В20. Теория социальной дезорганизации (аномии) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В20. Теория социальной дезорганизации (аномии)



Наибольшей популярностью среди социологов 20 века, пользовалась теория аномии известного Французского социолога Эмиля Дюргейма 1958-1970 годы, согласно теории Дюргейма, в обществе существует множество вариантов поведения, среди которых имеет место девиантность и преступность. По мнению Дюргейма девиантность и преступность, это нормальные явления (не потому, что приносят положительные факторы, а они просто существуют в обществе) для общества. Сформировал два понятия: 1) Социальная солидарность; 2) Аномия. Инструментом сохранения социальной солидарности является система моральных, нравственных и правовых норм, ну а коллективная или социальная солидарность, коллективная сознательность, должны быть мощнее индивидуального сознания. В нормально функционирующем обществе преступность достигает нормы, для него характерной. Понятию социальной солидарности в теории Дюргейма и противопоставляется аномия. Аномия – это такое состояние общества, при котором наступает декортикация, распад, разложение социальных ценностей, которые гарантируют социальное разложение. Иначе говоря, в ценностных и других структурах общества начинаются разлады, влекущие ситуацию, когда одни моральные правовые нормы уже не действуют (старые правовое нормы), а новые неморальные и правовое нормы еще не действуют. При этом аномия проявляется в такой форме, как возрастание генитива ценности в социальной форме, падение нравов, социальные катаклизмы, разгул преступности. Непосредственной причиной возникновения аномии в обществе является расхождение между потребностями и интересами части членов этого общества с одной стороны и возможностями их удовлетворения, с другой стороны. Следственно и возникает всплеск преступности. В конкретном обществе аномия может иметь место в следующих социальных проявлениях: 1) Низкая степень воздействия социальных норм на индивида, их слабая эффективность в качестве средства эффективной регуляции поведения; 2) Это противоречивость ценностно-нормативных предписаний (и моральных и правовых), в том числе между нормами определяющих цели деятельности и нормами определяющими средства достижения этих целей; 3) Полная или частичная отсутствие нормативного регулирования в сложных или кризисных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая еще не создана. В следствии этого аномия является причиной сверхнормативного уровня преступности. (т.е. нужно искать не причину пресности как таковой, а причину его сверх ненормативного уровня). Концепция аномии получила свое развитие в работах еще одного знаменитого американского социолога Мэртона, который исследовал дизфункциональное общественных систем, в обострении общественных явлениях. Причина отклоняющегося поведения является разрыв между культурными нормами и целями общества с одной стороны и созданными обществом легальными способами, с другой стороны. В условиях кризиса и дизфункциональности общественной системе по мнению Мертона возрастает число индивидов, которые для решения своих проблем и достижения имеющихся целей, склонные использовать средства, ведущие к успеху кротчайшим путем и в большинстве случаев это, оказываются криминальные средства. Дисфункциональный разрыв общества – это норма старя не действует, а новая еще не действует. Для Мэртона одним основанием возникновения Аномии является не соответствие цели, декларируемое обществом и легальные цели их достижения. Мэртон выделил 5 основных типов социальных отношений между целями и средствами в социальной деятельности индивидов и групп: 1) Конформизм, т.е. законопослушное поведение изъедающее положительные цели и столь положительно окрашенные средства их достижения. 2) Ритуализм – это отказ от устремления к достижению более высокого статуса, либо понижение его до такого уровня, на котором желания могут быть удовлетворены доступными законными средствами; 3) Ретритисткое поведение – предполагает негативное отношение к социально значимым целям и средствам их достижения, которые выражаются в уходе от социальной действительности, оно может выражаться в таких формах как алкоголизм, наркотизм, бродяжничество, суициды; 4) Бунтарско-революционное поведение – отрицающие общепринятые способы и средства и замещающее их иными целями и средствами. 5) Противоправное поведение – когда выбор положительных, одобряемых обществом целей сопровождается использованием неодобряемых обществом средствами. Таким образом Мэртон полагал, основной причиной преступности противопоставление средств, которые одобряет общество и возможностями их достижения по установленным в обществе правилам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.006 с.)