Проблемы развития и координации работы транспорта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы развития и координации работы транспорта.



Работа транспортной отрасли выявила в начале 2000-х гг. ряд основных проблем, влияющих на экономическое развитие страны. К ним можно отнести: слабое развитие транспортной инфраструктуры, низкий уровень цифровых и информационный технологий, правовые и таможенные преграды, низкое качество транспортных услуг. С учетом масштабов и географических особенностей различных регионов страны возникла острая необходимость в развитии мультимодальных (смешанных) перевозках, что предполагает использование нескольких видов транспорта.

Одна из проблем мультимодальных перевозок заключается в необходимости согласования и организации деятельности всех используемых видов транспорта. Эффективность мультимодальных перевозок напрямую зависит и от совершенствования технологии построения маршрутов перевозок. Важнейшим критерием при создании маршрута является минимизация срока доставки груза. При этом необходимо учитывать состояние мостов и железнодорожных переездов на железнодорожном транспорте, погодные условия, время года на водном транспорте и другие обстоятельства.

Сложность координации различных видов транспорта России по сравнению с Германией заключается в размере территории и в климате. Расстояние между транспортными узлами в Германии намного меньше, чем в России, а климатические условия более благоприятны. Долгое время препятствием на пути развития смешенных перевозок было отсутствие соответствующей правовой базы для регулирования юридически–правовых проблем мультимодальных перевозок. В частности, отсутствовали общие правил ответственности, действующих независимо оттого, в каком звене транспортной цепочки случилась утрата, задержка или повреждение груза. В 2019 г. Федеральный закон «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» наконец-то вступил в силу. Однако для развития мультимодальных перевозок необходимо продолжать совершенствование маршрутизации перевозок, внедрение новейших цифровых и информационных технологий.

Нерешенной задачей остается реализация транзитного потенциала страны, который, по оценкам специалистов, используется всего на 5–7%. Под транзитным потенциалом понимается максимально возможная совокупность внутренних средств и способностей по обслуживанию международных потоков грузов и пассажиров, следующих по территории страны при условии нахождения пунктов отправления и назначения за пределами национальной границы. Главная функция транзита заключается в обслуживании транзитных перевозок пассажиров и грузов, то есть предоставление различного рода транспортно–логистических услуг. По данным Всемирного банка на рынке международных транзитных транспортных услуг Россия в 2018 г. заняла 75 место из 160 стран, участвовавших в рейтинге. Увеличение транзитного потенциала России напрямую зависит от решения такой задачи, как упрощение таможенных формальностей при международных морских, железнодорожных и автомобильных перевозках.

Важным шагом на пути решения проблем в транспортной отрасли стало утверждение правительством 22 ноября 2008 г. «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.» Основная цель стратегии заключается в удовлетворении потребностей экономики и общества в качественных транспортных услугах. Реализовать стратегию предполагалось в два этапа: первый до 2015 г. и второй—с 2016 г. по 2030 г. На первом этапе реализации Стратегии предполагалось реализовать пять подпрограмм, сформулированных по отраслевому принципу: «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт» и «Гражданская авиация». На втором этапе в основе реализации Стратегии должны лежать федеральные целевые программы развития транспортной системы на пятилетние периоды.

В целом принятая Стратегия предполагала до 2015 г. проектирование высокоскоростной железнодорожной линии Москва—Санкт-Петербург, формирование скоростной пассажирской линии «Центр—Юг», организацию скоростного движения на линии Москва—Нижний Новгород; строительство скоростной автомагистрали Москва—Санкт-Петербург. К 2030 г. предусматривается обеспечение постоянной круглогодичной связи с сетью автомобильных дорого для всех перспективных сельских населенных пунктов. С помощью гибкой тарифной политики предполагается в несколько раз повысить коэффициент доступности авиаперевозок и др. См.: [Электронный ресурс. Правительство России. Документы — government.ru/docs/22047/].

Мировой экономический кризис 2008—2009 гг. и вызванная им рецессия существенно повлиял на динамику объема перевозок грузов и масштабы развития транспортного комплекса страны. В июле 2014 г. была принята «Новая редакция Транспортной стратегии», направленная на формирование единого транспортного пространства России на базе эффективной транспортной инфраструктуры, качественной транспортно-логистической услугой в области грузовых перевозок, интеграцию в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны. В новой редакции Стратегии были также скорректированы сроки реализации и стадии работ по отдельным проектам, в том числе по проектам развития высокоскоростного железнодорожного движения. См.: [Электронный ресурс. Правительство России. Документы — government.ru/docs/13190/].

В русле реализации Транспортной стратегии и транзитного потенциала России в январе 2010 г. правительством был утвержден план развития Северного морского пути до 2035 г. В соответствии с планом намечается построить целую флотилию принадлежащих государству судов, которые будут обеспечивать судоходство в арктических морях. В частности, с 2022 по 2024 гг. должны быть введены в эксплуатацию 16 спасательных и 13 гидрографических судов. В документе указаны сроки строительства четырех атомных ледоколов проекта 2220 «Арктика» — с конца 2022 по конец 2026 гг.

В декабре 2027 г. должен быть построен головной ледокол проекта «Лидер» мощностью 120 мегаватт, способный прокладывать путь во льдах толщиной до четырех метров. С 2030 по 2032 гг. российским судостроителям предстоит построить еще два таких атомохода. Также в рамках плана развития СМП к концу 2020 г. в правительство РФ представят предложения по разработке модели вертолета, способного базироваться на площадках новых и уже существующих ледоколов. К этому же сроку должны быть разработаны предложения по строительству еще одной транспортной новинки — рампового самолета, способного брать до 10 т груза, преодолевать до четырех тысяч километров и садиться на ледовые и грунтовые аэродромы в условиях Арктики. (Рампа—устройство, предназначенное для загрузки и выгрузки самолета). До сих пор подобных самолетов в мире не существует.

К апрелю 2020 г. в рамках плана развития СМП предполагается разработать и утвердить программу геологического изучения участков недр Арктической зоны, которая позволит сформировать перспективную грузовую базу Северного морского пути на период до 2035 г. К этому же сроку будет подготовлено предварительное ТЭО создания российского контейнерного оператора международных перевозок по Северному морскому пути с применением контейнеровозов ледового класса, работающих на ядерном топливе или сжиженном природном газе. Помимо этого, на Росатом, Минтранс и Минпромторг возложена задача разработать план по строительству дноуглубительного флота для работы в акваториях Севморпути. Ведомствам поручено также, проанализировать необходимость создания «национальной морской дноуглубительной компании».

Отдельные пункты плана посвящены развитию связи в Арктике. К 2024 г. должна быть обеспечена бесперебойная спутниковая связь для пользователей СМП на территориях, расположенных выше 70-го градуса северной широты, а к концу 2025 г. необходимо решить проблему получения гидрометеорологических данных высокого разрешения по полярному региону планеты. Для этого необходимо будет развернуть высокоэллиптическую гидрометеорологическую систему спутников «Арктика-М». Кроме того, поставлена задача к концу 2024 г. создать и вывести на высокоэллиптическую орбиту четыре космических аппарата, а годом позже — три спутника 2Ресурс-ПМ» и столько же спутников 2Кондор-ФКА», на основе которых будут действовать автоматическая идентификация объектов в акваториях СМП и система дистанционного зондирования.

Итогом всей этой работы должен стать рост грузопотока по трассе Севморпути к 2024 г. до 80 млн. т, а к 2035 г. — до 160 млн. т. (В 2019 г. по Севморпути было перевезено 26 млн. т грузов).

В 2020 г. предполагается внести дополнительные корректировки в Транспортную стратегию. Правительство в основном одобрила проект Транспортной Стратегии до 2035 г. Предполагается, в частности, увеличение экономической связанности территории России и скорости грузовых железнодорожных перевозок. Планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов, включая строительство высокоскоростных магистралей и перехода с материка на Сахалин. Кроме того, к 2030 г. ставится цель полностью перевести грузовые перевозки на электронный документооборот. Из проекта следует, что к 2035 г. в России должны построить две высокоскоростные магистрали: Москва—Санкт-Петербург (не позднее 2027 г.) и Москва—Тула—Воронеж—Краснодар—Сочи (до 2035 г.). Кроме того, в пятнадцатилетний срок планируется построить высокоскоростной грузопассажирский железнодорожный коридор «Евразия» протяженностью 7000 км, соединяющий Пекин и Москву.

Одним из итогов усилий по развитию транспортной отрасли в России должно стать увеличение к 2030—2035 гг. доли транспорта в ВВП страны до 11–12%.

 

Контрольные вопросы:

1. Какое место занимает транспортная отрасль в экономике России?

2. Какую роль играют мультимодальные перевозки на транспорте?

3. Значение Северного морского пути в увеличении объема транзитных перевозок.

4. Назовите основные задачи и цели Транспортной стратегии России.

Тестирование по курсу ИТР

1. Первый известный по русским летописям морской поход русов на Константинополь совершён:

а) Олегом (911 г.)

б) Игорем (944 г.)

в) Аскольдом и Диром (в начале 860-х гг.)

г) Святославом (971 г.)

 

2. Первый морской порт русского государства на Балтийском море:

а) Нарва

б) Ивангород

в) Санкт-Петербург

г) Копорье

 

3. Устав купеческого водоходства был принят:

а) Алексеем Михайловичем в 1667 г.

б) Петром I в 1724 г.

в) Екатериной II в 1781 г.

г) Александром I в 1809 г.

 

4. Морской торговый флот России в начале XX в. находился под управлением:

а) Министерства финансов

б) Департамента торговли и мануфактур

в) Министерства торговли и промышленности

г) Совета по делам торгового мореплавания

 

5. Самой крупной судоходной компанией в дореволюционной России считается:

а) Добровольный флот

б) Российское общество пароходства и торговли (РОПиТ)

в) Русское Восточно-Азиатское пароходство

г) «Кавказ и Меркурий»

 

6. Положение о подготовке кадров для торгового флота в мореходных классах было принято:

а) Александром I

б) Николаем I

в) Александром II

г) Александром III

 

7. В России впервые слово «ледокол» для наименования судна использовал:

а) М.О. Бритнев

б) С.О. Макаров

в) Д.И. Менделеев

г) Н.Л. Эйлер

 

8. В каком году было совершено первое сквозное плавание по всей трассе Северного морского пути:

а) в 1924 г.

б) в 1929 г.

в) в 1932 г.

г) в 1934 г.

 

9. Кто был инициатором строительства железной дороги Петербург — Царское Село — Павловск:

а) Ф.А. Герстнер

б) П.П. Мельников

в) Е.А. Черепанов

г) Д.И. Журавский

 

10. Важной особенностью первого этапа создания железнодорожной сети в России (1865–1875 гг.) являлось (являлся):

а) строительство железных дорог в центральных губерниях страны

б) освоение с помощью железных дорог Донецкого каменноугольного бассейна и Урала

в) государственный характер строительства

г) впервые использование на строительстве труда ссыльных и каторжан

 

11. Улучшение снабжения советских войск под Сталинградом было достигнуто за счет:

а) реконструкции магистрали Москва—Донбасс

б) своевременной эвакуации гражданского населения и предприятий

в) создания мобильных паровозных колонн особого резерва НКПС

г) окончания строительства Байкало-Амурской магистрали

 

12. Строительство Байкало-Амурской магистрали в 1970–1980-е гг. было связано с:

а) созданием нового индустриального пояса протяженностью 300 км в Восточной Сибири и интенсивными перевозками нефтегрузов

б) коренной технической реконструкцией Транссибирской магистрали

в) возможностью переселения крестьян на свободные земли Амурской области

г) открытием более короткого пути во Владивосток

 

13. Основным направлением модернизации железнодорожного транспорта СССР в 1946 – 1991 гг. стало:

а) внедрение на железных дорогах тепловозной тяги

б) информатизация железных дорог и внедрение передовых видов связи

в) массовая электрификация железных дорог

г) расширение использования паровозной тяги

 

14. Дилижанс – это:

а) многоместная карета, запряженная лошадьми для перевозки почты, пассажиров и их багажа

б) вид транспорта, состоящий из нескольких вагонов на паровой тяге

в) карета для перевозки багажа

 

15. Омнибус — это:

а) многоместная карета на конной тяге

б) первый двухэтажный автобус

в) первый паровой автомобиль

 

16. Конка — это:

а) вид общественного транспорта, представляющий собой вагон, движущийся по рельсам на конной тяге

б) карета, запряженная лошадьми

в) вид транспорта на конной тяге, состоящий из нескольких вагонов

 

17. Московский метрополитен впервые открыл свои двери для пассажиров:

а) в 1924 г.

б) в 1933 г.

в) в 1935 г.

 

18. Когда в Санкт-Петербурге был открыт Институт Корпуса инженеров путей сообщения – первое в России высшее учебное заведение в области транспортного образования?

а) в 1869 г.

б) в 1809 г.

в) в 1749 г.

г) в 1900 г.

 

19. Когда произошла реорганизация высшего транспортного образования в СССР, в ходе которой в стране появились 8 новых транспортных институтов?

а) в 1927 – 1929 гг.

б) в 1929 – 1931 гг.

в) в 1933 – 1934 гг.

г) в 1917 – 1918 гг.

 

20. Во сколько раз возросла протяженность дорог общего пользования в Российской Федерации за последние 30 лет:

а) в 2 раза

б) в 3 раза

в) в 5 раз

г) в 10 раз

21. Кто является создателем первого в мире летательного аппарата, способного поднять человека в воздух?

а) Н.Е. Жуковский

б) К.Э. Циолковский

в) А.Ф. Можайский

г) А.Н. Туполев

 

22. Назовите дату создания гражданской авиации в нашей стране:

а) 7 ноября 1917 г.

б) 9 февраля 1923 г.

в) 30 декабря 1922 г.

г) 5 декабря 1924 г.

 

23. Первый в истории беспосадочный перелет через Северный полюс Москва — Ванкувер (США) совершил в 1937 г. экипаж под командованием:

а) М.М. Громова

б) Г.Ф. Байдукова

в) В.П. Чкалова

г) Н.П. Каманина

 

24. В осажденный фашистами Ленинград «Аэрофлот» открыл уникальную воздушную линию под названием:

а) «воздушный канал»

б) «тихоход»

в) «легендарный путь»

г) «воздушный мост» (устоявшееся выражение)

 

25. Советские лайнеры, которые в 1956 г. открыли эру реактивной транспортной авиации, назывались:

а) Ту-104

б) Ла-40

в) Ил-18

г) По-90

 

26. Как называлась государственная авиационная компания СССР:

а) «Российские авиалинии»

б) «Соваэро»

в) «Аэрофлот»

г) «Авиафлот».

 

27. Великий торговый путь «из варяг в греки» соединял:

а) Московское государство с Западом через Смоленск

б) Скандинавию с Византией

в) Великий Новгород с Белым морем

 

28. Первым искусственным водным путем в России стала:

а) Тихвинская система

б) Мариинская система

в) Вышневолоцкая система

 

29. Беляны — суда для перевозки:

а) лесных грузов

б) пассажиров

в) железа и изделий уральских заводов

 

30. Устав какого пароходного общества был первым утвержден в Департаменте путей сообщения и Госсовете (1843 г.):

а) «По Волге»

б) «Меркурий»

в) «Кавказ»

 

31. Наливной способ транспортировки нефтепродуктов был изобретен:

а) Иваном Петровичем Кулибиным

б) братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми

в) Николаем Николаевичем Гадаловым

 

32. Как назывался первый речной сухогрузный теплоход?

а) «Данилиха»

б) «Вандал»

в) «Елизавета»

 

33. Конструктор первых в мире судов на воздушной подушке (СВП):

а) Г.И. Ваганов

б) В.И. Левков

в) Р.Е. Алексеев

 

34. В каком году государственные предприятия водных путей были преобразованы в Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС):

а) в 1996 г.

б) в 2005 г.

в) в 1995 г.

 

1. Первым автором коноводного и водоходного судна считают:

а) К. Берда

б) Р. Фултона

в) И.П. Кулибина

 

2. Суда-однодеревки:

а) дощаники, барки

б) каюки, подвозки

в) челн, набойная ладья, насады

 

3. Движущая сила кабестанов в отличии от коноводок:

а) паровая машина

б) лошади

в) бурлаки

 

4. В каком направлении использовался способ доставки грузов «подачами»:

а) при движении вниз по течению реки

б) при движении вверх по течению реки (при затоплении берегов рек весенним паводком)

в) при движении в оба направления (вверх и вниз по течению реки)

 

Заключение

 

Электронное учебное пособие по дисциплине «История транспорта России» направлено на формирование универсальных/общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО 3++) по уровню бакалавриата.

В электронном учебном пособии представлено систематическое изложение основ теории исторического развития видов транспорта России и её транспортных коммуникаций. Рассмотрены вопросы технического уровня использованных в прошлом подвижных средств, их взаимодействия и роли для развития экономики, культуры и укрепления государственных основ.

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных историко-технических исследований, включая современные публикации.

 

Список литературы

1. Айзатулова А.Ш., Алексеева М.Ю. и др. История транспорта России: учебник. / Под ред. Т.Л. Пашковой. – Москва: ФБГУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. - 372 с.

2. Борисенко М.В. Транспортная коммуникация в истории аграрных миграций России XIX – начала XX вв. Монография. – СПб.: СПГУВК, 2010. – 198 с.

3. Вульфов А. История железных дорог Российской империи. – Москва: РИПОЛ классик, 2016. — 744 с.

4. Зайцев Г.Н. История техники и технологий: учебник / Г.Н. Зайцев, В.К. Федюкин, С.А. Атрошенко. – СПб.: Политехника, 2012. – 416 c.

5. Иванченко В.Н. История гражданской авиации: учебное пособие/ В.Н. Иванченко, М.О. Иванова, В.Г. Богданов. — Санкт-Петер- бург: ФГБОУ ВО СПбГУ ГА, 2016. — 132 с.

6. Ушаков С.С. Транспортная система мира. — Москва: Транспорт, 1971. — 216 с.

7. Снисаренко А.Б. Рыцари удачи / А.Б. Снисаренко. — СПб.: Судостроение, 1991. — 448 с.

8. Соболев В.И. Ветер Балтики: история балтийского пароходства. Ч.2. — Ленинград: Лениздат, 1985. — 304 с.

9. Cиницын Г.Я. История судоходства: учебное пособие. — Новосибирск: СГУВТ, 2016. – 173 c.

10. Сичкарев В.И. История судоходства в Сибири, Арктике и на Дальнем Востоке. Ч.2. История речного судоходства. — Новосибирск: НГАВТ, 2005. — 251 с.

11. Транспортный комплекс Сибири и Дальнего Востока / Под ред. В.С. Никифорова. — Новосибирск: НГАВТ, 2010. — 204 c.

12. Транспортная стратегия Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

13. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 327-р.

14. Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р.

15. Шишкин В.А. Антисоветская блокада и ее крушение / В.А. Шишкин. — Ленинград: Наука, 1989. — 218 с.

Электронные ресурсы

16. В Смольном рассмотрены вопросы формирования транспортно-пересадочных узлов в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] URL: http://gov.spb.ru/gov/admin/albin-igor-nikolaevich/news/75224/

17. Гайдамакин А.В. История железнодорожного транспорта России. [Электронный ресурс] / А.В. Гайдамакин, В.В. Лукин, В.А. Четвергов. — Электрон. дан. Москва: УМЦ ЖДТ, 2012. — 312 с.

18. Железнодорожная история: https://xn--d1abacdejqdwcjba3a.xn--p1ai/istoriya/ministri-putey-soobshcheniya/petr-andreevich-klejnmihel

19. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России. [Электронный ресурс] // URL: http://stat.gibdd.ru/

20. ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации»: [сайт]. URL: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/115099

21. Краткая история транспорта в России: http://studref.com/557726/tehnika/kratkaya_istoriya_transporta_rossii

 

[1] Там же. С.131. В.В.Мавродин приводит также доказательства того, что слово «корабль» славянского происхождения.

[2] Под норманнами принято понимать выходцев из Дании, Швеции и Норвегии.

[3] Шпангоут — криволинейная поперечная балка корпуса корабля, подкрепляющая наружную обшивку и обеспечивающая прочность и устойчивость корпуса.

Клинкер — вид обшивки малых деревянных судов, при которой доски накладываются кромка на кромку и скрепляются медными заклепками.

Фальшборт — стальной пояс, расположенный выше верхней палубы судна, выполненный, как продолжение борта. Служит для ограждения палубы и уменьшения поступления на нее забортной воды.

[4] Город был основан древними греками в VI в. до н. э. и получил название Гермонасса. По одной из версий, город основали ионийцы под предводительством Германа, в честь которого и был назван город. В VI в. завоеван Тюркским каганатом и получил новое название — Таматарха, которое происходит от тюркского титула «тархан» и слова «тумен» (войсковое подразделение в 10 тыс. чел.). В IX – X вв. город находился под властью Хазарского каганата. После разгрома Хазар в 965 г. князем Святославом Игоревичем, город получил название Тмутаракань и стал столицей Тмутараканского княжества. После 1094 г. упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. В XIII – XIV вв. — колония Генуи, управляемая адыгскими князьями. В настоящее время станица Тамань Темрюкского района Краснодарского края.

[5] Лукоморье — морская лука, морской залив, бухта, изгиб морского берега. В «Слове о полку Игореве» лукоморье упоминается возле излучин Азовского и Черного морей и низовья Днепра.

[6] Земгалия — историческая область на юге Латвии, по левому берегу реки Даугава (Западная Двина).

[7] Орден «Братьев рыцарей Христа», известный как орден Меченосцев, был создан в 1202 г. в Ливонии. На начальном этапе меченосцы играли роль ударной силы Рижского епископа.

[8] «Орден госпиталя Девы Марии Немецкого дома в Иерусалиме», называемый также Тевтонским, был создан в конце XII в. в Палестине в период крестовых походов. В 20-х гг. XIII в. орден был приглашен польским князем Конрадом Мазовецким для защиты его владений от набегов прусских язычников.

 

* Пристань находилась на восточном берегу Каспийского моря в южной части полуострова Мангышлак (Мангисту, Казахстан).

** Бушприт — горизонтальный или наклонный брус на парусном судне, служащий для вынесения вперед носовых парусов.

[9] Г.И. Невольской (1813–1876 гг.) — российский адмирал, исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре.

[10] С.О. Макаров (1849–1904 гг.) — выдающийся военно-морской и научный деятель, полярный исследователь, вице адмирал.

*Единица измерения контейнера — ДФЭ означает 20-футовый эквивалент. За единицу принят контейнер С (ICC, ICX) длиной 6,058 м, шириной 2,438 м, высотой 2,438 м.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.132 с.)