Лекция 2. 7 проблемы развития и координации работы различных видов транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. 7 проблемы развития и координации работы различных видов транспорта



2.7.1. Состояние транспортной отрасли и её значение в экономике РФ.

2.7.2. Проблемы развития и координации работы транспорта.

2.7.1. Состояние транспортной отрасли и её значение в экономике РФ.

 

Транспортная отрасль играет одну из важных ролей в экономике страны. Доля её в Валовом внутреннем продукте (ВВП) России в 2017 г. составляла 5,3%. ВВП является тем интегральным показателем, который отражает эффективность функционирования национального хозяйства и совокупно всех процессов, происходящих в экономике. По тому, как развивается и функционирует транспорт можно судить о состоянии всего хозяйственного комплекса России. Он является универсальным индикатором, отображающим текущее состояние экономики. Этапы материального производства не могут быть реализованы без транспортного обеспечения.

Таким образом, транспорт является сферой материального производства, он продолжает процесс производства и заканчивает его перевозками произведенной продукции к месту потребления. Работники транспортной отрасли участвуют в создании валового общественного продукта и способствуют увеличению национального дохода. В современной России спрос на грузоперевозки возникает и поддерживается грузообразующими секторами экономики. Грузоперевозки, как правило, растут при активизации и интеграции международных рынков; реализации новых логистических концепций; росте производства сырьевой продукции; увеличении выпуска промышленной продукции; росте продаж и доходов. Другими словами, с появлением необходимости перевозить массовые грузы. По темпу роста перевозок и грузообороту можно судить о загрузке отраслей и функционировании сферы услуг.

Развитие транспортной отрасли в современной России происходило в сложных условиях. С распадом Советского Союза разрушился единый народнохозяйственный комплекс и сложившиеся за десятилетия экономические (транспортные) связи между огромными территориями некогда единой страны. Произошло резкое уменьшение грузооборота всеми видами транспорта, изменение его структуры и переориентация с внутреннего российского рынка на международный. Работа транспорта проходила в условиях общеэкономического кризиса, вызванного реформами, направленными на переход к рыночной экономике. В структуре ВВП сократилась составляющая промышленного производства и возросла составляющая торговли и услуг, а услугам требуется гораздо меньше грузовых перевозок, чем промышленности.

После распада СССР транспортная система России по-прежнему остается одной из самых протяженных в мире. В 2012 г. транспортная сеть страны включала 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефтепроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В отрасли занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6 % работающего населения. Однако, созданная транспортная система имеет ряд недостатков: радиальный характер, исторически сложившийся вследствие политического развития страны как государства с сильной централизацией; недостаточно выгодное положение водных путей; относительная удаленность от населенных мест месторождений строительного камня (для создания гужевых и автомобильных дорог); большие расстояния; климат.

Огромные пространства и климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожного и трубопроводного, которые развиваются зачастую в ущерб другим видам транспорта. Доля этих видов транспорта в грузообороте (объем перевозок грузов, равный произведению массы перевозимого за определенное время грузов на расстояние перевозки) страны в 2017 г составила соответственно — 45% и 47%. В тоже время, на долю водного транспорта, из-за короткого навигационного периода, недофинансировании и др., пришлось менее 2% грузооборота. В Германии, например, его доля составляет 8%. В 2017 г. автомобильным транспортом было перевезено 7,98 млрд. т (68%) грузов. Однако значение его в общем грузообороте страны, в связи с малыми средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) невелико — всего 5%. В той же Германии на автомобильный транспорт приходится 72% грузооборота.

Состояние транспортной отрасли тесно взаимосвязано с положением в других отраслях промышленности и с макроэкономическими событиями. Например, введение экономических санкций по отношению к России в 2014 г. отразилось на рынке перевозок. Причем из-за продуктового эмбарго особенно сильно пострадал рынок рефрижераторных перевозок продуктов питания из стран Европы. В то же время существенно увеличился объем перевозок в страны Таможенного союза (ЕАЭС) и Азии. В новых условиях транспортные компании вынуждены были усиленно оптимизировать транспортные расходы и логистические издержки, изменять структуру транспортно-логистических потоков. Например, на одних направлениях выгоднее стало использовать автомобильный транспорт вместо железнодорожного, на других — морской транспорт вместо авиатранспорта. Активизация экспорта угля в 2017 г. определила динамику погрузки на железнодорожном транспорте, а рост экспорта угля и зерновых положительно повлиял и на динамику перевалки сухогрузов в российских морских портах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.006 с.)