Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Модели организационного поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: система ОП; элементы ОП, модели ОП: авторитарная, опекающая, поддерживающая, коллегиальная, развивающая. План лекции 1. Система ОП 2. Элементы ОП 3. Типология моделей ОП и тенденции их развития 4. Современные проблемы управления ОП Вступление Эта лекция посвящена рассмотрению системы и элементов ОП, а также моделей ОП и современных проблем управления ОП. Система и элементы ОП являются ключевым вопросом для понимания того, чем именно детерминировано ОП, и чем именно менеджеру предстоит управлять Содержание элементов ОП может иметь свою специфику, что и образует определенные модели ОП, которые эффективны в различных условиях. Подробное изучение моделей ОП предлагается провести самостоятельно. Особенное внимание рекомендуется обратить на таблицы, характеризующие модели и характеризующие видение (философию) различных моделей, приведенные в учебном пособии А.И.Кочетковой. Основная часть 1. Система ОП включает в себя базовый, силовой уровни, уровни общих организационных, тактических и операционных задач, виртуальный уровень. Характеристика уровней в табл.2. Таблица 2. Система организационного поведения
Вопросы для обратной связи: 1) Приведите примеры проявления / содержания каждого уровня (из своей университетской практики или опыта работы) 2) Как узнать о содержании каждого уровня в организации?
2. Элементы ОП: Философия – теоретическая модель руководителя, отражающая его представления как человека и управляющего о способе достижения организационной цели - миссии и возможных результатах, включает статические и динамические элементы. Видение – расширенное понимание миссии и вех-целей, вместе с философией образует «костяк» организации. Организационная культура - слепок формальной организации, вместе с которой образует «нервную систему» организации, соединяя отдельные части в единое целое. Организационная культура определяет стиль руководства, тип коммуникативной системы, качество трудовой жизни в организации. Совокупность знаний и инструментов, заложенных в культуру, позволяет мотивировать работников к достижению организационных целей. Уровень мотивации зависит во многом от неявных внутренних установок сотрудников, ситуационных факторов и элементов организационной системы. 3. Типология моделей ОП и тенденции их развития Модели ОП – это системы убеждений, которые определяют действия руководителей в конкретной организации. Базовые модели разработал Мак Грегор: люди типа Х уклоняются от работы, люди типа У при обеспечении менеджерами надлежащих условий берут на себя ответственность за достижение организационных целей Эволюционный ряд практических методов руководства людьми за последние 100 лет образует 4 модели (парадигмы) ОП (таблица 3). Таблица 3. Характеристика моделей ОП
Тенденции развития моделей: - к применению новых моделей, - модификация моделей, - переход к многослойным моделям, - изменение моделей сопровождается качественным скачком в удовлетворении потребностей работников, - расширяется использование поддерживающей и коллегиальной моделей, - трансграничное управление поднимает проблему сочетания моделей. Таблица 4. Эволюция моделей ОП
4. Современные проблемы управления ОП: - отставание развития моделей от темпов изменения бизнес - условий, - психологическая неустойчивость людей, - слабость линейных полномочий в организации в сочетании с завышенным уровнем делегирования, - иждивенчество, потеря смысла труда, кризис мотивации, феномен имитационной деятельности, - неоправданное стремление руководства к созданию матричных структур, - потеря навыков идеологической и пропагандистской работы, - необходимость развития аксидентальных способностей, - применение манипулирования и других жестких методов психологического воздействия, - склонность малых фирм к корпоративному разрастанию. Примерные вопросы к студентам 1. Философия и видение представляют собой абстрактные понятия. Как донести их содержание до работников? Почему философия и видение включены в систему ОП? Приведите пример организационного видения, о котором вы читали или слышали. 2. Как проявляется каждый из уровней системы ОП в разных моделях ОП? Заключение 1) Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы ОП, фундамент которой образуют убеждения, ценности, особенности и намерения тех людей в организации, которые принимают основополагающие решения относительно ее существования и развития, а также руководителей, управляющих ею в данное время. 2) Четыре модели (парадигмы) ОП - авторитарная, опекающая, поддерживающая и коллегиальная (ранние модели, такие, как феодальная и рабовладельческая, опускаются) - образуют эволюционный ряд практических методов управления людьми, применявшихся в течение последних 100 лет. Хотя в конкретный период доминировала какая-либо одна из них, организации использовали все рассматриваемые модели. 3) Авторитарная модель, основанная на власти, доминировала в эпоху Промышленной революции. В рамках этой модели руководитель должен обладать соответствующими властными полномочиями, позволяющими подвергнуть штрафным санкциям не подчиняющегося приказам работника. 4) В 1930-х гг совместные усилия работодателей, профсоюзов и правительств различных государств позволили добиться повышения степени защищенности рабочих. Родилась опекающая модель ОП. В условиях высокой изменчивости условий рынка труда защищенность по-прежнему является наивысшим приоритетом для множества работников. 5) Поддерживающая модель ОП базируется на принципе поддерживающих взаимоотношенийЛайкерта. Он утверждает, что управление и другие организационные процессы должны обеспечивать каждому члену организации, обладающему собственными опытом, значимостью, ожиданиями, ощущение поддержки и сохранение чувства собственного достоинства и значимости 6) Коллегиальная модель относится к группе людей, стремящихся к достижению общей цели. Первоначально эта модель включала понятие команды. Она получила широкое распространение в исследовательских лабораториях и организациях. 7) В настоящее время актуальными проблемами коллективов организаций являются кризис мотивации, негативная трансформация представлений практических работников о современной трудовой деятельности, необходимость развития у них новых групп способностей, применение манипулирования и других жестких психологических методов как основных методов влияния на работников, предрасположенность малых организаций к корпоративному разрастанию, что в большинстве случаев приводит к их полному разрушению Учебно-методическое и информационное обеспечение 1. Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: Уч.пособие. – М.: Академия естествознания, 2009. Дата обращения 08.06.2012 http://www.rae.ru/monographs/46-1510 2. Карнышев А.Д. Корпоративный психологический капитал и востребованность исследований как главный ресурс практического значения экономической психологии // Психология в экономике и управлении, 2009. - № 1. – С.65-71. http://ecsocman.hse.ru/data/2011/02/02/1214884834/8.pdf дата доступа 18.01.2012 3. Кочеткова, А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 944 с. 4. Моргунов Е.Б. ПСИХОЛОГИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ: АДАПТИВНОСТЬ, ОБУЧАЕМОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ...ЧТО НА ОЧЕРЕДИ?! // Управление персоналом, 2001. - № 4. http://ecsocman.hse.ru/text/18322236 дата доступа 18.01.2012 5. Организационное поведение: Учебник для вузов / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с. 6. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 298 с. http://ecsocman.hse.ru/text/33542402 дата доступа 18.01.2012 7. Резник С.Д. Организационное поведение: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 430 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.008 с.) |