Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Сущность организационного поведения и эффективность организаций↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: объективные и субъективные показатели эффективности организации, организационное поведение, поле организационного поведения, природа человека и природа организации, подходы, ориентированные на результат, человеческий капитал, системный и ситуационный подходы. План лекции 1. Показатели эффективности организации и их связь с организационным поведением (далее - ОП) 2. Сущность и характерные особенности ОП 3. Взаимосвязь ОП с другими науками 4. Поле ОП 5. Концепции поведения: основные идеи 6. Базисные подходы в ОП Вступление Все ли поступки людей на работе являются абсолютно рациональными? А почему люди ведут себя именно так? Может ли менеджер изменять поведение людей в организации для повышения ее эффективности? На все эти вопросы отвечает отрасль науки – организационное поведение (ОП). Рассмотрим ОП как отрасль знаний. Самостоятельно изучите историю ОП, используя: Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М.: Флинта:МПСИ, 2002. – 648 с. Основная часть 1. Показатели эффективности организации и их связь с ОП Эффективность деятельности определяется по показателям двух блоков: объективные (экономические) и субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические). Экономические: результативность, производительность, продуктивность, рентабельность, экологичность, энергоёмкость. Субъективные: трудовая, духовная и общественная активность сотрудников; удовлетворенность трудовой деятельностью, относительная стабильность организации, сработанность организации. Часть из них краткосрочные: продуктивность, качество, гибкость, удовлетворенность, часть – среднесрочные: конкурентоспособсность и развитие. В целом они обеспечивают долгосрочный показатель эффективность – выживаемость. Объективные и субъективные факторы взаимосвязаны, например, сплоченность обеспечивает производительность, продуктивность труда, уровень трудовой и общественной активности и текучесть кадров. 2. Сущность и характерные особенности ОП ОП – наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для формирования нужных поведенческих моделей и, следовательно, повышения эффективности организации. Цели ОП: систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях; объяснение причин поступков; предсказание поведения работника; овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование. Характеристики ОП: междисциплинарный характер, системность, востребованность практиками, высокий уровень представленности этического компонента. 3. Взаимосвязь ОП с другими науками представлена в табл.1 4. Поле ОП Различные силы, формирующие природу организации, классифицируются по четырем направлениям – люди, организационные структуры, технологии и внешняя среда. Люди (индивиды и группы) по степени ответственности и творчества могут быть разделены на капитал, ресурсы, персонал и кадры. Организационная структура определяет формальные отношения между людьми и группами, определяет рамки и формы власти, лидерства и влияния в организации, схему соподчинения и взаимодействия, отношения сотрудничества или соперничества. Технологии как материальные ресурсы существенно влияют на трудовые отношения; работа на каждом рабочем месте также имеет свою психологическую характеристику. Внешняя среда прямо и косвенно влияет на все факторы внутренней среды и ОП. Таблица 1. Взаимосвязь ОП с другими науками
В настоящее время растет непредсказуемость изменений и сложность взаимодействия факторов внешней среды: экономические, политические, социально-демографические, экологические, технологические, ресурсные факторы, факторы мирового рынка и форс-мажорные обстоятельства. 5. Концепции поведения: основные идеи Несмотря на многообразие, гибкость и кажущуюся непредсказуемость ОП разработаны концепции, относящиеся к поведению людей. ОП основано на ряде базисных идей относительно природы человека и природы организаций. Природу человека характеризуют: индивидуальные особенности, восприятие, целостность, мотивация, стремление к соучастию и ценность личности. Природу организации определяется социальной системой, взаимными интересами человека и организации, этическими принципами, иерархией, стремлением к конкурированию с другими организациями, ценностью психологической общности работников. 6. Базисные подходы в ОП
Примерные вопросы к студентам 1) В чём важность изучения ОП? 2) Является ли ОП манипулированием людьми? Обоснуйте ответ 3) В чём сходство и различие природы организации и природы человека? 4) Какой подход в ОП Вам кажется наиболее целесообразным? Обоснуйте свой ответ. Заключение 1) Эффективность организации обеспечивается поведением людей в организации 2) ОП – междисциплинарная наука, изучающая поведение людей: описывает и объясняет причины поведения, позволяет его предсказать и управлять им 3) Силы, определяющие ОП, относятся к внешней и внутренней среде (люди, технологии, организационная структура). Внешняя среда определяет ОП опосредованно, преломляясь через все составляющие внутренней среды. 4) В истории развития науки сформировались 4 основных (базисных) подхода к предмету изучения ОП: ориентированный на человеческие ресурсы (поддерживающий), ориентированный на результат, ситуационный и системный. Учебно-методическое и информационное обеспечение 1. Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: Уч.пособие. – М.: Академия естествознания, 2009. Дата обращения 08.06.2012 http://www.rae.ru/monographs/46-1510 2. Занковский, А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов. -2-е изд. 3. Кочеткова, А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 944 с. 4. Резник С.Д. Организационное поведение: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 430 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.007 с.) |