Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Перемена в положении московского великого князя в XV веке
В оглавление книги Государственное сознание не только проникает в завещательные распоряжения великих князей по вопросам престолонаследия, но получает перевес и в самом понятии верховной власти. Хозяин вотчинник уступает и здесь место понятию строителя земли, стража народности. Объединение великорусских земель под властью великого князя Московского, освобождение от татарского ига сливало династический интерес с народным благом. В борьбе с Литвой Иоанн III заявил уже притязания на исконные русские земли, где во второй половине 15 века, в противовес сильной католической пропаганде, обнаружилась тяга к Москве, как к своему религиозному центру: пограничные князья с своими владениями просто стали переходить на службу к Московскому великому князю на условиях зависимости. В половине того же века принятие греческой Церковью Флорентийской унии с Римом и падение Константинополя, откуда мы получили своё религиозное наследие, поставило перед сознанием русских людей вопрос о защите веры дедов и отцов. Таковая защита нашлась в лице всё того же великого князя Московского. Известна роль, которую сыграл Великий Князь Василий II в непринятии унии после возвращения с Флорентийского Собора болгарина митрополита Исидора, посланного на тот Собор в качестве главного представителя русской Церкви. Он же взял на себя инициативу в том, чтобы Собор русских святителей, поставил митрополита из русских без посылки его для поставления в Царьград. Великий Князь Василий прослыл «благочестия ревнителем, мудрым изыскателем святых правил богоуставного закона св. апостол». Позднее, в 16 веке, когда стали собираться земские соборы для содействия царю в устроении земли, идея царя строителя земли, царя земского окончательно вместе с идеей царя хранителя веры преобладает над идеей хозяина вотчинника. На этой исторической основе и создалась постепенно царская власть, вылившись окончательно в определенное политическое понятие во времена Грозного. Понятие это явилось продуктом целого миросозерцания, отложившегося в тех представлениях, которые неразрывно связывались с царским саном. Предшествующая история создала власть, самостоятельно выросшую без юридического ограничения её другими политическими факторами, свергшую двухвековое иго, явившуюся творцом и охранителем национального единения и веры дедов и отцов.
Это представление проникает сознание самой власти, и Великий Князь Иоанн III после свержения татарского ига в сношениях с иностранными правителями титулует себя царем всея Руси. Он усваивает себе этот титул, пользуясь сокращенной славянской формой латинского слова caesar, соединяя его с титулом, сходным по значению «самодержец», составляющим перевод византийского «автократ». Этим титулом он выражал понятие о независимости от какой-либо сторонней внешней власти. Венчая на царство своего внука и сажая его самодержцем, он в слове своём митрополиту указывал и на основание своей власти, говоря: «Божьим изволением от наших прародителей, великих князей, старина наша оттоле и до сих мест». Этим он выражал мысль о том, что он держит свою власть, не как чей-либо уполномоченный, а по собственному праву, что основание его власти не какой либо юридический акт, а всё прошлое русского народа; в них он выразил и идею династичности власти. Иоанн III стал именовать себя: Иоанн, Божьей милостью, Государь всея Руси. До сих пор называли царями Византийских Императоров; теперь Греческая Империя потеряла свою самостоятельность вслед за отступлением от православия Византийских Императоров, и Иоанн III увидел себя единственным оставшимся в мире православным и независимым Государем. Кроме того, он был женат на дочери Византийского Императора и чувствовал себя через это брачное родство преемником павшей Византийской династии, а его могущество и верность православию делало его и идейным преемником их власти в том смысле, как она понималась там. Символическим выражением этой связи явилось принятие им Византийского государственного герба – двуглавого орла. Духовенство начало звать великого князя «великим государем земским», «царём русским или истинныя веры православия боговенчанным царём всея Руси». В 1492 г. митрополит Зосима назвал Ивана III «государем и самодержцем всея Руси, новым царём Константином новому граду Константина-Москве». А старец Псковского монастыря Филофей окончательно формулировал новую политическую теорию о третьем царстве. Он считал, что престол вселенской и апостольской церкви имеет теперь представительницей Церковь Успения Пресвятой Богородицы в богоспасаемом граде Москве, просиявшую вместо Римской и Константинопольской «иже едина во вселенной паче солнца светится», так как церкви старого Рима пали «неверием апполинариевой ереси», церкви же второго Рима, «агаряне внуцы секирами и оскордами разссекоша двери», ибо греки «предаше православную веру в латынство».
Московский же государь явился. «браздодержателем св. Божиих престол» вселенской Церкви, единственным во всей поднебесной христианом царем, во едино царство которого по пророческим книгам сошлись все пришедшие в конец царства; два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быть».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.004 с.) |