Теоретизация и диалектизация науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретизация и диалектизация науки



Наука (особенно современная) развивается по пути синтез! абстрактно-формальной (математизация и компьютеризация) и кенкретно-содержательной сторон познания. Вторая из названных сторон выражается, в частности, терминами «теоретизация» и «диалектизация».

1 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 124.


Глава IV. Динамика науки как процесс порождения нового знания 303

Для современной науки характерно нарастание сложности и абстрактности знания, теоретические разделы некоторых научных дисциплин (например, квантовой механики, теоретической физи­ки и др.) достигли такого уровня, когда целый ряд их результатов не могут быть представлены наглядно. Все большее значение при­обретают абстрактные, логико-математические и знаковые моде­ли, в которых определенные черты моделируемого объекта выра­жаются в весьма абстрактных формулах. Такой процесс происхо­дит во всех науках, и переход на все более высокие уровни абстра­гирования усиливается и расширяется.

Диалектизация науки как ее важнейшая закономерность оз­начает все более широкое внедрение во все сферы научного позна­ния идеи развития (а значит, и времени). Причем именно во все науки, а не только в так называемые «исторические науки» — в геологию, биологию, астрофизику, историю и т. п. Как писал В. Паули, «сами будни физика выдвигают в физике (которая сот­ни лет считалась «неисторической» наукой. — В. К.) на передний план аспект развития, становления»1. Процесс диалектизации (как и теоретизации) также конкретно-историчен и определяется пред­метом науки, особенностями данной ступени ее развития и други­ми факторами.

Можно без преувеличения сказать, что первые импульсы про­цесс диалектизации получил вместе с возникновением самой на­уки — и прежде всего благодаря созданию Декартом, а позднее — Кантом космогонических гипотез. С их появлением Земля и вся Солнечная система предстали как нечто ставшее во времени, т. е. как нечто возникшее естественным путем и развивающееся. Про­цесс диалектизации получил новый мощный импульс благодаря работам английских ученых — геолога Ч. Лайеля и биолога Ч. Дар­вина, которые на большом фактическом материале доказали, что все в природе взаимосвязано и все в ней происходит в конечном счете диалектически, а не метафизически. Серьезное обоснова­ние диалектические принципы развития, всеобщей связи, проти­воречия, детерминизма и др. получили благодаря открытию клетки и закона сохранения и превращения энергии (30—40-е гг. XIX в.), а впоследствии (с конца XIX — начала XX вв.) — благодаря созда­нию квантовой механики и теории относительности, а в совре­менный период развития науки — благодаря крупным успехам

1 Паули В. Физические очерки. М., 1975. С. 31.


304 ___________________________________ Основы философии науки

синергетики — теории самоорганизации целостных развивающихся систем.

Сегодня многие мыслящие представители частных наук все более четко осознают, что «процесс диалектизации давно пошел» и продолжает расширяться и углубляться — хочется это кому-то или не хочется, нравится кому-то диалектика или нет.

Поэтому необходимо как можно скорее и основательнее «вы­травлять» именно извращения диалектики (а не ее саму), дальше творчески развивать диалектический метод, вернуть ту свойствен­ную ему роль, которую он всегда играл в мировой философии, — роль мощного методологического орудия — «стоящего на стороне субъекта средства» (Гегель), с помощью которого он познает i преобразует окружающую действительность, а «заодно» измен* ется и сам1.

Ускоренное развитие науки

Говоря о важной роли науки в жизни общества, Ф. Энгельс в середине XIX в. обратил внимание на то обстоятельство, что на­ука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследо­ванных ею от предшествующего поколения. Позднее он же, кон­кретизируя данное положение, подчеркнул, что со времени свое­го возникновения (т. е. с XVI—XVII вв.) развитие наук усилива­лось пропорционально квадрату расстояния (во времени) от свое­го исходного пункта.

На рассматриваемую закономерность развития науки обратил впоследствии внимание и В. И. Вернадский, который подчерки­вал, что «ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения, что она закономерно меняется во времени, причем на­блюдается смена периодов ее замирания и периодов ее усиления. Такой именно период усиления творчества мы и наблюдаем в наше время... Мы живем в периоде напряженного непрерывного сози­дания, темп которого все усиливается»2.

Констатация экспотенииального закона развития науки (т. е. ускорения его темпов) и есть одна из общих закономерностей ее развития. Данная закономерность проявляется в увеличении об-

1 См.: Кохановский В. П. Нужна ли диалектика современной науке? //
Научная мысль Кавказа. 1998. № 2.

2 Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество.
Научная мысль. Дубна, 1997. С. 141—142.


Глава IV. Динамика науки как процесс порождения нового знания 305

щего числа научных работников, научных учреждений и органи­заций, публикаций, выполняемых научных работ и решаемых про­блем, материальных затрат на науки или (и) доходов от нее и т. п.

Ускоренное развитие науки есть следствие ускоренного раз­вития производительных сил общества. Это привело к непрерыв­ному накоплению знаний, в результате чего их масса, находяща­яся в распоряжении ученых последующего поколения, значительно превышает массу знаний предшествующего поколения. По раз­ным подсчетам (и в зависимости от области науки) сумма науч­ных знаний удваивается в среднем каждые 5—7 лет (а иногда и в меньшие сроки).

Одним из критериев ускорения темпов развития науки явля­ется сокращение сроков перехода от одной ступени научного по­знания к другой, от научного открытия к его практическому при­менению. Если в прошлом открытие и его применение отделя­лись десятками и даже сотнями лет, то теперь эти сроки исчисля­ются несколькими годами и даже месяцами.

Ускорению темпов развития науки способствовало и разви­тие средств сообщения, облегчавшее обмен идеями. Оно также связано с развитием производительных сил, с совершенствовани­ем техники и технологии. В свою очередь ускорение развития на­уки обусловливает ускорение развития производительных сил. Именно из закона ускоренного развития науки как его следствие вытекает все увеличивающееся влияние науки на развитие обще­ства, на все стороны жизни людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.005 с.)