Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные предпосылки успешности запоминания
Дидактический принцип прочности усвоения знаний можно выполнить при эффективном закреплении информации. Закреплением называют процесс запоминания информации, преобразования ее в устойчивые знания — знакомства (I уровень усвоения), в знания, обеспечивающие курсантам воспроизводство информации (II уровень усвоения), использование ее для выполнения практических действий (III уровень — умений) или преобразования в знания творчества (IV уровень). Руководитель должен разъяснять курсантам, что воспринимаемая ими информация поступает в аппарат кратковременной (непосредственной) памяти и хранится там очень недолго, а если не закрепить ее, информация «стирается». Для прочного запоминания требуется обычно не менее двух — трех закреплений. Эффективность памяти, как и всех других психических процессов, зависит от индивидуальных особенностей личности курсанта, от характера и активности той деятельности, в которой проявляются процессы памяти, и от умения курсанта владеть своей памятью как особым видом деятельности, которое выражается, в частности, в овладении приемами осмысливания и запоминания учебной информации. При этом важную роль играют и следующие зависимости [27]. 1. Идейная направленность личности курсанта . То, что связано с его взглядами и убеждениями, запоминается лучше, чем безразличное в идейном отношении, не связанное с его мировоззрением. Это потому, что именно идейная направленность определяет значимость запоминаемого материала. А особенно значимое запоминается в первую очередь, полно и прочно. В этой зависимости особое место занимает отношение курсанта к общественно значимому (защита Родины, соблюдение требований уставов, норм и правил поведения в коллективе и т. д.). В этом смысле память является моральным качеством человека: забывание чего-либо общественно важного вызывает моральное осуждение, а иногда рассматривается и как прямое нарушение воинского долга и даже как тяжелый проступок, явившийся следствием безответственного отношения к порученному делу. 2. Интересы и склонности . Все, что познается в состоянии интереса, запоминается прочно и надолго. Исследованиями психологов установлено, что эта зависимость находит свое выражение в профессиональной памяти. Так, под влиянием преклонного возраста память начинает слабеть. Однако все, что связано с профессиональными интересами и склонностью человека, нередко удерживается в памяти с большой легкостью и прочностью.
3. Эмоции и чувства курсанта — важная предпосылка успешности запоминания. Как положительно, так и отрицательно окрашенные эмоциональные переживания существенно повышают прочность запоминания и полноту воспроизведения того, что связано с более или менее сильными чувствами. Ответить же однозначно, что запоминается лучше — приятное или неприятное, нельзя. Это зависит от содержания запоминаемого материала, от личной и особенно общественной значимости его; а также от идейного содержания чувств курсанта. 4. Волевые качества курсанта. Основным видом памяти является произвольное запоминание, зависящее от степени участия воли. Ясность целей, четкость задач, желание запомнить, настойчивость и упорство — важные предпосылки хорошей памяти. Особенно важную роль играет идейная направленность воли, стремление к достижению общественно значимых целей. Важно заметить, что неудачи в запоминании часто являются следствием не плохой памяти, а слабой воли человека. 5. Уровень знаний, навыков и умений . Широта умственного кругозора позволяет быстрее связывать новое со старым, а это ведь и составляет основу запоминания. 6. Особенности умственной деятельности . Умение быстро и глубоко осмысливать и запоминать учебный материал; владение различными приемами запоминания и воспроизведения информации и развитая способность пользоваться ими в различных условиях и в нужный момент свидетельствуют о том, что память тесно связана со всеми психическими процессами, свойствами и состояниями личности, функционирует во взаимной обусловленности с ними, формируется в конкретной деятельности и под воздействием общественно-исторических условий жизни и службы воина. Основными качествами памяти являются полнота запоминания (весь текст или отдельные выдержки), точность запоминания (точь-в-точь или своими словами), прочность запоминания (на какое-то время или «навсегда») и готовность памяти (способность к воспроизведению в нужный момент и в соответствующей ситуации).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.005 с.) |