Коммуникативная теория (Р. Дебре). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативная теория (Р. Дебре).



Режи Дебрэ оказался столь же «встроенным» в современную бурную жизнь, как М. Маклюен. Он занимался созданием такой науки как медиология. Его заинтересовало, как определённые знаки, слова и образы трансформируются в действия. Апостол Павел переработал притчи Иисуса в то, что стало христианством. Ленин сделал политическую программу из трудов Карла Маркса. Но «Капитал» получает такое влияние, потому что были технологии, которые смогли перевести входной сигнал в то, что получилось на выходе. Это книгопечатание, распространение книг, библиотеки. Все это он обозначает как медиасфера. Отсюда, кстати, следует, что невозможно рассматривать идеи просто как тексты, что эта традиция неверна.

В статье «Что такое медиология?» он раскрывает её содержание следующим образом: это функционирование канала передачи во всех формах со времени изобретения письма. То есть вскрыть этот объект, как получается, можно именно на базе изменений в течение долгого исторического периода.

Дебрэ подчёркивает, что ключевым моментом его подхода является акцент на интервале между отправлением и получением. Он трактует это пространство как зону взаимодействия технологии и культуры. Технологиями являются наши способы запоминания, передачи и перемещения, а со стороны культуры — это модусы мнения, мысли и организации.

Основная идея Дебрэ об отделении коммуникации в пространстве от передачи во времени повторяет Инниса, что не новые медиа формируют новые потребности, а как раз наоборот. То есть наименее известный, сравнивая с Маклюеном, Г. Иннис породил большее число оригинальных идей.

Дебрэ пользовался разными терминами для описания передачи в пространстве и во времени. Это коммуникация для пространства и трансмиссия для времени (в русских переводах трансмиссия стала передачей). То есть культура у него привязана ко второму термину. Коммуникация естественно возможна только между современниками. Для коммуникации время является внешним параметром, для трансмиссии - внутренним.

Дебрэ замечает: «Коммуникация инструментализируется доминированием»: «Здесь действует принципиальное условие, согласно которому передавать означает организовывать, а организовывать - волей-неволей создавать иерархию».

Дебрэ пытается разграничить американский и европейский подходы к проблемам коммуникации. Он считает, что американцы больше акцентируют технологические моменты вместо передачи (трансмиссии). Европейский подход постулирует нейтральность технологий медиа.

Передача меняет. Получатель получает другое послание, чем то, которое было положено для отправки. Дебрэ задаёт вопрос, почему это происходит? Он считает, что это связано с тем, что передаваемая информация не является независимой от двойственности канала - технологического и органического. Под последним он понимает материальную базу сообщения, которая его сохраняет и поддерживает.

Он считает, что есть машины коммуникации, но нет машин для трансмиссии (передачи). Но по сути, наверное, такими машинами являются библиотеки или музеи, которые призваны хранить в памяти действия предыдущих поколений. Чем более инновационным будет символическое сообщение, тем сильнее должна быть защитная арматура.

В целом Дебрэ приходит к следующим выводам, определяющим, что такое медиология:

- влияние идеологии можно увидеть в её материальных формах и цепочек передачи,

- передача во времени принципиально отлична от коммуникации в пространстве, хотя в реальности они могут комбинироваться,

- животные имеют коммуникацию, но у них нет передачи,

- средства передачи имеют двойственнную природу: технические приспособления (написание знаков, процедуры кодирования, аппараты распространения) и органические (институты, языки, ритуалы),

- процессы передачи не существуют до самих объектов передачи,

- модусы передачи символических систем не отделяются от модусов физической транспортировки,

- восприятие канала передачи не даётся в результате эксперимента, он конструируется в результате операции интеллектуального анализа.

«Мы передаём для того, чтобы то, чем мы живём, во что верим и что мыслим, не умерло с нами (это точнее, нежели со мной)».

Но все же главным для Дебрэ было изучение именно процессов передачи культурных форм, то есть передача-трансмиссия, а не коммуникация.

Дебрэ в целом описывает сферу функционирования смыслов. Они могут двигаться в одной временной точке, и этот процесс и есть коммуникации, а могут двигаться из одной временной точки в другую - этот процесс получил у него название передачи (трансмиссии). Можно преодолевать пространство, можно время, можно одновременно и то, и другое, например, когда мы читаем переводы древней японской поэзии. Без передачи во времени не было бы традиций, ценностей, идеологий, не было бы человечества.

Дебрэ видел возможность переноса смыслов даже в передвижении людей, например, купцов, миссионеров, пилигримов, военных.

Дебрэ даёт такую периодизацию развития медиасферы. Первый период носит у него название логосферы, он начинается с изобретения письма и пересекается с теологией. Второй период с 1448 по 1968, он начинается с революции Гутенберга до расцвета телевидения. Сегодняшнее время - это уже видеосфера, когда книга покинула свой пьедестал, а её место занял образ.

БИЛЕТ №22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.005 с.)