Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выпускная квалификационная работа. На тему: «организация диалогического взаимодействия в детском музыкальномСодержание книги
Поиск на нашем сайте
на тему: «Организация диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе»
Работа выполнена студентом Шаровой Наталией Олеговной Научный руководитель д. п. н., доцент кафедры Т и ММХВ Бочкарева Ольга Васильевна Допустить к защите Зав. кафедрой доцент, канд. искусств. Плохов Александр Васильевич «____»__________________2013 г.
Ярославль 2013 г. Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое осмысление проблемы организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе………………………………………………………………………..7 1.1 Сущность, основные характеристики диалогического взаимодействия в музыкальной педагогической деятельности………………..............................7 1.2 Особенности детского творческого коллектива …………………………..12 1.3 Педагогические условия организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе………………………………21 Глава II. Опытно-практическое исследование организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе…………………………………………………………………........30 2.1Цель, задачи и методы проведения опытно-практического исследования……………………………………………………………….........30 2.2 Ход, описание и результаты опытно-практического исследования ….....40 Заключение ……………………………………………………………………..55 Список литературы …………………………………………………………....58 Приложение…………………………………………………………………......68 Введение Диалог, как одна из форм взаимодействия педагога и обучающегося, в настоящее время является одной из самых активно обсуждаемых проблем современной науки и практики. Развитие новых информационных технологий даёт возможность использования современных каналов общения таких как: Интернет, телемосты, телеконференции и т.д. и влияет на характер мышления, мировоззрение, духовный склад личности. Взаимодействие педагога и обучающихся - особый вид общественных отношений, демократичных по своей сути (партнёрских), где ценность индивидуальности воспитанника стоит на первом месте. Такое взаимодействие зависит от качеств, индивидуальных особенностей педагога в той же степени, как и от личности самого ребенка. Актуальность выбранной темы объясняется существующими противоречиями между: 1) целевыми установками коллектива и смысловыми установками его членов, а так же внутри коллектива между отдельными обучающимися или группами обучающихся, находящихся на разных этапах личностного и музыкального развития, опережающими его в своём развитии или, наоборот, отстающие от его развития; 2) существующими в педагогике и методике музыкального образования накопленными научными разработками и малой востребованностью их педагогами, музыкантами в своей практической деятельности; 3)поставленными педагогом задачами и реальным выполнением их обучающимися, где эффективность педагогического процесса зависит от состояния реального взаимодействия его участников (педагога и обучающегося, педагога и объединения детей). Одной из сложившихся тенденций обсуждения проблемы педагогического взаимодействия можно назвать постоянство творческих поисков педагогов в адекватном раскрытии сложного мира ребёнка, его способностей через диалогическое взаимодействие. Происходит постепенный переход от традиционного понимания педагогической деятельности, только как формы диалогического воздействия взрослого на ребёнка, связанных с развитием в нём музыкальных способностей, к педагогическому пути, направленному на диалог, самореализацию в общих целях и задачах на современном этапе. Многообразие взаимоотношений между педагогом и детьми зависит от профессионализма педагога, стремления его быть в курсе современных возможностей и технологий, особенностей его педагогического стиля, такта, мастерства, его авторитета как руководителя, от готовности обучающихся воспринимать и понимать его, от условий в которых будет развиваться это сотрудничество. В связи с вышесказанным нами была определена тема данной работы: «Организация диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе». Цель исследования: теоретическое и практическое осмысление проблемы организации диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в детском музыкальном творческом коллективе. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: 1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе. 2. Выявить и проверить эффективность педагогических условий, способствующих организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе. 3. Разработать серию занятий, выявляющих возможности диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе. Объект исследования: музыкально-педагогический процесс, направленный на организацию диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в детском музыкальном творческом коллективе. Предмет исследования: педагогические условия, способствующие организации и развитию диалогического взаимодействия педагогов и обучающихся в детском музыкальном творческом коллективе. Гипотеза данного исследования состоит в том, что организация диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе будет проводиться успешнее, если выполняются следующие условия: 1. осуществляется творческий процесс, связанный со сменой ролей и лидеров в различных видах деятельности в музыкальном творческом коллективе; 2. создаются условия для развития музыкальных творческих способностей каждого ребёнка, с дальнейшим их проявлением в концертной деятельности; 3. учитываются особенности работы в разновозрастном музыкальном творческом коллективе и наблюдается стремление к его развитию. Методологической базой исследования являются труды о диалоге, диалогическом взаимодействии М.М.Бахтина, Д.С.Лихачёва, А.Ф.Лосева и др. Направление исследования определили работы Б.В.Асафьева, Э.Б.Абдуллина, Г.М.Цыпина, Л.Г.Арчажниковой, Ю.Б.Алиева, Л.С.Майковской, В.Г.Ражникова, О.В.Зиминой, и др. в области музыкальной педагогики, теории музыкального восприятия, развития музыкальных и творческих способностей личности определили направление исследования. Концептуальное значение имели исследования: Л.В.Байбородовой, М.И.Рожкова по педагогическому взаимодействию; труды А.В.Морозова и А.Л.Уманского по психологии коллектива и лидерства детском творческом коллективе, Х.Вана и О.В.Бочкарёвой о диалогичности музыкально-педагогического процесса. Особый интерес вызвали работы Д.Е.Яковлева, Е.Б.Евладовой, Л.Г.Логиновой об учебно-воспитательном процессе в дополнительном образовании, реализующем развивающие и культурообразующие функции как приоритетные. При проведении исследования были использованы следующие методы: - изучение, систематизация, обобщение научной литературы по философии, социологии, культурологии, психологии, педагогике, эстетике, музыкознанию, лингвистике, аксиологии, детскому музыкальному образованию; - педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся с целью изучения состояния проблемы в практике работы, включённое наблюдение автора в процесс педагогической работы, беседа; - опытно-педагогическое исследование, включающее в себя социометрический метод, первоначальную, текущую и итоговую диагностику. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучена и обобщена литература по теме исследования, выявлен научный аппарат, изучены такие категории как «взаимодействие», «диалог», «творческий коллектив», «лидерство», «музыкальные способности». Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и рекомендации по организации (применению) диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе могут быть использованы в профессиональной деятельности учителей и педагогов дополнительного образования. База исследования МОУДОД ДЮЦ «Ярославич» объединение школа вокала «Контрасты».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.007 с.) |