Канадская школа исследований МК (Г. Иннис, М. Маклюэн) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Канадская школа исследований МК (Г. Иннис, М. Маклюэн)



Торонтская школа коммуникаций— научная школа в теории коммуникаций, занимающаяся изучением понятия «медиа», а также его влияния на экономическую, политическую и социальную сферу жизни общества. Свое название эта школа получила благодаря тому, что основные представители этого направления – Гарольд Иннис и Маршалл Маклюэн — работали в Торонтском университете. Маклюэн преимущественно изучал психологические и физиологические эффекты СМИ, в то время как Инниса интересовали социально-экономические, культурные и материальные последствия влияния СМИ.

Основателем Торонтской школы коммуникаций принято считать Гарольда Инниса, который во второй половине 1940-х годов решил отойти от экономических исследований и начал заниматься теорией коммуникаций (см. Коммуникационные теории Инниса). Поводом для обращения к данной проблематике стало ощущение Иннисом политической нестабильности и культурного кризиса, в котором оказалось западное общество в XX в. Иннис заинтересовался влиянием средств коммуникаций на развитие цивилизаций. С конца Второй мировой войны до своей смерти в 1952 году Иннис работал над исследованием социальной истории коммуникаций за последние 4000 лет. После своей смерти он оставил множество работ, основными из которых принято считать: «Империя и коммуникации» (1950) и «Предвзятость в коммуникациях» (1951). Работы Инниса оказали влияние на концепцию Маклюэна, который в течение 1960-х годов опубликовал ряд исследований, которые позволили завоевать ему всеобщее признание. Среди них «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964), «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» (1967).

Иннис выделял «три монополии» в общественной жизни:

  • монополию знаний, то есть которая воплощается в культурной и в образовательной сфере;
  • монополию богатства, которая воплощается в экономической сфере;
  • монополию силы, которая воплощается в военной или политической сфере.

Разные средства коммуникации, с точки зрения Инниса, и разная их популярность в различные периоды времени обуславливали разные общественные устройства, разные общественные представления, разные типы политических, экономических или иных отношений в обществе.

Иннис выделял два типа медиа:

  • пространственно-ориентированные;
  • временно-ориентированные.

Иннис оказал большое влияние на Маклюэна. об этом ученый написал в предисловии к своей книге «Галактика Гутенберга» (1961). Маклюэн исследовал основные сдвиги в человеческой истории, которые были связаны с появлением новых средств массовой коммуникации.

Маклюэн выделил три этапа в развитии цивилизации:
1.дописьменная культура (на этом этапе устная речь является основным средством коммуникации);
2.письменно-печатная культура (основное средство коммуникации – письменная речь);
3.современный этап или “глобальная деревня” (основан на аудиовизуальных средствах коммуникации).

В своих книгах он заявил, что человечество развивается от линейного, базирующегося на грамотности мышления к нелинейной электронной мысли. Он провозгласил, что «носитель информации и есть сообщение». Согласно Маклюэну, “глобальная деревня” – новая форма социальной организации, которая возникнет, когда весь мир будет связан сверхскоростными электронными медиа в одну огромную социальную систему. Маклюэна, в отличие от Инниса, не интересовал вопрос управления этой «глобальной деревней», ему было интересно, как медиа воздействуют на органы чувств. Он утверждал, что медиа буквально расширяют слух, зрение и осязание. Маклюэн считал, что медиа предоставляют новые возможности для обычного человека и позволят ему мгновенно быть повсюду.

Маклюэн был одним из первых учёных, обративших внимание на изучение коммуникаций. До него в 1950-х и 1960-х годах факультеты и кафедры коммуникационных технологий редко встречались в университетах, и только в 1970-е и 1980-е годы они становятся все более популярными. Кроме того, идеи представителей Торонтской школы коммуникаций оказали влияние на ученых конца XX, начала XXI века. В частности, современные исследования медиаэкологии, который активно разрабатываемые современными учеными, опираются на теории Инниса и Маклюэна.

БИЛЕТ №26



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.006 с.)