Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие предпосылки активизации внимания
Среди познавательных психических процессов, какими являются ощущение, восприятие, представление, внимание, мышление, память, воображение и речь, внимание не имеет своего «законного места». Разными авторами оно рассматривается в различной очередности. Это, видимо, объясняется тем, что внимание не является самостоятельным психическим процессом. Оно обеспечивает качество протекания всех других психических процессов и является также средством контроля за процессом усвоения знаний. Для педагогической психологии анализ путей активизации психических процессов целесообразно начинать с внимания, так как обучение всегда начинается с привлечения и активизации внимания курсантов и протекает на основе внимания. Внимание — совершенно необходимое условие выполнения всякой произвольной деятельности. Успех профессиональной деятельности курсантов в значительной степени будет зависеть от уровня развития у них специальных свойств внимания, так как каждый вид деятельности требует преимущественного развития присущих ей свойств внимания. Так, например, командиру, решающему оперативно-тактические задачи, важно научиться глубоко сосредоточивать внимание, оператору РЛС важна устойчивость внимания, водителям различных машин — способность к распределению и переключению внимания, наводчикам орудий важны объем и концентрация внимания. Профессиональными свойствами внимания руководителя занятий являются в первую очередь объем и распределение. Он должен владеть методами формирования всех видов и свойств внимания и поддержания их на должном уровне на занятиях. Для этого ему необходимы знания по психологии внимания. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на объекте внимания и удержание его на нем до выполнения задачи. Объектами внимания могут быть предметы, явления, действия, их свойства и качества, мысли и чувства курсанта. Например, чтобы поразить танк противника, наводчик орудия должен направить на цель свое внимание, сосредоточить на ней деятельность сознания (восприятия, осмысливания). Внимание, таким образом, улучшает качество психической деятельности: повышает яркость ощущений и образность восприятий, увеличивает глубину осмысливания и скорость реакций, способствует более прочному запоминанию. По образному выражению К. Д. Ушинского: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [29, 22].
Внимание — одна из наиболее утомляющихся психических функций. Появление трудностей в сосредоточении и большая отвлекаемость (неустойчивость) внимания служат признаками понижения работоспособности. Физиологической основой внимания является закон индукции нервных процессов. В соответствии с этим законом и происходит сосредоточение сознания на одних объектах внимания и отвлечение его от других. Внимание является качественной стороной других психических процессов, поэтому и развиваться должно в процессе функционирования этих психических явлений (восприятия, осмысливания и т. д.), т. е. в ходе обучения и воспитания личности курсанта в целом. Первостепенное значение при этом имеют коммунистическая убежденность, стремление беззаветно служить Родине, высокая ответственность и дисциплина. Важными предпосылками развития внимания также являются: Учет индивидуальных особенностей курсантов, связанных с их возрастом, уровнем развития, характером и темпераментом. Внешняя готовность занятий: готовность учебных мест, исправность и методически правильное размещение учебных и наглядных пособий, внешний вид курсантов и руководителя занятий, нормальные гигиенические условия и т. д.—привлекают внимание курсантов и способствуют его нормальному функционированию. Внутренняя готовность обучаемых и психологический настрой, внешне проявляющийся в положительном отношении к учению, к восприятию и переработке учебной информации, формируются в начале занятия путем соответствующей мотивации учения и поддерживаются в ходе занятия подчеркиванием значения отдельных фактов, предметов и связей между ними для успешного усвоения последующего материала и овладения специальностью. Хорошее начало занятия активизирует внимание курсантов. Оно достигается соблюдением в первую очередь описываемых в этом разделе предпосылок. Здесь важно помнить правило выдающегося педагога Коменского: говорить только для слушающих, обучать только при наличии внимания обучаемых. Кажется ясно, хотя и не просто: создание таких условий на занятиях требует иногда значительных усилий руководителя.
Создавая оптимальные условия на. занятиях, следует, однако, помнить, что служба воинов протекает в условиях помех. Поэтому важной задачей руководителя является развитие помехоустойчивого , а не изнеженного внимания . Эта задача должна решаться целенаправленно, путем постепенного усложнения условий занятий, особенно упражнении по закреплению знаний и навыков курсантов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.005 с.) |