Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, основные характеристики диалогического взаимодействия в музыкальной педагогической деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогическое взаимодействие в настоящее время приобретает новый смысл и содержание. Диалог, как одна из форм взаимодействия педагога и обучающегося, активно обсуждается и разрабатывается современной наукой и практикой. Зависимость между общением и совместной деятельностью в становлении психики человека и развитии личности исследуется в работах известных психологов Д.Б.Эльконина и А.Н.Леонтьева и др. [98;99;41;42]. Взаимоде́йствие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Это - объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Этот процесс, складывается из физического контакта, перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, духовного вербального контакта, невербального информационного контакта. Они бывают внутриличностные, межличностные, личностно-групповые. личностно-массовые, межгрупповые, массово-групповые. Л.В.Байбородова считает, что взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение [9]. В социальной психологии взаимодействие рассматривается как систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнёра, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего [83]. В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Г.М.Андреева интерпретирует взаимодействие как «организацию совместной деятельности, в процессе которой для участников, чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовывать «обмен действиями», спланировать общую деятельность, внести свой вклад в неё». [5, С. 117]. Взаимодействие педагогов и обучающихся можно рассматривать как особый тип взаимосвязей и отношений в детском творческом коллективе, источник развития педагогов и детей, роста их творчества и активности, механизм развития и способ осуществления преемственности в нём и самом воспитательном процессе. Главным признаком взаимодействия является единая цель совместной деятельности, направленная на освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают данный коллектив. Во взаимодействии проявляется субъективно-объективный характер отношений: каждый из его участников либо выступает объектом, то есть исполняющей, подчиняющейся стороной; либо субъектом, то есть воспитывающей, подчиняющей стороной. Чаще всего одна сторона бывает активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельностью, так как на их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Информация, полученная от обучающихся, является главной при определении перспектив, выбора содержания и форм работы педагогов и вносит существенные коррективы в их замыслы, даёт толчок для роста педагогического мастерства педагогов. В детском музыкальном творческом коллективе, имеющем свои традиции, особую нравственную атмосферу, всегда отличается взаимодействие педагогов и учащихся, по-особому идёт процесс передачи опыта. Здесь складываются и естественно сохраняются сотруднические отношения старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге и созданные предыдущими поколениями ценности, укрепляются преемственные связи в нём. Степень реализации преемственности зависит от характера взаимодействия педагогов и обучающихся, старших и младших поколений. Чем теснее и многообразнее контакты, тем выше уровень сотрудничества поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Передача опыта, общечеловеческих ценностей идёт в двух направлениях: в процессе взаимодействия педагогов и обучающихся, то есть в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших воспитанников, общении их со сверстниками. Стиль отношения педагогов и воспитанников зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и от взаимоотношений между детьми в музыкальном творческом коллективе. Диалогическое взаимодействие в музыкально-педагогическом процессе обладает большим воспитательным потенциалом. Оно предполагает равенство позиций партнёров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу; характеризуется объединением в его структуре когнитивного и эмоционального компонентов. О.В.Бочкарёва утверждает, что «пространство творческой составляющей музыкально-педагогического диалога может быть представлено как взаимодействие совокупности творческих потенциалов: творческий опыт, накопленный мировой музыкальной культурой, шире, социальный опыт; творческая составляющая культуры педагога; творческая составляющая культуры ученика, воспитанника; творческие возможности самого процесса обучения - сотрудничество учителя и учащихся, их готовность к взаимопомощи, наличие у них установки на собеседника» [19, С.95-100]. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнёра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнёра таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости. Диалог - подлинное сотрудничество, где педагог не просто транслирует знания, но сам опирается на опыт обучающихся, раскрывает его, помогает извлечь из этого опыта такое содержание, которое необходимо для усвоения знаний, тем самым обогащает этот опыт и преобразует его на новой основе. Диалог в первоначальном значении — разговор, беседа, в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу. Философы, начиная с сократических времён, считали «диалогические беседы и диспуты во время прогулок основной формой обучения и общения с учениками, которые, задавая вопросы, должны были учиться на ответах учителя-лектора, при этом сомнение предполагалось как основной его элемент» [16, C. 47]. Польский педагог Януш Корчак видел в диалогическом общении «суть воспитания, основанного на духовной общности, доверии и любви к ребёнку» [16, С. 47] В прогрессивной педагогике России проблема диалогических отношений поднималась Н.И.Пироговым, В.Ф.Одоевским, К.Д.Ушинским и др. Они представляли диалог как развивающий способ обучения и воспитания. В первое десятилетие развития советской школы учебный диалог выстраивался с позиции свободного общения учащихся между собой и учителями. В 30 – годы учебный диалог надолго исчезает из школьного обихода на всех ступенях образования. Это происходит потому, что на государственном уровне был осуществлён отказ от целостного понимания личности и совершён переход к авторитарности, регламентации. И только в 60 - е годы он возвращается как важнейшая форма организации образовательного процесса. Взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации осуществляется в форме речи, где происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними [16, С. 48]. Специфика музыкально-педагогического диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. В деятельности обучающегося он представлен в основном двумя его видами: педагог – обучающийся и обучающийся – обучающийся. Наиболее распространенными являются разнообразные формы диалога педагог – обучающийся, в котором происходит совместное обсуждение решения учебной задачи всем коллективом, а также другие формы фронтальной работы. Для успешной организации музыкально-педагогического диалога педагогу необходимо предвидеть ход его развёртывания, предположительные высказывания обучающихся по тому или иному вопросу, анализировать рассуждения о музыке, сравнивать все возможные точки зрения с собственным видением проблемы. Правильно и грамотно выстроенный музыкально-педагогический диалог создаёт благоприятные условия для сотрудничества, взаимодействия участников педагогического процесса. Х.Ван утверждает, что «диалогичность - ярко выраженное свойство музыкального искусства, которое проявляется и в строе музыкального произведения (система соотношений звуков по высоте), особенностях музыкальной речи (интонирование), и в общении исполнителя и слушателя с композитором и его музыкой. Музыкальная коммуникация реализуется также в общении исполнителя и слушателя между собой, в общении каждого с самим собой во внутреннем диалоге. Диалог пронизывает весь музыкально-педагогический процесс, является его сущностной основой, обеспечивающей процесс духовного сотворчества композитора, педагога и обучающегося, создает атмосферу творческой активности и вариативности в различных видах музыкальной деятельности» [20, С. 44-47]. Педагоги-исследователи подчеркивают, что для реализации диалога в музыкально-педагогической деятельности принципиально важно широкое понимать сущность диалога. В целостной структуре музыкально-педагогического общения они выделяют следующие элементы: мотивационный, содержательно-смысловой и собственно коммуникативно-исполнительский [50,51]. Мотивационный элемент - нацеленность педагога - музыканта на организацию в музыкально-педагогическом процессе особого "коммуникативного поля", в котором все связи и отношения устанавливаются в соответствии с закономерностями художественного воздействия музыкального искусства, занимает ведущее положение. Таким образом, в первом параграфе работы мы рассмотрели следующие вопросы: обобщили современные представления исследователей, изучающих проблемы диалогического взаимодействия, обратились к истории изучения философских понятий: «взаимодействие» и «диалог», выяснили, что диалогичность - ярко выраженное свойство музыкального искусства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.006 с.) |