Формирование представлений и навыков театральной деятельности в сформированной группе через упражнения на коллективность, коммуникацию, раскрепощение, фантазию и внимание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование представлений и навыков театральной деятельности в сформированной группе через упражнения на коллективность, коммуникацию, раскрепощение, фантазию и внимание.



Формирование группы.

На данном этапе наиважнейшим в работе руководителей является предельно чуткое отношение ко всем участникам, их чувствам, переживаниям, особенностям - с одной стороны, и ясным чётким представлением и владением материалом, тематикой и содержанием занятий - с другой. Все игры и тренинги проводятся в непринуждённой обстановке с чётким, но ненавязчивым контролем. Первые упражнения на занятиях проводятся в кругу - рабочая форма тренингов: все всех видят и все всем равны. Для слабовидящих эта форма тоже удобна, они запоминают, кто за кем говорит, и видят их на экране своего внутреннего видения, в чём всемерно помогает им каждый из участников группы. Что само по себе уже является тренингом на чувство локтя, единство коллектива и взаимопонимание; стимулирует переключение мыслей со своих, зачастую негативных, переживаний у людей с ментальной инвалидностью на помощь другому.

Ниже приводим рекомендуемые игры и упражнения, одни из которых являются авторскими, созданными на опыте работы авторов, другие взяты из упражнений и тренингов театральной педагогики, в том числе Гиппиус С.В., Сарабян Э., Кипнис М.

«Обзывалки»

Игра в ассоциации. Хорошо играть в неё при знакомстве с новенькими. Все сидят в кругу, чтобы хорошо видеть друг друга. Выбираем область: сегодня мы обзываемся сказочными, литературными персонажами, кухонными приборами, растениями, фруктами, историческими эпохами и т.д. Нужно назвать не меньше трёх из присутствующих. Условие: заведомо не обижать и не обижаться.

Усложнённая версия игры.

Один из участников (доброволец) выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, и его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы: «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т. п.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Угадать нужно по совокупности ассоциаций. Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.

«Превращалки»

Передаём по кругу платок. Каждый должен действиями, производимыми с платком, изобразить, что это не платок, а яблоко, скрипка, яйцо, рыбка и т.д. Задача остальных - понять идею водящего.

Другой вариант этой игры. Все берут по предмету в руки: монетка, ручка, шпилька, книга и т.д. Каждый должен «превратить» свой предмет в какой-то другой. Потом предметы передаются по часовой стрелке по кругу. Повторяться нельзя.

«Собрать рассказ из ассоциаций»

 Первый в кругу говорит слово, второй – ассоциацию на это слово, третий – ассоциацию на слово второго. И так по кругу. Последний должен объединить эти слова в небольшой связанный рассказ.

«Групповой рассказ»

Если ограничить цель упражнения только развитием фантазии учеников – совсем несложно продолжить этот, или любой другой, рассказ, лишь бы работало воображение. Но поставим цель – тренировать в этом упражнении непрерывность внутренних видений, и все станет намного сложнее! Нам все время придется волевыми усилиями держать ускользающие видения и с помощью внутреннего контроля следить за их непрерывностью – это и будет физической целью данного упражнения. Не спешите продолжать рассказ, не выдумывайте, не вымучивайте "литературную" фразу. Сперва поживите в атмосфере предыдущих слов, и, когда картина станет совсем конкретной, сами собой явятся новые подробности, которые захочется назвать, до того они ярки!

«Цепочка ассоциаций»

"Ледокол"... Что вы видите на своих внутренних экранах? Три минуты молчания – пустите мысль свободно, "отвяжите" ее от ледокола, когда захочется. Посмотрим, куда она вас приведет. Восстановить в памяти всю цепочку ассоциаций, которая привела от "ледокола" к "грибам", иногда бывает не так-то просто. Но это и есть основная часть упражнения, тренирующего логику и последовательность внутренних видений. Переберите всю цепочку ассоциаций от "ледокола" до своей последней картинки. Постарайтесь ни одной не пропустить. Просмотрите снова все картины в том же порядке на своем внутреннем экране. — Еще раз, от начала до конца!

«Ассоциация на привязи»

 В этом упражнении по-иному тренируется ассоциативное мышление – "ледокол"... Увидели первую картину? Теперь не "отвязывайте" от нее свою мысль, держите мысль на привязи к слову "ледокол". Сочините связный рассказ под таким названием. Посторонние мысли отбрасывайте. Должна идти непрерывная лента кадров-событий.

«Мы с тобой похожи тем, что»

 Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. (Мы играем в эту игру, сидя в кругу и рассказывая о схожести с соседом по правую или по левую руку.)

«Стульчики»

Перестраиваем круг, в алфавитном порядке имён участников, по порядку цветов в радуге (выбранных или имеющихся в одежде) и др. признакам. Одна из важнейших задач – сделать это на счёт и в абсолютной тишине.

Вариации игры: на счёт меняем дислокацию: круг, ромб, диагональ и т.д. в алфавитом порядке, по цвету и т.д. со стульями.

Секрет игры в том, что участники должны следить не только за своим комфортом, но и за комфортом партнёров. Чтобы всем было удобно синхронно выполнять движения. Тем более, что среди нас слабовидящие.

Вариация этой игры «Мыши».

Ведущий – кошка, остальные – мыши. Их стулья – кусочки сыра, которые они должны перенести в свои норы под носом у спящей кошки, чтобы её не разбудить. Ведущий перед игрой устанавливает, где находиться норка каждой мышки, кому куда нужно пересесть. Например: мышь, которая является моей тёзкой, живёт по середине сцены; мышь, которая в кругу сидит по правую руку предыдущей мыши, живёт у входа в зал; мышь, у которой на носу очки и она не девочка, живёт у зеркала. Могут задаваться у уточняющие вопросы. После того, как для всех оговорено место, все догадались, кто и где «живёт», на оговоренный счёт (10, 8, 15, 20) переставляют стулья. Потом проверяем, правильно ли мы друг друга поняли.

«Путешествия»

Антарктика. Джунгли. Париж (пять - восемь кадров). Прерывать, просить рассказывать другого. Упражнение правильно делает тот, кто внимательно слушал рассказы товарищей. Кто не только слушал, но и слышал, – а это не одно и то же. Кто слушал и видел. Старался видеть как можно более конкретно, а значит – запечатлевал в памяти. Не только слова запоминал, но и свои видения. Таким образом, в этом упражнении тренируются и непрерывность внутренних видений, и переключения с помощью развитого рассредоточенного внимания, тренируется не механическое запоминание слов, а образное воспоминание чередующихся картин и распределение их по заданным "полочкам".

Коллективность.

«Держим ритм по кругу»

Все сидят в кругу. Ведущий с соседом справа или слева задаёт ритм хлопками по принципу «вопрос - ответ; мой хлопок – твой хлопок». «Хлопок-вопрос» ведущего обращается по цепочке к каждому в кругу, ритм хлопков должен сохраняться заданным с первым в кругу партнёром ведущего. Можно хлопать круг, два. Когда удаётся ритм сохранять – задание усложняется:

А) Ведущий в любой момент может сказать «хоп» и хлопки должны пойти в обратную сторону.

Б) Хлопки осуществляются не одним участником, а в парах. Пары выбираются в следующей игре.

«Установление контакта глазами»

По известным причинам, слабовидящие участники не могут участвовать в этом упражнении полноценно. Все по-прежнему сидят в кругу. Нужно, чтобы в игре принимало участие чётное количество игроков. Ведущий предлагает каждому на 10 счётов установить контакт глазами с одним из участников, найти партнёра. Если вы не нашли партнёра, значит ещё кто-то остался без пары. По истечению 10 счётов ведущий называет одного участника, а встать должны двое. Первый задаёт партнёру вопрос, не задумываясь; например: «Как зовут твою собаку?» Получает ответ: «У меня кот.» Совершают рукопожатие – меняются местами. Следующий этап – поменяться местами нужно вместе со стульями, сделать это синхронно и тихо. Далеко не у всех групп с первого раза получается наладить контакт глазами с партнёрами, разделиться на пары. Ведущему необходимо обладать тонким чувством такта, чтобы вести эту игру, тем более с «особыми» студийцами. Но результат того стоит. Умение наладить контакт глазами, договориться без слов с остальными участниками группы, кого из незрячих партнёров выбирает тот или иной участник – достижение коллективности.

В) Участники, сидя в кругу, запоминают последовательность участников, кто с кем должен в какую очередь хлопать. Потом все убирают стулья (тихо, синхронно, на счёт или без!) начинают ходить хаотично, распределяясь равномерно по залу, часто изменяя направление в заданной скорости (от 1 до 10). Ведущий начинает хлопать, участники первой пары находят друг друга, спешат навстречу – хлопок. Задача та же: сохранить ритм.

«Змея»

 Для этой игры нужны воздушные шарики по количеству участников. Участники встают в колонну, зажав друг между другом шары. Руками держать шары нельзя. Двигаясь по команде ведущего, команда не должна потерять ни одного шара.

«Хвостоглаз»

Участники встают в колонну, каждый кладет руки на плечи стоящего впереди. Ведущий поясняет, что участники – это загадочная сороконожка, глаза которой расположены не на голове, а на хвосте. Все, кроме стоящего последним, закрывают глаза, а тот, кто оказался в хвосте, управляет движениями всей «сороконожки», отдавая голосом команды тому, кто находится впереди, а при необходимости и другим участникам. Задача – перемещаться таким образом по заданной ведущим траектории (обойти по периметру помещение, пройти «змейкой» между несколькими стульями и т.п.). Если ведущий замечает, что кто-то, кроме находящегося в хвосте, открывает глаза, «сороконожка» начинает путь сначала. Игра продолжается 3-5 мин, каждую минуту порядок расстановки участников в колонне меняется. Обсуждение: в чём сложность задачи управлять движениями «сороконожки», какие качества позволяют успешно ее решить? Как изменялось впечатление от игры, когда участники оказывались в разных местах колонны (например, были в начале, а потом перестроились ближе к хвосту).

Внимание.

«Волчок»

Ведущий предлагает следующую игру: «Возьмите стулья и встаньте широким кольцом. Держа стулья перед собой на вытянутых руках, идите по кругу! Не спеша! Чуть быстрее! — Еще быстрее! Медленней! Совсем медленно – три секунды на один шаг! Быстрее! Еще! Еще! — Стоп! Договоримся о двух условиях. Первое: какой бы быстрый темп хода ни был задан, нельзя касаться друг друга, нельзя задеть стулом. Второе условие: когда я скажу: "Стоп!", надо быстро поставить стул и сесть лицом ко мне.»

Вариация этой игры:

«Танцы со стульями»

В характере и темпе музыки участники, держа в руках стулья, двигаются по залу, заполняя его равномерно. Как только музыка обрывается, стулья нужно а) поставить и сесть на полной тишине и синхронно;

б) перенести на сцену и выстроить композицию, заданную ведущим заранее, например: «сонный час в саду эльфов», «всё пропало», «это не я!» и т.д.

в) сесть спинка к спинке с выбранным заранее партнёром.

«Отвечай»

Ученики, один за другим, отвечают хлопком на хлопок педагога, который постоянно меняет темп и силу ударов. Характер хлопков ученика должен точно соответствовать заданному темпу и его постепенному изменению. — Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос, — А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой хлопок, тем тише должен быть ваш. Если я ухожу от спора – наступайте. Если же я наступаю – отступайте тихими хлопками.

«Теннисные мячи»

Нужно принести на урок несколько теннисных мячей. Ученики – в большом кольце. — Вот вам один мяч. Перебрасывайте его, прислушиваясь к заданному темпу. Если нет метронома, можно отстукивать удары рукой по столу. Сначала – медленно. Движения ваших рук должны соответствовать заданному темпу. Удар! – вы кидаете мяч и медленно опускаете руки. Поймали мяч. Предчувствуя время удара, медленно поднимаете руки для броска. Удар! – кидаете мяч. — Темп постоянно убыстряется. Приспосабливайте к нему свои движения. Темп становится таким частым, как тиканье ручных часов. — Кидайте мяч на каждый второй удар. Опускайте руки и поднимайте их для броска – в том же темпе! — А теперь – каждый удар - сигнал для движения. Удар – кинули мяч. Удар – партнер поймал его. Когда переброска одного мяча освоена, нужно подкинуть в кольцо еще один мяч, потом третий, четвертый. В кольце из двадцати учеников могут одновременно летать пять-шесть мячей.

«Базар»

Один участник садится в центре и закрывает глаза. Остальные, предварительно договорившись, начинают одновременно, по команде ведущего выкрикивать каждый свой товар. Первый должен услышать, чем торгует заранее определённый человек.

 «Переключение внимания»

Участникам даётся задание услышать и описать звуки, сопровождающие участника тренинга в момент занятия (в зале, за окном, в другой комнате).

Гимнастика чувств.

Основа этой группы игр и упражнений - наблюдение за собственными реакциями на различные раздражители: звуковые, тактильные, вкусовые, обонятельные; переключение с одних на другие; воспоминания о реакциях на возбуждение реальных чувств в надуманных предлагаемых обстоятельствах.

Слушаем разные звуки, рассказываем, что видим. (необходимо подготовить звуковое сопровождение: шум улицы, скотный двор, шторм на море, звуки зоопарка, костёр, журчание ручейка и т.д.)

«Жмурки»

Задача не только по звуку колокольчика поймать товарища по игре, но и наощупь отгадать, кто перед тобой.

Артикуляционная гимнастика

1. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее каждое задание исполняется четыре раза).

2. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности.

3. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

4. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

5. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

7. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

8. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.

9. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

10. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

11. Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

12. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

13. Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.

14. Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».

15. Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать брови.

16. Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.

17. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.

18. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

19. Соедините движение нижней челюсти веред-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.

20. Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.

21. Соедините движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперед-назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

Этап – разогрев тела

Потерев ладошки друг о друга, разогреть ушки терев ладошки вверх и вниз. Затем после слегка их помассировать.

После приступаем к шее. Голову отклонить вниз, затем повернуть в правую(левую) сторону. Разогреть (помассировать) мышцу, которая обозначилась. Затем с другой стороны.

После шеи следует немного размяться. Голова, плечи, руки, тело.

Разбиться на пары (либо встать вкруг смотрев вперёд в затылок).

а) Разогреть ладошки друг о друга, после ладошками круговыми движениями разогреть спину.

б) Молоточки – боковой стороной ладошки равномерно постукиваем спину вашего партнёра. Затем вернуться к этапу а) (потереть – разогреть спину ладошкой).

в) Пила – боковой стороной ладошки пилим спину (вверх, вниз). Затем снова вернуться к этапу а).

г) Точечный массаж – пальчиками находим твёрдые точки на спине и пытаемся их массажировать. А ещё раз вернуться к этапу а).

Вернёмся к разогреву тела, а именно лица. Двумя пальчиками (средний и указательный – обеих рук) от середины лба массируем до ушей. Затем от середины глаз массируем по скулам. После указательным пальцем массируем верхнюю губу. Затем ладошкой греем подбородок. Тыльной стороной ладошки греем связки (шею). И ладошкой разогреваем низ живота (диафрагма).

Этап – губы

Встать ровно, спину ровно, ноги по ширине плеч, ступни параллельно. Сомкнув зубы движения губами вверх, вниз, влево и вправо. После сделать трубочку рисуем круги в одну и другую сторону. «Улыбка –трубочка» - сомкнув зубы сначала улыбаемся, показывая зубы, затем трубочку. Можно сюда добавить «окошечко» (улыбка – окошечко – трубочка). После сомкнув зубы, закрываем поочерёдно то верхнюю губу на левую и наоборот. Затем вибрация губами со звуком, будто сели на мотоцикл. После упражнение «Курица» - нижняя челюсть идёт вниз, расслабляем её, затем кудахчем, открывая рот и расслабляя челюсть.

Этап – язык

Языком облизать все свои зубы одним движением по 4 раза в одну сторону, по 4 раза в другую. После языком пытаемся проткнуть щёки (укол в щёку). Затем высунуть язык и повернуть его вправо, влево, вверх и вниз. Подразниться языком вправо и влево, затем вперёд и назад. После язык как можно дальше вперед, потом как можно дальше назад - несколько раз. После язык, поочерёдно, принимает форму «жало» (острый), «трубочка», «чашечка» (несколько раз). В конце сделать «Львиный зев» - язык от верхних зубов гладим по нёбу назад вместе с головой. Затем язык идёт обратно вместе с головой, язык высовывается наружу и пытается достать до груди.

Этап – дыхание

Не забывайте про спину (она прямая), ноги по ширине плеч, ступни параллельно.

Сначала сделаем разминку с носом.

При вдыхании обязательно следить за животом (вдох в живот), чтобы он работал.

а) 1 вход (указательным пальцем кончик носа задираем при вдыхании) 4 раза выдох медленно (указательным и большим пальцами как бы высмаркиваемся) (4-5 раз).

б) 1 вдох – и 8 раза быстро выдох при этом указательными пальцами хлопаем по носовым «крыльям». в) 1 вдох – и 4-5 раз «вкручиваем» носовые крылья вперёд.

в) тоже самое только добавляем звук «гм»

Вспомним про наши ноги, спину – не забываем про наше тело…

При следующих упражнениях рекомендую делать вдох с открытым ртом, чтобы не концентрироваться на выдохе. Количество вдохов равно (8-16-32 – и т.д.) После каждого упражнения нужно восстановить дыхание – «Пушинка» - руки поставить на уровне пояса (большими пальцами вперёд), спину чуть-чуть наклонить вперёд (спину держим ровно) – и справа налево «играем с пушинкой» (выпускаем короткий выдох, как будто играем с пушинкой)

Если вдох в живот не получается, чтобы почувствовать, как нужно правильно дышать, можно сделать следующие упражнения: (лечь на пол, на ровную поверхность)

а) «Пушинку» - поиграть с пушинкой чтобы она не падала. Дышать с помощью живота.

б) Резко поднять прямые ноги вверх (вместе с ногами сделать вдох в живот). Затем на 5/10 счётов опустить медленно ноги и при этом равномерно выдыхать воздух со звуком «С».

в) Массировать лицо (лоб, нос и пр.) вместе с мычанием (чтобы губы вибрировали). Постукиваем с легка грудную клетку со звуком «З». После стучим по животу со звуком «Ж»

Приложение

Формирование группы.

На данном этапе наиважнейшим в работе руководителей является предельно чуткое отношение ко всем участникам, их чувствам, переживаниям, особенностям - с одной стороны, и ясным чётким представлением и владением материалом, тематикой и содержанием занятий - с другой. Все игры и тренинги проводятся в непринуждённой обстановке с чётким, но ненавязчивым контролем. Первые упражнения на занятиях проводятся в кругу - рабочая форма тренингов: все всех видят и все всем равны. Для слабовидящих эта форма тоже удобна, они запоминают, кто за кем говорит, и видят их на экране своего внутреннего видения, в чём всемерно помогает им каждый из участников группы. Что само по себе уже является тренингом на чувство локтя, единство коллектива и взаимопонимание; стимулирует переключение мыслей со своих, зачастую негативных, переживаний у людей с ментальной инвалидностью на помощь другому.

Ниже приводим рекомендуемые игры и упражнения, одни из которых являются авторскими, созданными на опыте работы авторов, другие взяты из упражнений и тренингов театральной педагогики, в том числе Гиппиус С.В., Сарабян Э., Кипнис М.

«Обзывалки»

Игра в ассоциации. Хорошо играть в неё при знакомстве с новенькими. Все сидят в кругу, чтобы хорошо видеть друг друга. Выбираем область: сегодня мы обзываемся сказочными, литературными персонажами, кухонными приборами, растениями, фруктами, историческими эпохами и т.д. Нужно назвать не меньше трёх из присутствующих. Условие: заведомо не обижать и не обижаться.

Усложнённая версия игры.

Один из участников (доброволец) выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, и его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы: «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т. п.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Угадать нужно по совокупности ассоциаций. Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.

«Превращалки»

Передаём по кругу платок. Каждый должен действиями, производимыми с платком, изобразить, что это не платок, а яблоко, скрипка, яйцо, рыбка и т.д. Задача остальных - понять идею водящего.

Другой вариант этой игры. Все берут по предмету в руки: монетка, ручка, шпилька, книга и т.д. Каждый должен «превратить» свой предмет в какой-то другой. Потом предметы передаются по часовой стрелке по кругу. Повторяться нельзя.

«Собрать рассказ из ассоциаций»

 Первый в кругу говорит слово, второй – ассоциацию на это слово, третий – ассоциацию на слово второго. И так по кругу. Последний должен объединить эти слова в небольшой связанный рассказ.

«Групповой рассказ»

Если ограничить цель упражнения только развитием фантазии учеников – совсем несложно продолжить этот, или любой другой, рассказ, лишь бы работало воображение. Но поставим цель – тренировать в этом упражнении непрерывность внутренних видений, и все станет намного сложнее! Нам все время придется волевыми усилиями держать ускользающие видения и с помощью внутреннего контроля следить за их непрерывностью – это и будет физической целью данного упражнения. Не спешите продолжать рассказ, не выдумывайте, не вымучивайте "литературную" фразу. Сперва поживите в атмосфере предыдущих слов, и, когда картина станет совсем конкретной, сами собой явятся новые подробности, которые захочется назвать, до того они ярки!

«Цепочка ассоциаций»

"Ледокол"... Что вы видите на своих внутренних экранах? Три минуты молчания – пустите мысль свободно, "отвяжите" ее от ледокола, когда захочется. Посмотрим, куда она вас приведет. Восстановить в памяти всю цепочку ассоциаций, которая привела от "ледокола" к "грибам", иногда бывает не так-то просто. Но это и есть основная часть упражнения, тренирующего логику и последовательность внутренних видений. Переберите всю цепочку ассоциаций от "ледокола" до своей последней картинки. Постарайтесь ни одной не пропустить. Просмотрите снова все картины в том же порядке на своем внутреннем экране. — Еще раз, от начала до конца!

«Ассоциация на привязи»

 В этом упражнении по-иному тренируется ассоциативное мышление – "ледокол"... Увидели первую картину? Теперь не "отвязывайте" от нее свою мысль, держите мысль на привязи к слову "ледокол". Сочините связный рассказ под таким названием. Посторонние мысли отбрасывайте. Должна идти непрерывная лента кадров-событий.

«Мы с тобой похожи тем, что»

 Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. (Мы играем в эту игру, сидя в кругу и рассказывая о схожести с соседом по правую или по левую руку.)

«Стульчики»

Перестраиваем круг, в алфавитном порядке имён участников, по порядку цветов в радуге (выбранных или имеющихся в одежде) и др. признакам. Одна из важнейших задач – сделать это на счёт и в абсолютной тишине.

Вариации игры: на счёт меняем дислокацию: круг, ромб, диагональ и т.д. в алфавитом порядке, по цвету и т.д. со стульями.

Секрет игры в том, что участники должны следить не только за своим комфортом, но и за комфортом партнёров. Чтобы всем было удобно синхронно выполнять движения. Тем более, что среди нас слабовидящие.

Вариация этой игры «Мыши».

Ведущий – кошка, остальные – мыши. Их стулья – кусочки сыра, которые они должны перенести в свои норы под носом у спящей кошки, чтобы её не разбудить. Ведущий перед игрой устанавливает, где находиться норка каждой мышки, кому куда нужно пересесть. Например: мышь, которая является моей тёзкой, живёт по середине сцены; мышь, которая в кругу сидит по правую руку предыдущей мыши, живёт у входа в зал; мышь, у которой на носу очки и она не девочка, живёт у зеркала. Могут задаваться у уточняющие вопросы. После того, как для всех оговорено место, все догадались, кто и где «живёт», на оговоренный счёт (10, 8, 15, 20) переставляют стулья. Потом проверяем, правильно ли мы друг друга поняли.

«Путешествия»

Антарктика. Джунгли. Париж (пять - восемь кадров). Прерывать, просить рассказывать другого. Упражнение правильно делает тот, кто внимательно слушал рассказы товарищей. Кто не только слушал, но и слышал, – а это не одно и то же. Кто слушал и видел. Старался видеть как можно более конкретно, а значит – запечатлевал в памяти. Не только слова запоминал, но и свои видения. Таким образом, в этом упражнении тренируются и непрерывность внутренних видений, и переключения с помощью развитого рассредоточенного внимания, тренируется не механическое запоминание слов, а образное воспоминание чередующихся картин и распределение их по заданным "полочкам".

Формирование представлений и навыков театральной деятельности в сформированной группе через упражнения на коллективность, коммуникацию, раскрепощение, фантазию и внимание.

На данном этапе, когда в группе установились доверие, доброжелательные отношения и интерес к самим занятиям, важно, не теряя интереса каждого участника группы, наладить дисциплину и, главное, самодисциплину в группе, постепенно усложняя уже знакомые задания и упражнения и вводя в работу новые. Мы уже говорили о принципиальном единстве целого и частного в театральной педагогике. Упражнения и игры, которые мы рекомендуем, и другие, которые читатель может найти в разнообразных источниках, на каждом этапе могут быть использованы и полезны в зависимости от поставленной ведущим, педагогом, режиссёром цели; от тех открытий в себе, в партнёрах, в окружающем, к которым готовы студийцы на данный момент. Поэтому мы достаточно условно разделили их на подгруппы. Главное, чтобы ни одно из них не выполнялось формально. Задача ведущего подталкивать участников работы каждый раз заново открывать себя в каждом упражнении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.069 с.)