Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы производственного обучения .

Поиск

Для производственного обучения характерны те же закономерности, что и для процесса обучения в целом.

Особенности:

Цель производственного обучения: формирование профессионального мастерства в области конкретной профессии/специальности

Показатели, характеризующие профессиональное мастерство:

1. Качество работы

2. Производительность труда

3. Профессиональная самостоятельность

4. Культура труда

5. Творческое отношение к труду

6. Экономическая обоснованность трудовой деятельности

Реализация этих задач составляет содержание обучающей деятельности мастера производственного обучения.

Методы производственного обучения аналогичны методам теоретического обучения:

  1. Показ приемов трудовых действий.

Цель: создание в сознании обучающегося четкого зрительного образа трудовых действий, с которым они сравнивают свои действия.

Реализация: точный образ создается постепенно

  1. Упражнения.

Ну и их компоненты формируются при помощи упражнений, которые являются основными методами производственного обучения. Упражнение-многократное повторение определенных действий с целью их сознательного совершенствования. Упражнения должны быть систематизированы.

Классификация упражнений по содержанию:

1. Упражнения в выполнении трудовых действий

2. Упражнение в выполнении трудовых операций

3. Упражнение в выполнении трудовых процессов

4. Упражнение в выполнении технологических процессов.

Самостоятельная работа-система упражнений, вы которой деятельность учащихся носит самостоятельный характер. Дидактическая цель-отработка и формирование ЗУН, профессиональной самостоятельности.

Упражнения на тренажерах актуальны, когда материально-технические условия не позволяют проводить упражнения в реальной производственной обстановке. Ситуация на тренажёре задается с помощью определенных сигналов, которые включаются мастером со специального щита.

Самостоятельное наблюдение учащихся- используется при обучении профессиям, труд которых связан с использованием сложного оборудования. Наблюдение проводится самостоятельно под контролем мастера. Руководя самостоятельным наблюдением мастер предлагает учащимся выделить определенные моменты обращает внимание на признаки наблюдаемого процесса, помогает объяснить наблюдаемое явление.

Письменное инструктирование.

Использование на уроках различных инструктирующих материалов в производственном обучении находят применение инструкционные карты,учебные алгоритмы. Инструкционные Карты применяются при изучении учебных операций, она раскрывают последовательность правила,средства и способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов.

Технологические карты применяются при выполнении работы комплексного характера. Они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-практических работ.

Инструкционно-технологические карты, применяемые на начальных этапах выполнения работ содержат, также, инструкции.

Учебные алгоритмы применяться при обучении обслуживанию, диагностике неисправностей, регулировании сложного оборудования. Они содержат частные правила выполнения работ в различных типовых ситуациях.

Наибольший эффект дает такая организация письменного инструктирования, при которой инструкции лежат на рабочем месте каждого обучающегося.

 

Выбор методов обучения.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит:

  • от общих целей образования, обучения, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики. Методы обучения в школе соответствуют образовательной и воспитательной цели. Они настраивают учителя на воспитание всесторонне развитых людей, которые бы имели широкое образование и сознательно использовали свои знания и способности на пользу государства, общества.
  • от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы. Выбор метода в значительной мере зависит от учебной дисциплины. Отдельные методы успешно используются в процессе изучения всех учебных дисциплин (объяснение, беседа, работа с книгой), другие - только определенной группы предметов (лабораторные занятия проводят преимущественно по физике, химии, биологии). В каждом конкретном случае учитель решает, какой метод наиболее эффективен на уроке.
  • от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов. Процесс обучения в школе определяется системой дидактических принципов, вытекающих из его закономерностей. Дидактические принципы следует учитывать и при выборе методов обучения, посредством которых учитель должен постепенно, систематически обучать учащихся, подавать им учебный материал доступно, наглядно, научно, заботиться, чтобы учащиеся проявляли самостоятельность и активность и сознательно усваивали его.
  • от цели, задач и содержания материала конкретного урока. Каждый урок имеет определенную структуру, которая определяет последовательность его этапов. На каждом этапе решают конкретные задачи, что также сказывается на выборе методов обучения.
  • от времени, отведенного на изучение того или иного материала. Методы обучения зависят и от времени, отведенного на проведение урока. Следует подбирать методы, которые позволяют достичь учебной цели как можно меньшими затратами времени.
  • от возрастных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей. Выбор метода зависит и от возрастных особенностей детей. Например, школьную лекцию нельзя читать в младших и средних классах, самостоятельную работу с книгой практикуют только тогда, когда у учащихся сформированы навыки такой работы.
  • от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
  • от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. В значительной степени выбор метода обучения обусловлен учебно-материальной базой школы. Хорошо оборудованные учебные кабинеты, наглядные пособия позволяют не только использовать методы иллюстрирования, демонстрации, проведение лабораторных, практических и исследовательских работ, но и сочетать эти наглядные и практические методы со словесными.
  • от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств. На выбор метода обучения влияет и личность педагога. Одни из них хорошо рассказывают, другие удачно организуют дискуссию, превращают урок в игру. Однако это не означает, что учитель должен использовать только те методы, которые ему лучше всего удаются. Педагогическое мастерство заключается в совершенном владении всей их совокупности. Длительная педагогическая практика дает учителю возможность, опираясь на свои теоретические знания в области дидактики, использовать в зависимости от обстоятельств эффективные методы.

Только правильный выбор и применение методов обучения могут обеспечить высокий уровень знаний учащихся и сформировать у них потребность в систематической, сознательной, творческой учебной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.184.197 (0.005 с.)