Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие информации, коммуникации и массовой коммуникации.
Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Также, этопроцесс производства и воспроизводства массового сознания, средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации. Это особая форма связи и общения. Под средствами массовой коммуникации понимают специальные каналы, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений для массовой аудитории Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками: - опосредованность общения техническими средствами (обеспечивающими регулярность и тиражированность); - массовость аудитории, общение больших социальных групп; - ярко выраженная социальная ориентированность общения; - организованный, институциональный характер общения; - отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения; - социальная значимость информации; - многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность, нормативность массовой коммуникации; - повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения; - однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей; - "коллективный" характер коммуникатора и его публичная индивидуальность; - массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория; - массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений; - преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения. Массовая информация — информация, предназначенная для неограниченного круга лиц (например, печатные, аудио сообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и используемая в целях информирования, пропаганды и агитации. Это совокупность сведений, адресованных широким кругам населения, народу. Массовая информация – это вид социальной информации, которая собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью средств массовой информации и которой хотя бы на одном из этапов ее жизненного цикла оперирует массовая аудитория. Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации.
К характерным чертам массовой информации относятся: - направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т.п.); - направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам; - способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества; - доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения; - возможность интерактивного (благодаря современным информационным технологиям) обмена информацией взаимодействующих сторон; - регулярность поступления; - открытость для участия в работе органов информации в различных формах. Массовая информация распространяется по массовым каналам (в том числе глобальным, чему порой склонны препятствовать некоторые государства) и потребляется массовой аудиторией. Соотношение: Средства массовой коммуникации, в отличие от средств массовой информации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации. Коммуникация – это связь в ходе которой происходит обмен информацией между системами живой и неживой природы.
С КОНСПЕКТА: Впервые в научный оборот понятие ввёл американский социолог Чарльз Хортон Кули в 20-е гг. ХХ века. Социальную коммуникацию выделил английский учёный Колин Черри. Социальная коммуникация – процессы социального взаимодействия между людьми как субъектами и объектами социальных процессов, взятых в их информационных аспектах. В России у истоков массовой коммуникации и социальной коммуникации стояла учёная В.П. Конецкая. Автор одного из первых российских учебников по теории коммуникации профессор А.В. Соколов научную дефиницию социальной коммуникации определяет, как «движение смыслов в социальном пространстве и времени»,
Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас собственно коммуникативными интеракциями (взаимодействиями) считал «такие интеракции, в которых их участники согласовывают и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость», т.е. на истинность, правильность и правдивость. Основатель кибернетики Норберт Винер (1884—1964) отождествлял понятия «коммуникация» и «управление». Н. Винер впервые объяснил значение механизма «обратной связи» в структуре и функционировании коммуникационных процессов сложноорганизованных систем. Обратная связь — это реакция на получаемое сообщение: в технических системах она означает хорошее качество связи; в гуманитарных она предполагает запоминаемость (количество информации) и понятность (качество) получаемой информации; в массовых коммуникациях формой обратной связи являются звонки на радио, письма в редакцию, опросы, рейтинги. Коммуникатор-источник, адресант формирует и отправляет сообщение, закодированное в знаках. Код коммуникации определяет порядок, правила выбора, сочетания и расположения знаков самого сообщения (послания). Каналы коммуникации — это материальные носители коммуникации (естественные каналы, например, тембр голоса, и искусственные, т.е. созданные, например, газеты, электронные каналы — радио, телевидение). Сообщение передаётся по каналу и содержится в закодированном виде в форме социально (или индивидуально) значимой информации. Сообщения состоят из знаков (невербальных знаков, рисунков, музыки, слов, текстов, изложенных в различных жанрах литературы, журналистики, паблик рилейшнз) и контекста (ситуации, ситуативного фактора), влияющего на понимание смысла сообщения. Понятие «контекст» не менее важно, чем «текст». Контекст предполагает ту или иную организацию текста сообщения. Контекст указывает, в каком именно культурном пространстве репрезентируется (представлен) данный текст, как можно понять символы в конкретном социокультурном контексте. Один из классиков теории коммуникации, американский инженер и математик, создатель информационной теории коммуникации Клод Шеннон выделил три главных уровня исследования любой коммуникации: 1) уровень А: технический (канал коммуникации, избыточность сигналов информации, точность передаваемых знаков); 2) уровень B: семантический (адекватность в передаче и понимании соответствия знаков и значений сообщения); 3) уровень C: уровень эффективности (насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на сознание и (или) поведение в желаемом направлении). Методология массовой коммуникации – учение о путях научного исследования. Рассмотрим общенаучные методы (то есть используемые во всех науках): описание, объяснение, классификация, прогнозирование, обобщение, умозаключение, дедукция, индукция, анализ, синтез. Теперь рассмотрим сравнительно-исторические: метод реконструкции и диалектический. Методологические подходы: информационно-технический, семиотический, деятельностный, системный/структурно-функциональный.
Главные функции теории коммуникации: · гносеологическая (познавательная) – знание о природе/сущности механизма, структуре, значения. · методологическая – заключается в том, что по отношению к более частным научным коммуникативным дисциплинам, так или иначе изучающим коммуникационные и информационные процессы в обществе (связи с общественностью, история рекламы, журналистика, имиджелогия, основы межкультурной коммуникации и др.), теория коммуникации (коммуникология) является более фундаментальной наукой, метатеорией (теорией теорий). · гуманистическая – функция взаимопонимания между представителями разных культур. · критико-ориентирующая – заключается в том, чтобы уметь критически осмысливать содержание СМИ и средств массовой коммуникации в современном обществе; · прогностическая – состоит в том, чтобы на основании знаний о закономерностях функционирования социальной коммуникации в условиях глобализации прогнозировать основные тенденции развития массовой коммуникации, СМИ, коммуникационных каналов, институтов и потребностей.
2. Медиа и информационная безопасность (Дж. Арквилла). Информация перестает быть дополнительным инструментарием, а приобретает самостоятельную силу. Информационные войны заняли новое место не только в военной, но и в мирной жизни. Ведь любая избирательная кампания, особенно президентская, постепенно доходит до такой температуры, что перестает быть политической кампанией, превращаясь в информационную войну, которая имеет единственную цель: уничтожить своего оппонента, хотя и не в физическом смысле. Аркилла пишет, что холодная война — это информационный конфликт. Он называет ее экспериментом, в ходе которого оценивались отношения между информацией и национальной силой.
Если обычный американской подход базировался на давление извне, речь идёт о либерализации страны изнутри. Информация изменяет традиционные политическую, экономическую и военную сферы, Возникает новая отрасль информационной стратегии, БИЛЕТ №23 Неомарксистские теории. Согласно идеологии марксизма, медиа — это средства производства, соответствующие капиталистической промышленности в самом общем виде — с производительными силами и производственными отношениями. Несмотря на то что, на первый взгляд, все неомарксистские подходы кажутся взаимодополняющими, между их сторонниками идет острое соперничество. Они расходятся по важным теоретическим вопросам, а также пользуются разными методами исследований и опираются на различные академические дисциплины. Сосредоточившись на экономических институтах и сделав упор на идее, что экономическое господство ведет к культурному господству или способствует ему, политэкономисты не сразу признали, что экономические институты могут испытывать воздействие культурных изменений. Политэкономическая теория медиа — это старое название, которое снова вошло в научный обиход для описания такого подхода к изучению медиа, когда в центре внимания оказывается экономическая структура, а не идейное содержание. Во главу угла она ставит зависимость идеологии от экономической базы и направляет внимание исследователей на эмпирический анализ структуры собственности и деятельность рыночных сил в области масс-медиа. С этой точки зрения, институты медиа следует считать частью экономической системы, хотя и тесно связанной с политической системой. Следствием этих тенденций считается уменьшение числа независимых СМИ, усиление концентрации медиа на более крупных Рынках, отказ от риска, игнорирование малочисленных и более бедных секторов потенциальной аудитории. Теория гегемонии медиа (если использовать термин, предложенный Антонио Грамши) интересуется не столько экономическими и структурными детерминантами классово-окрашенной идеологии, сколько самой идеологией, формами ее выражения и механизмами выживания и процветания при явном согласии ее жертв (в основном рабочего класса) на то, чтобы она вторгалась в их сознание и формировала его. Отличие этого взгляда от классического марксистского и политэкономического подходов кроется в признании большей независимости идеологии от экономической основы.
Хотя на первый взгляд обе школы неомарксизма кажутся взаимодополняющими, между ними идет острое соперничество. Они расходятся по важным теоретическим вопросам, а также пользуются разными методами исследований и опираются на разные академические дисциплины. Сосредоточиваясь на экономических институтах и делая упор на идее, что экономическое господство ведет к культурному господству или ему способствует, политэкономисты не сразу признали, что экономические институты могут испытывать воздействие культурных изменений. Кроме того, они не учитывали разнообразия популярных культур и способов осмысления людьми культурного содержания. Сторонникам обоих направлений надо отказаться от ряда своих концепций и признать, что надстройка и базис — культура и индустрия медиа могут влиять друг на друга. Основное достоинство этого подхода Маккуэйл видит в том, что он позволяет выдвинуть проверяемые эмпирическим путем предположения относительно рыночных детерминантов, хотя последние настолько многочисленны и сложны, что эмпирическая проверка нелегка. Недостаток политэкономического подхода в том, что не так-то просто описать медиа, находящиеся под общественным контролем, в терминах свободного рынка.
Спираль молчания. (сначала кратко от души, потом по учебнику кратко) От души Спираль молчания – фигня. Все крутится, сначала обществом принята одна идея (общественной мнение, мнение большинства), а не угодное мнение молчит в меньшинстве, но через время все может стать наоборот. Меньшинство всегда молчит по большей части. Пример: те, кто яро за Украину у нас сейчас может и говорят о своей позиции, но в очень узких кругах, особо об этом не распространяются и осуждаются, и сталкиваются с непринятием большинства. (авторка теории Элизабет Ноэль-Нойман.
По учебнику кратко Её можно считать разновидностью теории выстраивания приоритетов, но на макроуровне. По словам её автора Элизабет Ноэль Нойман, «[масс-медиа] переносят то, что люди наблюдают в одном контексте, в другой и побуждают их либо обнародовать свои взгляды, либо воздержаться от этого и затаиться до тех пор, пока в результате движения по спирали одна точка зрения не станет главенствующей на общественной сцене, а другая не исчезнет из общественного сознания, потому что замолчат ее приверженцы. Этот процесс можно назвать спиралью молчания». Иными словами, из опасения оказаться в изоляции или одиночестве люди скрывают свое мнение от окружающих, стараются не распространяться о своих взглядах, если считают, что находятся в меньшинстве. Медиа, по разным причинам, как правило, представляют одну или, в лучшем случае, две стороны проблемы, исключая другие, отчего люди еще больше затаиваются, не давая медиа обнаружить и зафиксировать противоположные точки зрения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.021 с.) |