Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология упражнений и тренировок на тренажерах
Приступая к занятиям на тренажерах, руководителю необходимо глубоко изучить общие закономерности и условия успешного формирования навыков, изложенные в книге, чтобы опираться на научные выводы и рекомендации, изложенные там (см. гл. XVII). Обучение на тренажерах является важнейшей составной частью обучения вождению боевых машин. Комплекс современных тренажеров позволяет формировать у курсантов высокоавтоматизированные навыки по каждому упражнению еще до начала практического вождения и экономить большое количество моторесурсов машин. Однако эти задачи не везде выполняются так успешно. В некоторых подразделениях коэффициент использования тренажеров низкий, а проводимые на них занятия неэффективны: обучаемые с несформированными навыками посылаются на машины, закрепляя там ошибочные действия. Этому есть ряд психологических причин. Проведенные исследования и эксперименты показали, что они объясняются недостаточностью и бедностью методики упражнений. Для активизации познавательной деятельности курсантов и повышения интереса к упражнениям на тренажерах следовало бы в методике обучения уточнить структуру упражнений, расширить методику упражнений на тренажерах включением в нее трёх -четырех упражнений — «психологических уроков» по формированию у курсантов представлений о принципиальном кинематическом образе приводов управления, об ориентировочной основе действия, о характеристиках рабочих движений и о кинестезической картине действия (мышечно-двигательные представления), а также дополнить методику вождения боевых машин методиками формирования сенсорно-умственных навыков восприятия и оценки показаний контрольных приборов, скорости, пространства и времени движения машины. Рассмотрим суть указанных рекомендаций. Уточнение структуры упражнений на тренажерах. Существующие в настоящее время в методике обучения два понятия — упражнения и тренировки — понимаются некоторыми руководителями как синонимы: употребляется то, что созвучнее. В таком случае указанные понятия не отражают процесс совершенствования навыков. А между тем эти понятия разные и должны отличаться по степени совершенства навыков. Упражнение — это основной метод формирования навыков, целенаправленное (сознательное) многократное, постепенно усложняющееся (по условиям и времени) повторение приемов и действий. Цель упражнений — улучшение качества действий и навыка в целом. Психологически в ходе упражнения формируются навыки, физиологически — закрепляются условные нервные связи: оттачивается динамический стереотип действий путем непрерывного сличения его с «акцептором цели действия», выработанным в сознании курсантов на «психологических уроках».
Упражнения делятся на вводные, основные и тренировки. На вводных упражнениях вырабатываются приемы и действия, конструируется навык по принципу: сперва точность и последовательность действий, потом скорость. Целью основных упражнений является закрепление структуры навыков и умений, постепенная автоматизация и выполнение с практически необходимой скоростью в постоянных условиях по принципу: точность и скорость. Тренировки — это высший уровень упражнений — многократное повторение уже усвоенных действий. Целями тренировок являются автоматизация навыков и сложных координаций движений в усложняющихся условиях, формирование и закрепление коллективных навыков и умений, слаженности в экипажах и боевых расчетах, выработка курсантами «своих» приемов действий вместо «инструкторских», приспособление действий к своим физическим и психическим возможностям. Все курсанты разные: рост, длина конечностей, размер кисти рук и ступни ног, физическая сила, ширина поля зрения и острота зрения, левша, правша, темперамент и т. д.; все это индивидуальные особенности, в зависимости от которых курсант совершает свои внешние движения. Обязанность руководителя — помочь курсантам наиболее полно использовать их физические и психические возможности. Следовательно, тренировки — это и формирование мастерства курсантов, и процесс функционального совершенствования организма путем систематических упражнений возрастающей сложности в целях приспособления его к наиболее высоким требованиям профессиональной деятельности. Такое понимание структуры упражнений позволяет активизировать учение, повысить у курсанта интерес к нему, проводить занятия в состязательном духе с выполнением нормативов по времени, точности и скорости. Для примера приведем здесь схему такого занятия
В классе шесть тренажеров. Пять из них отделяются указкой «У» (для упражнений) и только один — с указкой «Т» (для тренировок). На пяти тренажерах идет напряженная учеба; один пока свободен. Но вот один из курсантов многократно, уверенно, точно и быстро выполнил задачу. Руководитель направляет его к тренажеру с указкой «Т». В ходе занятия указка «Т» постепенно вытесняет указку «У» и к концу занятия все тренажеры будут использоваться для тренировки. Дифференцируются занятия и в зависимости от сложности тренажера: на тренажерах ТР-155 организуются вводные упражнения, на тренажерах с обучающей приставкой — основные, а на кинотренажере — тренировки. Переход — по тому же принципу: состязательность и выполнение нормативов. И только после преодоления такого «тернистого» пути по формированию навыков и умений курсант может быть допущен к вождению боевой машины, которая в этом случае будет мощным стимулом учения. Возвратившись с вождения боевой машины, курсант должен объяснить причины и следствия допущенных ошибок, для устранения которых он направляется на соответствующий тренажер. Так, например, если у него не отработан навык управления оборотами двигателя, то его надо направить на кинотренажер, а не на ТР-155, где звуковая имитация отсутствует. Расширение и интенсификация методов упражнений на тренажерах. Существующий метод упражнений, состоящий из трех этапов выполнения действий (по разделениям, без разделений и самостоятельно), как показывает опыт обучения, уже не отвечает принципу сознательности и уровню образования курсантов. Их уже не могут заинтересовать механические действия по схеме «делай — раз», «делай — два»..., как и самостоятельные тренировки, выполняемые без предварительного глубокого осознания действий, часто путем «проб и ошибок» самого обучаемого. Они любознательны и потому хотят заранее знать, почему именно так надо нажимать на педаль и кнопку, и четко представлять конечный результат своих действий. Их больше интересует то, что требует работы мысли, притом такой, где «голову надо соединять с руками». Чтобы удовлетворить возросшие интеллектуальные потребности курсантов, нами (дополнительно к существующим методам упражнений) был разработан ряд методик, повышающих осознанность действий и интерес курсантов к упражнениям на тренажерах, интенсифицирующих процесс обучения [21]. Многолетний опыт обучения курсантов подтвердил их эффективность. Кроме того, при этом лучше сохраняется преемственность с технической подготовкой: вождение становится органическим ее продолжением, так как все представления и начальные умения, которые там формировались, переносятся в практику вождения для дальнейшего совершенствования. Общей целью рассматриваемых ниже упражнений является формирование на физиологическом уровне — «акцептора действия» с приводами управления, а на психологическом уровне — указанных в них представлений и глубоко осознанных рабочих движений курсантов. Рассмотрим содержание и методику этих упражнений.
а) На тренажерах ТР-155 (УТ-225, ТР-740 и др.) и танках (БМП) без расхода моторесурсов отрабатываются упражнения 1—3. Упражнение 1. Формирование представлений о принципиальном кинематическом образе приводов. Материальное обеспечение: разрезные агрегаты с приводами управления, их макеты и плакаты. Цели: — восстановить и закрепить представления, сформированные на занятиях по технической подготовке; — сформировать понятия о процессах, происходящих в исполнительных механизмах агрегатов при воздействии на их приводы. Метод: курсант, перемещая рычаг, нажимая на педаль, кнопку стартера, воздуха и др., объясняет, показывая на агрегатах и плакатах, что происходит при этом в агрегате и каким образом надо действовать, чтобы обеспечить надежность работы и сохранность агрегатов. Руководитель слушает объяснения, следит за действиями курсантов и ставит проблемные задачи курсантам, не занятым на тренажерах, поощряя лучшие ответы. Критерий обученности: курсант, не пользуясь агрегатами и плакатами, сопровождает действия на тренажере словами и тем доказывает, что им достигнуты поставленные выше цели. Упражнение 2. Формирование у курсантов представлений о схеме ориентировочной основы действия (схема ООД) в приводах управления и считывания контрольных приборов. Занятие проводится на танках (БМП) без расхода моторесурсов на тренажерах и кинотренажерах. Цели: — изучить имеющиеся в приводах и приборах ориентиры (заданные конструкцией), опираясь на которые можно было бы действовать «вслепую» с высокой точностью и надежностью; — сформировать в сознании курсантов представление о системе ориентиров или «опорных точек» — канвы будущего сложного навыка: упоры, перепады усилий, ограничители, предельные значения и т. д., механически сопротивляясь, отражаются в сознании курсанта, как опорные точки, которые вместе и образуют канву будущего навыка; — начиная с данного упражнения, важно формировать также «кинестезическую картину действий» курсанта (мышечно-двигательных ощущений, возникающих под действием ориентиров и параметров рабочих движений). Метод: руководитель напоминает курсантам признаки узнавания осязанием органов управления, показывает, что все они находятся относительно механика-водителя под неизменными углами и на одном и том же расстоянии; это позволяет в ходе упражнения сформировать динамические стереотипы не только навыков управления машиной, но и навыков нахождения и узнавания органов управления «вслепую», с помощью кинестезического контроля; объясняет курсантам наличие ориентиров в каждом приводе управления. Например: перед вами кулиса танка. Если закрыть средние прорези козырька, увидите букву «Н», на концах которой выбиты цифры 2, 3, 4, 5 соответствующих передач. Они расположены по ходу часовой стрелки. Показывает, как безошибочно включать передачи, опираясь только на мышечно-двигательный и осязательный (кинестезический) контроль: перемещая рычаг поперечно, выбираем передачу, а перемещая его продольно, включаем выбранную передачу. Для включения II передачи «вслепую» необходимо быстро переместить рычаг по поперечной прорези влево до упора в боковую стенку козырька. При этом слышен характерный стук и ощущается мышечное напряжение в руке. Затем потянуть рычаг назад по продольной прорези II передачи.
Для перехода на III передачу рычаг перемещать до упора вперед, прижимая его к левой боковой стенке козырька. Для перехода на IV и V передачи рычаг кулисы перемещать назад до нейтрального положения (ощущается по уменьшению усилия), а затем по поперечной прорези быстрым движением до упора в правую стенку козырька. При этом также слышен характерный стук. Прижимая рычаг к правой стенке козырька и перемещая его до отказа вперед, включаем IV передачу, а перемещая назад, включаем V передачу. I передача и передача заднего хода включаются на месте, поэтому допустим и зрительный контроль. Включение передач на БМП имеет такую же ориентировку: рычаг вниз до упора и вверх — II передача, а затем по ходу часовой стрелки: вниз — III, к себе и вниз — IV, вверх — V. Таким же порядком уясняются ориентиры рабочих движений водителя при действии с педалями, при постановке машины на тормоз и снятии с него, при действиях с ручным приводом топливного насоса, при считывании показаний контрольных приборов — в соответствии с излагаемой ниже методикой контроля и т. д. Обучаемые последовательно отрабатывают учебные задачи, рассмотренные выше — в методике действий руководителя,— вначале на тренажерах, а затем на танках (БМП) без запуска двигателей. Критерий обученности: умение курсанта безошибочно находить и узнавать (в темноте) все органы управления при подготовке машины к движению, правильно действовать каждым приводом в отдельности, в соответствии с представлениями, полученными при отработке первого и второго упражнений, описанных выше, а также умение курсанта объяснить характер кинестезических ощущений при действиях с приводами. Упражнение 3. Формирование у курсантов представлений о характеристиках рабочих движений, а также о структуре навыков, отрабатываемых в теме «Основы вождения машин». Здесь курсанты в ходе упражнений запечатлевают (на основе представлений, полученных в первых двух упражнениях) характеристики (параметры) всех рабочих движений: по размерам и форме движения, по характеру изменения усилий, по скорости перемещения на различных участках траектории и т. д. Все действия курсанты предварительно проговаривают, объясняют и сопровождают речью.
На этом упражнении курсанты обогащают свои представления о схеме ориентировочной основы действия и постепенно переводят ее в оперативный план мышления (действия). При этом параметры рабочих движений, запечатленные курсантами, сами становятся ориентирами правильных действий. Одновременно в ходе упражнения усваивается целостная структура навыков и координаций движений. Начинается процесс автоматизации действий и самоконтроля, который переводится со зрения на «мышечное чувство». Все это, вместе взятое, свидетельствует о достаточной сформированности у курсанта «кинестезической картины действий». Критерий обученности: умение курсантов объяснить параметры рабочих движений по каждому приводу управления, показать основную позу водителя на сиденье и защитные реакции при резких колебаниях машины в движении, проговаривать предварительно и сопровождать речью выполняемые действия каждого навыка. Начиная с третьего упражнения, важное значение приобретает образцовый показ руководителем сложных навыков и координаций движений. Структура и характер образцовых действий руководителя, отражаясь в сознании курсанта, завершают формирование там акцептора действия, являющегося идеальной целью, к которой курсанту необходимо стремиться. Упражнение 4. Воображаемое вождение. Оно может отрабатываться на отдельном учебном месте, а также в неслужебное время в порядке состязания. Для его выполнения материального обеспечения не требуется. Его главная цель состоит в том, чтобы конкретное мышление курсантов, связанное с машиной, оторвать от нее и превратить в отвлеченное или абстрактное мышление, опирающееся не на предметы, а на их образы — представления. Такие знания воин может увезти с собой и сохранять долго. Опыт показывает, что курсанты с большим желанием участвуют в таких занятиях. Они старательно моделируют действия (перемещая конечности и тело в пространстве) по подготовке машины к движению и по управлению ею в различных ситуациях. Одновременно они объясняют свои действия, воспроизводят различные представления, а также имитируют голосом работу двигателя и других агрегатов, а всем телом — поведение машины, вызванное их действиями. б) На тренажерах ТР-155 с обучающей приставкой отрабатывается упражнение 5 — формирование суммы навыков как целостного действия с практически необходимым темпом и скоростью в режимах самообучения и контроля. в) На кинотренажерах отрабатывается упражнение 6 — комплексное выполнение навыков по основам вождения, формирование двигательных и сенсорно - умственных навыков в условиях, приближенных к реальным. В заключение важно порекомендовать руководителям занятий, чтобы описанные методики предварительной ориентировки курсантов включались бы и в отработку всех других упражнений с различными целями, как средство предварительной осознанности действий, средство контроля подготовленности к новому упражнению и как критерий готовности их к переходу от упражнения к тренировкам, в том числе стрелковым, танкострелковым и др. (как индивидуальным, так и экипажным). Таким образом, основной метод упражнений, дополненный вышеописанными методиками, становится более эффективным средством активизации обучаемых, интенсификации и уплотнения занятий. Он обеспечивает более глубокое осознание действий путем предварительной ориентировки обучаемых в задании, повышает их интерес к занятиям, улучшает качество и ускоряет процесс формирования навыков и умений. Эти выводы опираются также на исследования ученых. Так, например, исследованиями профессора А. В. Запорожца установлено, что под влиянием предварительной ориентировки обучаемого в задании в его сознании заранее возбуждаются системы ассоциации (связей) ориентировочно-исследовательской деятельности, составляющие основу образа, представления о ситуации и о тех действиях, которые в ней должны быть выполнены. Эти системы ассоциаций в ходе упражнения снижают число ошибочных действий и механических проб и ошибок. Однако следует предостеречь руководителей, что и сознательный метод упражнений не исключает проб и ошибок, но он исключает «слепые» пробы и ошибки как метод механического обучения. Не исключает потому, что указанные выше методики сознательного обучения пока не обеспечивают полной ориентировки обучаемого на протяжении всех участков двигательного действия (хотя бы потому, что в конструкции приводов управления тренажеров и боевых машин пока отсутствует полная ориентировочная основа действия). Руководителю следует контролировать успешность формирования навыков и по сокращению общего времени реагирования курсантов в сложных сенсомоторных реакциях. Основными путями такого сокращения являются: — развитие у курсантов наблюдательности и избирательного восприятия местности и показаний приборов — сокращает сенсорный момент реакции; — знание правил вождения, характеристик препятствий, умение определять состояние и тяговые возможности двигателя не только по приборам, но и по косвенным признакам — способствуют сокращению центрального момента реакции (осмысливание); — совершенствование двигательных навыков и умение выполнять их в нужном темпе — способствуют сокращению моторного момента реакции. Важно каждый раз пояснять курсанту, какие именно моменты общей реакции у него недостаточно развиты, и указывать пути устранения недостатка. Руководителю важно также разъяснять курсантам, что простое повторение действий не приводит к совершенствованию навыков и потому не является упражнением. Чтобы оно стало таковым, необходимы: — систематичность упражнений и целенаправленность курсанта на постоянное повышение качества действий; — самоконтроль за своими действиями и понимание причин допущенных ошибок; — контроль за действиями курсанта со стороны руководителя и своевременное указание на исправление ошибок; — постепенное, но посильное усложнение условий выполнения упражнений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.025 с.) |