Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа. На тему: «организация диалогического взаимодействия в детском музыкальном

Поиск

на тему: «Организация диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе»

 

 

Работа выполнена студентом

Шаровой Наталией Олеговной

Научный руководитель

д. п. н., доцент кафедры Т и ММХВ

Бочкарева Ольга Васильевна

 Допустить к защите

Зав. кафедрой

 доцент, канд. искусств.

  Плохов Александр Васильевич

«____»__________________2013 г.

 

Ярославль 2013 г.

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3

 

Глава I. Теоретическое осмысление проблемы организации  диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе………………………………………………………………………..7

1.1 Сущность, основные характеристики диалогического взаимодействия

в музыкальной педагогической деятельности………………..............................7

1.2 Особенности детского творческого коллектива …………………………..12

1.3 Педагогические условия организации диалогического взаимодействия

в детском музыкальном творческом коллективе………………………………21

Глава II. Опытно-практическое исследование организации

диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе…………………………………………………………………........30

2.1Цель, задачи и методы проведения опытно-практического исследования……………………………………………………………….........30

2.2 Ход, описание и результаты опытно-практического исследования ….....40

Заключение ……………………………………………………………………..55

Список литературы …………………………………………………………....58

Приложение…………………………………………………………………......68

Введение

Диалог, как одна из форм взаимодействия педагога и обучающегося, в настоящее время является одной из самых активно обсуждаемых проблем современной науки и практики. Развитие новых информационных технологий даёт возможность использования современных каналов общения таких как: Интернет, телемосты, телеконференции и т.д. и влияет на характер мышления, мировоззрение, духовный склад личности.

Взаимодействие педагога и обучающихся - особый вид общественных отношений, демократичных по своей сути (партнёрских), где ценность индивидуальности воспитанника стоит на первом месте. Такое взаимодействие зависит от качеств, индивидуальных особенностей педагога в той же степени, как и от личности самого ребенка.

Актуальность выбранной темы объясняется существующими противоречиями между:

1​) целевыми установками коллектива и смысловыми установками его членов, а так же внутри коллектива между отдельными обучающимися или группами обучающихся, находящихся на разных этапах личностного и музыкального развития,  опережающими его в своём развитии или, наоборот, отстающие от его развития;

2) существующими в педагогике и методике музыкального образования

накопленными научными разработками и малой востребованностью их педагогами, музыкантами в своей практической деятельности;

3)поставленными педагогом задачами и реальным выполнением их обучающимися, где эффективность педагогического процесса зависит от состояния реального взаимодействия его участников (педагога и обучающегося, педагога и объединения детей).

Одной из сложившихся тенденций обсуждения проблемы педагогического взаимодействия можно назвать постоянство творческих поисков педагогов в адекватном раскрытии сложного мира ребёнка, его способностей через диалогическое взаимодействие. Происходит постепенный переход от традиционного понимания педагогической деятельности, только как формы диалогического воздействия взрослого на ребёнка, связанных с развитием в нём музыкальных способностей, к педагогическому пути, направленному на диалог, самореализацию в общих целях и задачах на современном этапе. Многообразие взаимоотношений между педагогом и детьми зависит от профессионализма педагога, стремления его быть в курсе современных возможностей и технологий, особенностей его педагогического стиля, такта, мастерства, его авторитета как руководителя, от готовности обучающихся воспринимать и понимать его, от условий в которых будет развиваться это сотрудничество.

В связи с вышесказанным нами была определена тема данной работы: «Организация диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе».

Цель исследования: теоретическое и практическое осмысление проблемы организации диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в детском музыкальном творческом коллективе.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

1. ​ Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования

организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе.

2. Выявить и проверить эффективность педагогических условий, способствующих организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе.

3. ​ Разработать серию занятий, выявляющих возможности диалогического

взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе.

Объект исследования: музыкально-педагогический процесс, направленный на организацию диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в детском музыкальном творческом коллективе.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие организации и развитию диалогического взаимодействия педагогов и обучающихся в детском музыкальном творческом коллективе.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что организация диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе будет проводиться успешнее, если выполняются следующие условия:

1. осуществляется творческий процесс, связанный со сменой ролей и лидеров в различных видах деятельности в музыкальном творческом коллективе;

2. создаются условия для развития музыкальных творческих способностей каждого ребёнка, с дальнейшим их проявлением в концертной деятельности;

3. учитываются особенности работы в разновозрастном музыкальном творческом коллективе и наблюдается стремление к его развитию.

Методологической базой исследования являются труды о диалоге,  диалогическом взаимодействии М.М.Бахтина, Д.С.Лихачёва, А.Ф.Лосева и др. Направление исследования определили работы Б.В.Асафьева, Э.Б.Абдуллина, Г.М.Цыпина, Л.Г.Арчажниковой, Ю.Б.Алиева, Л.С.Майковской, В.Г.Ражникова, О.В.Зиминой, и др. в области музыкальной педагогики, теории музыкального восприятия, развития музыкальных и творческих способностей личности определили направление исследования.

Концептуальное значение имели исследования: Л.В.Байбородовой, М.И.Рожкова по педагогическому взаимодействию; труды А.В.Морозова  и А.Л.Уманского по психологии коллектива и лидерства детском творческом коллективе, Х.Вана и О.В.Бочкарёвой о диалогичности музыкально-педагогического процесса.

Особый интерес вызвали работы Д.Е.Яковлева, Е.Б.Евладовой, Л.Г.Логиновой об учебно-воспитательном процессе в дополнительном образовании, реализующем развивающие и культурообразующие функции как приоритетные.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

- изучение, систематизация, обобщение научной литературы по философии, социологии, культурологии, психологии, педагогике, эстетике, музыкознанию, лингвистике, аксиологии, детскому музыкальному образованию;

- педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся с целью изучения состояния проблемы в практике работы, включённое наблюдение автора в процесс педагогической работы, беседа;

- опытно-педагогическое исследование, включающее в себя социометрический метод, первоначальную, текущую и итоговую диагностику.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучена и обобщена литература по теме исследования, выявлен научный аппарат, изучены такие категории как «взаимодействие», «диалог», «творческий коллектив», «лидерство», «музыкальные способности».

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и рекомендации по организации (применению) диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе могут быть использованы в профессиональной деятельности учителей и педагогов дополнительного образования.

База исследования МОУДОД ДЮЦ «Ярославич» объединение школа вокала «Контрасты».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.007 с.)