Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ощущение как начальный процесс усвоения знаний
Общие положения
Процесс познания человеком действительности идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. В основе живого созерцания лежат познавательные психические процессы — ощущение, восприятие и представление. Они функционируют на основе работы органов чувств, составляющих сенсорную (чувственную) организацию человека. Обучая, важно понимать, что ощущения, восприятия и представления являются не только моментами единого развивающегося процесса, но и последовательными уровнями познания — этапами усвоения знаний. В совокупности они и образуют первую, чувственную ступень познания действительности. Ощущение — это начальная, простая форма психического отражения в сознании человека отдельных свойств и признаков предметов и явлений, непосредственно действующих на его органы чувств. Нервно-физиологическими аппаратами процесса ощущения являются анализаторы, получившие свое название по наименованию органов чувств человека: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, мышечно-двигательные, осязательные, статические, вибрационные и органические. Ощущение согласно ленинской теории отражения есть источник всех наших знаний. «Ощущение есть образ движущейся материи. Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем...» [10] Это значит, что именно в ощущении осуществляется непосредственная связь сознания с изучаемыми материальными предметами и явлениями и при этом диалектический переход от материального к идеальному — к сознанию. Этот переход «есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания»[11]. Из сказанного следует, что в ощущении отражаются только внешние признаки предметов: «форма вещества» и «форма движения». Поэтому для познания содержания, значения, внутренних связей и отношений необходимо подниматься к абстрактному (теоретическому) мышлению, опирающемуся на слова — понятия, логические суждения и умозаключения. Для проверки правильности отражения как чувственных образов, так и абстрактных знаний следует переходить к еще более высокой ступени познания — к практике. „ Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности»[12]. Чувственное и логическое в ней взаимосвязаны. Они объединены практикой как источником познания и критерием истины. Такова логика познавательного процесса, которую необходимо четко представлять руководителю занятий.
Ощущение как процесс является объективным: сама «материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение» [13]. В то же самое время по содержанию и качеству отражаемой информации (полноте, глубине, точности) оно «есть субъективный образ объективного мира...»[14]. Образы ощущений возникают в голове человека — субъекта ощущения, поэтому степень их соответствия реальным предметам и явлениям будет зависеть от уровня знаний, опыта, эмоционального и физического состояния, а также от потребностей и цели восприятия. Эту закономерность важно учитывать при формировании образов ощущений и восприятий курсанта. Дидактический принцип—научность обучения в части организации ощущений курсантов проявляется в опоре на описанные выше положения теории ощущений и ленинской теории отражения. Из этих методологических положений вытекают следующие важные рекомендации для руководителей занятий. 1. Ощущение — начало познания, яркость ощущений, возбуждение познавательных интересов и положительных мотивов учения — важные предпосылки эффективности дальнейшего функционирования сознания курсанта. Методы активизации курсантов должны предусматриваться в планах занятий. 2. Ощущение — источник всех наших знаний. Вести занятие в соответствии с этим принципом — это значит, абстрагируясь от конкретных фактов и деталей и формулируя обобщенные понятия, следует постоянно соотносить их с конкретным (боем, местностью, машиной и т. п.), чтобы курсант не только заучивал словесную форму выражения понятия, но и понимал его содержание, значение, умел соотнести его с конкретным объектом, т. е. познавал его все глубже и глубже. «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное... от истины, а подходит к ней»[15]. Выполнить это важное ленинское указание не легко, но всегда необходимо.
3.Ощущение как простая (неделимая) форма познания выражается в том, что каждый орган чувств воспринимает информацию только своей модальности (зрительную, слуховую и т, д.) и передает ее в свой «специализированный» отдел головного мозга. Но предметы и явления определяются совокупностью признаков и свойств. Поэтому, чтобы переход от ощущения признаков к восприятию целостного предмета протекал более успешно, руководителю необходимо заранее уяснить существенные признаки и свойства изучаемых предметов и наметить способы и приемы включения максимально возможного числа анализаторов курсанта в процесс усвоения знаний. По ходу занятия руководителю следует управлять переключением анализаторов курсантов, например, указаниями: «присмотритесь... прислушайтесь... откройте люк и запомните с помощью осязания и мышечного чувства траекторию движения руки, форму рукоятки, величину и изменение усилия, положение тела при этом и т. д.». Такой путь активизирует «добывание знаний» самими курсантами и выгодно отличается от пассивного смотрения и слушания. 4.Исходя из того что ощущение есть отражение внешних свойств и качеств предметов и явлений, изучение их следует начинать именно с внешних признаков, а затем переходить сперва к внешним, а затем и к внутренним связям и отношениям. 5.Понимание того, что именно через ощущение осуществляется непосредственный контакт сознания с материальными предметами и явлениями, требует постоянной заботы руководителя занятий о непрерывности и надежности этого контакта. Он обеспечивается привлечением различных свойств внимания курсантов. 6.Объективность ощущений не может проявиться в виде знаний сама по себе. Для этого, с одной стороны, надо, чтобы возник встречный процесс — деятельность сознания обучаемого, чтобы органы чувств были обращены к объектам ощущения и настроены на прием. С другой стороны, субъективность ощущений предполагает настройку на прием информации не учебной группы в целом, а каждого воина в отдельности с учетом его индивидуальных (психических) особенностей. (Здесь уместно привести аналогию с необходимостью настройки радиостанций.) При этом руководителю следует помнить, что общая тишина в классе — только условие, а не средство усвоения информации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.006 с.) |