· индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;
· консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.
№
п/п
| Основные направления и содержание работы
| Предполагаемые результаты обучения
| Методы, приемы и средства реализации программы
|
| |
| I. Подготовительный этап.
|
|
| 5 ч.
| |
1
| Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.
| -узнавать изображения предметов (по контурным, пунктирным линиям, наложенных друг на друга) и называть их
| Назвать контурные (дорисованные, недорисованные, перечеркнутые) изображения предметов. Выделить контурные изображения наложенные друг на друга. Игры «Геометрическое лото» и «Найди парную карточку».
| 1
| |
2
| Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
| -дифференцировать правую и левую части тела;
-ориентироваться в окружающем пространстве;
-уметь конструировать и реконструировать фигуры, дополнять их недостающими элементами;
-определять пространственные соотношения элементов графических изображений и букв
| Показать (поднять) левую (правую) руку, ногу, ухо и т.д. Левую руку отвести в сторону, а правую вытянуть вперед. Дотронуться правой рукой до левого глаза и т.д. Показать полоску, на которой справа красный цвет, а слева синий. Задания с использованием аппликаций (по инструкции логопеда). Показать или сказать где находится заданный предмет в комнате. Рассмотреть и составить из палочек предметы. Игры «Чего не хватает?», «Что не дорисовано?». Найти заданную фигуру среди изображений. Дорисовка контуров и симметричных картинок. Графический диктант.
| 2
| |
3
| Развитие пространственно-временных отношений.
| -ориентироваться во времени
| Назвать дни недели, части суток. Вставить недостающие слова (дни недели, части суток) в предложение или текст. Определять последовательность: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Назвать времена года. Игра «Когда это бывает?» Игра «Запомни и воспроизведи ряд цветных квадратиков».
| 1
| |
4
| Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие зрительно-слухового и моторного восприятия и ритма.
| -различать речевые и неречевые звуки;
-знать органы речи и понятие «речь»;
-запоминать и воспроизводить ритмический рисунок на слух;
-перекодировать зрительную схему ритмического рисунка в звуковую с подключением моторного компонента
| Игра «Повтори – не ошибись» (повторение ритмического рисунка по подражанию логопеда). Игра «Угадай что звучит». Различать звуки речи от неречевых. Игра «Запомни и воспроизведи ряд геометрических фигур».
| 1
| |
| II. Звук и буква. Звукобуквенный анализ и синтез.
|
|
| 27 ч
| |
5
| Звук и буква. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
| - различать звук и букву;
- выделять звук на фоне слова и первый звук в слове
| Игры на развитие простого звукового анализа. Сопоставление звука и буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Правило о звуке и букве (с помощью наглядного материала). Игра «Запомни и воспроизведи ряд букв».
| 1
| |
6
| Дифференциация гласных первого и второго ряда. Схема слова.
| -узнавать гласный из ряда гласных, выделять первый гласный из слов, в середине односложных слов;
-различать звук и букву;
-воспроизводить с помощью взрослого пары гласных
| Сопоставление гласного звука и обозначающей его буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных 1-2 ряда. Познакомиться со схемой слова и методом обозначения в нем гласных. Игра «Запомни и воспроизведи слово».
| 1
| |
7
| Дифференциация гласных А-Я.
| - дифференцировать А-Я в слогах, словах, предложениях, текстах.
| Сопоставление гласного звука и обозначающей его буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных по звуковому компоненту букв. Работа с карточками: вставка пропущенных букв и слов, нахождение ошибок, игра «Третий лишний» и т.д. Визуальное выделение в словах общей буквенной части. Повторение парных гласных русского языка. Игра «Запомни и воспроизведи ряд букв (слово)».
| 2
| |
8
| Дифференциация гласных У-Ю.
| -дифференцировать У-Ю в слогах, словах, предложениях, текстах.
| 2
| |
2
| |
9
| Дифференциация гласных О-Ё.
| - дифференцировать О-Ё в слогах, словах, предложениях, текстах.
| |
10
| Дифференциация гласных Ы-И.
| -дифференцировать Ы-И в слогах, словах, предложениях, текстах;
| 2
| |
11
| Дифференциация гласных Э-Е.
| -дифференцировать Э-Е в слогах, словах, предложениях, текстах;
| 2
| |
12
| Лабиализованные гласные. Звуки О-У.
| -дифференцировать О-У в словах, предложениях и текстах;
| 1
| |
13
| Смягчение согласных перед гласными второго ряда. Формирование навыков сложного звукового анализа.
| -выделять из слов мягкие согласные;
-выделять заданный согласный звук в начале и конце слов
| Игра «Запомни и воспроизведи слово». Выделение мягкого согласного на фоне слова, в начале, середине и конце. Определять соседей заданного звука.
| 1
| |
14
| Повторение. Дифференциация А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е.
| -знать парные гласные русского языка и уметь их различать;
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-запоминать и воспроизводить слова из печатных букв;
| Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных по звуковому компоненту букв. Работа с карточками: вставка пропущенных букв и слов, нахождение ошибок, игра «Третий лишний» и т.д. Повторение парных гласных русского языка. Игра «Запомни и воспроизведи слово».
| 1
| |
15
| Дифференциация гласных и согласных звуков.
| -различать понятия «гласные» и «согласные» звуки;
-различать гласные и согласные буквы на письме
| Упражнения на различение и сопоставление гласных и согласных звуков и букв. Игры на развитие простых форм звукового анализа. Звукобуквенный анализ слов (схема слова).
| 2
| |
16
| Звуки Б-П, Б’-П’ изолированно, в слогах, в словах.
Звуки Б-П, Б’-П’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова.
| -дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;
-знать правило оглушения звонких согласных в слове;
-дифференцировать согласные в следующей последовательности: п-б, в-ф, т-д, г-к, з-с, ж-ш.
| Изучение орфограммы: оглушение звонких согласных в середине и конце слова. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых форм звукового анализа. Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д.
| 2
| |
17
| Звуки В-Ф, В’- Ф’ изолированно, в слогах, в словах.
Звуки В-Ф, В’-Ф’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова.
| 2
| |
18
| Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ изолированно, в слогах, в словах.
Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова.
| 2
| |
19
| Звуки Д-Т, Д’-Т’ изолированно, в слогах, в словах.
Звуки Д-Т, Д’-Т’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова.
| -дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;
-знать правило оглушения звонких согласных в слове;
-дифференцировать согласные в следующей последовательности: п-б, в-ф, т-д, г-к, з-с, ж-ш.
| Изучение орфограммы: оглушение звонких согласных в середине и конце слова. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых форм звукового анализа.
Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д.
| 2
| |
20
| Звуки 3-С, З’-С’ изолированно, в слогах, в словах.
Звуки 3-С, З’-С’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова.
| 2
| |
| III. Слоговой анализ и синтез. Работа над словом.
|
| | 13 ч
| |
21
| Слог. Слоговой анализ одно-, двух- и трехсложных слов. Схема слова.
| -повторять сочетания 2-3 слогов различной сложности;
- уметь составлять слова из слогов;
-уметь делить слова на слоги
| Повторение рядов из 2-3 слогов, с одинаковыми и разными гласными, с фонематически далекими и близкими согласными. Слоговой анализ и синтез слов разной сложности. Составление слов из слогов, данных в беспорядке, данных в порядке, но на слух.
| 1
| |
22
| Дифференциация одно-, двух- и трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. Схема слова.
| 1
| |
23
| Родственные слова.
| -знать понятие «родственные слова»;
| Деление родственных слов на группы. Определение родственных слов. Игра «Рассели слова по домикам».
| 1
| |
24
| Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова.
| -находить ударные и безударные гласные в слогах и словах;
-выделять ударные слоги и гласные в словах;
-различать смысл слов с одинаковым буквенным составом, но различным ударением;
| Выделять голосом и на письме ударные гласные в словах. Прослушать ряд из 2-3 слогов, повторить и назвать ударный. Повторить ряд слогов с выделением ударного. Придумать слово с заданной ударной гласной. Игра «Слоговая азбука Морзе» (запись слогов символами под диктовку). Игра «Зашифруй слово». Различать слова с одинаковым буквенным составом, но различным ударением (упражнения, работа с карточками и картинками). Игра «Поставь ударение и объясни значение слова».
| 1
| |
25
| Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Форморазличительная роль ударения.
| 1
| |
26
| Предлоги в, на, с (со), из. Дифференциация предлогов.
| -понимать значения предлогов в словосочетаниях и предложениях;
-знать о правописании предлогов;
-дифференцировать схожие предлоги;
-дифференцировать предлоги и приставки
| Учить правило о том, что короткие (маленькие) слова служат для связи слов в словосочетании и предложении, пишутся со словами отдельно. Объяснение значений предлогов. Игра «Найди маленькое слово» (с использованием графических схем). Игра «Предлог или приставка?» (письменно по индивидуальным карточкам).
| 1
| |
27
| Предлоги с, из. Дифференциация предлогов.
| 1
| |
28
| Предлоги из, за, из-за. Дифференциация предлогов.
| 1
| |
29
| Предлоги из, под, из-под. Дифференциация предлогов.
| 1
| |
30
| Предлоги на, над, под. Дифференциация предлогов.
| 1
| |
31
| Предлоги между, через, около.
| 1
| |
32
| Закрепление предлогов. Дифференциация предлогов.
| 1
| |
33
| Дифференциация предлогов и приставок.
| 1
| |
| IV. Слово и словосочетание.
|
|
| 10 ч
| |
34
| Слова-предметы (существительные).
| -знать понятия «одушевленный-неодушевлённый»
| Игра «Найди слова, отвечающие на вопросы кто? И что?». Работа с деформированными предложениями. Работа с рядом слов. Отгадывание загадок и определение одушевленных-неодушевленных предметов. Игра «Рассели слова в домики» (он, она, оно, они). Игра «Задай вопрос к слову» (вопросы косвенных падежей). Нахождение главных и второстепенных членов предложения.
| 1
| |
35
| Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа.
| 1
| |
36
| Практическое употребление существительных разного рода.
| 1
| |
37
| Употребление существительных в косвенных падежах.
| 1
| |
38
| Слова-признаки (прилагательные). Подбор слов-признаков к словам-предметам.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
| -находить прилагательное в предложении, выделять его;
| Игра «Найди слова, отвечающие на вопросы какой? (-ая, -ое, ие).Игра «Рассели слова в домики» (он, она, оно, они). Игра «Задай вопрос к слову» (вопросы косвенных падежей). Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Игра «Вставь в предложения слова по смыслу». Подбор признаков к предметам. Образование притяжательных и относительных прилагательных.
| 1
| |
1
| |
39
| Слова-действия. Подбор слов-действий к словам-предметам.
Согласование глагола с существительными в числе.
| -находить глаголы в предложении, выделять их;
-согласовывать и дифференцировать главные части речи
| Отгадывание загадок и подбор глаголов к словам отгадкам. Составление предложений с использованием существительных, прилагательных и глаголов. Игра «Что делает?» (с мячом). Игра «Задай вопрос к слову». Игра «Рассели слова в домики» (по вопросам или по частям речи). Называние предмета и его действия по образцу. Работа с карточками в группе и индивидуально.
| 1
| |
40
| Согласование глагола с существительными в роде.
| 1
| |
41
| Согласование числительных с существительными и прилагательными.
| -согласовывать числительные с существительными и прилагательными
| Игра «Сколько предметов?», «Посчитай», «Соедини подходящие друг другу слова». Составление предложений по схемам. Деформированные предложения. Нахождение числительных в предложении и тексте. Узнавать слова по описанию.
| 1
| |
42
| Слова-антонимы (слова-неприятели)
| -уметь подбирать и находить слова-антонимы
| Работа со схемой-правилом (объяснение значений слов-неприятелей). Узнавать слова по описанию. Расширение словарного запаса с помощью игр: «Скажи наоборот». Задания по карточкам: «Найди лишнее слово», «Посчитай и запиши», «Допиши слово (окончание)» и т.д.
| 2
| |
| IV. Предложение и текст.
|
|
| 15 ч
| |
43
| Языковой анализ и синтез предложения.
| -определять количество слов в предложении;
-составлять предложения из разрозненных слов;
-согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже;
-уметь пользоваться схемой предложения
| Нахождение слов-антонимов. Составление предложений, определение количества слов в предложение. Игра «Исправь ошибку в предложении». Задание «Запиши цифру равную количеству слов в предложении» (на слух). Задание «Вставь пропущенное слово (словосочетание)». Использование готовых схемы предложения и самостоятельное составление.
| 1
| |
44
| Связь слов в предложении. Согласование слов в роде, числе, падеже.
| 1
| |
45
| Состав предложения. Схема предложения.
| 2
| |
46
| Виды предложений по интонации.
| -различать предложения по интонации: повествовательное, вопросительное, восклицательное;
-уметь использовать знаки препинания для выражения интонации
| Театральные постановки, сценки для выражения интонации. Использование знаков препинания для выражения интонации повествования, восклицания и вопроса. Игра «Скажи так, как надо» (в зависимости от знака препинания одно и то же предложение произносится с разной интонацией). Запись предложений или текста с опорой на интонацию педагога.
| 1
| |
47
| Грамматическое оформление предложений и его распространение.
| -уметь составлять предложения из разрозненных слов;
- уметь распространять предложения с помощью данных слов
| Работа с пословицами и поговорками. Составление деформированных предложений с грамматически правильным оформлением и с начальной формой. Распространение предложений (работа с карточками). Игра «Допиши предложение».
| 2
| |
48
| Составление предложений из разрозненных слов. Деформированные предложения.
| 1
| |
49
| Составление плана рассказа. Пересказ по плану.
| -уметь составлять графический или словесный план рассказа;
- уметь пересказывать по плану;
-уметь составлять связанные между собой по смыслу предложения
| Составление плана рассказа. Пересказ по плану и без него. Рассказывание по серии картинок или по сюжетной картинке с опорой на план. Творческий рассказ с помощью педагога или плана. Задание «Самый интересный рассказ». Рассказ по готовому плану, по данному началу. Объяснение незнакомых слов, их запись.
| 1
| |
50
| Описательный рассказ.
| 1
| |
51
| Рассказ по серии сюжетных картинок.
| 1
| |
52
| Рассказ по сюжетной картинке.
| 1
| |
53
| Творческий рассказ.
| 1
| |
54
|
Краткий пересказ.
| -уметь кратко пересказывать с опорой на план и без нее
| Краткие пересказы по прослушанному, прочитанному тексту, с помощью плана и без него. Объяснение незнакомых слов, их запись.
| 1
| |
55
| Обобщение и повторение изученного.
| -знать пройденный материал
| Повторение и закрепление изученного материала. Помощь отстающим детям.
| 1
| |