Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория независимых эффектов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Четвертая стадия коммуникационного процесса связана с восприятием сообщений. Этот этап завершает всю работу и выражается в эффектах воздействия на сознание людей. Теории анализируют также условия и факторы, влияющие на это воздействие. Эффекты могут быть следующих видов: 1. Когнитивные, аффективные и поведенческие. Когнитивные (рациональные) эффекты - это информированность и расширение знаний людей, формирование мнений и уточнение ценностных ориентации, определение степени важности тем и проблем (пунктов повестки дня). Аффективные (эмоциональные) — возникновение или формирование эмоций, например чувства радости или горя, спокойствия или тревоги, оптимистического или пессимистического настроения. Поведенческие эффекты включают в себя активизацию прежней или провоцирование новых форм деятельности, позитивную или негативную направленность действий. 2. Д. Маккуэйл предложил типологию эффектов МК по двум основаниям — времени (краткосрочные и долгосрочные) и направленности (планируемые и не планируемые). Получаются четыре группы. Перечислим их. А. Планируемые краткосрочные. Индивидуальный ответ, отклик — изменение установок, знаний, поведения или их закрепление как реакция на сообщения, целью которых было осуществление этих изменений или стабилизация. Коллективная реакция аудитории как результат кампании в средствах МК с целью информирования или убеждения, например, в сфере политики или потребления. Б. Непланируемые краткосрочные. Индивидуальная реакция, происходящая в результате подражания или научения, например, следование определенному стилю поведения, появлению сходных мыслей или эмоций. Коллективная реакция как ряд индивидуальных откликов, переживаемых одновременно многими людьми, которые могут вести к одинаковым действиям, например, панике или волнениям, массовому насилию и беспорядкам. В. Планируемые долгосрочные. Распространение инноваций в целях долгосрочного развития с помощью кампаний в СМК и сетях межличностной коммуникации. Распространение информации событийного порядка и знаний с приоритетами и неравномерное их получение разными социальными группами. Г. Непланируемые долгосрочные. Научение и принятие норм, ценностей и образцов поведения в процессе социализации. Стабилизация социального порядка посредством социального контроля с помощью СМК над массовым сознанием. Знания и мнения о социальной реальности вследствие создания и транслирования версий реальности в СМК. Институциональные изменения под влиянием СМК, в частности, изменения коммуникационных функций. Решение проблем в обществе в результате их обсуждения в СМК. Трансформация культурных норм, ценностей, поведения, символики социальных групп и обществ. 3. По степени воздействия эффекты могут быть сильными, умеренными или слабыми (ограниченными). На силу воздействия влияет как содержание информации, так и личностные факторы воспринимающего информацию (его мировоззрение, психологические особенности), принадлежность к социальной группе или политической партии, религия, внешняя среда. 4. По характеру влияния на взгляды и позиции людей эффекты могут быть нейтральными (нулевыми), конверсионными (изменяющими, укрепляющими ранее сложившиеся позиции), инверсионными (изменяющими точку зрения на противоположную). Вопрос о результатах воздействия СМК на людей или о медиаэффектах - это «вечный черный ящик» для исследователей. Вот что по этому поводу говорит гендиректор телехолдинга «СТС МЕДИА» А. Роднянский: «У нас был фантастический по силе год во многом благодаря сериалу „Не родись красивой". Никто из нас не только не планировал, но даже и не мечтал о том, чтобы канал с результатами чуть более 10% вдруг в прайм-тайм - в 8 часов вечера - продемонстрировал 30%... Этот сериал оказался ответом на запрос нашей аудитории о том мире, в котором мы обитаем». На эффекты влияет множество причин и факторов. И чтобы их выявить, необходимо проводить исследования постоянно, потому что жизнь не стоит на месте. Один из важнейших методологических вопросов — это отделение причин от факторов воздействия. Причина вызывает, порождает и определяет сам эффект, а фактор — его силу, степень влияния. В первом случае речь идёт о причинно-следственных связях, а во втором — о функциональных. Применительно к СМК проблема заключаетсяв том, чтобы установить, когда они играют роль причины, а когда — фактора, усиливающего или ослабляющего действие причины. Например, как оценивать влияние сцен насилия на телеэкране — как причину совершения преступлений или как усилитель агрессивных свойств у некоторых людей? По этому вопросу споры продолжаются, и теории отвечают на него по-разному. Так, теория неограниченного влияния СМИ (см. «Теории аудитории СМК») подталкивает к тому, что СМК действуют автоматически и становятся причиной поведения людей. Тем самым они дают основание для критики за негативные явления в обществе и для требований очищения или запрета «вредных» для общества программ. Теория ограниченного влияния требует проведения конкретных эмпирических исследований для выявления причинного или факторного воздействия СМК. Возможны разные варианты ответов. Причина может быть обнаружена и в СМК, и в обществе, и в самом человеке. Теория активной аудитории делает акцепт на зрителях, читателях, слушателях, выбирающих интересующие их программы. В этом случае СМК выступают в роли фактора, но не причины поведения людей. В случае с «перестройкой» СМК играли факторную роль возбудителя перемен, а причина крылась в самих людях, в том числе и в правящей элите, в их желании жить по-другому. Крайнюю позицию занимает постмодернистский плюрализм, отрицающий какое-либо влияние СМК в силу того, что люди, как индивидуалисты, «слушают и смотрят» только себя и потребляют в СМК только то, что им нравится. СМК приходится также индивидуализироваться, приспосабливаясь к вкусам все более специфических групп аудитории. Но чаще всего для большинства людей СМК выступают в роли фактора, разгоняющего или тормозящего личные и социальные реакции по поводу каких-то проблем. Сила и формы воздействия связаны с теориями селекции, «повестки дня», культивации, восприятия информации. В результате исследований был разработан ряд теорий, специально посвященных медиаэффектам. Теория связи эффектов СМК с использованием и удовлетворением потребностей является одной из наиболее развитых теорий о факторах воздействия на эффекты. Истоки теории находят у Г. Лассвелла, который в 1948 г. пытался понять причины обращения людей к СМК. Он выявил три функции СМК - наблюдение за средой, анализ событий, передача социального опыта. Множество исследований в последующем позволили установить зависимость СМК от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее влияют на них. Чем больше у людей потребность в СМК и чем, следовательно, сильнее зависимость последних от первых, тем выше вероятность эффективности СМК с точки зрения их влияния на аудиторию. Эта связь ярко проявляется в кризисных ситуациях. Коммуникационные потребности. Обращение человека к СМК является процессом удовлетворения коммуникационных потребностей, которые, в свою очередь, связаны с удовлетворением общечеловеческих потребностей. Чаще всего используют типологию потребностей Л. Маслоу, на основе которой строятся мотивы получения информации: 1) поиск совета, обучения, оценки и ориентировки в происходящем; 2) поиск моделей индивидуального поведения (самоидентификация); 3) выяснение условий жизни других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, социальное общение (интеграция и социальное взаимодействие); 4) развлечения в целях расслабления, отвлечения от повседневных проблем, заполнения свободного времени, удовлетворения сексуальных потребностей. Отсюда следует многообразие мотивов обращения к СМК. Они основаны на ожидании, что потребности будут удовлетворены. После обращения к СМК человек положительно или отрицательно оценивает полученную информацию. Отсюда следует важное условие эффективности СМК — стремиться максимизировать соответствие информации потребностям и мотивам аудитории. Генеральный директор «Нашего радио» М. Зотов в интервью журналу «Итоги» так говорил о потребностях слушателей: «Ситуация меняется в сторону разговорности. Нужна беседа, разговор со слушателем. Если человека никто не развлекает, он организует себе музыкальный досуг лучше. Чем любая станция. Поставит диски, скачает файлы - и вперед. Разница только в том, что на радио есть джинглы и реклама. Так что добавлять общения придется. Чисто музыкальные каналы себя изживают. Но я не говорил бы, что ток-радио - это наше будущее. Будущее - это правильное сочетание шуток, разговоров и музыки». В разработку теории информационных потребностей важный вклад внес А. В. Соколов. Человек как живое существо представляет собой динамическую саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Саморегулирование направлено на сохранение устойчивости при изменении внешней или внутренней среды. Например, если становится холоднее, мы одеваемся в более теплую одежду. Если начинаем испытывать чувство жажды, то утоляем ее. Таким образом возникает и реализуется потребность в тепле и жидкости. И в том и в другом случае человек получает информацию извне или от самого организма об отклонениях от нормы и принимает меры для того, чтобы сохранить устойчивость своего нормального существования. Коммуникационная потребность - это необходимость получения сообщений, в частности от СМК, для поддержания себя в норме или в желаемом состоянии. Выше речь шла о ликвидации отклонений от нормы или, по мысли Соколова, о преодолении возникающих рассогласований, осмысливаемых нервной системой и сознанием. Перед СМК стоит задача вместе с аудиторией изучать процесс возникновения и формирования коммуникационных потребностей и своевременно предоставлять необходимую информацию. В этом залог их успешного функционирования на рынке. Процесс этот двусторонний. Потребности формируются стихийно у каждого человека под влиянием особенностей его личности и условий жизнедеятельности. По коммуникационные потребности, как и любые другие, могут формироваться сознательно действиями СМК. Так или иначе, должны быть удовлетворены личностные потребности, чтобы человек получил удовлетворение от содержания информации. Все потребности составляют сложную систему и включают в себя материальные, интеллектуальные, эмоциональные и другие потребности. Коммуникация играют обслуживающую их роль с тем, чтобы поддерживать биологическую и социальную жизнь в норме. Девиантным людям, наоборот, нужна информация для того, чтобы продолжать девиантную жизнь (где найти наркотик или как украсть). Эти коммуникационные (позитивные и негативные) потребности можно назвать прикладными или инструментальными. Но человеку свойственны любопытство, любознательность как общие коммуникационные потребности, не связанные прямо с конкретной пользой. Человек читает, смотрит, слушает просто потому, что ему интересно. Среди таких потребностей выделяются: - наблюдение за окружающей жизнью, за новостями в мире, экономике, политике, чтение художественной литературы, получение эмоций от искусства и развлечений; - обсуждение событий с друзьями, родственниками, в группах, с помощью интерактивного общения с дикторами, ведущими, специалистами на радио, телевидении, в прессе, -стремление к разнообразию жизни, чему способствует стимулирование эмоций (игры, детективы, музыкальные шоу, мыльные оперы и т. п.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.007 с.) |