Стратегическая теория фирмы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегическая теория фирмы.



В рамках данного направления исследования природы фирмы последняя признается активным субъектом рыночных структур, формирует внешнюю среду, т.е. существует сознательное, целенаправленное поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Данная теория фирмы характерна более для управленческих теорий, ведь именно в рамках теорий менеджмента фирма признается действующим агентом преобразований как внутренней, так и внешней среды. Вследствие этого линия стратегического поведения учитывает поведение других субъектов (конкурентов, спрос, государство).

Получается, что фирма выступает активным участником формирования отраслевой, микроэкономической и макроэкономической политики государства.

Факторами стратегического поведения выступает любой критерий (параметр развития) фирмы - цена, качество, закупки, наем, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения.

 

Эволюционная теория

Согласно этой теории фирма предстает как объект в среде подобных объектов, которую можно уподобить биологической популяции. Фирма - это «совокупность компетенций».

Под словом «компетенция» понимается:

1 - информационный капитал, позволяющий владельцу понимать, как следует использовать информацию для решения экономических проблем, как принимать решения и как расширять свою компетенцию;

2 - нечто нематериальное, зависящее от особенностей агента;

3 - нечто, асимметрично распределенное между фирмами и индивидами.

Таким образом, компетенции нельзя отождествлять с начальными характеристиками производства и инноваций или информацией. Они представляют собой конструктивные особенности конкретных множеств организационных взаимодействий, норм и в некоторой степени четкихстратегий.

Компетенция отражает уровень специфики фирмы.

Представители эволюционистской теории определяют тип фирмы как «общий термин для описания всех регулярных и предсказуемых образцов поведения.» Термин используется ими для отражения характеристик фирмы, включающих тип производственной технологии, тип процедур найма и увольнения работников, создания новых товаров, политику инвестирования, инноваций, рекламную деятельность, отношение к дифференциации продуктов и зарубежным вложениям средств.

В эволюционной теории этот тип играет роль, аналогичную той, которую играют гены в биологической теории эволюции. Они являются неотъемлемой характеристикой организма и определяют его возможное поведение (хотя в действительности оно определяется еще и окружением); они наследуются в том смысле, что завтрашние организмы возникают из сегодняшних, имеют много общего с ними и подвергаются отбору, при этом организмы определенного типа в некоторых обстоятельствах ведет себя лучше, чем другие.

Поведение фирмы определяется:

- взаимоотношениями между членами популяции,

- внутренними характеристиками объекта (устоявшиеся правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние или внешние воздействия).

Формируются алгоритмы поведения в среде. Эти правила («рутины») и определяют лицо фирмы, его отличия и характер принимаемых решений. Правила изменяются, эволюционируют и несут отпечаток личностей и характера взаимодействия с партнерами.Поведение фирмы обусловлено «рутинами», это непосредственная и эволюционная реакция фирмы на воздействия со стороны деловой, административной и технологической среды.

Существенным преимуществом эволюционного подхода является его динамичность, включение технологии, компетенции, коллективного обучения в рамках организационных типов.

Предпринимательская теория

В рамках этого подхода фирма –сфера приложения предпринимательской инициативы и имеющихся ресурсов.

Главное в данном подходе–это взаимоотношения между предпринимателем и его бизнесом.Предприниматель – независимый, активный, энергично стремящийся к успеху, рисковый человек.

Поведение фирмы – результат действия и взаимодействия предпринимателей.

Здесь следует учитывать ограниченность предмета исследования. Фирма оценивается только как система предпринимательства, и именно это свойство признается единственно определяющим ее структуру, поведение и развитие.


1. Экономический субъект осуществляет выбор формы защиты         трансакции (сделки) из таких возможных типовэкономической организации, как рынок, контрактнаясистема, внутрифирменная иерархия, а также нерыночныеотношения в рамках рыночных систем.

2. Границы и размер фирмыопределяются на основе учета трансакционных издержек, что предполагает ограниченную рациональность поведения экономических субъектов и небесплатность рыночных трансакций. Кроме этого, учитывается и форма защиты трансакции (гарантии, обеспечиваемые определенной формой экономической организации).

3. Принципиальные изменения происходят при определении элементарной единицы фирмы. Технологическая и функциональная единицы построения организации заменяются экономической - бизнес-процессом, имеющим своего конечного потребителя, находящегося как вовне, так и внутри фирмы.

4. Изменяется и способ упорядочивания элементов фирмы, им становится координация совокупности бизнес-процессов, отрицающая бюрократическую организацию и внутрифирменную иерархию как таковые

5. Реакция фирмы на изменения во внешней среде принципиально отличается от рассмотренных выше. Компания, построенная на основе координации совокупности бизнес-процессов, становится гибкой, ее структура находится в постоянном движении. Изменение структуры фирмы (управление структурой фирмы) становится одним из важнейших специфических менеджерских ресурсов и компетенций, позволяющих повышать эффективность функционирования компании.

Контрольные вопросы.

1. Какова функция фирмы как основного экономического субъекта экономики?

2. Что дает для понимания природы современной фирмы институциональная теория? Где ее целесообразно использовать?

3. Зачем нужен стратегический аспект деятельности фирмы? В каких случаях данный подход является наиболее эффективным?

4. Какие на Ваш взгляд признаки характерны для этапа зрелости жизненного цикла фирмы?

5. Назовите рыночные ситуации, когда фирма может вступить в фазу упадка?

6. Назовите ограничения неоклассического подхода к анализу природы фирмы?

7. Обоснуйте преимущества эволюционной теории фирмы.

8. В каких случаях нужно опираться в исследовании фирмы на технологический подход?

9. Обоснуйте, почему в современной фирме технологическая и функциональная организации заменяются экономической?

10. Какое влияние на природу фирмы оказали глобализационные процессы?

 

 

ТЕМА 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.006 с.)