Исследование звукопроизношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование звукопроизношения



Инструкция: повторяй за мной слова:

• собака — маска — нос;

• сено — василек — высь;

• замок — коза;

• зима — магазин;

• цапля — овца — палец;

• шуба — кошка — камыш;

• жук — ножи;

• щука — вещи — лещ;

• чайка — очки — ночь;

• рыба — корова — топор;

• река — варенье — дверь;

• лампа — молоко — пол;

• лето — колесо — соль.

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (В, П, Д, Т, Г, Е, Х, Й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования.

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп:

первые четыре — это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1 группа — свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 — шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 — Л, ЛЬ; 4 — Р, РЬ) и пятая группа — остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К, Х и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков).

Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла — один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно;

0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, 3, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны).

Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание—15.

Исследование  сформированности  звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова:

• скакалка                                              • танкист

• космонавт                                           • милиционер

• сковорода                                           • кинотеатр

• перепорхнуть                                     • кораблекрушение

• аквалангист                                        • термометр

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 бал лов — невоспроизведение.

Серия II. Исследование навыков языкового анализа

1. Сколько слов в предложении?

• день был теплый.

• Около дома росла высокая береза.

2. Сколько слогов в слове?

• дом

• карандаш

3. Определи место звука в слове:

•   первый звук в слове крыша;

•   третий звук в слове школа;

•   последний звук в слове стакан.

4. Сколько звуков в слове?

• рак

• сумка

• диктант

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»

Оценка:

1 балл — правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.

С е р и я III. Исследование грамматического строя речи

Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Наступила осень.

• Птичка свила гнездо.

• Над водой летали белые чайки.

• В саду было много красных яблок.

• Земля освещается солнцем.

• Ранней весной затопило весь наш луг.

• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

• Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.

• Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1—2 раза).

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 баллов — невоспроизведение.

Верификация предложений

Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Девочка гладит утюгом.

• Дом нарисован мальчик.

• Мальчик умывается лицо.

• Собака вышла в будку.

• Березки склонились от ветра.

• Солнце освещается землей.

• По морю плывут корабль.

• У Нины большая яблоко.

• Хорошо спится медведь под снегом.

• Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка:

1 балл — выявление и исправление ошибки;

0,5 балла — выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена;

0 баллов — ошибка не выявлена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.022 с.)