Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация взаимодействия двух сигнальных систем при усвоении знанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для психологии обучения имеет важное значение учение И. П. Павлова о сигнальной деятельности коры головного мозга. Как мы видели выше, кора головного мозга отвечает на сигналы внешних и внутренних раздражителей образованием условных рефлексов, на основе которых возникают наши ощущения, восприятия, представления в виде образов предметов и явлений, понятий о них. Процесс образования условных рефлексов в ответ на непосредственные физические раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой, а слово, речь — второй сигнальной системой. «...Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов» [22, 336]. Для первой сигнальной системы раздражителями служат сигналы, непосредственно воспринимаемые органами чувств: реальные предметы, явления и связи между ними. Они лежат в основе конкретного мышления, в результате которого в сознании возникают образы предметов и образы действий. Первая сигнальная система имеет большое значение в учебной и практической деятельности воина. Она, являясь первоисточником наших знаний, лежит в основе наглядных методов обучения, главная цель которых создать у обучаемых наглядные образы изучаемых предметов и явлений. Первая сигнальная система у человека достигла высокого совершенства под влиянием второй сигнальной системы, с которой она органически связана. Для второй сигнальной системы сигналами-раздражителями служат уже не предметы и явления, а слова, их обозначающие. Каждое слово выполняет функцию обозначения. Она выражается в том, что известное звукосочетание, составляющее слово, связано с определенным предметом. При восприятии предмета в сознании человека возникает именно это слово — название предмета, и наоборот, при восприятии того или иного слова представляется обозначаемый им предмет. Вот характерный пример. Воинская часть находится в обороне. Наблюдатель, заметив развертывание танков противника для атаки, подал сигнал «Танки!». По этому сигналу-слову мотострелки занимают траншеи и готовят противотанковые средства, артиллеристы занимают позиции для стрельбы прямой наводкой, танкисты готовятся к контратаке, хотя никто из них еще не видит танки противника. Это значит, что слова являются такими же сигналами о внешней обстановке, как и реальные предметы. Они возбуждают в коре головного мозга те же самые «мозаики» условных нервных связей, которые возбуждались бы и от самих предметов. Вторая сигнальная система, находясь в неразрывной связи с первой, формируется на ее основе. Чувственное познание, практика лежат в основе развития второй сигнальной системы. Сама же вторая сигнальная система составляет физиологическую основу высших психических процессов — абстрактного, отвлеченного (от конкретных предметов) мышления, протекающего в понятиях и суждениях. В практике обучения следует учитывать и такую особенность взаимодействия двух сигнальных систем: вторая сигнальная система играет руководящую роль, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Как говорил И. П. Павлов, человек познает мир на основе первой сигнальной системы, а становится его господином на основе второй, Руководитель, опираясь на эти закономерности, при подготовке к занятиям продумывает методы и приемы взаимодействия двух сигнальных систем: готовит как наглядные средства обучения и элементы практических действий, так и словесные формулировки, инструкции и обобщения. В ходе занятий руководитель направляет словами восприятие курсантами изучаемых боевых средств, следит также и за тем, чтобы не происходило отрыва второй сигнальной системы от первой, названного И. П. Павловым «словесным буйством», когда слова не имеют опоры в первой сигнальной системе, не опираются на предметы и потому становятся непонятными. Выводы и рекомендации. 1. В целях активизации усвоения и повышения его сознательности важно разъяснить курсантам: — суть двух сигнальных систем — предметной и словесной — источников конкретных и абстрактных знаний; — что процесс восприятия конкретных предметов, явлений, действий должен заканчиваться мысленным представлением их конкретных образов (например, образ пушки Д10 Т2С); — что процесс восприятия слов и осмысливания конкретных образов должен завершаться возникновением в сознании обобщенных образов и понятий (например, пушки). 2. Готовясь к занятиям, руководитель продумывает порядок взаимодействия двух сигнальных систем, формирует в своем сознании оперативный план использования как наглядных и технических средств обучения, так и словесного сопровождения, инструкций, изложения словесной информации. 3. Руководитель должен четко представлять методы этого взаимодействия: задача наглядных методов обучения, как и наглядных учебных пособий, — создать у курсантов образы изучаемых предметов, явлений, действий, предпосылки формирования понятий, развить конкретное мышление; задача словесных методов, в том числе словесных сопровождений, наглядных и практических методов — осмыслить образы, сформировать в сознании курсанта обобщенные образы и глубокие понятия, развить абстрактное мышление; задача практических методов — соединить образ и понятие в действиях или деятельности воина (управление боем, машиной, работа с картой и т. д.), развить практическое или оперативное мышление. 4. В ходе занятий руководитель стремится исключить как у себя, так и у обучаемых отрыв второй сигнальной системы от первой, «словесное буйство». Отвечая на вопросы, курсант должен соединять слова с предметами и явлениями, которые они обозначают, чтобы слово выражало понятие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.91 (0.011 с.) |