Психологические основы практического вождения машин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы практического вождения машин



 

Каждый руководитель понимает, что и самый хороший тренажер не может заменить реальной боевой машины. Но не все из них учитывают, что это средство обучения весьма дорогое и потому на нем должны отрабатываться только те качества навыков и умений, которые невозможно получить на тренажерах. Более того, именно на тренажерах психологические условия формирования навыков более благоприятны: отсутствуют отвлекающие раздражители, непосредственный контакт (сближение) руководителя и обучаемого и т. д. Поэтому должно стать правилом — к вождению боевой машины допускать: на начальные упражнения — курсантов, у которых уже сформированы начальные навыки, а на последующие упражнения — курсантов, у которых сформированы навыки в условиях обучения на тренажерах и кинотренажерах.

Рассмотрим психологию практического вождения машин при усвоении курсантами основ движения и при вождении в сложных условиях с преодолением препятствий и ограниченных проходов.

Основы движения машин. На  первых занятиях по практическому вождению машины важной задачей руководителя является дальнейшее выявление индивидуальных особенностей психических качеств каждого курсанта в целях определения уровня их профессионального развития. Именно в наиболее сложных условиях, когда курсант впервые садится за рычаги управления, они проявляются наиболее рельефно. В это время можно увидеть разницу поведения их на тренажере и в танке и наметить пути воспитания в первую очередь наименее сформировавшихся психических качеств.

Перед тем как сесть впервые в машину, курсант испытывает различные чувства. Чувство ожидания неизведанного, сложного, ответственного на виду у всех вызывает одновременно и тревогу, и радость. Вид, например, застывших на исходной линии танков вызывает чувство гордости за нашу Родину, желание побыстрее сесть за рычаги. Но по мере приближения к ним постепенно овладевает тревога, сомнение, возрастает напряженность которая достигает своего максимального значения именно в момент посадки в танк и закрытия люка, хотя в общем психологический настрой остается положительным. Теперь все зависит от руководителя: или курсант совсем растеряется и все забудет, или, наоборот, начнет интенсивно «оживать». Если руководитель скажет: «Ну вот вы и в танке, готовом к движению; отдышитесь и успокойтесь; а теперь осмотрите отделение управления в такой же последовательности, как вас учили; найдите все органы управления, которыми вы собираетесь пользоваться; осмотрите расположение контрольных приборов; посмотрите на впереди лежащую местность. Ну как, страшно? Вот видите, все почти так же, как на тренажере. Приступайте к подготовке двигателя к запуску». После такого внушения курсант действительно «оживет», его действия будут все более уверенными, а вместо чрезмерной напряженности появится приятное возбуждение и уверенность, повышающие работоспособность.

Конечно, курсант допустил ряд ошибок, но танк тронулся. И если ошибки несущественные и не могут привести к аварийной ситуации до намеченной остановки, то и останавливать его не следует. Ведь он столько старался, пусть вкусит плоды своего труда. Кроме того, после посадки в танк его напряженность еще дважды повышалась — после команд «Заводи» и «Вперед», а теперь, управляя танком, курсант постепенно успокаивается.

На первой остановке надо, чтобы курсант сам доложил о допущенных ошибках, возможных последствиях этих ошибок и способах их устранения. Не следует пытаться устранять сразу все ошибки. Впереди еще много остановок, поэтому в первую очередь надо обратить внимание курсанта на те важные ошибки, которые он сам не заметил. Например: «Вы не подали звуковой сигнал перед запуском двигателя и перед троганием танка с места; в движении держали ногу на педали выключения главного фрикциона. Повторите все сначала и постарайтесь не допустить ошибок».

Важным моментом обучения является учет ошибок инструктором в танке и подведение итога вождения после возвращения танка на исходную линию. Здесь следует указать курсанту только на те ошибки, которые не удалось устранить до конца движения по маршруту.

Именно только указать, не делая подробного разбора причин, последствий и способов их устранения, так как это будут сделано на учебных местах по изучению правил вождения и при отработке упражнения на тренажере. Важно также все время поддерживать положительное эмоциональное состояние курсанта, не допуская подавленности и безнадежности. Это будет способствовать повышению интереса, самоанализа, настойчивости в исправлении допущенных ошибок и ускорению формирования навыков.

Известно, что между навыками и психическим состоянием человека существует обратная зависимость: чем совершеннее навыки, тем меньше напряженность, характеризующаяся в первую очередь снижением частоты пульса, сердцебиения, дыхания, потовыделения и утомляемости. Поэтому постоянное наблюдение руководителя за проявляющимися физиологическими показателями курсанта многое может подсказать о ходе формирования навыков.

Во время разбора занятия по основам вождения танка руководитель должен отметить, что поставленные цели выполнены или в основном выполнены. Затем кратко рассмотреть только наиболее общие ошибки, проанализировать грубые нарушения правил эксплуатации и вождения машин, дать общее задание на подготовку к следующему занятию и частные задания для неуспевающих курсантов по подготовке их к повторному выполнению данного упражнения.

Вождение по препятствиям и ограниченным проходам.  При вождении танков (БМП) по препятствиям качество функционирования психических процессов и проявления навыков снижается. Это результат возросшей у курсанта психической напряженности.

Основными психологическими особенностями вождения танка по препятствиям и ограниченным проходам, отрицательно влияющими на качество проявления сознания и навыков курсанта, являются:

— резкий переход от среднепересеченной к сильнопересеченной местности, насыщенной большим количеством искусственных препятствий и ограниченных проходов;

— необходимость быстрых и четко координированных действий в сложных условиях в ограниченное время;

— частая потребность в последовательном суммировании нескольких навыков в одну сложную координацию движений, обеспечивающую необходимый маневр танка;

— низкий уровень совершенства навыков курсанта (на данном этапе обучения) и слабое развитие чувства габаритов, центра тяжести и технических возможностей машины;

— недостаточный опыт в оценке препятствий и в ориентировании на местности при вождении машин с закрытым люком;

— введение дополнительной оценки по скорости вождения и др.

Из сказанного можно сделать следующие выводы. При изучении основ вождения и местность, и силы, действующие на танк (БМП), являются в значительной степени пассивными, малозаметными факторами. Изменение характера движения танка зависит здесь в основном от действий механика-водителя. И наоборот, при вождении танка по препятствиям и ограниченным проходам маршрут движения и силы, действующие на танк, становятся настолько активным фактором, что малейшее нарушение правил преодоления препятствий может привести к нежелательным, а часто и к тяжелым или аварийным ситуациям (резкие удары, скатывание с крутых подъемов, опрокидывание танка и др.).

Следовательно, маршрут движения танка в этих условиях стал сильным психологическим фактором, непрерывно влияющим на качество проявления ранее усвоенных умений и навыков курсанта. Поэтому заблаговременное изучение препятствий и характера их реактивного воздействия на движущийся танк будет способствовать снижению напряженности процесса ожидания и развитию опережающего мышления, интуиции курсанта.

Как показывает опыт, наиболее высокую психическую напряженность курсанты переживают в основном в следующие моменты:

— при подходе к подножию крутого подъема из-за слабого навыка в оценке подъема и в выборе такого направления движения на подъем, которое исключало бы пользование рычагами управления;

— при преодолении уступа и эскарпа с колейным мостом, расположенных на середине подъема, из-за боязни потерять мощность двигателя при выравнивании танка, что может привести к его остановке на подъеме, а при слабых навыках и к скатыванию с подъема;

—в случае внезапной остановки на подъеме из-за возможности скатывания танка с подъема и неуверенности в своих умениях выполнить при трогании на подъеме весьма сложную координацию движений в короткий промежуток времени;

—при преодолении валиков из-за возможности резких ударов танка о грунт при переваливании его через гребень препятствия;

—при преодолении высоких и перекинутых через ров колейных мостов из-за слабой ориентировки, могущей привести к сваливанию, опрокидыванию и резким ударам танка.

Смещенное от продольной оси танка расположение люка механика-водителя ухудшает ориентировку и еще более повышает напряженность во всех этих случаях.

Недостаточное совершенство навыков при переходе к вождению по препятствиям объясняется в первую очередь малым промежутком времени от начала вождения танка до вождения танка по препятствиям. В этот период навыки курсанта примерно соответствуют уровню второго этапа.

Кроме того, чувство центра тяжести и чувство габаритов танка, так необходимые в данных условиях вождения, развиваются крайне медленно и, как правило, значительно отстают от роста продуктивности других навыков. Это, в частности, объясняется вынужденной ломкой динамических стереотипов ощущения центра тяжести, габаритов и оси симметрии тела курсанта, сформулированных еще до призыва в армию. Перемещаясь пешком, наклоняясь для бега или прыжка, двигаясь на лыжах по лесу, курсант автоматически использовал сформированные в течение всей жизни навыки переноса чувств на центр тяжести и габариты своего тела. Но сев в танк, он впервые почувствовал, что все эти ощущения теперь не имеют почти никакого значения. Центр тяжести танка находится где-то в 2 м сзади сиденья, габариты значительно удалены, а ось симметрии тела не совпадает с осью симметрии танка. Находясь в самой удаленной точке от центра тяжести, механик-водитель испытывает на себе и наибольшую амплитуду колебаний, и наибольшие ускорения и удары. Сместившись от продольной оси симметрии танка, он также теряет чувство симметрии своего тела и, ориентируясь, не может воспользоваться осью симметрии дороги, препятствий и других, как правило, симметричных предметов.

Именно непроизвольным стремлением (под влиянием житейских стереотипов) к совмещению оси симметрии своего тела с осью танка и маршрута движения, несмотря на постоянный инструктаж, можно объяснить наиболее частое сваливание танка с колейного моста в правую сторону и наиболее частое повреждение правого подкрылка при движении по ограниченным проходам.

Все это снижает общий тонус курсанта и скорость формирования его навыков вождения. Но руководитель в этой части мало чем может помочь, так как методы тренировки переноса чувств пока недостаточно разработаны. Они часто ограничиваются только инструктажем, наблюдением со стороны и длительным привыканием курсанта.

Также медленно развивается чувство технических возможностей танка, которое имеет большое значение при вождении по препятствиям и заграждениям. Для более успешного ознакомления с техническими возможностями танков необходимо, чтобы все курсанты учебного подразделения были закреплены за определенными танками, как в линейной части. Тогда особенности технических возможностей и регулировок приводов разных танков не будут накладываться на формируемые навыки курсантов (что особенно важно в начале обучения).

Скорость движения танка обычно вызывает стенические чувства и повышает тонус деятельности. Но как только скорость становится оценочным показателем, она как бы тенью накладывается на весь процесс вождения танка и проявляется в виде тревожного состояния и беспокойства курсанта за безостановочность движения. Эти психические состояния приводят к поспешным действиям, снижают качество двигательных и сенсорных навыков. В результате курсант не замечает поворотов на маршруте, съезжает в кюветы, наезжает на впереди идущий танк, прекращает наблюдение за контрольными приборами.

Приведенный анализ психологических особенностей вождения танка по препятствиям и ограниченным проходам позволяет сделать следующие выводы и рекомендации.

1.Чтобы снизить отрицательный эффект при переходе к сложному маршруту, необходимо большую часть практических занятий по основам вождения танка проводить на среднепересеченной, постепенно усложняющейся местности.

2.При изучении правил вождения машин по препятствиям и ограниченным проходам следует обратить особое внимание курсантов на формирование четких представлений об устройстве препятствий, особенностях их преодоления и правилах предотвращения аварийных ситуаций, на знания технических возможностей машины, ее габаритов и расположения центра тяжести в целях использования возможностей машины для увеличения проходимости.

3.Важно также при изучении правил вождения сформировать у курсантов четкие представления о динамике суммарного действия сил на машину при преодолении различных препятствий, а также о том, как использовать эти силы и различные приемы действий для уверенного преодоления препятствий и повышения средних скоростей движения машин.

4.В ходе упражнения на тренажерах следует стремиться приближать их к реальным условиям вождения: выполнение действий на качающемся тренажере, изменение показаний приборов, более высокие темп и скорость действий, чем это требуется на машине, постановка вводных и т. д.

5.Занятие по основам вождения можно сопровождать фрагментами кинофильма и завершать просмотром всего фильма для закрепления представлений. Здесь же важнее просмотр всего фильма в начале отработки сложных упражнений. Это позволит курсантам сформировать общее представление (фон) о характере взаимодействия машины с различными препятствиями. К пониманию образов фильма курсанты уже подготовлены, тем более что предстоит показ реального вождения и в целом, и «по фрагментам» (по элементам).

6.Показ вождения желательно проводить в несколько этапов: преодоление маршрута в целом для образования у курсантов общего представления — к чему надо стремиться, и показ по частям (элементам) — курсанты, перемещаясь по маршруту, решают задачи, уясняют правильные приемы действий, анализируют ошибочные действия водителя, преодолевающего препятствия.

7.Предварительную подготовку к вождению по всему маршруту важно завершить вождением по элементам. Здесь курсант практически осваивает способы преодоления каждого препятствия в отдельности. Последовательная отработка учебных задач позволяет курсанту успокоиться, все лучше действовать, закалять характер и укреплять волевые качества. Преодоление затем всего маршрута будет для него весьма поучительным.

 

Глава XVII

Психология формирования двигательных навыков в огневой подготовке и вождении боевых машин

 

Сущность навыков и умений

 

В данной главе рассматриваются вопросы, имеющие общее значение для успешного формирования навыков и умений в огневой подготовке и вождении боевых машин.

Из описанной выше наиболее рациональной структуры опыта курсантов применительно к военному процессу обучения видно, что все знания уже в ходе их получения преобразуются в начальные умения: сенсорные, интеллектуальные и двигательные. Затем начальные умения разделяются на навыки и умения и совершенствуются параллельно. В ходе совершенствования они взаимодействуют между собой, при этом навыки как бы обслуживают умения. Это потому, что совершенствование умений протекает на основе знаний и навыков.

Высокий уровень автоматизации навыков и быстроты осмысливания умений и такой же высокий уровень их взаимодействия определяют мастерство воина. Рассмотрим суть практических компонентов воинского мастерства.

Начальное умение  — это действие, совершаемое при полном отсутствии какого-либо навыка, при высокой степени концентрации знаний и произвольного внимания на каждой элементарной части целого действия. Курсант, только изучивший силовую установку и силовую передачу, умеет выполнять операции запуска двигателя, изменять подачу горючего, включать передачи, но он еще не умеет водить танк. Его действия прерывчаты, при выполнении приемов он стремится точно копировать действия руководителя, допускает ошибки, лишние движения и чрезмерные усилия. Внешне это выражается в высокой степени напряженности, в отрыве взора от впереди лежащей местности и направлении его на включаемые элементы, в покраснении лица, потовыделении и, как следствие, в быстром утомлении.

Умения (высокосовершенные)  — это приобретенная в процессе обучения способность успешно выполнять какое-либо действие. Оно возникает на основе овладения знаниями и правильными способами действий.

Важно понимать, что в высокосовершенные умения преобразуются те начальные умения, которые проявляются в переменных условиях и потому требуют глубокого осмысливания. Здесь автоматизируются не сами действия, а способы восприятия условий, методы осмысливания, приемы запоминания и воспроизведения, т. е. сама психическая деятельность курсанта. Так, например, уметь считывать показания контрольных приборов — это значит правильно выбрать момент, быстро и правильно воспринять показания приборов, соотнести их с состоянием двигателя, а значит, представить все образно и осмысленно сформировать оперативный план действий по устранению отклонения показаний приборов; уяснить задачу, оценить обстановку, принять решение невозможно без участия сознания. Наоборот, выполнит эти задачи успешнее тот курсант, который лучше мобилизует все компоненты своего сознания, у которого лучше натренированы, автоматизированы приемы и способы умственной деятельности.

Такой уровень умений характеризует высокую степень подготовки курсанта, совершенство и пластичность его навыков, развившихся вместе с умениями, способность варьировать приемами действий в зависимости от условий, т. е. применять свои знания, навыки и умения творчески.

Навыки  — это автоматизированные способы и приемы действий, закрепленные упражнениями. В навыки преобразуются те начальные умения, которые проявляются в постоянных условиях (управление машинами и оружием, приемы осмысливания информации и т. д.).

В результате систематических и целенаправленных упражнений и тренировок начальные умения, превращаясь в навыки, становятся точными и наиболее экономными способами выполнения действий.

Двигательные навыки имеют большее значение потому, что они разгружают зрительный анализатор и оперативную память, при этом мышление в силу автоматизации двигательных задач почти полностью переключается на решение сенсорно-умственных задач.

Из-за большой «ступеньки» между начальными умениями и навыками в практике обучения курсантов введено понятие начального навыка.

Начальный навык  — это такой уровень развития навыка, когда курсант умеет объединить разрозненные движения в одно целостное действие без существенных ошибок. При этом все действия выполняются под контролем сознания. Ф. Энгельс, отмечая роль навыков в воинской деятельности, писал: «До тех пор, пока каждый солдат не закрепит свою строевую выучку настолько, что всякое движение, которое от него может потребоваться, он будет выполнять по поданной команде почти механически, батальон никогда не будет уверенно передвигаться. Солдат, который должен еще рыться в памяти или ломать себе голову, чтобы понять, чего требует от него поданная команда, принесет батальону больше вреда, чем пользы»[23].

Значение этих слов Энгельса для современных условий намного возросло. Применение ядерного оружия, а также насыщение поля боя большим количеством танков и противотанковых средств, разрушение местности и искусственные инженерные заграждения потребуют от воинов переключить всю психическую активность на оценку условий ведения боя и поиск путей и способов выполнения боевой задачи. Успешно управлять машинами и оружием в такой ситуации сможет только экипаж, действия которого доведены до автоматизма.

Навыки и умения по своему характеру делятся на двигательные, умственные, сенсорные и сенсорно-умственные.

Двигательные навыки проявляются во внешних, мускульных движениях конечностей и тела, например: наведение пушки в цель, приемы управления танком, действия по заряжанию оружия и т. д.

В умственных навыках   преобладает мыслительная деятельность: определение причин неисправной работы агрегатов танка, оценка обстановки, определение исходных установок для стрельбы, выбор способа и приемов преодоления препятствий, производство расчетов в уме.

Сенсорные навыки   характеризуют быстроту и качество непосредственного восприятия местности, изменений в боевой обстановке различными органами чувств: восприятие шумов работы двигателя на слух, обнаружение целей, определение наличия смазки в агрегатах наощупь — по степени нагрева их корпусов и т. д. Это навыки наблюдателя, разведчика, наводчика, оператора, командира.

Сенсорно-умственные навыки   — это такие навыки, в которых сочетаются как непосредственное восприятие, так и опосредствованная оценка обстановки, внутреннего состояния агрегата по показаниям непосредственного восприятия. Например, водитель, наблюдая за показаниями контрольных приборов (сенсорный навык), одновременно определяет состояние двигателя (умственный навык) и выбирает способ доведения показаний контрольных приборов до нормы. Командир машины, обнаружив цель, оценивает ее, определяет исходные установки для стрельбы, осуществляет целеуказание.

Вполне понятно, что все эти виды навыков взаимосвязаны и взаимообусловлены. В деятельности механика-водителя преобладают двигательные навыки, но он не смог бы стать мастером вождения танков, если бы имел недостаточные умственные или сенсорные навыки. У командира танка и наводчика преобладают сенсорноумственные навыки, но при слабых двигательных навыках они не обеспечат быстроты целеуказания и точного наведения орудия в цель. Следовательно, меткость стрельбы снизится. Поэтому руководитель, проанализировав содержание и методику проведения предстоящего занятия, должен также наметить пути выработки соответствующих навыков на этом занятии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.032 с.)