Психология упражнений и тренировок на тренажерах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология упражнений и тренировок на тренажерах



 

Приступая к занятиям на тренажерах, руководителю необходимо глубоко изучить общие закономерности и условия успешного формирования навыков, изложенные в книге, чтобы опираться на научные выводы и рекомендации, изложенные там (см. гл. XVII).

Обучение на тренажерах является важнейшей составной частью обучения вождению боевых машин. Комплекс современных тренажеров позволяет формировать у курсантов высокоавтоматизированные навыки по каждому упражнению еще до начала практического вождения и экономить большое количество моторесурсов машин.

Однако эти задачи не везде выполняются так успешно. В некоторых подразделениях коэффициент использования тренажеров низкий, а проводимые на них занятия неэффективны: обучаемые с несформированными навыками посылаются на машины, закрепляя там ошибочные действия. Этому есть ряд психологических причин. Проведенные исследования и эксперименты показали, что они объясняются недостаточностью и бедностью методики упражнений.

Для активизации познавательной деятельности курсантов и повышения интереса к упражнениям на тренажерах следовало бы в методике обучения уточнить структуру упражнений, расширить методику упражнений на тренажерах включением в нее трёх -четырех упражнений — «психологических уроков» по формированию у курсантов представлений о принципиальном кинематическом образе приводов управления, об ориентировочной основе действия, о характеристиках рабочих движений и о кинестезической картине действия (мышечно-двигательные представления), а также дополнить методику вождения боевых машин методиками формирования сенсорно-умственных навыков восприятия и оценки показаний контрольных приборов, скорости, пространства и времени движения машины. Рассмотрим суть указанных рекомендаций.

Уточнение структуры упражнений на тренажерах. Существующие в настоящее время в методике обучения два понятия — упражнения и тренировки — понимаются некоторыми руководителями как синонимы: употребляется то, что созвучнее. В таком случае указанные понятия не отражают процесс совершенствования навыков. А между тем эти понятия разные и должны отличаться по степени совершенства навыков.

Упражнение — это основной метод формирования навыков, целенаправленное (сознательное) многократное, постепенно усложняющееся (по условиям и времени) повторение приемов и действий. Цель упражнений   — улучшение качества действий и навыка в целом. Психологически в ходе упражнения формируются навыки, физиологически — закрепляются условные нервные связи: оттачивается динамический стереотип действий путем непрерывного сличения его с «акцептором цели действия», выработанным в сознании курсантов на «психологических уроках».

Упражнения делятся на вводные, основные и тренировки. На вводных   упражнениях вырабатываются приемы и действия, конструируется навык по принципу: сперва точность и последовательность действий, потом скорость. Целью основных   упражнений является закрепление структуры навыков и умений, постепенная автоматизация и выполнение с практически необходимой скоростью в постоянных условиях по принципу: точность и скорость.

Тренировки   — это высший уровень упражнений — многократное повторение уже усвоенных действий.

Целями тренировок являются автоматизация навыков и сложных координаций движений в усложняющихся условиях, формирование и закрепление коллективных навыков и умений, слаженности в экипажах и боевых расчетах, выработка курсантами «своих» приемов действий вместо «инструкторских», приспособление действий к своим физическим и психическим возможностям.

Все курсанты разные: рост, длина конечностей, размер кисти рук и ступни ног, физическая сила, ширина поля зрения и острота зрения, левша, правша, темперамент и т. д.; все это индивидуальные особенности, в зависимости от которых курсант совершает свои внешние движения. Обязанность руководителя — помочь курсантам наиболее полно использовать их физические и психические возможности.

Следовательно, тренировки — это и формирование мастерства   курсантов, и процесс функционального совершенствования   организма путем систематических упражнений возрастающей сложности в целях приспособления его к наиболее высоким требованиям профессиональной деятельности.

Такое понимание структуры упражнений позволяет активизировать учение, повысить у курсанта интерес к нему, проводить занятия в состязательном духе с выполнением нормативов по времени, точности и скорости. Для примера приведем здесь схему такого занятия

В классе шесть тренажеров. Пять из них отделяются указкой «У» (для упражнений) и только один — с указкой «Т» (для тренировок). На пяти тренажерах идет напряженная учеба; один пока свободен. Но вот один из курсантов многократно, уверенно, точно и быстро выполнил задачу. Руководитель направляет его к тренажеру с указкой «Т». В ходе занятия указка «Т» постепенно вытесняет указку «У» и к концу занятия все тренажеры будут использоваться для тренировки.

Дифференцируются занятия и в зависимости от сложности тренажера: на тренажерах ТР-155 организуются вводные упражнения, на тренажерах с обучающей приставкой — основные, а на кинотренажере — тренировки. Переход — по тому же принципу: состязательность и выполнение нормативов.

И только после преодоления такого «тернистого» пути по формированию навыков и умений курсант может быть допущен к вождению боевой машины, которая в этом случае будет мощным стимулом учения.

Возвратившись с вождения боевой машины, курсант должен объяснить причины и следствия допущенных ошибок, для устранения которых он направляется на соответствующий тренажер. Так, например, если у него не отработан навык управления оборотами двигателя, то его надо направить на кинотренажер, а не на ТР-155, где звуковая имитация отсутствует.

Расширение и интенсификация методов упражнений  на тренажерах. Существующий метод упражнений, состоящий из трех этапов выполнения действий (по разделениям, без разделений и самостоятельно), как показывает опыт обучения, уже не отвечает принципу сознательности и уровню образования курсантов. Их уже не могут заинтересовать механические действия по схеме «делай — раз», «делай — два»..., как и самостоятельные тренировки, выполняемые без предварительного глубокого осознания действий, часто путем «проб и ошибок» самого обучаемого. Они любознательны и потому хотят заранее знать, почему именно так надо нажимать на педаль и кнопку, и четко представлять конечный результат своих действий. Их больше интересует то, что требует работы мысли, притом такой, где «голову надо соединять с  руками».

Чтобы удовлетворить возросшие интеллектуальные потребности курсантов, нами (дополнительно к существующим методам упражнений) был разработан ряд методик, повышающих осознанность действий и интерес курсантов к упражнениям на тренажерах, интенсифицирующих процесс обучения [21]. Многолетний опыт обучения курсантов подтвердил их эффективность. Кроме того, при этом лучше сохраняется преемственность с технической подготовкой: вождение становится органическим ее продолжением, так как все представления и начальные умения, которые там формировались, переносятся в практику вождения для дальнейшего совершенствования.

Общей целью рассматриваемых ниже упражнений является формирование на физиологическом уровне — «акцептора действия» с приводами управления, а на психологическом уровне — указанных в них представлений и глубоко осознанных рабочих движений курсантов. Рассмотрим содержание и методику этих упражнений.

а) На тренажерах ТР-155 (УТ-225, ТР-740 и др.) и танках (БМП)  без расхода моторесурсов отрабатываются упражнения 1—3.

Упражнение 1.  Формирование представлений о принципиальном кинематическом образе приводов.

Материальное обеспечение:   разрезные агрегаты с приводами управления, их макеты и плакаты.

Цели:

— восстановить и закрепить представления, сформированные на занятиях по технической подготовке;

— сформировать понятия о процессах, происходящих в исполнительных механизмах агрегатов при воздействии на их приводы.

Метод:   курсант, перемещая рычаг, нажимая на педаль, кнопку стартера, воздуха и др., объясняет, показывая на агрегатах и плакатах, что происходит при этом в агрегате и каким образом надо действовать, чтобы обеспечить надежность работы и сохранность агрегатов.

Руководитель слушает объяснения, следит за действиями курсантов и ставит проблемные задачи курсантам, не занятым на тренажерах, поощряя лучшие ответы.

Критерий обученности:   курсант, не пользуясь агрегатами и плакатами, сопровождает действия на тренажере словами и тем доказывает, что им достигнуты поставленные выше цели.

Упражнение 2. Формирование у курсантов представлений о схеме ориентировочной основы действия (схема ООД) в приводах управления и считывания контрольных приборов. Занятие проводится на танках (БМП) без расхода моторесурсов на тренажерах и кинотренажерах.

Цели:

— изучить имеющиеся в приводах и приборах ориентиры (заданные конструкцией), опираясь на которые можно было бы действовать «вслепую» с высокой точностью и надежностью;

— сформировать в сознании курсантов представление о системе ориентиров или «опорных точек» — канвы будущего сложного навыка: упоры, перепады усилий, ограничители, предельные значения и т. д., механически сопротивляясь, отражаются в сознании курсанта, как опорные точки, которые вместе и образуют канву будущего навыка;

— начиная с данного упражнения, важно формировать также «кинестезическую картину действий» курсанта (мышечно-двигательных ощущений, возникающих под действием ориентиров и параметров рабочих движений).

Метод: руководитель напоминает курсантам признаки узнавания осязанием органов управления, показывает, что все они находятся относительно механика-водителя под неизменными углами и на одном и том же расстоянии; это позволяет в ходе упражнения сформировать динамические стереотипы не только навыков управления машиной, но и навыков нахождения и узнавания органов управления «вслепую», с помощью кинестезического контроля; объясняет курсантам наличие ориентиров в каждом приводе управления. Например: перед вами кулиса танка. Если закрыть средние прорези козырька, увидите букву «Н», на концах которой выбиты цифры 2, 3, 4, 5 соответствующих передач. Они расположены по ходу часовой стрелки. Показывает, как безошибочно включать передачи, опираясь только на мышечно-двигательный и осязательный (кинестезический) контроль: перемещая рычаг поперечно, выбираем передачу, а перемещая его продольно, включаем выбранную передачу. Для включения II передачи «вслепую» необходимо быстро переместить рычаг по поперечной прорези влево до упора в боковую стенку козырька. При этом слышен характерный стук и ощущается мышечное напряжение в руке. Затем потянуть рычаг назад по продольной прорези II передачи.

Для перехода на III передачу рычаг перемещать до упора вперед, прижимая его к левой боковой стенке козырька.

Для перехода на IV и V передачи рычаг кулисы перемещать назад до нейтрального положения (ощущается по уменьшению усилия), а затем по поперечной прорези быстрым движением до упора в правую стенку козырька. При этом также слышен характерный стук. Прижимая рычаг к правой стенке козырька и перемещая его до отказа вперед, включаем IV передачу, а перемещая назад, включаем V передачу. I передача и передача заднего хода включаются на месте, поэтому допустим и зрительный контроль.

Включение передач на БМП имеет такую же ориентировку: рычаг вниз до упора и вверх — II передача, а затем по ходу часовой стрелки: вниз — III, к себе и вниз — IV, вверх — V.

Таким же порядком уясняются ориентиры рабочих движений водителя при действии с педалями, при постановке машины на тормоз и снятии с него, при действиях с ручным приводом топливного насоса, при считывании показаний контрольных приборов — в соответствии с излагаемой ниже методикой контроля и т. д.

Обучаемые последовательно отрабатывают учебные задачи, рассмотренные выше — в методике действий руководителя,— вначале на тренажерах, а затем на танках (БМП) без запуска двигателей.

Критерий обученности:   умение курсанта безошибочно находить и узнавать (в темноте) все органы управления при подготовке машины к движению, правильно действовать каждым приводом в отдельности, в соответствии с представлениями, полученными при отработке первого и второго упражнений, описанных выше, а также умение курсанта объяснить характер кинестезических ощущений при действиях с приводами.

Упражнение 3.  Формирование у курсантов представлений о характеристиках рабочих движений, а также о структуре навыков, отрабатываемых в теме «Основы вождения машин».

Здесь курсанты в ходе упражнений запечатлевают (на основе представлений, полученных в первых двух упражнениях) характеристики (параметры) всех рабочих движений: по размерам и форме движения, по характеру изменения усилий, по скорости перемещения на различных участках траектории и т. д. Все действия курсанты предварительно проговаривают, объясняют и сопровождают речью.

На этом упражнении курсанты обогащают свои представления о схеме ориентировочной основы действия и постепенно переводят ее в оперативный план мышления (действия). При этом параметры рабочих движений, запечатленные курсантами, сами становятся ориентирами правильных действий. Одновременно в ходе упражнения усваивается целостная структура навыков и координаций движений. Начинается процесс автоматизации действий и самоконтроля, который переводится со зрения на «мышечное чувство». Все это, вместе взятое, свидетельствует о достаточной сформированности у курсанта «кинестезической картины действий».

Критерий обученности:   умение курсантов объяснить параметры рабочих движений по каждому приводу управления, показать основную позу водителя на сиденье и защитные реакции при резких колебаниях машины в движении, проговаривать предварительно и сопровождать речью выполняемые действия каждого навыка.

Начиная с третьего упражнения, важное значение приобретает образцовый показ руководителем сложных навыков и координаций движений. Структура и характер образцовых действий руководителя, отражаясь в сознании курсанта, завершают формирование там акцептора действия, являющегося идеальной целью, к которой курсанту необходимо стремиться.

Упражнение 4. Воображаемое вождение. Оно может отрабатываться на отдельном учебном месте, а также в неслужебное время в порядке состязания. Для его выполнения материального обеспечения не требуется. Его главная цель состоит в том, чтобы конкретное мышление курсантов, связанное с машиной, оторвать от нее и превратить в отвлеченное или абстрактное мышление, опирающееся не на предметы, а на их образы — представления. Такие знания воин может увезти с собой и сохранять долго.

Опыт показывает, что курсанты с большим желанием участвуют в таких занятиях. Они старательно моделируют действия (перемещая конечности и тело в пространстве) по подготовке машины к движению и по управлению ею в различных ситуациях. Одновременно они объясняют свои действия, воспроизводят различные представления, а также имитируют голосом работу двигателя и других агрегатов, а всем телом — поведение машины, вызванное их действиями.

б) На тренажерах ТР-155 с обучающей приставкой отрабатывается упражнение 5  — формирование суммы навыков как целостного действия с практически необходимым темпом и скоростью в режимах самообучения и  контроля.

в) На кинотренажерах  отрабатывается упражнение 6  — комплексное выполнение навыков по основам вождения, формирование двигательных и сенсорно - умственных навыков в условиях, приближенных к реальным.

В заключение важно порекомендовать руководителям занятий, чтобы описанные методики предварительной ориентировки курсантов включались бы и в отработку всех других упражнений с различными целями, как средство предварительной осознанности действий, средство контроля подготовленности к новому упражнению и как критерий готовности их к переходу от упражнения к тренировкам, в том числе стрелковым, танкострелковым и др. (как индивидуальным, так и экипажным).

Таким образом, основной метод упражнений, дополненный вышеописанными методиками, становится более эффективным средством активизации обучаемых, интенсификации и уплотнения занятий. Он обеспечивает более глубокое осознание действий путем предварительной ориентировки обучаемых в задании, повышает их интерес к занятиям, улучшает качество и ускоряет процесс формирования навыков и умений. Эти выводы опираются также на исследования ученых. Так, например, исследованиями профессора А. В. Запорожца установлено, что под влиянием предварительной ориентировки обучаемого в задании в его сознании заранее возбуждаются системы ассоциации (связей) ориентировочно-исследовательской деятельности, составляющие основу образа, представления о ситуации и о тех действиях, которые в ней должны быть выполнены. Эти системы ассоциаций в ходе упражнения снижают число ошибочных действий и механических проб и ошибок.

Однако следует предостеречь руководителей, что и сознательный метод упражнений не исключает проб и ошибок, но он исключает «слепые» пробы и ошибки как метод механического обучения. Не исключает потому, что указанные выше методики сознательного обучения пока не обеспечивают полной ориентировки обучаемого на протяжении всех участков двигательного действия (хотя бы потому, что в конструкции приводов управления тренажеров и боевых машин пока отсутствует полная ориентировочная основа действия).

Руководителю следует контролировать успешность формирования навыков и по сокращению общего времени реагирования курсантов в сложных сенсомоторных реакциях.

Основными путями такого сокращения являются:

— развитие у курсантов наблюдательности и избирательного восприятия местности и показаний приборов — сокращает сенсорный момент реакции;

— знание правил вождения, характеристик препятствий, умение определять состояние и тяговые возможности двигателя не только по приборам, но и по косвенным признакам — способствуют сокращению центрального момента реакции (осмысливание);

— совершенствование двигательных навыков и умение выполнять их в нужном темпе — способствуют сокращению моторного момента реакции.

Важно каждый раз пояснять курсанту, какие именно моменты общей реакции у него недостаточно развиты, и указывать пути устранения недостатка.

Руководителю важно также разъяснять курсантам, что простое повторение действий не приводит к совершенствованию навыков и потому не является упражнением. Чтобы оно стало таковым, необходимы:

— систематичность упражнений и целенаправленность курсанта на постоянное повышение качества действий;

— самоконтроль за своими действиями и понимание причин допущенных ошибок;

— контроль за действиями курсанта со стороны руководителя и своевременное указание на исправление ошибок;

— постепенное, но посильное усложнение условий выполнения упражнений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.025 с.)