Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация взаимодействия двух сигнальных систем при усвоении знаний

Поиск

 

Для психологии обучения имеет важное значение учение И. П. Павлова о сигнальной деятельности коры головного мозга. Как мы видели выше, кора головного мозга отвечает на сигналы внешних и внутренних раздражителей образованием условных рефлексов, на основе которых возникают наши ощущения, восприятия, представления в виде образов предметов и явлений, понятий о них.

Процесс образования условных рефлексов в ответ на непосредственные физические раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой, а слово, речь — второй сигнальной системой. «...Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов» [22, 336].

Для первой сигнальной системы раздражителями служат сигналы, непосредственно воспринимаемые органами чувств: реальные предметы, явления и связи между ними. Они лежат в основе конкретного мышления, в результате которого в сознании возникают образы предметов и образы действий.

Первая сигнальная система имеет большое значение в учебной и практической деятельности воина. Она, являясь первоисточником наших знаний, лежит в основе наглядных методов обучения, главная цель которых создать у обучаемых наглядные образы изучаемых предметов и явлений. Первая сигнальная система у человека достигла высокого совершенства под влиянием второй сигнальной системы, с которой она органически связана.

Для второй сигнальной системы сигналами-раздражителями служат уже не предметы и явления, а слова, их обозначающие. Каждое слово выполняет функцию обозначения. Она выражается в том, что известное звукосочетание, составляющее слово, связано с определенным предметом. При восприятии предмета в сознании человека возникает именно это слово — название предмета, и наоборот, при восприятии того или иного слова представляется обозначаемый им предмет. Вот характерный пример. Воинская часть находится в обороне. Наблюдатель, заметив развертывание танков противника для атаки, подал сигнал «Танки!». По этому сигналу-слову мотострелки занимают траншеи и готовят противотанковые средства, артиллеристы занимают позиции для стрельбы прямой наводкой, танкисты готовятся к контратаке, хотя никто из них еще не видит танки противника. Это значит, что слова являются такими же сигналами о внешней обстановке, как и реальные предметы. Они возбуждают в коре головного мозга те же самые «мозаики» условных нервных связей, которые возбуждались бы и от самих предметов.

Вторая сигнальная система, находясь в неразрывной связи с первой, формируется на ее основе. Чувственное познание, практика лежат в основе развития второй сигнальной системы. Сама же вторая сигнальная система составляет физиологическую основу высших психических процессов — абстрактного, отвлеченного (от конкретных предметов) мышления, протекающего в понятиях и суждениях.

В практике обучения следует учитывать и такую особенность взаимодействия двух сигнальных систем: вторая сигнальная система играет руководящую роль, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Как говорил И. П. Павлов, человек познает мир на основе первой сигнальной системы, а становится его господином на основе второй,

Руководитель, опираясь на эти закономерности, при подготовке к занятиям продумывает методы и приемы взаимодействия двух сигнальных систем: готовит как наглядные средства обучения и элементы практических действий, так и словесные формулировки, инструкции и обобщения. В ходе занятий руководитель направляет словами восприятие курсантами изучаемых боевых средств, следит также и за тем, чтобы не происходило отрыва второй сигнальной системы от первой, названного И. П. Павловым «словесным буйством», когда слова не имеют опоры в первой сигнальной системе, не опираются на предметы и потому становятся непонятными.

Выводы и рекомендации.  

1. В целях активизации усвоения и повышения его сознательности важно разъяснить курсантам:

— суть двух сигнальных систем — предметной и словесной — источников конкретных и абстрактных знаний;

— что процесс восприятия конкретных предметов, явлений, действий должен заканчиваться мысленным представлением их конкретных образов (например, образ пушки Д10 Т2С);

— что процесс восприятия слов и осмысливания конкретных образов должен завершаться возникновением в сознании обобщенных образов и понятий (например, пушки).

2. Готовясь к занятиям, руководитель продумывает порядок взаимодействия двух сигнальных систем, формирует в своем сознании оперативный план использования как наглядных и технических средств обучения, так и словесного сопровождения, инструкций, изложения словесной информации.

3. Руководитель должен четко представлять методы этого взаимодействия:

задача наглядных методов обучения, как и наглядных учебных пособий, — создать у курсантов образы изучаемых предметов, явлений, действий, предпосылки формирования понятий, развить конкретное мышление;

задача словесных методов, в том числе словесных сопровождений, наглядных и практических методов — осмыслить образы, сформировать в сознании курсанта обобщенные образы и глубокие понятия, развить абстрактное мышление;

задача практических методов — соединить образ и понятие в действиях или деятельности воина (управление боем, машиной, работа с картой и т. д.), развить практическое или оперативное мышление.

4. В ходе занятий руководитель стремится исключить как у себя, так и у обучаемых отрыв второй сигнальной системы от первой, «словесное буйство». Отвечая на вопросы, курсант должен соединять слова с предметами и явлениями, которые они обозначают, чтобы слово выражало понятие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.91 (0.011 с.)