще одним конституционно-правовым признаком государства являются государственные символы РФ.

К этим символам относятся:

l Государственный флаг;

l Государственный герб;

l Государственный гимн;

l столица государства.

Описание и порядок использования официальных государственных символов прописывается федеральными конституционными законами.

Государственный флаг — это официальный государственный символ Российской Федерации, представляющий собой прямоугольное полотно 2:3, состоящее из 3 горизонтальных полос одинакового размера: вверху — белого цвета, посередине — синего и внизу — красного.

Государственный герб — это официальный символ РФ, который представлен в виде геральдического щита красного цвета с закругленными углами в нижней части и заостренного в оконечности. На нем изображен золотой двуглавый орел, который поднял вверх свои крылья. На головах орла 2 малые короны, над ними располагается большая корона, вместе они соединены лентами. У орла в правой лапе располагается скипетр, в левой — держава, на его груди размещен красный щит, на котором изображен серебряный всадник, одетый в синий плащ, расположенный верхом на серебряном коне. Всадник протыкает копьем черного дракона, опрокинутого ниц и попранного конем.

Государственный гимн — это официальный государственный символ РФ, являющийся музыкально-поэтическим произведением, которое исполняется в тех случаях, которые прописаны в ФКЗ №3 «О государственном гимне РФ».

Столица РФ — город Москва. Этот статус был установлен Законом №4802-1 «О статусе столицы РФ» (действует с 15.04.1993 года).

Столица Российской Федерации — это место, в котором сконцентрированы федеральные органы государственной власти, представительства его субъектов, а также дипломатические представительства.

l Важнейшим элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие и закрепление в Конституции РФ (ст. 71 и 72) предметов ведения РФ и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Ст. 71 КРФ закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно РФ. К ним относятся вопросы: в сфере государственного строительства; в сфере экономического и социально-культурного строительства; в сере внешних отношений и защиты государственного суверенитета. Ст. 72 КРФ закрепляет предметы совместного ведения РФ и субъектов федерации, по которым принимаются ФЗ, но при обязательном согласовании с субъектами федерации.


31. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Конституция РФ в ст. 65, закрепляя состав Российской Федерации, различает шесть видов ее субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеративным договором и соответственно конституцией, уставом субъекта Федерации. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию с Российской Федерацией в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации определяется следующей совокупностью признаков:

l субъекты РФ обладают собственной территорией;

l самостоятельно устанавливают собственное наименование;

l устанавливают собственную систему органов государственной власти;

l имеют собственную правовую систему;

l субъекты РФ имеют официальную символику;

l субъекты Российской Федерации являются участниками международных и внешнеэкономических связей;

l субъекты Российской Федерации равноправны;

l не обладают правом сецессии – одностороннего выхода из состава Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают собственное наименование. Субъект Российской Федерации обладает исключительным правом на изменение собственного наименования, что подтверждено Конституционным Судом в Постановлении от 28 ноября 1995 г. № 15-П. Конституционный Суд отметил, что новое наименование субъекта Российской Федерации, подлежащее включению в ст. 65 Конституции РФ, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией РФ, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции РФ идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические и этнические традиции. Новое наименование субъекта должно быть внесено в ст. 65 Конституции РФ указом Президента Российской Федерации о приведении наименования субъекта Федерации в тексте Конституции в соответствие с решением субъекта Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Субъекты Российской Федерации имеют свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, законодательство, иные нормативные акты, изданные субъектом в пределах своих полномочий. Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы). В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) или административный центр (иные субъекты Федерации).

Субъекты Российской Федерации являются участниками международных и внешнеэкономических связей и обладают ограниченной международной правосубъектностью. В пределах полномочий, предоставленных им федеральной Конституцией, федеральным законодательством и договорами, субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. По согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации они вправе открывать свои представительства за рубежом, давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств.

Равноправие субъектов Российской Федерации, закрепленное в ст. 5 Конституции РФ означает:

2. равенство субъектов РФ между собой (п. 1 ст. 5). Каждый субъект обладает конституционно-правовым статусом, включающим одинаковые элементы, названные выше;

3. равенство субъектов во взаимоотношениях с федеративными органами государственной власти (п. 4 ст. 5). Все субъекты Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти обладают одинаковыми правами, ни один субъект не может иметь преимуществ по сравнению с другими субъектами;

4. равенство полномочий субъектов в плане предметов совместного ведения с федеративными органами (п. 2 ст. 72). Конституция РФ закрепляет одинаковые для всех субъектов принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

Все субъекты Федерации в равной мере пользуются гарантиями, предоставляемыми им со стороны федерального центра в соответствии с Конституцией РФ. В юридической литературе к числу таких гарантий относят: обеспечение обороны, безопасности, защиты внешних границ субъектов; невозможность изменения их территории без их согласия; закрепление за субъектами таких прав, как право утверждать поправки в федеральную конституции., право законодательной инициативы в федеральном парламенте, право обращения в Конституционный Суд РФ.

Конституционно-правовой статус республики в составе Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что Бурятия является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

 

Субъекты Российской Федерации не обладают правом сецессии - одностороннего выхода из состава Российской Федерации. Конституция РСФСР 1918 г. Косвенно признавала такое право, в ст. 49 устанавливалось право Всероссийского съезда Советов и ВЦИК на принятие в состав РСФСР новых сочленов Советской республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных ее частей. В Конституциях Союза ССР право на выход закреплялось, хотя механизма его реализации не существовало. В Конституции СССР 1977 г. было закреплено положение: «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР».

Республики в составе Российской Федерации обладают следующими характерными признаками:

l Конституция РФ в ст. 5 называет республики государствами. В то же время, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что используемое в Конституции РФ понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера;

l республики принимают свои конституции;

l республики вправе устанавливать свои государственные языки. Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ);

l республикам свойственен институт президентства, в то время как высшими должностными лицами других субъектов Российской Федерации являются губернаторы.

Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и соответствующим уставом субъекта. Кроме того, Конституция РФ предусматривает возможность регламентации статуса национально-территориальных субъектов Федерации федеральным законом о соответствующей автономии. Закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей, что определяет особенность уставов автономных округов – констатация вхождения в состав края, области и установление принципов отношений между автономным округом и соответствующим краем, областью.

Особенностью городов федерального значения в составе Российской Федерации является сочетание в их статусе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта – города. Статус столицы, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70), устанавливается федеральным законом.

На примере республики Бурятия. Конституционно-правовой статус республики в составе Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что Бурятия является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Конституционно-правовой статус Бурятии в составе Федерации также характеризуется тем, что она имеет свою территорию, пределы которой определяются государственной границей республики. Республика имеет внутреннюю границу, которая отделяет ее от других субъектов Федерации. Республика имеет и внешнюю границу, которая отделяет ее от иностранных государств и является, вместе с тем, государственной границей Федерации.

Органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю ее территорию. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Федерации, согласно Конституции России (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

Конституционно-правовой статус Бурятии в составе Федерации характеризуется и тем, что она имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, законы и другие нормативно-правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республик с Федерацией, с другими субъектами России. Являясь относительно самостоятельной, республиканская система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты Бурятии не могут противоречить Конституции России и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Федерации.

Республика Бурятия в составе Федерации пользуется в лице ее законодательного (представительного) органа правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и Республики. Республика в Совете Федерации Федерального Собрания представлена по одному представителю от исполнительной и законодательной органов власти.

Бурятия в составе Федерации самостоятельно определяет систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Федерации и законодательством республики. Республика имеет свой законодательный (представительный) орган — Народный Хурал; главу исполнительной власти — правительство. Согласно Конституции Федерации (ст. 68) Бурятия вправе устанавливать свой государственный язык.

Одним из элементов конституционно-правового статуса Бурятии является их право на государственную символику. Республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн — официальные символы государства, а также имеет столицу. В Российской Федерации действует Положение о ритуале официального совместного подъема Государственного флага Федерации и государственного флага Бурятии в составе России.

Республика в составе Федерации не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус Бурятии не может быть изменен и без ее согласия. В соответствии с Конституцией Федерации (ст. 66) статус республики может быть изменен по взаимному согласию Федерации и Республики в ее составе. Бурятия вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании.


32. Конституционные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Разграничение пред­метов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъ­ектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма.

Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в настоящее время закреплены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». К таким общим принципам относятся:

принцип верховенства Конституции РФ. Данный принцип означает, что предметы ведения, установленные Конституцией РФ, не могут передаваться или перераспределяться в текущем законодательстве или договорах о разграничении полномочий. Между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ возможно перераспределение лишь полномочий (т.е. конкретных прав и обязанностей);

принцип обеспеченности полномочий материальными и финансовыми ресурсами. В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержится перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Осуществление этих полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов РФ осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). В случае заключения соглашений о взаимном делегировании полномочий в них должна предусматриваться передача соответствующих материальных ресурсов и денежных средств;

принцип равноправия субъектов РФ и недопустимости ущемления их интересов при разграничении полномочий между ними и федеральной властью.

Под предметами ведения понимаются сферы общественных отношений, регулирование которых отнесено либо к компетенции РФ, либо к компетенции субъектов РФ, либо к их совместной компетенции.

По каждой из групп предметов ведения органы государственной власти РФ или субъектов РФ обладают определенными полномочиями. Под полномочиями понимается совокупность прав и обязанностей органов государственной власти по предметам их ведения.

Существуют два основных способа регулирования отношений между Российской Федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный.

Конституционно-правовой способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ заключается в том, что именно в Конституции РФ устанавливаются перечни предметов ведения и полномочий Российской Федерации, совместного ведения России и ее субъектов и исключительного ведения субъектов РФ.

Конституция РФ в ст. 71—73 закрепляет три группы предметов ведения.

1) Предметы ведения Российской Федерации это сферы общественных отношений, правовое регулирование в которых осуществляется только федеральными органами государственной власти. В данных сферах могут приниматься федеральные конституционные законы и федеральные законы. Предметы ведения и полномочия Российской Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 (перечень закрытый) Конституции РФ, условно можно разделить на следующие группы.

1. Государственного строительства или учредительные: принятие и изменение Конституции РФ; федеративное устройство и территория РФ; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба; метеорологическая служба; стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

2. Законодательные и правоохранительные: принятие и изменение федеральных законов; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; регулирование и защита прав национальных меньшинств; судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

3. Социально-экономические: управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и разработка федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

4. Военные: оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны РФ и континентального шельфа РФ.

5. Внешнеполитические и внешнеэкономические: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

6. По конкретизации статуса личности: государственные награды и почетные звания; гражданство в Российской Федерации; амнистия и помилование.

2) Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов это сферы общественных отношений, правовое регулирование в которых осуществляется и федеральными органами государственной власти, и органами государственной власти субъектов РФ. В данных сферах могут приниматься как федеральные законы, так и законы субъектов РФ. Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.052 с.)