Концептуальные теоретические подходы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные теоретические подходы



ТЕМА 1.

Концептуальные теоретические подходы

К анализу фирмы

Программная аннотация.

Фирма как основной институт современной экономики. Признаки фирмы как особого хозяйствующего субъекта.

Фирма и внешняя среда. Влияние глобализации на экономическую природу фирмы.

Основные концепции фирмы: неоклассическая, неоинституциональная, стратегическая, предпринимательская, эволюционная.

Вопросы лекции.

1. Фирма как основной субъект и институт экономики.

2. Фирма и внешняя среда. Жизненный цикл фирмы.

3. Сравнительный анализ основных теоретических концепций природы фирмы.

4. Основные положения современной теории фирмы.

 


Фирма – институт экономики, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом.

Можно выделить следующие признаки фирмы.

1. Фирма - это крупная организационная единица, имеющая промышленный масштаб. Здесь не имеется в виду, производит ли фирма один какой-либо продукт, или является диверсифицированным производством, здесь важна именно промышленная основа этого производства. Фирмой признается и сравнительно небольшое, управляемое собственником предприятие, занимающееся одним видом бизнеса на отдельном рынке своего продукта, и крупное диверсифицированное предприятие, управляемое профессиональными менеджерами и акционерами.

Исходя из этого, выделяют 6 типов фирм:[1]

- предприятие одного вида бизнеса, действующее только на одной стадии промышленного производства;

- частично интегрированное предприятие одного вида бизнеса, действующее на некоторых стадиях промышленного производства;

- полностью интегрированное предприятие одного вида бизнеса, действующее на всех стадиях промышленного производства;

- предприятие «доминантного бизнеса», чьи усилия сосредоточены на одном основном виде бизнеса при некоторой диверсификации (до 1/3 совокупных продаж корпорации);

- узко диверсифицированное предприятие с «несколькими» (3-10) подразделениями, действующими в родственных или совершенно других отраслях;

- широко диверсифицированное предприятие с «многими» (от 10 до нескольких сотен) подразделениями, действующими в широком спектре отраслей.

2. Фирма является самостоятельным экономическим агентом. Самостоятельность понимается и как юридическая самостоятельность, т.е. фирма выступает как юридическое лицо, имеющая свой расчетный счет и самостоятельно формирующая отношения с государственными органами управления, имеющая право заключать сделки, и как организационная обособленность (целостная единица никому не подчиненная). Также предполагается, что фирма обладает производственной и финансовой свободой, т.е. свободой в принятии экономических решений. Самостоятельность фирмы выражается в особом наименовании фирмы – торговой марке.

3. Фирма выполняет особую функцию в экономике – производство товаров и услуг из имеющихся ресурсов. В этом смысле всем фирмам присущи определенные фундаментальные черты:

- каждая фирма должна приобретать производительные ресурсы, присутствуя на рынке ресурсов в качестве покупателя труда, инвестиционного капитала и природных ресурсов;

- все фирмы используют ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг (экономических благ);

- все фирмы присутствуют на рынке как продавцы своих товаров и услуг;

- каждая фирма должна принимать важные экономические решения относительно организации своей экономической деятельности. Эти решения касаются видов производимой продукции, использования тех или иных ресурсов и методов производства, соотношения труда и капитала, организационной структуры фирмы;

- фирма должна решать, каким образом она будет конкурировать на каждом направлении своего бизнеса.

Поэтому фирма представляет собой инструмент альтернативного распределения ресурсов в экономике между конкурирующими возможностями их использования.

4. Прибыль выступает целью и мотивом поведения фирмы на рынке. Фирма представляет собой коммерческое предприятие, и поэтому некоммерческие учреждения не могут быть признаны фирмой, ибо не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют ее между участниками.

 

 


Фирма как экономический агент не обособлена от общественных процессов. Хотя на нее в первую очередь оказывают влияния экономические процессы и отношения, в то же время она взаимозависима от внешней среды и взаимодействует с ней.

Фирма проявляет свои характеристики только в процессе взаимодействия с внешней средой, она реагирует на воздействие внешней среды, развивается под этим воздействием, но при этом остается особой целостной устойчивой экономической системой.

Фирма должна отражать состояние внешней среды. В основе ее построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на изменения внешней среды.

 

Рис. 1.1. Внешняя среда фирмы

 

Фирма также получает информацию из внешней среды. Это помогает ей приспособиться, и позволяет предпринимать определенные действия по исправлению нежелательных последствий для фирмы.    

Фирмы зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них живут бесконечно долго, но ни одна из них не способна жить без изменений. Новые фирмы организуются постоянно, но «умирают» также постоянно.

Как и всякая система фирма имеет свой жизненный цикл как смену определенных состояний с предсказуемыми изменениями в течении времени.

Жизненный цикл фирмы теснейшим образом связан с жизненным циклом товара. Последний используется для объяснения того, как товар проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка.

Выделяют следующие этапы жизненного цикла фирмы [2]:

§ этап предпринимательства, когда фирма находится в стадии становления, формируя жизненный цикл товара;

§ этап коллективности, когда развиваются инновационные процессы, формируются миссия организации, деловые контакты и демонстрируются обязательства, нарастают доходы;

§ этап формализации и управления, когда создается стабильная структура и упор делается на эффективность инноваций и инвестиций, увеличивается прибыль;

§ этап выработки структуры, когда расширяется производство и рынок, формируются перспективы развития, диверсифицируется производство;

§ этап упадка, когда в результате конкуренции уменьшается спрос на продукцию фирмы и снижаются доходы.

При создании фирмы, когда творческий процесс протекает свободно, появляется стремление к стабильному и устойчивому развитию, при этом решаются две задачи: обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции.

 

Зрелость

Упадок

 


Рост


Создание

     
 


Рис.1.2. Жизненный цикл фирмы

Зрелость фирмы проявляется в том, что она начинает беспокоиться об эффективности инвестиций и возможности инноваций, увеличивает объемы производства и расширяет рынок. Все это нацеливается на обеспечение стратегической позиции фирмы на рынке, сохранении и упрочении своего устойчивого положения.

«Симптомами» упадка можно назвать следующие:

- снижение спроса вследствие усиления конкуренции;

- увеличение конкурентной силы поставщиков;

- сложности управления возросшим объемом производства;

- усложнение и замедление инновационного процесса;

- снижение эффективности производства (рентабельности).

Многочисленные исследования показывают, что фирмы в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнить свои цели и задачи.

 

 


Эволюционная теория

Предпринимательская теория

В рамках этого подхода фирма –сфера приложения предпринимательской инициативы и имеющихся ресурсов.

Главное в данном подходе–это взаимоотношения между предпринимателем и его бизнесом.Предприниматель – независимый, активный, энергично стремящийся к успеху, рисковый человек.

Поведение фирмы – результат действия и взаимодействия предпринимателей.

Здесь следует учитывать ограниченность предмета исследования. Фирма оценивается только как система предпринимательства, и именно это свойство признается единственно определяющим ее структуру, поведение и развитие.


1. Экономический субъект осуществляет выбор формы защиты         трансакции (сделки) из таких возможных типовэкономической организации, как рынок, контрактнаясистема, внутрифирменная иерархия, а также нерыночныеотношения в рамках рыночных систем.

2. Границы и размер фирмыопределяются на основе учета трансакционных издержек, что предполагает ограниченную рациональность поведения экономических субъектов и небесплатность рыночных трансакций. Кроме этого, учитывается и форма защиты трансакции (гарантии, обеспечиваемые определенной формой экономической организации).

3. Принципиальные изменения происходят при определении элементарной единицы фирмы. Технологическая и функциональная единицы построения организации заменяются экономической - бизнес-процессом, имеющим своего конечного потребителя, находящегося как вовне, так и внутри фирмы.

4. Изменяется и способ упорядочивания элементов фирмы, им становится координация совокупности бизнес-процессов, отрицающая бюрократическую организацию и внутрифирменную иерархию как таковые

5. Реакция фирмы на изменения во внешней среде принципиально отличается от рассмотренных выше. Компания, построенная на основе координации совокупности бизнес-процессов, становится гибкой, ее структура находится в постоянном движении. Изменение структуры фирмы (управление структурой фирмы) становится одним из важнейших специфических менеджерских ресурсов и компетенций, позволяющих повышать эффективность функционирования компании.

Контрольные вопросы.

1. Какова функция фирмы как основного экономического субъекта экономики?

2. Что дает для понимания природы современной фирмы институциональная теория? Где ее целесообразно использовать?

3. Зачем нужен стратегический аспект деятельности фирмы? В каких случаях данный подход является наиболее эффективным?

4. Какие на Ваш взгляд признаки характерны для этапа зрелости жизненного цикла фирмы?

5. Назовите рыночные ситуации, когда фирма может вступить в фазу упадка?

6. Назовите ограничения неоклассического подхода к анализу природы фирмы?

7. Обоснуйте преимущества эволюционной теории фирмы.

8. В каких случаях нужно опираться в исследовании фирмы на технологический подход?

9. Обоснуйте, почему в современной фирме технологическая и функциональная организации заменяются экономической?

10. Какое влияние на природу фирмы оказали глобализационные процессы?

 

 

ТЕМА 2.

Программная аннотация.

Функция фирмы в обществе. Выживание – глобальная цель фирмы в экономической системе.

Роль прибыли как мотива поведения фирмы в классической экономической теории.

Влияние экономической глобализации на целеполагание фирмы на рынке. Капитализация как особый мотив поведения современной компании.

Многообразие экономических интересов различных агентов в рамках фирмы. Цели акционеров, индивидуального собственника, управляющих, кредиторов.

Вопросы лекции.

 

1. Выживание и прибыль как цели современной компании.

2. Капитализация как особый мотив поведения современной компании.

3. Многообразие экономических интересов различных агентов в рамках фирмы.

 

 


Фирма в экономической системе всегда оценивается как производящий субъект. Именно производящей функцией обусловлена целесообразность фирмы с точки зрения ее как экономической системы и как субъекта хозяйствования в обществе. Это определяет глобальную цель фирмы как экономического субъекта, которая состоит в том, чтобы продолжать существование. Поэтому выживание признается глобальной целью фирмы, присущей ей в любое время и при любых стратегиях.

Важность выживания в долгосрочном периоде очевидна, но как цель- выживание не помогает объяснить и предсказать поведение фирмы. Путей выживания всегда много. И выбор одного из них всегда зависит от тех или иных факторов. Основное значение цели выживания состоит в том, что она является предпосылкой для достижения других целей. Ее отношение к объяснению поведения фирмы на рынке ограничена только теми случаями, когда фирма попадает в такую тяжелую ситуацию, когда все ее усилия должны быть направлены на то, чтобы пережить худые времена.

Большинство теорий, объясняющих поведение фирмы на рынке, базируются на допущении, что фирмы движимы желанием максимизировать прибыль.

Из-за устойчивой ориентации на прибыль конкурирующих предприятий, стремление фирм к извлечению максимальной прибыли принимается как данное. Максимизация прибыли подразумевает, что, выбирая из нескольких вариантов с разной ожидаемой прибылью, фирма выберет вариант с наибольшей ожидаемой прибылью. С уверенностью можно сказать, что прибыль является целью почти всякой фирмы, и возможно доминирующей целью. Прибыль – это универсальная мера показателей деятельности фирмы.

Аргументы в пользу максимизации прибылей фирмы:

· мотив прибыли есть самая сильная, самая универсальная и самая устойчивая сила, направляющая деловое поведение фирмы;

· конкуренция заставляет фирмы преследовать цель максимизации прибыли;

· допущение о том, что фирмы ведут себя так, как если бы они стремились максимизировать прибыль, является правильным, покуда оно позволяет предсказывать поведение на рынке;

· допущение о максимизации прибыли полезно для общего понимания и объяснения поведения групп фирм.

Аргументы против максимизации прибылей фирмами:

· неопределенность препятствует максимизации прибылей фирмами, даже если они и хотят это делать, из-за неточной информации и неопределенности невозможно точно установить, какое из направлений деятельности приведет к максимизации прибыли, поэтому цель максимизации прибыли становится бессмысленной целью и не пригодной основой для принятия решений;

· отделение управления от владения дает менеджерам крупных корпораций свободу преследовать другие, помимо максимизации прибылей, цели;

· существует много примеров того, что практическая деятельность фирм не связана с максимизацией прибыли;

· фирмы находят выгодным для себя избегать получение максимально возможных прибылей;

· максимизация прибыли – дело трудное, нереалистичное и аморальное.

 

 

 


Глобальная экономика меняет приоритеты деятельности экономических субъектов, действующих в глобальном пространстве.Глобальные изменения повлияли на эффективность бизнеса экономического субъекта, приведя к смене базовых парадигм предпринимательской активности, когда трансформировалось не просто само понятие компании, но и основные категории, описывающие ее сущность, систему целей и способов их достижения. Главная особенность современной картины деятельности экономического субъекта касается влияния внешней среды на его поведение, когда необходимо самому субъекту суметь оценить внешние изменения и смоделировать свое поведение сообразно этим вызовам.   

Современная компания в эпоху глобализации вряд ли может быть оценена сквозь призму неоклассической экономической теории. Основные потенции ее теперь определяются только, посредством и через стоимость, а значит, инвестиционно-стоимостные ориентиры становятся главными при определении ее возможностей и целей.

Согласно взглядам неоклассиковэкономический субъект в виде компании всегда стремится к максимизации краткосрочной прибыли, устанавливая такой объем производства, при котором предельные издержки совпадают с предельным доходом. Решение об инвестицияхв этом случае принимается исходя из соотношения стоимости капитальных благ и нынешней стоимости потока будущих доходов от него, поэтому инвестиционные решения отделены от ценовых. В этой теории содержатся неявные предпосылки того, что компания управляется единым хозяином-капиталистом и состоит из одного завода.Однако неоклассическая теория фирмы претерпевает ряд модификаций по линии определенности внешней среды, критериев принятия решений.Наиболее убедительная альтернатива этому подходу была сформулирована в рамках посткейнсианских и институциональных теорий.

Именно отделение прав собственности от управления фирмой стало основой перехода современных корпораций от краткосрочной к долгосрочной стратегии развития, ибо смещение фактического контроля от собственников к менеджерам сформировало новые возможности корпорации по развитию с учетом долгосрочного периода.

Сегодня этот тезис усиливается и тем, что в экономической теории сформировалась институциональная концепция «заинтересованных лиц», в рамках которой компания предстает как пул взаимных интересов всех «заинтересованных лиц» (стейкхолдеров, т.е. финансовых и нефинансовых агентов, так или иначе заинтересованных в деятельности корпорации и обладающих возможностями повлиять на ее работу).[3] Данный институциональный подход позволяет создать новую размерность в понимании управления компанией (в широком смысле), включая в систему оценки учет внешней институциональной среды и координацию развития внутрикорпоративной институциональной среды.

Современная экономическая действительность трансформирует содержательную сторону экономического мышления. Глобализация и финансовая экономика, постиндустриализация и постмодерновые параметры эпохи предполагают отход от операционной функциональности мышления экономического субъекта и перевод его в финансовую функциональную плоскость осмысления реальной действительности, что ведет к становлению нового типа экономического мышления – стоимостного. Данный тип мышления нацелен на стратегическое видение компании, учитывает долгосрочную ориентацию ее развития.

 

Рис.2.1. Новая природа компании

Как известно, стоимостьв наибольшей степени связана с денежным потоком, который генерирует компания. Поэтому компания заинтересована в приросте стоимости и именно прирост стоимости становится главным критерием эффективности хозяйственной деятельности экономического субъекта.Ее параметры - рациональность, учетность, долгосрочность, счетность, управляемость - начинают определять хозяйственную мотивацию и на этой основе формировать особую модель развития компании - финансовую. Компания теперь заинтересована в создании максимального, постоянного и долгосрочного потока стоимости, ориентируя все свои составляющие на достижение наибольшей величины стоимости самой компании. Начинает оцениваться не объем производства продукции, а те активы, которыми владеет компания, те ценности, которые она сформировала в глазах всех экономических субъектов, как внутренних, так и внешних (всех «заинтересованных групп»), те денежные потоки, которые может получить компания, используя все свои ресурсы, ценности, т.е. активы, в будущем периоде с учетом присущих рисков.Превращение в капитал становится ее единственной целью и формой существования. Тем самым стоимость всегда стремится к капитализации и последняя становится целеориентирующим мотивом деятельности экономического субъекта.

«Капитализация компании – это мера способности бизнес-модели создавать и удерживать ценность».[4]

Стоимостной подход позволяет перейти от традиционного анализа финансовых результатов за определенный период и их сопоставления с аналогичными параметрами в прошлом к долгосрочному прогнозу денежных потоков и непрерывному мониторингу опережающих нефинансовых индикаторов.Теперь эффективность управления компанией определяется не его ликвидностью, ведь оборот как параметр развития теряет свой смысл и на его место приходит «цена бизнеса», которая отражает возможности развития бизнеса посредством оценки будущих денежных потоков, генерируемых компанией и дисконтированных по ставке, отражающей присущий риск.

Цена бизнеса – это денежная оценка всех активов (и материальных, и нематериальных), которые имеются в распоряжении компании и которые она использует для достижения максимизации стоимости компании.

Стоимость в финансовой модели развития современной компании основана на учете альтернативности вариантов капиталовложений с определенным риском и соответствующей доходностью, т.е. в основании понимания стоимости как мотивационного критерия поведения экономических субъектов лежит понятие «экономической прибыли».

Концепция «управление стоимостью компаний» (Value based management - VBM) появилась в середине 1980-х в США. Суть ее в том, что все решения менеджмента компании должны оцениваться с точки зрения их влияния на ее рыночную стоимость. В первую очередь это делается в угоду инвесторам. Кроме того, собственникам компании полезно знать, сколько стоит их бизнес, чтобы понять, продолжать ли им заниматься.

В 1990-х этот метод пришел в Европу и Азию, а несколько лет назад новую философию управления стали использовать и крупные российские компании.

Управление стоимостью компании – новая философия менеджмента, о ней много пишут специалисты и спорят практики. Причины актуализации данной концепции можно разбить на три группы.

1. Первая группа причин вытекает из новых процессов, возникающих в самом бизнесе – он стал более динамичным, резко возросла роль интеллектуальных ресурсов как факторов успеха в конкурентной борьбе.         

2. Вторая связана с усилением самой конкуренции, что ведет к необходимости удовлетворять интересы всех «заинтересованных лиц» (stakeholders) компании, под таковыми понимаются группы потребителей, поставщиков, государственных органов и сам персонал компании (иными словами – все те, кто заинтересован в ее деятельности).

3. Третья группа причин уходит корнями в процессы, протекающие во взаимоотношениях собственников и управленческих команд, в нарушении баланса их разнородных интересов, в смещение фактического контроля над компанией от собственника к наемным командам. Интерес тем и вызван, что этот метод позволяет анализировать и оценивать результаты деятельности компании с учетом всех изменений, которые происходят в деловой среде.

 

 

 

 


Компания как пул интересов заинтересованных лиц предстает посредством взаимосогласования целей всех субъектов. Рассмотрим цели основных субъектов, действующих в рамках компании.

Цели акционеров

-достижение наименее рискованного портфеля вложений.

    Акционеры используют покупку акций главным образом для сохранения денежных средств от обесценивания. Поэтому при вложении средств в акции они руководствуются принципом наибольшей сохранности денег, т.е. достижение наименее рискованного портфеля вложений. При доминировании данной цели долгосрочная прибыль компании будет меньше максимально возможной.

-максимизация дивидендов.

    Небольшие акционеры могут использовать покупку акций для получения дохода. Если таких акционеров большинство, то распределение прибыли будет идти преимущественно в сторону роста части, выплачиваемой в качестве дивидендов. В краткосрочном периоде это может происходить за счет перераспределения прибыли и не отражаться ни на количестве выпускаемых акций, ни на его цене. В долгосрочном периоде нацеленная на максимизацию дивидендов фирма будет производить мало продукции, поскольку сокращение совокупного выпуска будет компенсироваться ростом цены.

-оптимизация эффекта дохода и эффекта цены.

Акционеры являются и покупателями и собственниками.

А- стремятся к увеличению дивидендов, б- стремятся к сокращению цены, противоречие интересов. Если эффект цены преобладает, то фирма будет производить много товара и иметь низкие цены, если наоборот, то мало товара и высокие цены.

Цели управляющих

-максимизация совокупной выручки фирмы

Условие максимизации прибыли – MR=MC, условие максимизации выручки – MR=0, то Q1<Q2 . Это характерно для краткосрочного периода или для фирмы в условиях дефицитного спроса. Переход к другим целям чреват снижением объема продаж.

Отрицательными чертами такого положения выступают:

· эффект снежного кома;

· изменение отношения с банками;

· потеря каналов сбыта;

· потеря монопольной власти;

· фирма становится менее устойчива;

· уменьшение объема инвестирования,

· падение курса акций.

-максимизация полезности от собственного положения – премии, бонусы.

-максимизация темпов роста фирмы, чем больше темп роста, тем лучше работа менеджеров, рост фирмы достигается за счет нераспределенной прибыли.

1. величина дивидендов зависит от объема выпуска: если фирма максимизирует темпы роста, то будет сокращаться выпуск по сравнению с условиями максимизации прибыли (максимизируется меньшая ее часть – нераспределенная прибыль);

2. дивидендная политика не зависит от состояния дел: совпадение целей максимизации прибыли и максимизации темпов роста.

-максимизация прибыли в условиях неопределенности -упрочить свое положение.Фирма должна учитывать дисконтированнуюстоимость денежных потоков доходов и расходов.

Цели кредиторов

-получение максимума дохода на вложенные средства.

Кредиторы получают возмещение собственных средств путем продажи части активов компании, норма доходности, рассчитанная на заемный капитал, будет отличаться от нормы доходности, рассчитанной на собственный капитал компании. При сопоставлении проектов с разной степенью финансирования за счет собственных и заемных средств возможен конфликт интересов между акционерами, предпочитающими один вариант на основе своей нормы доходности, и кредиторами, ориентированными на свою норму. Чем больше долг по отношению к собственному капиталу фирмы, тем более рискованными становятся вложения в акции, тем больше колебания цен акций, тем выше норма доходности для акционеров, тем выше риск конфликта интересов между акционерами и кредиторами.

Цели дебиторов

-максимизация сроков использования чужих денег - большая дебиторская задолженность – способ давления на фирму, мертвые средства; низкая прибыль – потеря альтернативного дохода →недопроизводство.

Цели работников

-максимизация дохода одного работника.

Фирма с преобладающим влиянием работников – «самоуправляющаяся» фирма. Кривая предложения самоуправляющейся фирмы имеет отрицательный наклон, подобно кривой спроса. Поведение самоуправляющейся фирмы резко отличается от традиционно принятой в экономической системе с возрастающей, а не убывающей функцией предложения, поскольку именно возрастание предложения при росте цены при убывании спроса гарантирует достижение стабильного равновесия на рынке. Такие фирмы в большом количестве функционирующие в макросистеме способны ее дестабилизировать.

 

Контрольные вопросы.

1. Почему фирма может преследовать разные цели?

2. Назовите ситуации на рынке, когда фирма отказывается от целеполагания в виде максимизации прибыли.

3. В каких случаях преобладание целей акционеров ведет к дестабилизации деятельности компании?

4. Как можно оценить ситуацию на фирме по отношению к максимизации прибыли при наличии у нее высоких долгов?

5. Можно ли помочь смягчению конфликта между собственниками и менеджерами введением потолка заработной платы для менеджеров?

6. Объясните, почему глобализации трансформирует цель компании?

7. Что понимаете под капитализацией?

8. Какое значение имеет капитализация как цель компании для менеджеров и персонала?

9. В чем отличие цели в виде капитализации от цели максимизации прибыли?

10.  Каким образом стремление к достижению целей акционеров могут дестабилизировать деятельность компании?

 

 

ТЕМА 3.

Программная аннотация.

Понятие организационной структуры фирмы, этапы ее построения в системе горизонтального и вертикального разделения труда. Критерии формирования рациональных организационных структур: адекватность и эффективность взаимодействия с внешней средой, взаимосвязь с выбором стратегии фирмы.

Экономическая теория организаций. Дискретные институциональные альтернативы в экономической теории трансакционных издержек. Гибридные формы институциональных соглашений.

Общая классификация организационных структур: бюрократические, дивизиональные и программно-целевые структуры

Критерии выделения разных типов фирм: сравнительный анализ.

Вопросы лекции.

1. Понятие организационной структуры фирмы.

2. Общая классификация организационных структур.

3. Критерии выделения разных типов фирм: сравнительный анализ.

 

 


  Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации (фирмы).

  Организационную структуру любой фирмы следует рассматривать с учетом разных критериев.

  На эффективность деятельности фирмы влияют:

1) реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностей;

2) политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;

3) полномочия и функции работников фирмы на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

В рамках вертикального разделения труда руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т.е. формально обладает большей властью и более высоким статусом. Схема горизонтального разделения труда представлена на рис 3.1 ., где отражены подходы к охвату контролем и функционализации. Охват контролем – это число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем. Функционализация – это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей фирмы.

 

 


Рис. 3.1. Вертикальное разделение труда

 

В некоторых предприятиях высшие руководители принимают все решения, а управляющие низшего звена лишь выполняют их директивы. В других фирмах процесс принятия решений перемещается вниз к руководителям, наиболее тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случай известен как централизация, второй – как децентрализация.

             
Высший уровень управления
 

 

 


Исполнители

Рис. 3.2. Горизонтальное разделение труда

 

Суть централизованных предприятий состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрению: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники – выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные предприятия, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции.

Децентрализация требует такой организации управленческой деятельности, которая позволила бы принимать сложные и оперативные решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ такой организационной перестройки.

А - в результате децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых им ответственность за принятие решений возрастают.

Б - децентрализованная структура ведет к усилению соревновательности в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции.

В - в этой модели руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении личного вклада в решение проблемы.

Такой подход приводит в повышению автономности в принятии решений в отдельных подразделениях, сокращению сферы централизованного контроля.

Организационная структура создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Возникает проблема выбора того или иного типа организационной структуры, адекватного реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития, достижения экономически эффективных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.139 с.)