Вариация – народная игра «Яша» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вариация – народная игра «Яша»



Вначале с помощью считалочки выбирается водящий — «Яша». Ему завязывают глаза и сажают в центр круга. Остальные участники становятся вокруг него и водят хоровод, напевая:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызешь орешки

Для своей потешки!

В это время «Яша» изображает, что грызет орехи. Когда песенка заканчивается, хоровод останавливается, участники хлопают в ладоши, и «Яша» встает. Его раскручивают и поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

После этого «Яша» должен с закрытыми глазами подойти к какому-нибудь игроку и на ощупь определить его. Играющим запрещено давать подсказки «Яше». Если угадать игрока удалось, то они с «Яшей» меняются местами, а если нет, то игра продолжается с тем же «Яшей».

«Угадай кто подошёл»

Все сидят на стульях полукругом, открытом на лавку. Водящий с закрытыми глазами сидит на лавке. Глазами (или прикосновением ведущего) договариваемся, кто из игроков, стараясь быть максимально тихим, подсаживается на лавку к водящему. Водящий должен угадать подсевшего, не прикасаясь к нему.

«Узнай свой мячик наощупь»

Всем раздаются мячики для жонглирования (они у нас видавшие виды; вообще это могут быть карандаши, ручки и т.д.) Задача тщательно изучить предмет, найти в нём отличие от других таких же (разошёлся шов, остро отточен карандаш, выбоина на рубашке карандаша и т.д.) После чего все предметы складываются в центр круга. Наощупь надо обратно забрать именно свой предмет, угадав его по запомнившимся особенностям.

«Угадай, что в мешке»

В небольшой мешочек складываются мелкие предметы (пуговицы, игрушки из киндер-сюрприза и т.д.) Нащупав предмет, но не вытаскивая его из мешка, надо определить, что это за предмет. Осязать, а не щупать, не мять в руках, определяя форму предметов. Осязать легкими, нежными прикосновениями пальцев, подушечками пальцев. Через час-полтора после того, как вы угадывали предметы по осязанию, вспомните одно за другим все свои прикосновения к ним. Закройте глаза, и пусть подушечки ваших пальцев вспомнят, как они прикасались к поверхности того или иного предмета. Вспомните осязание лягушки, змеи, мышей. Последнее задание Станиславского – с подвохом. Вряд ли подушечки ваших пальцев помнят такие прикосновения. Скорее всего, если вы попробуете мысленно прикоснуться к одному из этих созданий, вы тут же инстинктивно отдернете руку. Не мысленно, а на самом деле.

«Палочка-узнавалочка».

Незрячие люди так называют свою верную помощницу, трость. Она для них – как бы продолжение "видящей" руки. Словно бы она сама приобрела зрительные способности и передает телу человека, его мускулам и суставам, а через них мозгу – свое восприятие окружающего мира.

— Возьмите карандаш. Он будет нашей палочкой-узнавалочкой. Положите на стол три-четыре портфеля, разных по форме. Водя карандашом, исследуйте вид каждого портфеля. То отворачивайтесь, то смотрите на портфели для проверки. Не сжимайте карандаш, держите легко, он должен стать продолжением ваших пальцев. Запоминайте с помощью карандаша (а значит, пальцев и всего тела) форму каждого портфеля, толщину, особенности покроя. Каждое ощущение проверяйте зрительно. Запомнили все портфели? Отвернитесь, а товарищи пусть переложат портфели. Угадывайте их своей палочкой-узнавалочкой. Зрительная проверка при осязании заставляет активнее работать зрительную память.

«Ощути запах»

История про «Версия. Смерть Петра». Про запах смолы.

Поднявшись, он зажигал свечу, садился к столу, много читал, правил рукописи, держал корректуру «Санкт-Петербургских ведомостей»; вспоминал маменьку, братца Ваню, дядьку Артамона Матвеева; остро чувствовал запахи детства – воск, свежевыпеченный хлеб, сестрицыны благовония. В гавани пахло дегтем; самый любимый с детства запах; потешный ботик сразу же вставал перед глазами; все связано воедино в жизни нашей: запах – образ – мысль; одно слово – память, а сколько же оно вмещает в себя! Ботик – запах озера – чумазый Алексашка (мин херц, сукин сын, неужели ж дружбу продал?!), ночные ужасы, когда, затаившись, ждал – вот ворвутся стрельцы и айда сечь головы; кровь брызжет; вопль стоит, матушка, посинев щеками, бьется на каменных плитах.

"Ощутить запах данного предмета, сравнить, везде ли он одинаков".

 Возьмите портфель, кошелек или сумочку. Вряд ли до сегодняшнего дня вы задумывались о запахе своего портфеля. Для чего вам знать, как он пахнет? А если бы это вдруг понадобилось? Поставьте себя в такие обстоятельства, при которых вам необходимо это сделать сегодня, вот сейчас же...

Расскажите, что нового узнали вы сейчас о своем портфеле... А что вы попутно видели на экране внутреннего зрения? 20 минут.

Мы всё то же проделываем с предметами, которые превращали.

«Цветочный магазин»

Запахи каких цветов вы можете вспомнить? Переберите в памяти – гвоздика, кашка, василек, ромашка, лютик, мак, левкой, маргаритка, ирис, пион, нарцисс, хризантема, цикламен, гортензия, тюльпан, сирень, черемуха, гиацинт...

Наша комната – цветочный магазин. Освойтесь в нем. Расставьте мысленно цветы, запомните, где – что. Задание каждому – подобрать по два букета, один ко дню совершеннолетия вашей сестры, другой для торжественной встречи известного спортсмена. Конечно, это будут разные, непохожие букеты.

Подобрали? Покажите, что у вас за букет. Опишите его нам. Перебирая отдельные цветы, рассказывая о них, вспоминайте их цвет и запах.

Сегодня же сходите в настоящий цветочный магазин, возобновите в памяти и вид цветов, и их запахи, и завтра мы повторим это упражнение. 20 минут.

 

  Этюды.

 Входите в помещение, слышите запах. (Гари – пожар? Кто-то жёг бумаги? Сгорел пирог? Духов – она приходила, но не дождалась, вы давно не виделись, предвкушаете встречу, наоборот – запах неприятного человека и т.д.) Задача вспомнить, вызвать ощущения и только подталкиваемый ими, действовать.

«Отношение к предмету»

Взять книгу, показать, что она действительно нужна. Она

-моя:

-бабушкина;

-автор подарил её с автографом;

- фолиант 1859 года;

- Пушкина;

-Петрова;

- Билла Гейтса.

«Отношение к месту»

"Менять отношение к комнате: моя комната, музей, фабрика с гремящими машинами, клуб, лес и т. д."

— А если бы наша аудитория была музеем живописи? Какие картины вы видите на стенах?

Ходите, рассматривайте их.

— А если бы мы были в лесу?

Упражнение ценно еще и возможностью тренировать переключение из одного места действия в другое. Его полезно делать после того, как за время занятий у учеников создалось верное ощущение жизни в разных условиях: были упражнения в лесу, в музее, на перроне вокзала и т.д. Каждое из них было доведено до полной правды и веры, до ощущения "я есмь". Теперь попробуем переключить себя из одних воспоминаний в другие и в каждом месте сразу же действовать соответственно обстоятельствам. Если ученики не готовы к такому заданию, не надо торопиться. Опасно всякое "приблизительное" выполнение упражнения. Варианты мест.

- океанариум;

- школа;

- школа, где я учился раньше:

- коттедж богатого одноклассника;

- музей вооружённых сил;

-художественная галерея абстракционизма;

- подвал;

-яхта;

- катакомбы;

- капище древних Бохайцев и т.д.

«Войти в дверь»

Развивая "физическое чувство правды", можно ставить перед собой любые простейшие задачи, оживляя их вымыслом воображения: "... считать шагами длину и ширину комнаты, искать какую-нибудь вещь, приводить комнату в порядок, рассматривать обои, потолок, предметы, приводит свой костюм и себя самого в порядок, осматривать руки, подходить друг к другу и здороваться и проч.".

Вот задания Станиславского на "действие ради чего-нибудь":

Войти в дверь,

чтобы повидать близких и друзей,

чтоб познакомиться и представиться незнакомым,

чтоб уединиться,

чтоб скрыться от неприятной встречи,

чтоб удивить и обрадовать неожиданным приездом,

чтоб испугать,

чтоб незаметно посмотреть, что делается в комнате,

чтоб встретить любимую женщину или друга,

чтоб впустить неприятного или опасного человека (врага,

злодея, неизвестного, который стучится),

чтоб понять, есть ли кто-нибудь за дверью или нет" и т.д.

Упражнения и задания из раздела «сценическая речь»

Разминка артикуляционного аппарата – абсолютно необходимый компонент любой работы с голосом!

Артикуляционная гимнастика

1. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее каждое задание исполняется четыре раза).

2. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности.

3. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

4. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

5. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

7. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

8. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.

9. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

10. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

11. Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

12. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

13. Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.

14. Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».

15. Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать брови.

16. Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.

17. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.

18. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

19. Соедините движение нижней челюсти веред-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.

20. Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.

21. Соедините движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперед-назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.023 с.)