Рабочая учебная программа профессионального модуля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая учебная программа профессионального модуля.



Профессиональный модуль - вид учебной работы при освоении программ подготовки рабочих, служащих, специалистов среднего звена, который направлен на освоение конкретного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные модули включают в себя междисциплинарные курсы учебной и производственной практики. Промежуточной аттестацией по профессиональному модулю является квалификационный экзамен, по результатам которого выносится заключение - вид профессиональной деятельности освоен (или не освоен).

Рабочая программа по профессиональному модулю состоит из следующих разделов:

 - титульный лист; - паспорт рабочей программы; - результаты освоения профессионального модуля;

 -структура и содержание профессионального модуля; - условия реализации программы профессионального модуля; - контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля.

1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

1.1 Область применения рабочей программы

В данном разделе указываются профессиональные компетенции, соответствующие виду профессиональной деятельности. Раскрывается возможность использования программы в дополнительном профессиональном образовании с указанием направленности программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки.

1.2 Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля.

Должны быть сформулированы требования в практическом опыте, умениях, знаниях, определенных ФГОС по профессии или специальности СПО.

1.3 Использование часов вариативной части программы подготовки специалистов среднего звена (ППСС3).

 Данный раздел представлен в виде таблицы из 4 колонок:

Дополнительные знания, умения, профессиональные компетенции Наименование темы, раздела Количество часов Обоснование включения в рабочую программу

 Если междисциплинарный курс полностью состоит из часов вариативной части, то данная таблица не заполняется. Если в междисциплинарном курсе нет часов вариативной части, то данная таблица не заполняется.

1.4 Количество часов на освоение программы профессионального модуля - указывается общая трудоемкость, часы, отводимые на контактную учебную работу (в том числе на практические занятия и курсовое проектирование), на самостоятельную работу обучающегося, на учебные и производственные практики.

2. Результаты освоения профессионального модуля

Оформляется в виде таблицы, в которую вносятся наименования результатов обучения, представленные профессиональными и общими компетенциями, определенными ФГОС по профессии или специальности СПО с соответствующими кодами. Указываются общие и профессиональные компетенции, которые должны быть освоены.

3. Структура и содержание профессионального модуля

3.1 Структура профессионального модуля

3.2 Содержание обучения

Раздел должен содержать таблицы:

- тематический план профессионального модуля;

- содержание обучения по профессиональному модулю

Содержание обучения по профессиональному модулю включает в себя сведения о наименовании разделов модуля, междисциплинарных курсов, тем, содержание учебного материала (дидактические единицы), лабораторных работ, практических занятий, тематику самостоятельной работы обучающихся, курсовых работ (проектов).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  • ознакомительный
  • репродуктивный
  • продуктивный

4. Условия реализации рабочей программы профессионального модуля

4.1 Требования к минимальному, материально-техническому обеспечению. Указывается наличие кабинетов, лабораторий и мастерских, их оборудование, технические средства обучения.

 При определении требований к минимальному материально- техническому обеспечению учебные кабинеты, мастерские, лаборатории, не- обходимые для реализации программы профессионального модуля, определяются в соответствии с ФГОС по профессии или специальности СПО.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля.

Отражает освоение профессиональных и общих компетенций

В программе по каждой компетенции раскрываются основные показатели оценки результата. Показатели подбираются под каждую профессиональную компетенцию отдельно. При выборе показателей необходимо учитывать, что освоение компетенций проверяется в ходе производственной практики

Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы, позволяющие проверить освоенные обучающимися компетенции.

21. Состав и структура фондов оценочных средств по специальности. Особенности формирования фондов оценочных средств.

Фонд оценочных средств (ФОС) – это комплекс контрольно-оценочных средств (КОС), предназначенных для оценки знаний, умений, сформированности компетенций обучающихся, а также для проведения итоговой аттестации и проверки соответствии уровня подготовки выпускников, установленных требованиями (установленных на основе ФГОС и проф. стандартов).

ФОС создаются для аттестации обучающихся на соответствие их достижений по этапным требованиям, соответствующей образовательной программы.

Оценивание происходит в процессе:

  1. Текущего контроля знаний (д/з)
  2. Промежуточной аттестации (кр)
  3. Государственной итоговой аттестации

ФОС разрабатываются и утверждаются организаций самостоятельно. ФОС по учебным дисциплинам рассматриваются на заседании предметной цикловой комиссии.  

Условие и порядок проведения оценочных мероприятий раскрывается в положении о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

При формировании ФОС учитывают, что оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:

1. Оценка уровня освоения дисциплин

2. Оценка освоенных компетенций

СТРУКТУРА ФОС:

1. Программа государственной итоговой аттестации

2. ФОС по учебной дисциплине

2.1 КОС для текущего контроля

2.2 КОС для промежуточной аттестации

3. ФОС по профессиональному модулю

3.1 КОС для текущего контроля

3.2 КОС для промежуточной аттестации

3.3 КОС для квалификационного экзамена

В состав ФОС по учебной дисциплине (профессиональному модулю) входят: 1) Титульный лист

2) Паспорт 3) КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся 4) КОС для промежуточной аттестации обучающихся

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФОС:

ФОС формируются на следующих принципах оценивания:

1) Валидности (достоверности) 2) Надежности 3) Справедливости

4) Своевременности 5) Эффективности

Организатором разработки ФОС по специальности является заместитель директора по учебно-методической работе. Он определяет непосредственных исполнителей (разработчиков). Ими могут быть, как преподаватели и мастера производственного обучения, так и группа преподавателей. Разработчики заполняют паспорта ФОС по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОС

В состав КОС разработчики должны включать, как простые, так и сложные задания. К простым заданиям относятся те, которые выполняются в одно или два действия.

К простым заданиям можно отнести:

  • Тестовые задания в закрытой форме
  • Задания на установление соответствия в закрытой форме
  • Задания на установление правильной последовательности действий в закрытой форме
  • Простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием
  • Простые задания по воспроизведению текста решения или действия

Простые задания предполагают выполнения обучающимися действий по изложению знаний, понятий и терминов, определений, законов, формул с пониманием смысла изученного материала, либо по применению информации для решения задач.

К сложным могут быть отнесены задания, требующие многоходовых решений, как в стандартной, так и в нестандартной ситуации.

К сложным заданиям можно отнести:

* Задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в том числе тестовое

* Задание на индивидуальное или коллективное выполнение проектов

* Задание на выполнение практических действий на станках, тренажерах, манекенах и т.д

Сложные задания предполагают выполнение обучающимися действий по разделению информации на взаимозависимые части, по выявлению взаимосвязи между ними, по осознанию принципов организации целого, по интерпретации результатов, по творческому преобразованию информации, из разных источников, по созданию продукта, гипотезы, системного объяснения, решения, по значению оценки объекта или явления и др.

Для проверки комплексных умений и компетенций в ходе промежуточной аттестации, в том числе, при проведении квалификационного экзамена рекомендуется применять сложные задания.

В состав КОС включают методические материалы, выполняющие как контролирующие, так и обучающие функции, в том числе, методические рекомендации и указания, по выполнению лабораторных работ по организации и проведению практических занятий, методами анализа производственных ситуаций, проектов, портфолио, кейс- методов и др.методов.

Это позволяет не только проверить уровень усвоения знаний и освоение умений, но и оценить качество личности обучающегося, уровень сформированности, профессиональных и общих компетенций.

В состав КОС входят материалы, обеспечивающие оценку результатов контроля. К ним относятся критерии оценки показателей результатов обучения, ключи к тестам, эталоны решения заданий и т.д

Критерий оценки показателей результатов обучения- это основания для принятия решения о соответствии результатов освоения компетенций, усвоение знаний и освоение умений к требованиям,предъявляемым ФГОС.

Оценивание результатов должно проводиться по специально установленной шкале. Шкала определяет систему пересчета суммы баллов и правила принятия решения. Форма проведения оценочных мероприятий и вид контроля влияют на содержание оценочных материалов и представление их в КОС.

В материалы для оценочных мероприятий, проводимых в устной форме включают перечень вопросов для подготовки и экзаменационные билеты.

Материалы для письменных мероприятий комплектуют по вариантам, включая в них контрольные задания и инструкции для обучающихся по их выполнению.

22.Содержание учебной деятельности педагога профессионального образования.

Многолетняя практика и опыт работы системы ПТО (профессионально технического образования) подтверждает, что от педагога во многом зависит, каким будет результат и профессионального и личностно-нравственного формирования будущего специалиста.

Обязанности педагога определены соответствующими документами, тарифно-квалификационными характеристиками и могут быть дополнительно оговорены в заключенном с администрацией трудовом договоре (контракте). Особую значимость приобретают те из них, которые прямо связаны с учебным процессом.

Педагог непосредственно отвечает за организацию, содержание и качество обучения учащихся в соответствии с требованиями Госстандарта СПО по специальности в рамках читаемой дисциплины.

Учебная деятельность педагога складывается из подготовки к занятиям и их проведения. При этом имеется в виду не только подготовка к предстоящему уроку или продумывание, планирование и своевременное обеспечение всего необходимого для одного учебного дня. Подготовка к занятиям должна производиться ещё до начала учебного процесса. Естественно, её содержание различно для опытного и начинающего педагога, но этот этап работы обязателен для каждого.

Подготовка педагога к занятиям непременно должна включать следующие стадии:

1) Подготовка к учебному году (полугодию) – перспективное планирование;

2) Подготовка к изучению очередной темы учебной программы – текущее планирование;

3) Подготовка к очередному занятию (уроку) – оперативное планирование.

Следует особо отметить, что если свою нагрузку на следующий год педагог знает до начала занятий, то с контингентом группы, где ему предстоит работать педагог, может быть и не знаком. В таких случаях опытный педагог включает в первую стадию подготовки к занятиям ознакомление с личными делами и медицинскими картами учащихся. Эта информация будет очень важна для выбора правильного тона в будущих взаимоотношениях с учащимися. Понятно, что дальнейшие контакты значительно пополнят эти сведения, но начинать знакомство с группой следует с названных документов.

На первой стадии подготовки мастеру необходимо выяснить, не произошли ли изменения в учебных планах и программах, тщательно изучить документы Государственного стандарта СПО по специальности. Все учебные планы УСПО должны быть разработаны с учётом стандартов по профессиям. При необходимости такая работа осуществляется группой преподавателей.

23.Содержание внеклассной деятельности педагога профессионального образования.

Воспитательной и внеклассной работе в учебных заведениях НПО посвящено огромное число научных исследований и мето­дических разработок. Действительно, эта сторона педагогической деятельности чрезвычайно важна, многогранна и характеризуется разнообразием форм. Она осуществляется в разной степени всеми работниками УНПО, но непосредственно в учебной группе вос­питательную и внеклассную работу с учащимися проводят масте­ра производственного обучения и преподаватели. Именно мастер, в руках которого находится мощный инструмент воздействия — труд, может органично вплетать тему воспитания в ткань любого учебного события. Воспитание всегда следует рассматривать как специально организованное взаимодействие педагога и ученика, направленное на развитие нравственных качеств будущего про­фессионала. Это совместное общение на уроке и при различных внеклассных мероприятиях, если оно акцентировано на возмож­ность учащегося проявить личную активность при осуществлении разнообразных социально значимых дел, может быть весьма эф­фективным.

Труд — это тот станок, на котором ткутся самые тонкие чело­веческие отношения и формируются глубинные личностные ка­чества: инициатива и находчивость, активная творческая пози­ция, упорство в достижении цели, бескорыстная готовность прийти на помощь товарищу. Один из путей формирования этих качеств — это когда мастер и преподаватели в разнообразных и интересных мероприятиях внеклассного характера побуждают учащихся к реф­лексивному осмыслению сути проделанной работы. Так у обучае­мых вырабатываются коммуникативные способности и развивает­ся способность к самоопределению.

Направления внеклассной деятельности могут быть самыми разнообразными. Это может быть углубленное изучение истории техники или поиск информационных материалов на сайтах Ин­тернета, организация и проведение конкурсов мастерства или выставок творческих проектов, работа кружка по созданию вари­антов эргономически обоснованных ручных инструментов или по дизайну внешнего вида любых изделий. Главное в этой работе — развитие творческого начала у самих учащихся, без преподава­тельского диктата, инициативы исключительно со стороны стар­ших. Сами учащиеся должны формулировать свой интерес и со­всем не важно, если он не вполне совпадает с изучаемой специ­альностью. Ведь речь идет о гармоничном развитии личности, и трудно предсказать, какие из приобретенных знаний послужат толчком для их конкретного использования. Можно привести де­сятки примеров, когда движение вперед обеспечивали идеи, взя­тые из пограничных областей знаний.

При том, что наилучшие успехи достигаются, когда мотива­ция исходит от самих учащихся, внеклассная работа — управляе­мый процесс. Скорректировав творческую инициативу учащихся в нужном направлении, подтолкнув их к поиску решения конкрет­ной проблемы, подсказав идею, педагог — не проявляя своей доминирующей роли и предоставив им максимум самостоятель­ности — может достичь со своими воспитанниками отличных ре­зультатов.

Одним из вариантов организации внеклассной работы может стать такой: группа работает над общей проблемой, а какую-то отдельную тему углубленно исследует один из учащихся, кото­рый становится своего рода экспертом. Так может быть решена важнейшая задача внеклассной учебной деятельности: учащийся сам захотел приобретать знания. Представляется, что этот фактор имеет даже большее значение, чем способ организации или форма вне­классной деятельности.

Внеклассная работа — прекрасная форма для расширения эко­логического и экономического кругозора, для развития социальных представлений.

Опыт показывает, что внеклассная деятельность часто стано­вится тем «оселком», на котором оттачиваются неожиданно про­являющиеся индивидуальные способности учащихся и формиру­ются их личностные качества. Существует доказанная практикой прямая зависимость между уровнем внеклассной работы в группе и успехами в профессиональной подготовке. Поэтому в работе пе­дагога профессионального обучения она играет существенную роль. Очень часто благодаря внеклассным мероприятиям группа спла­чивается, образуя коллектив с высоким уровнем нравственных качеств, со сформированными человеческими отношениями, со­храняющимися потом на долгие годы жизни.

 

 

24.Профессиональные образовательные организации

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, академии и институты.

Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Содержание образовательных программ, объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников определяются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования

Обучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната.

Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.

Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

25.Компетентностный подход в системе профессионального образования.

Определение сути компетентностного подхода требует выяснения того, что понимается под «подходом» вообще.

Подход используется как совокупность идей, принципов, методов, лежащих в основе решения проблем. Подход нередко сводят к методу (например, говорят о системном подходе или системном методе и т.п.). Нам представляется, что подход – более широкое понятие, нежели метод. Подход – это идеология и методология решения проблемы, раскрывающая основную идею, социально-экономические, философские, психолого-педагогические предпосылки, главные цели, принципы, этапы, механизмы достижения целей. Метод же – более узкое понятие, включающее знание о том, как действовать в этой или иной ситуации, для решения той или иной задачи.

Исходя из приведенного выше понимания подхода, раскроем цели и содержание компетентностного подхода.

Компетентностный подход имеет педагогические предпосылки как в практике, так и в теории. Если говорить о практике профессионального образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением (школа, ссуз, вуз), и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Это говорит о наличии пробела в подготовке специалистов, состоящего в том, что формируя систему предметных знаний и умений, учебные заведения уделяют явно недостаточное внимание развитию многих личностных и социальных компетенций, определяющих (при одном и том же уровне образования) конкурентоспособность выпускника.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста, обладающего не только знаниями, умения, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать их в профессиональной деятельности.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах.

Что касается профессиональной компетентности, то анализ показывает наличие здесь различных точек зрения:

  • профессиональная компетентность – это интегративное понятие включающее три слагаемых – мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления;
  • профессиональная компетентность – система трех компонентов:

-социальная компетентность (способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результат своего труда, владение приемами профессионального обучения);

-специальная компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности);

-индивидуальная компетентность (готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов и профессиональных деформаций);

  • профессиональная компетентность как совокупности двух компонентов:

-профессионально-технологической подготовленности, означающей владение технологиями;

-компонента, имеющего надпрофессиональный характер – ключевых компетенций.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.055 с.)