В41. Понятие, значение, порядок проведения и методика криминологической экспертизы проектов НПА. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В41. Понятие, значение, порядок проведения и методика криминологической экспертизы проектов НПА.



К. экспертиза проводится на предмет выявления в направленном на экспертизу проекте НПА норм, реализация которых может повлечь возникновение криминогенных последствий в финансово-экономической сфере, в сферах правоохранительной деятельности (включая борьбу с преступностью и коррупцией), государственной службы, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и других сферах общественных отношений, а также в целях разработки и внесения научно обоснованных предложений об устранении выявленных в проекте закона недостатков, способствующих возникновению таких рисков. В зависимости от вида экспертного учреждения, проводящего К. экспертизу НПА, выделяются: государственная, общественная и научная К. экспертиза. Общественная К. экспертиза проводится общественными объединениями в рамках их деятельности. Научная К. экспертиза проводится учреждениями образования и научно-исследовательскими учреждениями. Общественная и научная криминологическая экспертиза проводятся по поручению субъекта законодательной инициативы или по собственной инициативе общественными либо научными учреждениями. В настоящее время проведение общественной и научной К. экспертизы проектов законов в РБ нормативно не урегулировано. Основанием для проведения государственной К. экспертизы является направление проекта НПА соответствующим субъектом права законодательной инициативы. Порядок проведения государственной К. экспертизы определен Указом ПРБ № 244 от 29 мая 2007 года «О К. экспертизе». Осуществление К. экспертизы проектов НПА данным Указом возложено на гос. учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РБ». Основными задачами К. экспертизы являются: 1) объективное и всестороннее прогнозирование возможности возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения НПА, соответствующее современному развитию К. науки; 2) подготовка обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах НПА недостатков, способствующих возникновению рисков криминогенного характера; 3) формирование предусмотренного в НПА системно согласованного правового регулирования, исключающего возникновение рисков криминогенного характера. К. экспертиза проводится в течение 10 рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта НПА, если иной срок не установлен Президентом РБ, Администрацией Президента. Срок проведения К. экспертизы, может быть продлен руководителем Научно-практического центра по согласованию с субъектом, направившим проект НПА на К. экспертизу, но не более чем на 5 рабочих дней. К. экспертиза проекта закона, рассмотрение которого в Палате представителей и Совете Республики предполагается объявить срочным (объявлено срочным), проводится в течение 3 рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта закона с необходимыми сопроводительными материалами к нему. К. экспертиза проекта НПА, в отношении которого не предусмотрено проведение его обязательной К. экспертизы, проводится в месячный срок со дня получения Научно-практическим центром проекта НПА. Процедура проведения К. экспертизы НПА включает в себя три этапа: 1) подготовительный; 2) исследовательский; 3) заключительный. Подготовительный этап К. экспертизы состоит из следующих элементов: 1) предварительное исследование объекта экспертизы; 2) определение вида К. экспертизы; 3) назначение эксперта. Исследовательский этап К. экспертизы включает в себя: 1) системный криминолого-правовой анализ проекта НПА; 2) криминально-детерминационный анализ правовых дефектов, содержащихся в проекте НПА; 3) антикриминальный анализ проекта НПА; 4) криминолого-правовое прогнозирование. Формализация результатов антикоррупционного анализа проектов НПА осуществляется в виде экспертного заключения, которое составляется экспертом-криминологом и подписывается руководителем Научно-практического центра. Методология и методика проведения антикоррупционной К. экспертизы НПА. В настоящий период времени существует несколько методик проведение К. экспертизы. В Методических рекомендациях по проведению К. экспертизы проектов законов, разработанных Научно-практическим центром Ген. прокуратуры РБ, и утвержденных приказом Ген. прокурора РБ от 17.09.2007 г. № 35, а также в Методических рекомендациях по проведению антикоррупционной экспертизы, разработанных в РФ используется методология факторного анализа закономерностей этиологии и генезиса преступности. В методических рекомендациях по проведению К. экспертизы проектов НПА, разработанных белорусским криминологом, профессором Н.И. Барановским, используется не факторный методологический анализ по причине его чрезмерной широты и неопределенности, а социально-правовая детерминационная методология, основанная на интеграции факторного и причинного подходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.005 с.)