Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация организационных структур фирмыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Программная аннотация. Понятие организационной структуры фирмы, этапы ее построения в системе горизонтального и вертикального разделения труда. Критерии формирования рациональных организационных структур: адекватность и эффективность взаимодействия с внешней средой, взаимосвязь с выбором стратегии фирмы. Экономическая теория организаций. Дискретные институциональные альтернативы в экономической теории трансакционных издержек. Гибридные формы институциональных соглашений. Общая классификация организационных структур: бюрократические, дивизиональные и программно-целевые структуры Критерии выделения разных типов фирм: сравнительный анализ. Вопросы лекции. 1. Понятие организационной структуры фирмы. 2. Общая классификация организационных структур. 3. Критерии выделения разных типов фирм: сравнительный анализ.
Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации (фирмы). Организационную структуру любой фирмы следует рассматривать с учетом разных критериев. На эффективность деятельности фирмы влияют: 1) реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностей; 2) политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала; 3) полномочия и функции работников фирмы на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем). В рамках вертикального разделения труда руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т.е. формально обладает большей властью и более высоким статусом. Схема горизонтального разделения труда представлена на рис 3.1 ., где отражены подходы к охвату контролем и функционализации. Охват контролем – это число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем. Функционализация – это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей фирмы.
Рис. 3.1. Вертикальное разделение труда
В некоторых предприятиях высшие руководители принимают все решения, а управляющие низшего звена лишь выполняют их директивы. В других фирмах процесс принятия решений перемещается вниз к руководителям, наиболее тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случай известен как централизация, второй – как децентрализация.
Исполнители Рис. 3.2. Горизонтальное разделение труда
Суть централизованных предприятий состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрению: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники – выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные предприятия, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции. Децентрализация требует такой организации управленческой деятельности, которая позволила бы принимать сложные и оперативные решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ такой организационной перестройки. А - в результате децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых им ответственность за принятие решений возрастают. Б - децентрализованная структура ведет к усилению соревновательности в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции. В - в этой модели руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении личного вклада в решение проблемы. Такой подход приводит в повышению автономности в принятии решений в отдельных подразделениях, сокращению сферы централизованного контроля. Организационная структура создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Возникает проблема выбора того или иного типа организационной структуры, адекватного реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития, достижения экономически эффективных результатов. Дифференциация – процесс распределения людей и ресурсов между организационными задачами и установление отношений власти и подчинения. Это процесс внутриорганизационного разделения труда. Интеграция является процессом координации различных организационных задач, функций или подразделений. Существует два типа дифференциации в рамках иерархической организации и, соответственно, интеграции – вертикальный и горизонтальный. Горизонтальная дифференциация приводит к увеличению числа заданий, которые выполняются отдельными работниками или группами работников на одном и том же уровне иерархии. Усиление вертикальной дифференциации означает увеличение количества ступеней в иерархии за счет разделения функций между различными уровнями. В таблице 1 приведены варианты интегрирования, с помощью которого можно сбалансировать дифференциацию, не прибегая к концентрации задач и функций в руках одного человека. Таблица 1. Механизмы интеграции в рамках фирмы [5]
Стандартизация – соответствие действий или взаимодействий внутри компании заранее определенным образом, признанным наилучшим для определенного типа ситуаций. Стандартизированность процесса принятия решений и действий, при прочих равных условиях, обеспечивает решение проблемы координации на основе предсказуемости действий, в том числе посредством обеспечения доступности информации о возможных действиях всем, к кому это может имеет отношение. Стандартизация позволяет при определенных условиях не только обеспечить скоординированность действий, но и решить вопрос оценки действий работника. Тем самым обеспечивается сохранность контроля в компании. Если организационный дизайн предполагает высокую степень стандартизации операций на разных уровнях, то это позволяет, во-первых, минимизировать требования соответствия членов организации друг к другу, во-вторых, сэкономить время на обучение. Вместе с тем если такая компания сталкивается с быстро изменяющейся внешней средой, то возникает проблема координации. Она связна с дефицитом взаимопонимания, основанного на трудностях коммуникации в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому в качестве инструмента балансировки используется взаимное приспособление – набор компромиссов между людьми, возникающих эволюционно на основе субъективных оценок людей. Сравнительными преимуществами взаимного приспособления является отсутствие необходимости разрабатывать сложную систему стандартов действий и взаимодействий, опора на решения, которые принимаются людьми сообразно складывающимся обстоятельствам. Однако взаимное приспособление само по себе не устраняет проблемы оппортунистического поведения участников взаимоде1йствия в отношении компании в целом. Стандартизация является коррелятором централизации, в то время как взаимное приспособление – эволюционный процесс принятия решений и координации на основе использования людьми своих оценок, а также детальных знаний о других людях, входящих в данную организацию. Существуют механистические и органические организационные структуры. К механистическим относят организационные структуры, созданные для координации действий людей заранее предопределенным способом, легко поддающимся проверке. В рамках такого рода структур должно соблюдаться правило «один человек - одна задача». Механизм координации - исключительно иерархия власти. Здесь решения централизованы, акцент сделан на стандартизацию и формализацию правил и решений. Органическая структура допускает инициирование людьми изменений и быструю адаптацию к изменяющимся условиям. Это предполагает принятие решений, использование широкого спектра интегрирующих механизмов. В механистической структуре также присутствует элемент неформального, но в рамках неформального акцент делается на фиксацию и защиту статуса в компании, тогда как в органической структуре приоритетом является не статус, а экспертные знания (умения). В современной экономической литературе произошло смещение с анализа в контексте между фирмой и рынками на исследование гибридных фор организаций. Гибридные формы институциональных соглашений указывают на относительность разделения организаций на фирмы и рынки, поскольку они не предполагают ни внутрифирменного, ни рыночного механизма координации. Гибриды – это такие соглашения между автономными в юридическом смысле единицами, которые ведут бизнес совместно, приспосабливаясь друг к другу не только и даже не столько с помощью механизма цен, сколько совместно используя или обмениваясь технологиями, капиталом, продуктами и услугами. 1. Вне зависимости от того, какую форму принимает гибридное институциональное соглашение между фирмами, оно сопряжено с объединением ресурсов и осуществлением совместных инвестиций, которое невозможно на основе использования исключительно механизма цен или не сохраняет необходимой степени гибкости для участников. Здесь предполагается наличие неценовых барьеров входа в контрактные отношения, совместное планирование взаимодействий и поддержание необходимого уровня доверия между сторонами. 2. Участники остаются самостоятельными не только с точки зрения принятия решений и сохранения права на остаточный доход. Между ними действуют юридически обязывающие контракты, которые не являются полными. Поэтому большое значение имеет признание конечных прав каждого из участников, что в свою очередь, отражает симметричность их положения в отличие от устойчивой асимметричности в иерархии в рамках фирмы. Контракты, соответствующие гибридной форме организации, в большей степени являются рамочными, которые дополняются специализированным механизмом управления трансакцией, включающей не только планирование, но и мониторинг, механизм разрешения споров. Таким образом формируется широкое поле для использования механизмов частного порядка улаживания конфликтов. Выделяют несколько разновидностей гибридных институциональных соглашений: субконтрактация, сети, кластеры, франчайзинг, коллективные товарные знаки, альянсы, а также партнерства и кооперативы.[6]
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.204 (0.007 с.) |