Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория исторического знания.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Эта брошюра скорее подборка цитат из работ Н.И. Кареева, и это по причине, что лучше Н.И. Кареева и не скажешь. Такой же метод применял Л.Фейербах в своей «Истории философии» и делал это правильно. Пусть сам философ говорит о своей философии. Главное- это сжать и упорядочить его высказывания и мысли для большей ясности тем, кто интересуется тем или иным мыслителем.
Николай Иванович Кареев (1850-1931) – выдающийся русский историк и философ. Но этого мало для характеристики его как ученого – это, по моему мнению, уникальное явление в русской научной мысли. Он является типичным «концептуальным персонажем» философии, - как свидетельствовал сам Кареев, он страдал сомнамбулизмом (т.е. был «лунатиком») до пятнадцати лет. Причиной этому он усматривал как «…раздвоение своего я или даже наличность в себе двух я» (Кареев Н.И. Прожитое и пережитое Л. ЛГУ 1990. с.83). Это говорит о том, что в нем существовали признаки шизофрении – базовых физиологических основ становления любого гения-мыслителя. Учился Н. Кареев в 5-й московской гимназии. Его выпускниками были А.А. Исаев и В.С. Соловьев. С В. Соловьевым он был дружен со школьной скамьи. Интересен случай. За неудовлетворительное поведение директор гимназии приказал убрать имя Кареева с золотой доски (учился он отлично), но после этого исчезли и все остальные имена. Это, как выяснилось, сделал Вл. Соловьев, который также был внесен в список имен этой «золотой» доски). Свой поступок он мотивировал тем, что, если на золотой доске нет имени Н. Кареева, то и другим именам там не место. В начале он хотел стать филологом, ибо был увлечен идеями Буслаева, но история перевесила, и он стал одним из учеников Герье. Хотя с Герье у него всегда были крайне натянутые отношения. Его связывала дружба с П.Л. Лавровым. Диссертация Кареева «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1876) была одобрена Петром Лавровичем. Они совместно дали его диссертаций название. Это было обусловлено тем, что когда Кареев принес эму рукопись диссертации, то она носила название «Французская революция и крестьянский вопрос», но Петр Лаврович выразил опасение, что с таким названием эта диссертация не пройдет цензуру, вот и в результате получилось такое название диссертации. Н.И. Кареев был часто у Петра Лавровича, слушал его лекции, которые Лавров читал у себя на дому. Конечно, ему приходилось соблюдать предосторожности, но он и без этого с самого начала заявил о себе как о либеральном мыслителе, мыслящем в русле народовольчества. Кареев всячески старался пропагандировать взгляды Петра Лавровича насколько это позволяла царская бюрократия. Защита диссертация прошла напряженно. В. И. Герье высказал несколько резких замечаний при защите, Кареев в такой же форме ему возразил. Спас ситуацию.. Но дорога в университет ему была закрыта после такой защиты, потому он был направлен в Варшаву. В 1899 году за участие в студенческой демонстрации был уволен из Петербургского университета. В 1905 году был даже заточен на некоторое время в Петропавловскую крепость, а в 1906 году был избран депутатом в Первую Государственную Думу. С 1910 г. – член-корреспондент Российской академии. С 1917 г. избирается президентом Международного института социологии. Во время гражданской войны он живет в своем имении, где читает лекции крестьянам. Крестьяне к нему относились прекрасно, по причине личного уважения, и по причине того, что он в свое время резко снизил подати со своего имения, а потому крестьяне в это тяжелое время добровольно содержали своего профессора-барина. Даже большевистские власти не могли не признать выдающихся заслуг Н.И. Кареева - с 1929 года он был удостоен звания почетного члена АН СССР. Среди неисчерпаемого количества работ, имеющих фундаментальный характер и такого же неисчислимого количества статей и учебных пособий можно выделить: «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVII века» (1879); «Основные вопросы философии истории» (Т.1-3, 1883-1890); «История Западной Европы в новое время» (Т.1-7, 1892-1917).
ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ. Философия. 1. Философия - это не наука. Отношение к философии, в отличие от П.Л. Лаврова, довольно критическое. Он склоняется к мнению, что наиболее полноценным знанием является, если не социология (мнение, типичное для позитивистов того времени), то история. Понимает он философию позитивистски, - как промежуточное между религией и знанием, но это разделение он берет не в исторической перспективе, как у Конта, а структурно. Такую же схему примет потом М. Шелер (1874-1928) для своей концепции ментальных форм. Как известно М. Шелер переосмыслил закон трех стадий Конта, выявив три формы знания, сосуществующие в каждой форме ментальности: это религиозное знание; метафизическое знание; и техническое знание, позволяющее человеку использовать природу и господствовать над ней. Кареев, старший современник этого философа, выражал эту мысль более толково и с пониманием сути дела. Вот что писал Н. Кареев: «..всю философию в её вековом развитии мы можем рассматривать как творчество, колеблющееся между двумя полюсами – полюсом веры и полюсом знания, откуда эти два противоположные вида философии - философия религиозная и философия научная с целым рядом переходных ступеней, средний момент между которыми занимает метафизика, никогда не бывшая в состоянии дать ни веры жаждущей душе, ни знания любознательному уму. Во всякой, однако, философии полнота, стройность и целостность миросозерцания ради удовлетворения субъективных стремлений духа стояли всегда на первом плане, и ни в чем до такой степени не сходились между собою религиозная, метафизическая и научная философия, как именно в творчестве идеалов. Действительность – область науки, только философия творит то, что мы называем идеалами» (Кареев Н.И. Философия, история и теория прогресса \\ Собрание сочинений Т.1. История с философской точки зрения. Спб.,1911. с.85 - 86) Он подчеркивал личностный характер философствования: «Я до такой степени вторгается в философствование, что каждый сколько-нибудь самостоятельный мыслитель не столько ведет далее логическую мысль своих учителей, не столько дает дальнейшее развитие их идеям, сколько проявляет свою оригинальность. Нередко логически усвоенные принципы составляют такую противоположность со всеми инстинктами философа, что он становится в противоречии с самим собою и так или иначе одной рукой стремится спасти то, что разрушил другой рукой» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Т.1. М.,1883. с.309-310). И дальше: «Вся история метафизики показывает, что чем более философ стремился выйти из рамок человеческой природы вообще, тем более замыкался в рамках именно собственной индивидуальности, и чем более думал проникнуть в сокровенную сущность вещей, тем только на самом деле больше вносил своих личных идей в понимание мира: вот почему всякая метафизическая система носит на себе печать личного гения своего творца, и вот почему одна система так непохожа на другую. В метафизическом творчестве все субъективно: вместо явлений объективного мира, исследуются субъективные идеи, не как обозначение предметов, их признаков, классов, взаимных отношений и т.п., а как самостоятельные реальности: вместо отношений между явлениями, данных или возможных в опыте, исследуются отношения между идеями, как они должны группироваться с известной точки зрения, чисто субъективной. Метафизиков можно назвать поэтами, попавшими не на свое место, и нужно прибавить, что это большей частью очень плохие поэты. В великом художественном произведении отражается объективный мир: если не было таких лиц, отношений, событий, предметов, о каких говорит поэт, они возможны в данное время и в данном месте, и все рассказанное имеет поэтому внутреннюю правду; настоящий метафизик хочет именно создать нечто, ни на что в объективном мире непохожее, отрешенное от всякой феноменальности, и возможною истинность его системы можно признать, только до известной степени себя обезличивши, чтобы видеть вещи с чужой точки зрения, чужими глазами. Великий поэт с лирике передает внутренние движения своей души, приглашая нас разделить свое настроение, и ищет в объективном мире картин, то соответствующих его настроению, то находящихся с последним в противоречии; метафизик молчит о своем настроении, но развивает его по всей своей системе, ища вне себя не символов своего настроения, но само это настроение. Живые поэтические образы обезличиваются в метафизике в простые аллегории, абстрактные идеи науки получают некоторое подобие каких-то бестелесных существ. Метафизика действует на воображение, как и поэзия, но слишком, если можно так выразиться сухо; она действует на мышление, как и наука, но слишком насилуя своими условными понятиями. В этой полинялой поэзии, облекающейся в формы науки, перед умственным взором нашим возникает странный мир, населенный незаконнорожденными детьми фантазии и абстракции, мир логических образов и поэтических формул, мир объективированных идей и наукообразных романов» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. СПб., 1897. с.116-117). Он подчеркивал: «Личные свойства философа играют громадную роль в характерных чертах содержания его системы. Ища метафизической сущности мира, абсолютной ценности человеческой жизни, философ находит то, что подсказало ему вдохновенье; он объективирует вне себя продукты своего субъективного творчества и свое отношение к миру выдает за его действительную цену» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. СПб., 1897. с.119). Все это верно, ибо философия есть «фонтан» инноваций, которые потом выбираются культурой для модернизации своих форм в качестве образца. Он отрицал за философией научный характер, для него философия род наукообразной поэзии: «Метафизика всегда была и будет поэзией sui generis, в которой воображению и настроению духа приходится постоянно приходится вытеснять элементы положительного знания и логику. Пусть философия будет спекуляцией, но пусть философы помнят, что они дают поэзию, а не истину…» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Т. 1. М.1883. с.315). И это абсолютно верно, философия никогда не была наукой. Это совершенно иной тип интеллектуальной деятельности. Он развивает эту мысль: «Рядом с научными понятиями ум наш творит идеи, как некоторые общие представления, образованные совсем иным путем, чем научные представления и понятия; последним соответствуют действительные предметы или их классы, тогда как в идеях и идеалах нам дается некоторое содержание, которому в действительности ничто не соответствует, т.е. это – представления и понятия не о существующем, а о возможном или должном, каковы все принципы, которые мы кладем в основу вещей, или идеалы, как разумные их типы. Далее, творческий синтез построяет знание в систему и за пределами того, на что нас уполномачивает опыт и наблюдения, выбирая для этого построения ту или другую форму из нескольких, допускаемых данным содержанием. Наконец, мы обобщаем наше знание и с помощью таких гипотез, научная проверка которых немыслима. Во всех этих случаях мы имеем дело с творчеством вненаучным, хотя, и ставящим себе те же цели, что и наука, т.е. познанием» (Кареев Н.И. Собрание сочинений. Т.1. История с философской точки зрения. СПб.1911. с.41). Вот эта сфера познавательной деятельности – есть сфера философии. 2. Бессознательная философия. Прекрасно его высказывание о «бессознательной» философии, или «духе» народа. Действительно, кроме разнообразных философских систем, существует в том или ином историческом периоде более важная и существенная для культуры вещь – это общий стиль жизни, общие убеждения и верования, которыми руководствуются люди в своем поведении. В французской исторической школе «Анналы» это нашло выражение в понятии - «менталитет». Вот что он писал по этому поводу: «Если мы будем рассматривать принципиальную сторону явлений культурного и социального содержания у какого-нибудь народа в ту или другую эпоху его исторического бытия, то получим право говорить о некоторой бессознательной философии общества, к которой можно свести эти явления. Дело в том, что в силу взаимодействия, происходящего между членами общества, в нем вырабатываются некоторые распространенные мировоззрения, некоторые господствующие идеи, некоторые общепринятые и защищаемые нормы взаимных отношений между людьми, их поведения, соединения в группы и пр. и пр.. Совокупность этих идей и норм проявляется так или иначе во всех элементах культуры и в социальных формах, в деятельностях членов общества и в крупных исторических течениях. Она не имеет одного систематического выражения, но наблюдается в разных фактах культурной и социальной жизни, составляя то, что называется духом времени или бессознательной философией общества: часто эти общераспространенные мировоззрения, господствующие идеи, общепринятые и защищаемые нормы ясно не формулированы, не приведены в стройную систему, не объединены в каком-нибудь общем начале, и это, именно, большей частью так и бывает, но даже ясно не формулированные, разрозненные и необъединенные, они проявляются решительно во всем: с разных сторон эти принципы, которыми живет общество, мы наблюдаем, и в религиозных верованиях, и в философии, и в науке, и в литературе, и в политических учреждениях, и в праве, и в экономическом строе» (Кареев Н.И. Собрание сочинений. Т.1. История с философской точки зрения. СПб.,1911. с.108-109).
3. Типология философии. Он разделял философию на два типа: идеализм и реализм. Производил подразделение их на шесть типов. Идеализм бывает в следующих шести видах: метафизика, идеология, идеализация, субъективизм, абстракция, идеализм в собственном смысле. Этот «собственно» идеализм: «… идеализм в собственном смысле, или деонтология, т.е. знание должного, как синтетическое творчество идеалов, противоположное аналитическом изучению действительности» (Кареев Н.И. Собрание сочинений. Т.1. История с философской точки зрения. СПб.1911. с.45). Далее: «Реализм также можно толковать в шести смыслах. Под ним разумеется: или 1) знание феноменального, исключающее метафизику, или 2) эмпирическое построение, устраняющее идеологию, или 3) реализм в собственном смысле, враждебный идеализации действительности. Во всех этих смыслах, именно, нужно быть реалистом. Но если реализм 4) проповедует крайний объективизм, не допускающий субъективного отношения к нравственным и общественным явлениям, 5) требует не выходить из области эмпирически-конкретного в область отвлеченных идей и 6) ограничивать задачу наук гуманитарных и социальных одним анализом реального, запрещая им творить идеалы должного и с точки зрения последних оценивать действительность, то реализм получает уже иной смысл.. (Кареев Н.И. Собрание сочинений. Т.1. История с философской точки зрения. СПб.1911. с.46-47). ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. Что такое культура. Н.И. Кареев так определял в поздний период своего творчества культуру: ««Культура» значит, как известно, возделывание, обработка: дикий лес выражен самой природой, сады и огороды – продукты человеческой культуры. Такое возделывание, такая обработка может быть направлена на самоё природу, и мы тогда говорим о материальной культуре народа, низка ли она или высока, и по тем продуктам, которые получаются в результате обработки материальных предметов, мы судим о технике разного рода производств у данного народа, о его прикладных знаниях, умениях, навыках, приемах, при помощи которых обеспечивается, прежде всего, его материальное существование. Другую категорию культурных фактов представляют собой те, в которых выражается происходящая из жизни обработка самого человека, своего рода его воспитание не только в приобретении известных технических умений, но и в усвоении разных представлений, понятий, идей, знаний, чувствований, настроений, стремлений, равно как в развитии духовных способностей, вложенных в человека природой. Это – явления духовной, исторические элементы которой составляют язык, мифология, фольклор, религия, философия, наука, литература, искусство. Наконец, постоянную обработку испытывает и само общество в своих более или менее прочно установившихся формах, и разные проявления общественной культуры мы подводим под такие понятия, как государство, право, народное хозяйство. Все это быт, все это культура: и то, как пашется земля, и то, как одеваются люди, строятся дома, перевозятся товары, и то, в каких богов верят и как им молятся, или как представляют себе вселенную, какие поют песни, что знают о своем прошлом, и то, наконец, кто стоит во главе правления и как управляет, какие законы существуют для имущественных отношений, как производится суд над преступниками, в каком отношении находится население к земле, ими возделываемой, - всего здесь и не перечислишь» (Кареев Н.И. Теория исторического знания. Спб., 1913. с.145-146). Следует заметить, что это определение культуры дано было Н. Кареевым в поздний период своего творчества, когда он «прошел» стадию критики им «экономизма», и это сказалось на то, что, если он ранее рассматривал культуру как соединение духовной культуры и социальных форм, не уделяя в своей «Истории Западной Европы в новое время» должного внимания экономической сфере жизни культуры, - то позднее начинает понимать, что экономический фактор культуры очень важен. Кареев еще писал: «Культура общества есть не что иное, как совокупность постоянно и единообразно повторяемых его членами мыслей, поступков и отношений в зависимости от психического взаимодействия этих членов и условий общежития. Она возможна везде, где существует такое взаимодействие этих членов и условий общежития. Она возможна везде, где существует такое взаимодействие и общежитие. Сами группы и организации не принадлежат к понятию культуры, а только их формы: государство, например, или семья не составляют из себя элементов культуры, к ней относятся лишь формы семьи или государства, как системы отношений. Это понятие обнимает все явления духовной и общественной жизни, которые повторяются в обществе, обусловливая форму, содержание и направление мысли и поступков отдельных личностей. Каждая система однородных культурных признаков или социальных форм составляет особый элемент культуры. Сообразно с этим расчленением продуктов над-органического развития, разные виды повторяемости явлений духовной и общественной жизни мы противополагали одни другим, наприм., народ – его языку, организованное общество – его политическим, юридическим и экономическим отношениям. Еще важнее должно быть различение двоякого отношения между над-органической средой и личностью: социальная организация есть предел личной самостоятельности, культурная группа есть предел личной оригинальности; социальная форма определяет место личности в обществе, культурный признак отличает её от личностей другой культурной группы» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е изд. Спб.,1897 с.259-260) ТЕОРИЯ ФАКТОРОВ. Географический фактор. Как известно, сторонниками географического фактора как ведущего фактора исторического процесса принимал Монтескье, хотя, в принципе, он не является первым выразителем этой точки зрения. Считается, что к этой точке зрения относятся Гердер и Бокль, что можно оспорить. Ни одного этот фактор не является основополагающим. К этой точке зрения относят также представителей «диффузионизма»- К.Риттера и Ратцеля. В нашей русской традиции к этой точке зрения относятся «народник» Щапов и «анархист» И. Мечников. По Карееву климат влияет на психику людей и структуру его потребностей, но не говорит об этом как об определяющем факторе. Также он не придерживается крайней точки зрения в отношении влияния расовых отличий, но больше уделяет не тому – каков цвет кожи, а специфике языка, который является присущим той или иной расе. «Как природа страны, остающаяся сравнительно неизменной, так и биологическая наследственность, поддерживающая в последовательных поколениях народа единство типа, является фактором исторической устойчивости, фактором консервативным» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. с.85). Ментальный фактор. Прежде всего, он подчеркивал значение языка: «При посредстве языка, как особого для каждого органа выражения мыслей, настроений, желаний и т.п., новые нарождающиеся поколения приобретают и все внутреннее содержание своей психики» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.113). Основой менталитета являются, как известно, символические формы, которые, прежде всего, выражены в языке. Кареев считал язык важной и устойчивой системой, отличной от других культурных форм: «Лингвистическая среда, окружающая человека, представляет из себя нечто иное, чем среда социальная; или политический строй, например, не есть то же самое, что экономические отношения» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб., 1914. с.475). Но структурообразующий характер языка он не гипертрофировал, как это делают многие лингвисты и философы современности, для него: «Язык есть лишь система средств психического взаимодействия между членами общества. Это, так сказать, формальный элемент культуры, поскольку употребление людьми того или другого языка само по себе не характеризует еще той над-органической среды, которою обусловливается их существование» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. СПб., 1897. с.263). Главное для него не то, как выражает язык, а что он выражает. Как историк он немного уделял внимания естественнонаучному знанию, вопросам техники. Что во многом связано с его интересом к ментальной и социальной сфере культуры и недостаточным вниманием к экономической стороне культуры. Это невнимание – есть самый важный пробел в творчестве Н. Кареева. Например, как он относился к технике: «Техника имеет, конечно, реальное значение, но она относится к области взаимодействия между человеком и природою, а не между личностью и над-органической средою, и зависит от неорганической среды, в которую человек поставлен, от прирожденных ему свойств (ловкости в труде) и от развития его знаний, которые всецело зависит от культурных условий» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. СПб., 1897. с.263). «В каких бы отношениях идеи о должном ни находились к инстинктам и интересам, они несомненно влияют на поведение; притом сами инстинкты и интересы стараются оправдать себя идеями» (Кареев Н. Введение в изучение социологии \\ Записки историко-филологического факультета императорского С.- Петербургского университета. Часть XLV. Спб., 1897 с.111). «… в человеке живое побуждение развивает в себе мысль, как орудие для целесообразной деятельности, побуждение, вырабатывающееся в наследственную потребность и составляющее основу целой самостоятельной области такой внутренней деятельности, которая уже перестала быть средством, а сама составляет цель: у человека, помимо влечений, общих у него с животными, создаются таким образом интересы чисто духовные, интерес к знанию, интерес к истине и т.п., возникает представление о чем-то лучшем, которое может выработаться мышлением» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб.,1897. с.382). «Прогресс лишь тогда возможен, когда сознательная деятельность берет перевес над бессознательной, целесообразная – над непроизвольной, основанная на критике мысли – над основанной на безотчетном творчестве нашей мыслительной способности» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб.,1897. с.428). «Изменения в культуре и в социальной организации являются не вследствие того только, что их желали люди, как вследствие независящих обстоятельств, с которыми желаниям приходится иметь дело: нередко наши действия приводят к результатам, даже диаметрально противоположным тем целям, которых мы стремились достигнуть» (Кареев Н.И. Собрание сочинений. Т.1. История с философской точки зрения. СПб., 1911. с.113-114). Социальный фактор. «Социальная структура, как совокупность экономических, юридических и политических форм, отличается от духовной культуры, как совокупность форм лингвистических, художественных, моральных (в смысле нравов), религиозных и т.п., тем, что является для отдельных людей не только окружающею их средой, но и организацией, ставящей их в разные общественные отношения и заставляющей их исполнять неодинаковые функции, определяющей не только то, как они будут действовать, но и то, что они будут делать, независимо от их склонностей и способностей. В надорганической среде человек находит не одни готовые формы для разных видов своей деятельности…, но и уготованные, так сказать, места в структуре общества, различные для отдельных людей в зависимости от условий их происхождения, воспитания, связей и т.п. Элементы духовной культуры делаются достоянием человека при посредстве его способности к подражательному восприятию, но в области экономики и политики уже начинается действие вынужденности и принуждения» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.121-122). «В социальном прогрессе мы можем различить две эволюции, эволюция организаций, состоящую в их интеграции и дифференциации и эволюции индивидуума, - два развития, находящиеся в антагонизме..» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб.,1897. с.444). Экономический фактор. Н.И. Кареев не является сторонником жесткого экономического детерминизма. Сам Маркс и Энгельс в юности были сторонниками жесткого экономического детерминизма, но в зрелости признали, что экономический фактор является важным, но не все определяет в культуре. Этот жесткий экономический детерминизм критиковался многими. В России он был критически воспринят народниками и большинством историков России того времени. Н.И. Карев на этот предмет писал: «..совершенно ясна невозможность сведения всей исторической жизни к одному началу, если этим началом будет не цельная человеческая личность с её духовной и материальной сторонами, а именно лишь одна из этих сторон» (Кареев Н.И, Критика экономического материализма \\ Собрание сочинений Н.И. Кареева Том 3. Спб.,1913. с.5). «Вообще экономические перемены совершаются не так быстро и заметно, как перемены чисто политического характера. Бывают, однако, времена, когда эволюция экономических отношений как бы ускоряется и, с одной стороны, более непосредственным образом, а с другой – и более разнообразными следствиями отражается на жизни. В иных случаях приходится даже прямо говорить об экономических революциях. Одной из таких революций, как известно, произошла в конце XVIII и в начале XIX веков, одновременно с революцией политической. Другую подобную же «революцию» мы имеем право приурочить к реформационной эпохе» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Том II Пг., 1915. с.353). Дискуссия об экономизме в русской философии истории. Первым из сочинений, в которой проповедовался экономический материализм, была книга П.Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894). В этой книге будущий «сменовеховец» подвергает критике Лаврова, Кареева и Михайловского. Кареев, как талантливый и глубокий знаток человеческой истории, естественно не мог принять упрощенной схемы исторического развития, которая была предложена марксизмом. Особенно, их утверждение о примате экономического фактора в истории. «Удовлетворение материальных потребностей человека в каждом отдельном обществе зависит от трех главных условий: от физических условий страны, от высоты культурного уровня и от особенностей общественного строя. Каждый шаг исторического прогресса все более и более выдвигает на первый план два последних условия в силу той власти, какую умственный прогресс дает человеку над природой» (Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. Спб., 1908. с.20-21). «Весь фактический материал, которым оперирует историческая наука, заставляет теории исторического процесса идти не по пути монизма, выводящего все из одного начала, а по пути плюрализма, видящего во всем множественность элементов» (Кареев Н.И, Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915 с.62). «Не каким-либо предустановленным планом и не каким-либо особым законом природы, а слепой судьбой и сцеплением массы причин, один от других независимых одни народы раньше других были выведены на большую дорогу исторического развития» (Кареев Н.И, Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.100). «Экономический материализм выводит всю общественную психику из экономического строя общества, игнорируя то важное обстоятельство, что лежащие в основе этого строя экономические отношения сами являются лишь известного рода результатами психического взаимодействия между индивидуумами» (Кареев Н. Введение в изучение социологии \\ Записки историко-филологического факультета императорского С.- Петербургского университета. Часть XLV. Спб., 1897 с.34-35). Но, при всем согласии, с Н.И. Кареевым, следует заметить, что факторы – вещи исторические, и их роль в процессе динамики культуры изменяется. Если в обществах до второй половины XX века можно было спорить о преимуществах того или иного фактора перед другими, то наше время характеризуется торжествующей правотой К. Маркса и его последователей – экономический фактор становится довлеющим и захватывает все сферы жизни. Остальные факторы и формы культуры становятся призрачными, становятся, если употреблять широко распространенный термин в постмодернистской философии – симулякрами, призрачными «фантомами», лишенными какого-либо смыслового содержания. Если в прошлых обществах имела значение сила авторитета или сила власти, то сейчас основную силу имеет хозяйственная жизнь и ее «символ» – деньги. Интересна в этом отношении статья Н.И. Кареева «Экономический материализм в истории \\ Вестник Европы. Кн. VII. Июль. 1894. В этой статье Кареев утверждал, что суть позиции историка состоит не в утверждении той или иной философской позиции – то ли «идеи» правят миром, то ли «экономические отношения». Суть позиции историка в анализе всего многообразия проявлений истории. И прежде всего, подчеркивает Кареев, в анализе не форм, не столько форм, а сколько реальных действующих личностей в истории, страсти и желания которых создают эти формы. Далее Кареев подчеркивает, что надо различать «экономический материализм» от «экономического направления в историографии. Здесь он вспоминает Д. Т. Роджерса (1823-1890), который указывал на то, выяснение экономической стороны культуры имеет первостепенное значение. Его исследования по истории земледелия и цены в Англии. Но это не послужило уме причиной стать социалистом и утверждать о том, что экономическая сторона жизни общества является решающей.
ТРАДИЦИЯ Понятие о традиции Н.И. Кареев прекрасно понимал роль традиции в культуре. Он фактически первый в России, после И.Г. Гердера и Г.Тарда обратил на этот системообразующий элемент культуры: «Роль органической наследственности, этого повторения потомками организации и способностей предков, здесь играет над-органическая традиция, т.е. повторение по подражанию: бытие языка, господствующих идей, социального строя заключается в подражании постепенно вырабатавшимся движениям голосовых органов, в воспроизведении постепенно установившихся состояний сознания, в перенимании постепенно возникших форм взаимных отношений между людьми» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.265). Н.И. Кареев отмечал ведущее значение традиции для человеческого общества: «..как органическая наследственность поддерживает единство видового типа, так традиция поддерживает единство культуры, а социальная устойчивость – единство общественной организации; без этой устойчивости мы не имели бы общества» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. с.260 или Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. с.445). Вот что он писал о специфике культурно-социальной жизни (или как она тогда определялась – над-органической среды): «Над-органическая среда сама по себе отличается консервативностью, традиционностью составляющих её культурных форм, да и сами люди, сверх того, еще сознательно поддерживают и закрепляют эту консервативность и традиционность, формулируя, наприм., грамматические правила для языка, догматизируя религиозные представления, подводя идеологические основы под существующие политические формы и ставя многое под охрану пресекающей отступления власти. Если бы в обществе не было противоборствующих сил, над-органическая среда навсегда кристаллизовалась бы в виде неподвижных правил, догматов, заповедей, уставов, не допускающих никаких отступлений, и исторический процесс застыл бы, как замерзает струя воды под действием сильного холода» (Кареев Н.И. Историология.(Теория исторического процесса) Пг.,1915. с.124). Он является сторонником расширительного понятия традиции, считая, что она присуща всем типам общественных явлений: «Традиция в широком смысле существует во всех деятельностях: их формы не прирождены нам, они результат нашего воспитания в самом обширном смысле слова» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб.,1914. с.447). В основе существования механизма традиции в культуре лежит явление подражания (или психического обмена): «Без психического обмена и без традиции немыслимы образование и развитие таких культурных явлений, каковы религия, философия, наука, искусство, литература и т.д., хотя само существование очень прочной традиции возможно лишь там, где, вместо переменчивых скоплений людей мы имеем постоянную группировку, т.е. то, что называется общественной организацией. Развитая традиция есть таким образом факт коллективной психологии, мыслимый только при существовании организованного общества» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е изд. Спб, 1897 с.221). «Естественная сила традиции дополняется искусственными средствами воспитания и обучения подрастающих поколений в уважении к существующим культурным формам, как и заветам предков или велениям, идущим свыше. Здесь действует сила внушения, происходит своего рода гипнотизация, усиливающая действие подражательной способности человека» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. с.123). Но, кроме традиции, существует в культуре элемент инновационный, который имеет истоком, как правило, деятельность личностей: «Среда живет традициями, в основе коих мы видим подражательное повторение, тогда как личность только тогда является сама собою, когда не повторяет, а видоизменяет, когда не подражает, а привносит свое, когда не просто отражает окружающее, а перерабатывает его в себе, сообразно со своими индивидуальными особенностями» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. с.432). Ибо традиция, объединяя общество, цементируя его в целое, одновременно сковывает личность: «Культурная традиция есть сумма психических влияний, совершающихся в обществе (или в отдельных его группах), и её тенденция заключается в нивелировании личностей, входящих в состав общества (или его групп): стремясь, так сказать, всех приводить к одному знаменателю, она находит поддержку в той наклонности нашей к подражанию, которая передается по наследству, прививается воспитанием, вызывается всеми условиями нашей деятельности, так как для достижения своих целей мы не можем не прибегать к средствам уже готовым, не нами выработанным, т.е. не
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.013 с.) |