Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проведения диагностики уровня музыкального творческого развития обучающихся.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во время констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы обучающимся давались следующие задания: Задание № 1. Цель – выявить у обучающихся диапазон голоса, чистоту интонирования, дыхание, развитие дикции, слухового внимания. Детям были предложены музыкальные попевки, которые строятся по диалогическому вопросно-ответному принципу. У детей отмечалась неуверенность и робость в воспроизведении музыкальных звуков. Многие из них лишь проговаривали слова, отмечалась неточность интонации, поверхностный тип дыхания, ограниченность слухового внимания. Задание № 2. Цель – выявить уровень ритмичности и выразительности музыкально-ритмических движений в процессе исполнения ими эстрадного репертуара. У обучающихся отмечалась непосредственная эмоциональная реакция на различные по характеру песни, но качество эмоционального самовыражения было неоднородным. Дети условно были разделены на группы с высоким, средним и низким уровнем самовыражения и исполнения движений. Им были предложены песни – диалоги разнохарактерных персонажей, которые надо было показать произвольными музыкально-ритмическими движениями. У многих отмечалась неуверенность, робость при выполнении этого задания. Движения были просты, повторялись, не всегда были ритмичны, были даже отказы выполнять движения. Задание № 3 Цель – выявить уровень артистичности и творческих способностей: - любой заданный музыкальный образ, характер, опираясь на диалоговый текст, представить с помощью мимики и пантомимики; - досочинить мелодию того или иного персонажа в музыкальном диалоге на заданный текст, у старших обучающихся - придумать на заданное сопровождение импровизацию - вокализ. Несмотря на то, что мы предлагали детям варианты возможных мимических и пантомимических движений, а также сочиненных импровизаций, вызвались попробовать свои силы только Св Я, Наташа С., Полина Ш., Вика Р, Алина К. Эти дети с большим интересом выполняли задания, остальные отнеслись к нему настороженно и лишь наблюдали со стороны – некоторые стеснялись, другие были неуверенны в своих силах. Для анализа результатов проведённых занятий были выделены критерии оценки музыкальности: звукообразование, дыхание, чистота интонирования, дикция; ритмичность, выразительность исполнения музыкально-ритмических движений, эмоциональность и артистичность. Высокий уровень музыкальности предполагал: правильное звукообразование, правильное дыхание, владение широким диапазоном голоса, чёткой дикцией; ритмичностью при воспроизведении, яркой выразительностью при исполнении, высокой эмоциональностью и отзывчивостью на прослушанные музыкальные произведения, отсутствием скованности и высокой артистичностью во время выступлений. К Среднему уровню мы отнесли обучающихся, которые не вполне владеют всеми этими навыками: не совсем чистое интонирование, владение узким диапазоном голоса, не совсем чёткой дикцией, не проговаривают окончания слов, не установленное позиционно дыхание. Низкий уровень обозначен у тех обучающихся, которые при выполнении заданий много ошибались, имели узкий диапазон голоса, неправильно дышали, нечётко проговаривали слова, были неритмичны, малоэмоциональны и боялись выступать. В результате были определены критерии уровня развития творческих способностей обучающихся - наличие образного восприятия, умения досочинить мелодию, сочинить вокализ, придумать ритмический рисунок, образно мыслить и передавать свои чувства в различных видах музыкальной деятельности: пении, движении, мимике, пантомимике, во время выступлений на сцене. Высокий уровень развития творческих способностей детей предполагал наличие умения досочинить мелодию или сочинить вокализ, придумать оригинальный ритмический рисунок, ярко образно мыслить и передавать свои чувства в различных видах музыкальной деятельности: пении, движении, мимике, пантомимике, во время выступлений на сцене. Средний уровень развития творческих способностей детей предполагал наличие умения досочинить мелодию по типу повтора, придумать простой ритмический рисунок, образно мыслить и передавать свои чувства в каком-либо одном виде деятельности. Низкий уровень развития творческих способностей детей предполагал отсутствие умения досочинить мелодию, придумать простой ритмический рисунок, образно мыслить и передавать свои чувства в каком-либо одном виде деятельности Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы (Приложение 2) позволили сделать следующие выводы: - обучающиеся детского музыкального творческого коллектива в основном скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься эстрадным вокалом, у них нет достаточного объёма элементарных знаний, умений, навыков, необходимых для овладения диалогической формой освоения эстрадного песенного репертуара; - музыкальный слух у обучающихся слабо развит, они не владеют певческими навыками - дышат «плечами», имеют узкий диапазон голоса, нечисто интонируют, поют грубо, крикливо, не знакомы с вокальной фонетикой (не проговаривают окончания слов), не слушают себя и друг друга; - у многих из них мало развито или отсутствует чувство ритма. Это мешает им правильно и чётко, в соответствии с ритмом музыки, исполнять музыкально-ритмические движения в процессе пения. У младших детей вообще невозможно совмещать пение и движение; - многие из обучающихся затрудняются выразить музыкальный образ в процессе исполнения песни («стоят стационарно на одном месте). Творческие импровизационные навыки практически отсутствуют. Можно предположить, что эти трудности преодолимы при осуществлении педагогического руководства и организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе. Для этого необходима разработка музыкальных занятий с разнообразными формами проведения и видами заданий.
Наблюдение за организацией диалогического взаимодействия в разновозрастном детском музыкальном творческом коллективе проводилось с помощью проектирование учебных ситуаций разновозрастного сотрудничества на каждом занятии в группе-комплекте. Поляк Н.Ф. считает важнейшим показателем продуктивности использования различных сочетаний индивидуальной, парной, групповой форм диалогического взаимодействия является коэффициент познавательной диалогической активности (Кпда) [77]. Выявленное нами его значительное повышение, особенно в сравнении с итоговыми показателями, есть свидетельство действительной эффективности использования системы специально разработанных заданий диалогического характера. На одном музыкальном занятии в группе-комплекте реализуются одновременно два или три вида музыкальной деятельности. Содержание музыкального учебного материала в каждом возрасте различно. Интеграция его содержания возможна в отдельных случаях в большей, в других в меньшей степени. Поэтому для всех занятий мы продумывали учебные ситуации совместной работы обучающихся разного возраста. Эти ситуации рассматривались нами как способ реализации системно-деятельностного подхода, как особая единица творческого музыкального процесса, в которой дети обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершают разнообразные учебные, творческие музыкальные действия, преобразуют его, предлагают свое описание и т.д. В музыкальных учебных ситуациях мы решали различные задачи на разных этапах занятия. Это были ситуации: совместного целеполагания, планирования деятельности, поиска ответа на вопрос, рефлексивные учебные ситуации и др. В каждой ситуации осуществлялось взаимодействие младших и старших школьников, формировались универсальные музыкальные учебные действия. Ситуации разновозрастного сотрудничества в детском музыкальном творческом эстрадном коллективе реализовывались нами на одном или нескольких этапах занятия, позволили сформировать коммуникативные умения обучающихся. Мы создавали такие ситуации систематически, с определенной последовательностью. Например, в течение ряда занятий мы организовывали только ситуации совместного целеполагания, затем расширяли время разновозрастного сотрудничества и включали в них рефлексивные ситуации, в которых задействовали обучающихся старших и младших классов. Затем предлагали детям действия, связанные с контролем и оценкой в разновозрастных парах и группах, и развитием информационных умений [38]. Разновозрастное сотрудничество осуществлялось на основе организации пар сменного состава. Данная технология широко известна и описана в работах профессора В.К. Дьяченко. Все обучающиеся и старшего, и младшего возраста выступают на уроке в роли преподавателя и обучающегося попеременно. Каждый обучающийся в течение музыкального занятия выступает в роли преподавателя по одному вопросу 3–5 раз и в роли обучающегося такое же количество раз. Именно в такой ситуации формируются коммуникативные и регулятивные музыкальные учебные действия, умение сотрудничать, самостоятельно выбирать и осмысливать свою деятельность [29].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.006 с.) |