Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее направление движения человечества и прогресс.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кареев охватывал единым взором исторический процесс человечества как процесс его объединения в единую общность: «Одно из наиболее общих и самых важных течений есть постепенное объединение человечества, самые общие географические условия, самые общие потребности человеческой природы, самые общие свойства над-органической среды постоянно дозволяли политическим и национальным единицам соприкасаться, вступать между собою в военные и мирные отношения, заимствовать друг от друга или друг другу навязывать язык, нравы, законы, идеи, знания, социальные формы, и сливаться в более крупные политические тела, - поэтому прагматическое объединение частных историй, о котором говорит Полибий, культурное объединение, о котором говорит Исократ, и попытки политического объединения, начатые на Востоке, продолжавшиеся Александром Македонским и законченные в древнем мире римлянами, представляют из себя одно из самых общих течений всемирной истории. Такие течения суть и самые важные по результатам, ибо они извне вносили новые начала в жизнь народов и заставляли их двигаться вперед либо останавливаться в своем движении. Это вообще и суть господствующая линия, общее направление и главные узлы причудливого узора и хаотической ткани истории» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.36) 1 .Прогресс. И главной задачей Н.И. Кареева было рассмотреть этот процесс, как имеющий определенную прогрессивную линию. Кареев писал: «.. в центре моих исканий был прогресс в истории, а не исторический процесс безотносительно к какой бы то не было оценке того, что им приносится, и без всякого желания постигнуть смысл истории, прожитой человечеством и имеющей еще быть переживаемой в будущем» (Кареев Н.И. Историология.(Теория исторического процесса) Пг.,1915 с.2). Прогресс для него не носит характер какого-то природного закона развития, а имеет этически нагруженный характер, где человек, его идеалы и его сознание играют не последнюю роль: «.. прогресс есть не что иное, как уяснение смысла жизни чрез постановку ей все высших и высших целей и удовлетворение этих целей с помощью совершенствующейся культуры и социальной организации, позволяющих нам с большим успехом оказывать воздействие на природу» (Кареев Н.И. Собрание сочинений. Том 1. История с философской точки зрения. Спб.,1911. с.118).
Основным критерием прогресса он видит в степени развития материальной культуры, в увеличении власти человека над природой, хотя прогрессивное направление имеют все культурный формы. 2. Личность и история. Настоящую динамику, историю, получило человеческое общество, если применить терминологию К. Ясперса, с «осевого времени»: «Настоящая история началась с появления государств, как сложной системы институтов, с бытоописания, как попытки закрепления традиции, и с появления идеалов, не соответствующих действительности как главных двигателей истории: только с этого момента возникновения более искусственных институтов, более искусственной традиции и более искусственных двигателей общества началась история и продолжается доселе, стремясь создать учреждения для солидарности всего человечества, человеческую культуру и все это на основании идеалов нашего разума. До этого момента мы имели одну естественную эволюцию, поставившую человека в возможность самому взяться за устроение судеб человечества и начать человеческий прогресс» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.300) Главными двигателями этой истории после «осевого времени» выступает личность: «Общественный деятель, государство и религия, выдающаяся личность, широкая организация, система идей, заключенная в известную форму, - вот что отличает историческую жизнь от жизни доисторической, где существенные изменения происходят только путем органической эволюции в маленьких агрегатах с неразвитой культурой» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. Изд. Спб., 1897. с.336) «… вот когда начинается история, - когда именно, вследствие все равно каких бы то ни было причин, в обществе развивается личная инициатива и основанная на ней деятельность при достаточном развитии идей и учреждений путем предшествующей истории коллективной и бессознательной деятельности сменяющих одно другое поколение» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.336) «Человек, начавший жить исторической жизнью, уже сознает, что он цивилизовался: ему нужен миф о каком-нибудь благодетельным божестве, которое научило его первым основам культурной жизни; ему нужно сказание о переселенцах из более образованных стран, принесших с собою зачатки гражданственности. Здесь впервые зарождается идея прогресса и является представление о чем-то более совершенном, чем окружающая действительность: нет надобности, что человек сначала полагает «золотой век» в прошлом, что он идеализирует быт далеких, ему неизвестных и часто только в его фантазии существующих народов, - важно то, что у него есть представление от идеальной жизни, ибо здесь зародыш критического отношения к действительности» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.338).
2. Нелинейность истории. Кареев является сторонником нелинейного развития истории, предвосхищая на столетие синергетическую концепцию видения природных и социальных процессов, которая только сейчас начинает пробивать себе дорогу во всех областях человеческой ментальности. Прогресс человечества не представляется ему какой-то линейной схемой развития человеческой культуры, двигающегося согласно какому-то определенному закону, более того, он считал, что «…научное понимание законосообразности, царящей в истории, не допускает мысли о существовании какого-либо единого основного закона, управляющего всем движением исторической жизни» (Кареев Н.И. Историология. (Теория исторического процесса) Пг.,1915. с.46). «Природа и история не суть ни абсолютный хаос, ни абсолютный порядок: он подчинен законам, но не одному закону, и законы эти действуют не в одном направлении, а в разных. Всякая феноменологическая наука имеет свою область в этом хаосе явлений, координируя и классифицируя данное в этой области; всякая номологическая имеет свою область в этой системе частных порядков субординируя эти порядки в системы законов. Явления не повторяются в своей сложной совокупности, законы остаются неизменными: эта неизменность законов не дает превратиться природе и истории в абсолютный хаос, эта неповторимость явлений не позволяет им представлять совершенный порядок» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.63).
Он считал, что: «Движение человечества – не стройные марши войска на учении, а уличная толкотня, то va-et-vient, в котором каждый спешит по своему делу или просто бесцельно шатается, не подчиняясь одной общей причине, одной общей воле. Человечество не имеет центра воли, как падающее тело имеет центр тяжести. Воля человека, конечно, свободна лишь от того, что на нее не действует.. никакая единая и общая причина, как мы это видим при падении тела по одному направлению, люди, так сказать, тащут историю в разные стороны, и ход её зависит от того, в какую сторону склоняет её большинство, созданное не одним процессом историческим, но и биологическим процессом видовой жизни. История не прямая линия, не правильный узор, построенный по математическому плану, а живая ткань линий, неправильных и извилистых, переплетающихся самым разнообразным и неожиданным образом, то спутывающихся до бесконечности, то слагающихся в несколько ограниченных систем, то сближающихся, то удаляющихся, то идущих по одному направлению, то по разным, - ткань, полная узлов, обрывков, причудливых узоров, невообразимой путаницы и невероятного хаоса. изучение её во всех мелочах даже немыслимо: это значило бы воссоздать всю деятельность всех людей со всеми их причинами и следствиями. Историку приходится поэтому ограничиться господствующими линиями, существенными направлениями, наиболее важными..» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического процесса. Т.1 М.,1883. с.153-154).
Исторический процесс крайне своеобразен: «Общим движением жизни одно проталкивается вперед, другое, уже успевшее продвинуться, отбрасывается назад, и многим делается то шаг вперед, то шаг назад. Ткань Пенелопы в очень частых случаях может служить символом исторического процесса, как чередование акций и реакций, хотя в общем и целом история все-таки идет вперед» (Кареев Н.И. Историология.(Теория исторического процесса) Пг.,1915. с.236). «Исторический процесс в обоих своих аспектах – прагматическом и культурном – есть целая совокупность отдельных процессов, совершающихся одновременно и притом то идущих в одном направлении, один другому помогающих, то, наоборот, противоборствующих, вносящих один в другой большие или меньшие пертрубации. Кризис и наступает тогда, когда в одну частную эволюцию, если можно так выразиться, вторгаются результаты другой эволюции и нарушают её правильное течение» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.215-216). «Каждая культурная форма рождается на известной национальной или политической почве, но подобно семечку, переносимому ветром на большие пространства, она может залететь далеко-далеко, упасть на чуждую почву и там, на новой почве прорасти и дать новые семена: так распространяются далеко за пределы своей первоначальной родины отдельные слова и термины, целые формулы и теории, верования и знания, приемы работы и изобретения, моды и светские обычаи, законы и учреждения – всего не перечислишь» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.277). «Прогресс в одной сфере жизни нуждается всегда в поддержке со стороны других сфер, и чем больше будет человечество делать успехов на разных своих поприщах, тем меньше можно будет опасаться вырождения» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.299). «История человечества не есть внутренне единый процесс, а совокупность целого рода параллельных процессов, есть сумма историй отдельных народов, находившихся между собою в очень многообразных отношениях. да и в истории каждого отдельного проявляется не одна какая-либо движущая сила, а действует множество таких сил. Даже отдельные события из жизни каждого народа порождаются обыкновенно сочетанием целого ряда причин, из которых каждая, в в свою очередь, есть не что иное, как место встречи или пересечения также нескольких самостоятельных каузальных рядов. Законов, действующих в общественной и исторической жизни человека, много, и лишь разные сочетания их действий в отдельных случаях производят некоторое общее течение исторического процесса, а не какой-то единый основной закон, из которого все остальное вытекало бы, как из одного общего источника» (Кареев Н.И. Историология.(Теория исторического процесса) Пг.,1915. с.47)
«Деятельность общества совершается в известной надорганической среде (культуре и социальной организации), и эволюция этой среды оставляет одну сторону процесса. Другую сторону процесса составляет деятельность личностей, влияющая на эту эволюцию. Это раз. Во-вторых, так как общество состоит из разных личностей, то каждая из них действует особенным образом на движения над-органической среды, и это движение совершается не по прямой, а по очень неправильной линии; вследствие же того, что сама эта среда в своих формах распадается на множество элементов, действие личностей оказывает неодинаковое влияние на эволюцию отдельных элементов и последние опережают один другой. В-третьих, вследствие того, что между элементами должно быть равновесие, само собой понятно, что от этой неравномерности действия на них личностей и неравномерности их собственного хода и между самими элементами происходит несоответствие, которое должно быть устранено: это устранение несоответствия совершается путем взаимного влияния элементов один на другой, что вызывает постоянные кризисы, т.е. либо остановку в эволюции, либо направление её в другую сторону, но во всяком случае в культуре или социальной организации происходит перемена» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.362-363). «В сущности, в жизни общества совершается масса отдельных эволюций, находящихся в постоянном взаимодействии и вечно угрожаемых кризисами. Исторический процесс таким образом состоит в совершаемой деятельностью общества эволюции над-органической среды, эволюции, нарушаемой постоянными частными и общими кризисами и составляющей одно из условий той самой деятельности, которая эту эволюцию производит» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.363). «В этой эволюции мы можем различить два параллельных течения, две главные эволюции, два различных динамических процесса. Один – процесс логического развития идей и принципов, и его-то главным образом имела в виду идеалистическая философия истории, другой – процесс развития внешних форм, который обратил на себя преимущественное внимание Спенсера в его Социологии. Процессы эволюции духовной культуры и социальной организации находятся в вечном взаимодействии. Социальные формы сильны их признанием со стороны идей, господствующих в обществе, и сами суть условия для возникновения и развития идей в обществе. Так как на движение культуры отражается устройство общества и так как на изменение социальных форм отражается состояние культуры, то эволюция духовная не может быть процессом чистого развития форм. Первая только приближается к законам индивидуального мышления, как вторая только приближается к законам органического развития» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.366)
Н.И. Кареев не разделяет идеи эволюции в применении к обществу, ибо, во-первых, не всякую эволюцию можно считать прогрессивной, и, во-вторых, по той причине, что: «Прогресс и регресс осуществляются не одними эволюциями, но и кризисами: мы называем прогрессивным тот кризис, который прерывает регрессивную эволюцию, и регрессивным – тот, который прерывает прогрессивную» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.367-368); в-третьих, - нужно иметь «…идеал, постепенное осуществление коего посредством частных эволюций или кризисов мы и называем прогрессом» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.368). Он критикует теорию эволюции: «Конт вносит в историю понятие эволюции (ėvolution spontanėe): и вся его философия истории представлена в виде планомерной эволюции. Мы видели, что в действительности история не была такой эволюцией: не только столкновение народов, но и отдельные события в истории одного общества представляют из себя постоянные кризисы, постоянные нарушения планомерной эволюции и кризисов, и главная причина последних – нарушение статического закона взаимного соответствия элементов культуры и социальных форм» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.359). Вообще он придерживался исторического подхода ко всей природе, в которой происходят и прогрессивные и регрессивные процессы, происходят катастрофы, что сближает его с современной синергетической парадигмой рассмотрения природных явлений: «В природе нет застоя: если природа не развивается, то она регрессирует, и этот регресс сопровождается массой несчастия и несчастных последствий в будущем. История такое сложное явление, что в ней возможны процессы прямо регрессивные, ведущие к вырождению породы со всеми её спутниками и последствиями, и даже часто прогресс одних сопровождается регрессом других…» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического процесса. Т.1. М., 1883. с.456) «Деятельность общества совершается в известной надорганической среде (культура и социальный организации), и эволюция этой среды составляет одну сторону процесса. Другую сторону составляет деятельность личностей, влияющая на эту эволюцию. Это раз. Во-вторых, так как общество состоит из разных личностей, то каждая из них дествует особенным образом на движение над-органической среды, и это движение совершается не по прямой, а по очень неправильной линии; вследствие же того, что сама эта среда в своих формах распадается на множество элементов и последние, действия личностей оказывает неодинаковое влияние на эволюцию отдельных элементов и последние опережают один другой. В-третьих, вследствие того, что между элементами должно быть равновесие, само собою понятно, что от этой неравномерности действия на них личностей и неравномерности их собственного хода и между самими элементами происходит несоответствие, которое должно быть устранено: это устранение несоответствия совершается путем взаимного влияния элементов один на другой, что вызывает постоянные кризисы, т.е. либо остановку в эволюции, либо направление её в другую сторону, но во всяком случае в культуре или социальной организации происходит перемена» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.362-263) «В сущности, в жизни общества совершается масса отдельных эволюций, находящихся в постоянном взаимодействии и вечно угрожаемых кризисами. Исторический процесс таким образом состоит в совершаемой деятельностью общества эволюции над-органической среды, эволюции, нарушаемой постоянными частными и общими кризисами и составляющей одно из условий той самой деятельности, которая эту эволюцию производит» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. Изд. Спб., 1897. с.363) «В этой эволюции мы можем различить два параллельных течения, две главные эволюции, два различных динамических процесса. Один – процесс логического развития идей и принципов, и его-то главным образом имела в виду идеалистическая философия истории, другой – процесс развития внешних форм, который обратил на себя преимущественное внимание Спенсера в его Социологии. Процессы эволюции духовной культуры и социальной организации находятся в вечном взаимодействии. Социальные формы сильны их признанием со стороны идей, господствующих в обществе, и сами суть условия для возникновения и развития идей в обществе. Так как на движение культуры отражается устройство общества и так как на изменение социальных форм отражается состояние культуры, то эволюция духовная не может быть строго логическим процессом чистого развития форм. Первое только приближается к законам индивидуального мышления, как вторая только приближается к законам органического развития» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. Изд. Спб., 1897. с.366) Кареев не согласен с эволюционизмом, ибо не всякую эволюция можно считать прогрессивной. Далее: «Прогресс и регресс осуществляются не одними эволюциями, но и кризисами: мы называем прогрессивным тот кризис, который прерывает регрессивную эволюцию, и регрессивным – тот, который прерывает прогрессивную» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. Изд. Спб., 1897. с.367-368) Далее он уточнил и развил эту мысль: «Общий ход истории каждой страны, тип культурной эволюции, в ней совершающийся, зависят не от действия какого-либо общего закона, управляющего последовательностью событий в жизни народа, которыми определяются его судьбы, и направляющего известным образом развитие его внутренних отношений, - такого закона вовсе и нет, - а от особых в каждом случае условий, в каких приходится жить и действовать тому или другому народу. Место представления об едином законе, являющегося наследием или идеи о провиденциальном плане, предначертанном для истории, о законах, управляющих отдельными категориями тех условий, в каких живут и действуют народы, о своеобразной каждый раз обусловленности действия и тех общих законов развития отдельных сторон материального, духовного и общественного быта, которые познаются сравнительным изучением исторических фактов» (Кареев Н.И. Историология.(Теория исторического процесса) Пг.,1915. с.65). «Нет ничего абсолютно прогрессивного, ибо каждое явление, принося с собой что-либо хорошее, что-либо хорошее и уносит: узнать это можно лишь из оценки явления не только по отношению ко всему историческому процессу, который каждый склонен понимать по-своему, но и по отношению к той эпохе, когда явление имело место» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.199) «Мало знать историю успехов человечества в философии, науке, искусствах и т.п., нужно знать еще, какой ценой они покупались и что уже принесли для человека из своих плодов» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.207) «Прогресс должен вести не к нивелировке личностей, а к тому, чтобы каждой предоставлена была возможность наиболее полным образом развить свои индивидуальные способности и чтобы каждое занятие выполнялось людьми, которые берутся за него не под давлением внешних обстоятельств, а по призванию. Идеал человеческий должен заключаться не в возможно меньшем разделением труда между людьми, а в возможно справедливейшем разделении труда» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. Изд. Спб., 1897. с.377) «Прогресс лишь тогда возможен, когда сознательная деятельность берет перевес над бессознательной, целесообразная – над непроизвольной, основанная на критике мысли – над основанною на безотчетном творчестве нашей мыслительной способности» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.428) «В социальном прогрессе мы можем различить две эволюции, эволюцию организаций, состоящую в их интеграции и дифференциации и эволюции индивидуума, - два развития, находящиеся в антагонизме..» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.444) 3. Циклы истории «В истории мы можем обнаружить существование двух родов эпох: органических и критических. Первые – те, в которых существуют общепризнанные идеи, лежащие в основе всей социальной жизни; во-вторых – те, в которых совершается критика этих начал, искание новых. Понятное дело, что движение вперед совершается при помоши критических эпох, когда общество перерастает общепризнанные идеалы, и вся история, строго говоря, есть ряд критических эпох: вполне органические эпохи мы находим только у дикарей и у народов, так сказать, застывших на известных формах быта» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. Изд. Спб., 1897. с.337) «Прогресс есть движение вперед через развитие противоположностей – такова формула и прогресса социального: дабы что-либо прогрессировало необходимо отрицание прежнего» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб.,1897. с.444) «История есть смена идеалов: когда народ впервые заявляет новые требования от жизни, он вступает в историческую эпоху своего бытия и делается народом историческим» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.337) «Каждый – сын своего народа и своего времени, но каждый имеет и нечто индивидуальное: только эти индивидуальные отклонения двигают культуру и общественные формы, а самые крупные уклонения дают право на бессмертие» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.351)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.113.187 (0.016 с.) |