Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многофакторность исторического процесса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Некоторые современные социологи и культурологи негативно относятся к теории факторов. Я лично не вижу оснований отказываться от теории факторов. Множество элементов влияют на исторический процесс: «Весь фактический материал, которым оперирует историческая наука, заставляет теорию исторического процесса идти не по пути монизма, выводящего все из одного начала, а по пути плюрализма, видящего во всем множественность элементов» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.62). Вот следующая серия цитат из произведений Кареева, четко объясняющая суть теории факторов: «Не каким-либо предустановленным планом и не каким-либо особым законом природы, а самой судьбой и сцеплением массы причин, один от других независимых, одни народы раньше других были выведены на большую дорогу исторического развития» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.100). «Каждая частная история есть равнодействующая троякого рода условий – географических (топологических), антропологических (этических) и собственно исторических (культурных и прагматических), иначе говоря, условий физических, биологических и социально-психических» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.66). «Принимаемым историологией трем категориям условий, в которых должен протекать каждый исторический процесс, соответствуют в политической экономии силы природы (земли), деятельность людей (труд) и результаты прежнего труда (капитал), как необходимые факторы производства..» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.67). «Другую аналогию с тремя категориями условий каждого исторического процесса, взятого в его целом, представляют собой известные три понятия общей теории государства: территория, население и власть» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.68). Географический фактор. Как известно, сторонниками географического фактора как ведущего фактора исторического процесса принимал Монтескье, хотя, в принципе, он не является первым выразителем этой точки зрения. Считается, что к этой точке зрения относятся Гердер и Бокль, что можно оспорить. Ни одного этот фактор не является основополагающим. К этой точке зрения относят также представителей «диффузионизма»- К.Риттера и Ратцеля. В нашей русской традиции к этой точке зрения относятся «народник» Щапов и «анархист» И. Мечников. По Карееву климат влияет на психику людей и структуру его потребностей, но не говорит об этом как об определяющем факторе. Также он не придерживается крайней точки зрения в отношении влияния расовых отличий, но больше уделяет не тому – каков цвет кожи, а специфике языка, который является присущим той или иной расе. «Как природа страны, остающаяся сравнительно неизменной, так и биологическая наследственность, поддерживающая в последовательных поколениях народа единство типа, является фактором исторической устойчивости, фактором консервативным» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.85). Фактор иностранного влияния. «Каждый народ есть не только то, что создали из него он сам и окружающая его природа, но и то, что из него сделали другие народы, так или иначе на него влиявшие, то или другое ему давшие» (Кареев Н.И, Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.108). Ментальный фактор. Прежде всего, он подчеркивал значение языка: «При посредстве языка, как особого для каждого органа выражения мыслей, настроений, желаний и т.п., новые нарождающиеся поколения приобретают и все внутреннее содержание своей психики» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.113). Основой менталитета являются, как известно, символические формы, которые, прежде всего, выражены в языке. Кареев считал язык важной и устойчивой системой, отличной от других культурных форм: «Лингвистическая среда, окружающая человека, представляет из себя нечто иное, чем среда социальная; или политический строй, например, не есть то же самое, что экономические отношения» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб., 1914. с.475). Но структурообразующий характер языка он не гипертрофировал, как это делают многие лингвисты и философы современности, для него: «Язык есть лишь система средств психического взаимодействия между членами общества. Это, так сказать, формальный элемент культуры, поскольку употребление людьми того или другого языка само по себе не характеризует еще той над-органической среды, которою обусловливается их существование» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. СПб., 1897. с.263). Главное для него не то, как выражает язык, а что он выражает. Как историк он немного уделял внимания естественнонаучному знанию, вопросам техники. Что во многом связано с его интересом к ментальной и социальной сфере культуры и недостаточным вниманием к экономической стороне культуры. Это невнимание – есть самый важный пробел в творчестве Н. Кареева. Например, как он относился к технике: «Техника имеет, конечно, реальное значение, но она относится к области взаимодействия между человеком и природою, а не между личностью и над-органической средою, и зависит от неорганической среды, в которую человек поставлен, от прирожденных ему свойств (ловкости в труде) и от развития его знаний, которые всецело зависит от культурных условий» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. СПб., 1897. с.263). «В каких бы отношениях идеи о должном ни находились к инстинктам и интересам, они несомненно влияют на поведение; притом сами инстинкты и интересы стараются оправдать себя идеями» (Кареев Н. Введение в изучение социологии \\ Записки историко-филологического факультета императорского С.- Петербургского университета. Часть XLV. Спб., 1897 с.111). «… в человеке живое побуждение развивает в себе мысль, как орудие для целесообразной деятельности, побуждение, вырабатывающееся в наследственную потребность и составляющее основу целой самостоятельной области такой внутренней деятельности, которая уже перестала быть средством, а сама составляет цель: у человека, помимо влечений, общих у него с животными, создаются таким образом интересы чисто духовные, интерес к знанию, интерес к истине и т.п., возникает представление о чем-то лучшем, которое может выработаться мышлением» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб.,1897. с.382). «Прогресс лишь тогда возможен, когда сознательная деятельность берет перевес над бессознательной, целесообразная – над непроизвольной, основанная на критике мысли – над основанной на безотчетном творчестве нашей мыслительной способности» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб.,1897. с.428). «Изменения в культуре и в социальной организации являются не вследствие того только, что их желали люди, как вследствие независящих обстоятельств, с которыми желаниям приходится иметь дело: нередко наши действия приводят к результатам, даже диаметрально противоположным тем целям, которых мы стремились достигнуть» (Кареев Н.И. Собрание сочинений. Т.1. История с философской точки зрения. СПб., 1911. с.113-114). Социальный фактор. «Социальная структура, как совокупность экономических, юридических и политических форм, отличается от духовной культуры, как совокупность форм лингвистических, художественных, моральных (в смысле нравов), религиозных и т.п., тем, что является для отдельных людей не только окружающею их средой, но и организацией, ставящей их в разные общественные отношения и заставляющей их исполнять неодинаковые функции, определяющей не только то, как они будут действовать, но и то, что они будут делать, независимо от их склонностей и способностей. В надорганической среде человек находит не одни готовые формы для разных видов своей деятельности…, но и уготованные, так сказать, места в структуре общества, различные для отдельных людей в зависимости от условий их происхождения, воспитания, связей и т.п. Элементы духовной культуры делаются достоянием человека при посредстве его способности к подражательному восприятию, но в области экономики и политики уже начинается действие вынужденности и принуждения» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.121-122). «В социальном прогрессе мы можем различить две эволюции, эволюция организаций, состоящую в их интеграции и дифференциации и эволюции индивидуума, - два развития, находящиеся в антагонизме..» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб.,1897. с.444). Экономический фактор. Н.И. Кареев не является сторонником жесткого экономического детерминизма. Сам Маркс и Энгельс в юности были сторонниками жесткого экономического детерминизма, но в зрелости признали, что экономический фактор является важным, но не все определяет в культуре. Этот жесткий экономический детерминизм критиковался многими. В России он был критически воспринят народниками и большинством историков России того времени. Н.И. Карев на этот предмет писал: «..совершенно ясна невозможность сведения всей исторической жизни к одному началу, если этим началом будет не цельная человеческая личность с её духовной и материальной сторонами, а именно лишь одна из этих сторон» (Кареев Н.И, Критика экономического материализма \\ Собрание сочинений Н.И. Кареева Том 3. Спб.,1913. с.5). «Вообще экономические перемены совершаются не так быстро и заметно, как перемены чисто политического характера. Бывают, однако, времена, когда эволюция экономических отношений как бы ускоряется и, с одной стороны, более непосредственным образом, а с другой – и более разнообразными следствиями отражается на жизни. В иных случаях приходится даже прямо говорить об экономических революциях. Одной из таких революций, как известно, произошла в конце XVIII и в начале XIX веков, одновременно с революцией политической. Другую подобную же «революцию» мы имеем право приурочить к реформационной эпохе» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Том II Пг., 1915. с.353). Дискуссия об экономизме в русской философии истории. Первым из сочинений, в которой проповедовался экономический материализм, была книга П.Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894). В этой книге будущий «сменовеховец» подвергает критике Лаврова, Кареева и Михайловского. Кареев, как талантливый и глубокий знаток человеческой истории, естественно не мог принять упрощенной схемы исторического развития, которая была предложена марксизмом. Особенно, их утверждение о примате экономического фактора в истории. «Удовлетворение материальных потребностей человека в каждом отдельном обществе зависит от трех главных условий: от физических условий страны, от высоты культурного уровня и от особенностей общественного строя. Каждый шаг исторического прогресса все более и более выдвигает на первый план два последних условия в силу той власти, какую умственный прогресс дает человеку над природой» (Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. Спб., 1908. с.20-21). «Весь фактический материал, которым оперирует историческая наука, заставляет теории исторического процесса идти не по пути монизма, выводящего все из одного начала, а по пути плюрализма, видящего во всем множественность элементов» (Кареев Н.И, Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915 с.62). «Не каким-либо предустановленным планом и не каким-либо особым законом природы, а слепой судьбой и сцеплением массы причин, один от других независимых одни народы раньше других были выведены на большую дорогу исторического развития» (Кареев Н.И, Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.100). «Экономический материализм выводит всю общественную психику из экономического строя общества, игнорируя то важное обстоятельство, что лежащие в основе этого строя экономические отношения сами являются лишь известного рода результатами психического взаимодействия между индивидуумами» (Кареев Н. Введение в изучение социологии \\ Записки историко-филологического факультета императорского С.- Петербургского университета. Часть XLV. Спб., 1897 с.34-35). Но, при всем согласии, с Н.И. Кареевым, следует заметить, что факторы – вещи исторические, и их роль в процессе динамики культуры изменяется. Если в обществах до второй половины XX века можно было спорить о преимуществах того или иного фактора перед другими, то наше время характеризуется торжествующей правотой К. Маркса и его последователей – экономический фактор становится довлеющим и захватывает все сферы жизни. Остальные факторы и формы культуры становятся призрачными, становятся, если употреблять широко распространенный термин в постмодернистской философии – симулякрами, призрачными «фантомами», лишенными какого-либо смыслового содержания. Если в прошлых обществах имела значение сила авторитета или сила власти, то сейчас основную силу имеет хозяйственная жизнь и ее «символ» – деньги. Интересна в этом отношении статья Н.И. Кареева «Экономический материализм в истории \\ Вестник Европы. Кн. VII. Июль. 1894. В этой статье Кареев утверждал, что суть позиции историка состоит не в утверждении той или иной философской позиции – то ли «идеи» правят миром, то ли «экономические отношения». Суть позиции историка в анализе всего многообразия проявлений истории. И прежде всего, подчеркивает Кареев, в анализе не форм, не столько форм, а сколько реальных действующих личностей в истории, страсти и желания которых создают эти формы. Далее Кареев подчеркивает, что надо различать «экономический материализм» от «экономического направления в историографии. Здесь он вспоминает Д. Т. Роджерса (1823-1890), который указывал на то, выяснение экономической стороны культуры имеет первостепенное значение. Его исследования по истории земледелия и цены в Англии. Но это не послужило уме причиной стать социалистом и утверждать о том, что экономическая сторона жизни общества является решающей.
ТРАДИЦИЯ Понятие о традиции Н.И. Кареев прекрасно понимал роль традиции в культуре. Он фактически первый в России, после И.Г. Гердера и Г.Тарда обратил на этот системообразующий элемент культуры: «Роль органической наследственности, этого повторения потомками организации и способностей предков, здесь играет над-органическая традиция, т.е. повторение по подражанию: бытие языка, господствующих идей, социального строя заключается в подражании постепенно вырабатавшимся движениям голосовых органов, в воспроизведении постепенно установившихся состояний сознания, в перенимании постепенно возникших форм взаимных отношений между людьми» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.265). Н.И. Кареев отмечал ведущее значение традиции для человеческого общества: «..как органическая наследственность поддерживает единство видового типа, так традиция поддерживает единство культуры, а социальная устойчивость – единство общественной организации; без этой устойчивости мы не имели бы общества» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.260 или Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. с.445). Вот что он писал о специфике культурно-социальной жизни (или как она тогда определялась – над-органической среды): «Над-органическая среда сама по себе отличается консервативностью, традиционностью составляющих её культурных форм, да и сами люди, сверх того, еще сознательно поддерживают и закрепляют эту консервативность и традиционность, формулируя, наприм., грамматические правила для языка, догматизируя религиозные представления, подводя идеологические основы под существующие политические формы и ставя многое под охрану пресекающей отступления власти. Если бы в обществе не было противоборствующих сил, над-органическая среда навсегда кристаллизовалась бы в виде неподвижных правил, догматов, заповедей, уставов, не допускающих никаких отступлений, и исторический процесс застыл бы, как замерзает струя воды под действием сильного холода» (Кареев Н.И. Историология.(Теория исторического процесса) Пг.,1915. с.124). Он является сторонником расширительного понятия традиции, считая, что она присуща всем типам общественных явлений: «Традиция в широком смысле существует во всех деятельностях: их формы не прирождены нам, они результат нашего воспитания в самом обширном смысле слова» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб.,1914. с.447). В основе существования механизма традиции в культуре лежит явление подражания (или психического обмена): «Без психического обмена и без традиции немыслимы образование и развитие таких культурных явлений, каковы религия, философия, наука, искусство, литература и т.д., хотя само существование очень прочной традиции возможно лишь там, где, вместо переменчивых скоплений людей мы имеем постоянную группировку, т.е. то, что называется общественной организацией. Развитая традиция есть таким образом факт коллективной психологии, мыслимый только при существовании организованного общества» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е изд. Спб, 1897 с.221). «Естественная сила традиции дополняется искусственными средствами воспитания и обучения подрастающих поколений в уважении к существующим культурным формам, как и заветам предков или велениям, идущим свыше. Здесь действует сила внушения, происходит своего рода гипнотизация, усиливающая действие подражательной способности человека» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.123). Но, кроме традиции, существует в культуре элемент инновационный, который имеет истоком, как правило, деятельность личностей: «Среда живет традициями, в основе коих мы видим подражательное повторение, тогда как личность только тогда является сама собою, когда не повторяет, а видоизменяет, когда не подражает, а привносит свое, когда не просто отражает окружающее, а перерабатывает его в себе, сообразно со своими индивидуальными особенностями» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. с.432). Ибо традиция, объединяя общество, цементируя его в целое, одновременно сковывает личность: «Культурная традиция есть сумма психических влияний, совершающихся в обществе (или в отдельных его группах), и её тенденция заключается в нивелировании личностей, входящих в состав общества (или его групп): стремясь, так сказать, всех приводить к одному знаменателю, она находит поддержку в той наклонности нашей к подражанию, которая передается по наследству, прививается воспитанием, вызывается всеми условиями нашей деятельности, так как для достижения своих целей мы не можем не прибегать к средствам уже готовым, не нами выработанным, т.е. не можем не следовать чужому примеру» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб.,1914. с.438). Тем не менее, это не означает, что традиция противопоставлена личности, ибо «.. культурная традиция обуславливает форму, содержание и направление деятельности отдельных личностей, вследствие того, что в жизни человека играет весьма важную роль элемент подражания и привычки» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб.,1914. с.457). Каковы не были инновации, вносимые творческими личностями, отдельными социальными группами, тем не менее: «…полного разрыва с прошлым никогда не бывает ни в индивидуальной, ни в общественной жизни: черты и признаки старого всегда будут внесены в то новое, которое создают люди, и эти черты и признаки, помимо воли и сознания этих людей, приведут их самих как-раз к тому, против чего они протестовали» (Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. Спб., 1908. с.117). Но традиция не существует сама по себе, есть созданные искусственно людьми способы её закрепления о поддержания, прежде всего это созданная система образования и воспитания: «Естественная сила традиции дополняется искусственными средствами воспитания и обучения подрастающих поколений в уважении к существующим культурным формам, как к заветам предков или велениям, идущим свыше. Здесь действует сила внушения, своего рода гипнотизация, усиливающая действие подражательной способности человека» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.123). Более того, как подчеркивает Н. Кареев: «Настоящая история началась с появлением государств, как сложной системы институтов, с бытоописания, как попытки закрепления традиции, и с появления идеалов, не соответствующих действительности как главных двигателей истории: только с этого момента возникновения более искусственной традиции и более искусственных двигателей общества началась история и продолжается доселе, стремясь создать учреждения для солидарности всего человечества, человеческую культуру, и все это на основании идеалов нашего разума. До этого момента мы имеем одну естественную эволюцию, поставившую человека в возможность самому взяться за устроение судеб человечества и начать человеческий прогресс» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб.,1897. с.300). Но, одновременно с установлением более эффективных средств закрепления традиции одновременно появляется и личная инициатива как двигатель прогресса: «.. вот когда начинается история, - когда именно, вследствие все равно каких бы то ни было причин, в обществе развивается личная инициатива и основанная на ней деятельность при достаточном развитии идей и учреждений путем предшествующей истории коллективной и бессознательной деятельности сменяющих одно другое поколение» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб.,1897. с.336). Инновация. «.. традиционная форма не остается вечно в одном и том же виде, в ней накопляются маленькие изменения, из которых каждое, быть может, едва приметно, и каждое из этих изменений есть результат инноваторской деятельности многих лиц, поставленных в новые условия и одновременно подвергшихся действию одинаковых новых причин, или результат личной инициативы одного индивидуума, нашедшего последователей и подражателей» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. с.448). «В природе нет застоя: если порода не развивается, то она регрессирует, и этот регресс сопровождается массой несчастью и несчастных последствий в будущем. История такое сложное явление, что в ней возможны процессы прямо регрессивные, ведущие к вырождению породы со всеми её спутниками и последствиями, и даже часто прогресс одних сопровождается регрессом других...» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Том 1. М.,1883. с.456). «Над-органическая среда и индивидуум, культурная традиция и личная инициатива, подражательное повторение и инновирующее изобретение - вот те основные понятия, к которым мы сводим теорию культурных изменений. Культурная традиция, или подражательное повторение есть существенное явление над-органической среды, личная инициатива, или инновирующее изобретение может иметь корень лишь в индивидуальной жизни» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. с.435-436). «Во всемирной истории совершается постоянно соединение элементов, первоначально один другому чуждых, и разъединении элементов, уже живших одной общей жизнью: первый процесс ведет к прогрессивному объединению человечества, второй, наоборот, является процессом регрессивным» (Кареев Н.И. Философия культурной и социальной истории Нового времени (1300-1800). Введение в историю XIX века. Спб.,1893. с.7). «Каждая культурная форма рождается на известной национальной или политической почве, но подобно семечку, переносимому ветром на большие пространства, она может залететь далеко-далеко, упасть на чуждую почву и там, на новой почве прорасти и дать новые семена: так распространяются далеко за пределы своей первоначальной родины отдельные слова и термины, целые формулы и теории, верования и знания, приемы работы и изобретения, моды и светские обычаи, законы и учреждения – всего не перечислишь» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.277). «Распространение инновации путем подражания не есть единственный способ, которым новая идея входит в жизнь. Имитационный путь приложим ко всем элементам культуры, коим можно обучиться или которые поддерживаются исключительно одним психическим культурным влиянием. Бывает еще культурное влияние, пользующееся социальными средствами: когда общественной властью вводится новое установление, то требуемые ими новые отношения распространяются ими новые отношения распространяющиеся не в силу подражания по данному примеру, а в силу повиновения данному принуждению» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. с.391). Литературная традиция. Вот как Кареев определял традицию в литературе: «Традиция в литературе – то, что писатель создает не сам, а находит уже готовым, изобретенным другими: это ближайшая духовная среда, в которой происходит литературная деятельность, среда, накладывающая печать на отдельные акты творчества. Самый оригинальный писатель не создает все сам: одни стороны его творчества самобытны по отношению к данным идеям и формам, но другие унаследованы по традиции» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. с.47). Кареев подчеркивал в литературной традиции взаимодействие творчества и традиции. Он пишет следующее: «..в основе литературной эволюции лежит взаимодействие творчества и традиции, и это не исключительная способность одной литературной эволюции, а сущность каждой. Возьмите какую бы-то ни было деятельность, везде вы увидите, что, кроме прагматизма причин и следствий, в ней играют роль известные проторенные пути, которые мы сводим к понятию культуры: политическая деятельность народа обусловлена государственным строем, научная деятельность общества – запасом существующих знаний и арсеналом выработанных методов» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. с.45). Далее он конкретизирует понятие литературной традиции: «Традиционным в литературном произведении может или даже должно быть весьма многое, а именно: а) литературный язык (литературный язык в отличии от разговорного, стиль, версификация и пр. и проч.), в) форма литературных произведений (построение произведение, внешние приемы и т.д.), с) их содержание (от заимствованных «сюжетов» до самых общих тем, разнящих отдельные произведения) и d) их идеи ( т.е. выражаемое или религиозное, философское, моральное и политическое миросозерцание)» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. с.330-331). Он отмечает, что: «Наибольшей устойчивостью обладает литературный язык, наименьшей – идеи: первый зависит исключительно от одного и притом медленно происходящего лингвистического процесса, вторые находятся под постоянным и очень сложным влиянием всего течения жизни. В содержании литературных произведений традиционность выражается либо в форме переработки старых сюжетов (например, каролингский эпос в начале), либо в изображении известных только предметов (напр., рыцарский роман), либо в предпочтении и известным, уже ранее существовавшим в литературе конкретным образом (напр. Роланд) или более отвлеченным характером и типом (аскета, рыцаря, скупца, лицемера и т.п.) и т.д., - и в общем на содержание литературных произведений течение жизни оказывает большое влияние, чем на их форму, которая в свою очередь может быть то однообразным шаблоном, то более широкой только рамкой, менее стесняющей свободу творчества, чем всякий шаблон» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. с.330-331). Далее он утверждает, что: «Литературные традиции имеют начало более раннее или более позднее и часто прерываются то скорее, то медленнее, то бесследно, то с остановлением некоторого реликвата в других традициях. Возникновение и прекращение традиций зависит от общих исторических условий» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. с.66). Кареев подчеркивает, что литературная традиция не остается неизменной, происходит постепенная модернизация её. Традиция литература одного народа часто подвержена влиянием литературных традиций другого, происходит процесс вытеснения одной литературной традиции другой, или же их взаимопроникновение и взаимодействие. В период ранних литературных эпох, утверждает Кареев, сила традиции превалирует над творчеством, но с развитием происходит усиление личных творческих моментов, литературное творчество приобретает не бессознательно-коллективный характер, а личностно- сознательный. О культурной и общественной сферах: «..все эти сферы не только содержаться в целом общественной жизни, как в колесе его части – ступица, спицы и обод, и движутся не каждая отдельно, хотя и все разом, но находятся в органическом взаимодействии и движениями своими влияют одни на движения других: изменения в экономической жизни отражаются и на политика, и на праве, и на технике, и на обычаях и нравах; политические перевороты сказываются и на праве, и на хозяйственной жизни, и философии, и искусства, и литературы, и права и т.д. и т.д.» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. с.73-74). И далее: «Общий ход литературной эволюции заключается в ослаблении традиционности путем а) развития творчества и в) взаимодействия традиций вследствие, во-первых, международных влияний, усиливающихся с общим развитием жизни, а во-вторых, вследствие большого, с течением времени, накопления литературного материала, дающего и большее количество образцов. Роль международных влияний играют и случаи возвращения к забытым традициям прежнего времени (напр. влияние классиков на европейскую литературу с эпохи Возрождения или средневековой поэзии на неоромантизм XIX века» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. с.333). СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ. Вот что пишет Кареев в своем выдающемся труде «История западной Европы в Новое время.»: «Внутренняя жизнь каждого общества складывается из двух сторон, из духовной культуры, под понятие которой мы подводим религию, мораль, философию, науку, литературу, искусство, и из социальной организации, охватывающей собою области государства, права и экономических отношений..» (Кареев Н.И. История западной Европы в Новое время. Т.1 Спб, 1914. с.10). «.. культуру народа составляют его идеи (религия, философия, мораль, наука, политические традиции, правовые воззрения и т.п.), учреждения, в основе коих лежат отношения (политический и социальный строй, действующее право, экономические отношения) и навыки в широком смысле слова, т.е. формы, в коих обычным образом проявляются разные деятельности членов общества (язык, жизненные привычки, обычаи, общественные приличия, приемы промышленной и художественной техники, научные методы и т.п.); материальные же предметы (жилища, одежда, домашняя утварь, оружие, орудия труда, машины и т.п.) суть только показатели культуры (именно культуры навыков), а не сама культура» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. с.345). «. в социальной организации можно обнаружить три главные системы отношений, которые мы называем политическими, юридическими и экономическими» (Кареев Н.И. Собрание сочинений. Т.1. История с философской точки зрения. СПб., 1911. с.110). Элементы культуры Он делил элементы культуры на три категории: культура духовная (образованность), культура общественная (гражданственность), культура материальная (техника). «Элементы духовной культуры делаются достоянием человека при посредстве его способности к подражательному восприятию, но в области экономики и политики уже начинается действие вынужденности и принуждения» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.122).
«Социальная структура, как совокупность экономических, юридических и политических форм, отличается от духовной культуры, как совокупности форм лингвистических, художественных, моральных (в смысле нравов), религиозных и т.п., тем, что является для отдельных людей не только окружающею их средой, но и организацией, ставящей их в разные общественные положения и заставляющей их исполнять неодинаковые функции, определяющей не только то, как они будут действовать, но и то, что они будут делать, независимо от их склонностей и способностей. В надорганической среде человек находит не одни готовые формы для разных видов своей деятельности… но и уготованные, так сказать, места в структуре общества, различные для отдельных людей в зависимости от условий их происхождения, воспитания, связей и т.п.» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.121-122). «Техника в широком смысле слова, это есть не что иное, как совокупность форм, способов, умений что-либо делать, и эти формы, как нечто, имеющее свое собственное существование, мы противополагаем отдельным актам человеческой деятельности, называемой работой, хотя вне этих форм техника так же не может существовать, как и язык вне актов речи» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.115).
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 1.Роль личности в истории Историю совершает деятельность личностей – в этом исходное положение Н.И. Кареева: «Структура общества, выражающаяся в его экономических и юридических формах, возникает на почве человеческих деятельностей, отдельные акты которых преследуют какие-либо конкретные цели. Ни народное хозяйство, ни право, ни государство вне этих деятельностей и создаваемых ими отношений не существует» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.148-149). В связи с такой точкой зрения он выступает против органицистов, которые отрицают роль личности в едином организме культуры, в котором личность выполняет лишь роль винтика занимающего определенное место в социальном организме. Но глубокий знаток истории Н. Кареев взвешенно подходит к роли личности в истории, выступая против сторонников «субъективного метода»: «Общество не есть совокупность личностей, находящихся в психическом и практическом взаимодействии, но и целая система этих взаимодействий, в коей последние получают известные постоянные формы, известную организацию. По отношению к отдельным личностям, составляющим общество, совокупность этих форм и эта организация играют роль внешней среды, дающей личностям известную окраску и известным образом определяющей их деятельность, подчиняющей их себе, как сложившейся культурно-социальной системе. Но эта среда, являющаяся продуктом над-органического развития, существует лишь в отдельных личностях (культурные формы) и чрез отдельные личности (социальная организация). Индивидуумы, однако, суть не только носители общих культурных форм и элемента социальной организации: они – носители готовых идей, настроений и стремлений, но вместе с тем и творцы новых идей, настроений, стремлений; они – элементы социальной организации, но сама она для них лишь великое орудие, посредством коего они достигают своих целей. Между личностями и этой культурно-социальною, или над-органической средой совершается постоянное взаимодействие, все усложняющееся и усложняющееся, но вместе с тем и все более и более превращающее индивидуум из носителя чужих идей, настроений и стремлений, в творца своего собственного внутреннего мира, из простой части общественного механизма в механика, который делает этот механизм орудием людского благополучия. Философия XVIII
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.016 с.) |