Коррекционно-развивающей работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-развивающей работы



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР» для обучающихся 1 класса

 

(ВАРИАНТ 5.1 – 5.2 (первый год обучения))

2 часа в неделю (всего 70 часов)

 

 

Программу составили:

Лапшина Татьяна Александровна

учитель-логопед первой квалификационной категории

Евдокимова Вера Алексеевна

учитель-логопед первой квалификационной категории

 

Москва, 2017

Оглавление

1. Целевой раздел. 2

1.1. Пояснительная записка. 2

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР. 4

1.3. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР. 6

1.4. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы.. 7

2. Содержательный раздел. 8

2.1. Направления коррекционной работы.. 8

2.1.1. Диагностическое направление. 10

2.1.2. Коррекционно-развивающее направление. 11

2.1.3. Консультативно-просветительское направление. 27

3. Организационный раздел. 28

3.1. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.. 28

3.2. Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей работы 36

Приложение 1. 37

Список литературы.. 51

 

 

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ),Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1, вариант 5.2 – первый год обучения).

Варианты 5.1-5.2 (первый год обучения) предназначается для обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

В настоящее время общество предъявляет особые требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В соответствии с этим важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; Программой формирования универсальных учебных действий, Основной общеобразовательной программой начального общего образования ГБОУ «Школа № 933».

Актуальность данной программы обусловлена наличием у обучающихся с ТНР отклонений в правильном произношении звуков, в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, в построении связного высказывания, что является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (ТНР) выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

• своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в
образовательно-воспитательном процессе;

• определение особых образовательных потребностей обучающихся с
ТНР;

• повышение возможностей обучающихся в освоении адаптированной
основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с ТНР в
интегрировании в образовательный процесс с учетом степени выраженности и
механизма речевого недоразвития;

• создание и реализация условий, нормализующих анализаторную,
аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации
педагогических и психологических средств воздействия в процессе комплексной психолого-педагогической коррекции;

• оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР
консультативной и методической помощи по социальным,
психологическим, правовым и другим вопросам.

Формы организации коррекционно-развивающего процесса

Логопедические занятия по формированию звуковой и смысловой сторон речи. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий – 30 минут.

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы соответствуют требованиям ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных требований по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:

- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

- умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

- правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;

- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);

- умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;

- сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;

- владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;

-  сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением

и письмом;

- сформированность психофизиологического, психологического,     лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;

- позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание     

роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

 

 

 

Содержательный раздел

Диагностическое направление

Логопедическая диагностика предусматривает:

- обследование обучающихся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая;

- изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;

- комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;

-выявление симптоматики и уровня речевого развития обучающихся с ТНР;

- установление этиологии, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР;

- изучение специальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с ТНР;

- анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;

- осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с ТНР, их успешности в освоении программы начального общего образования с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.

На основании результатов мониторинга выстраивается индивидуальный маршрут логопедического сопровождения. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения производится в соответствии и с учетом данных, полученных в ходе логопедического обследования.

Организационный раздел

3.1. Перспективное  планирование коррекционно-развивающей работы

№ п/п Основные направления и содержание работы Предполагаемые результаты обучения Методы, приемы и средства реализации программы  
  I. Подготовительный этап.     5 ч.
1 Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. -узнавать изображения предметов (по контурным, пунктирным линиям, наложенных друг на друга) и называть их Назвать контурные (дорисованные, недорисованные, перечеркнутые) изображения предметов. Выделить контурные изображения наложенные друг на друга. Игры «Геометрическое лото» и «Найди парную карточку». 1
2 Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. -дифференцировать правую и левую части тела; -ориентироваться в окружающем пространстве; -уметь конструировать и реконструировать фигуры, дополнять их недостающими элементами; -определять пространственные соотношения элементов графических изображений и букв Показать (поднять) левую (правую) руку, ногу, ухо и т.д. Левую руку отвести в сторону, а правую вытянуть вперед. Дотронуться правой рукой до левого глаза и т.д. Показать полоску, на которой справа красный цвет, а слева синий. Задания с использованием аппликаций (по инструкции логопеда). Показать или сказать где находится заданный предмет в комнате. Рассмотреть и составить из палочек предметы. Игры «Чего не хватает?», «Что не дорисовано?». Найти заданную фигуру среди изображений. Дорисовка контуров и симметричных картинок. Графический диктант. 2
3 Развитие пространственно-временных отношений. -ориентироваться во времени Назвать дни недели, части суток. Вставить недостающие слова (дни недели, части суток) в предложение или текст. Определять последовательность: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Назвать времена года. Игра «Когда это бывает?» Игра «Запомни и воспроизведи ряд цветных квадратиков». 1  
4 Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие зрительно-слухового и моторного восприятия и ритма. -различать речевые и неречевые звуки; -знать органы речи и понятие «речь»; -запоминать и воспроизводить ритмический рисунок на слух; -перекодировать зрительную схему ритмического рисунка в звуковую с подключением моторного компонента Игра «Повтори – не ошибись» (повторение ритмического рисунка по подражанию логопеда). Игра «Угадай что звучит». Различать звуки речи от неречевых. Игра «Запомни и воспроизведи ряд геометрических фигур». 1
  II. Звук и буква. Звукобуквенный анализ и синтез.     27 ч
5 Звук и буква. Развитие навыков элементарного звукового анализа. - различать звук и букву; - выделять звук на фоне слова и первый звук в слове Игры на развитие простого звукового анализа. Сопоставление звука и буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Правило о звуке и букве (с помощью наглядного материала). Игра «Запомни и воспроизведи  ряд букв». 1  
6 Дифференциация гласных первого и второго ряда. Схема слова. -узнавать гласный из ряда гласных, выделять первый гласный из слов, в середине односложных слов; -различать звук и букву; -воспроизводить с помощью взрослого пары гласных Сопоставление гласного звука и обозначающей его буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных 1-2 ряда. Познакомиться со схемой слова и методом обозначения в нем гласных. Игра «Запомни и воспроизведи слово». 1
7 Дифференциация гласных А-Я. - дифференцировать А-Я в слогах, словах, предложениях, текстах.

Сопоставление гласного звука и обозначающей его буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных по звуковому компоненту букв. Работа с карточками: вставка пропущенных букв и слов, нахождение ошибок, игра «Третий лишний» и т.д. Визуальное выделение в словах общей буквенной части. Повторение парных гласных русского языка. Игра «Запомни и воспроизведи ряд букв (слово)».

2

8

Дифференциация гласных У-Ю.

 

-дифференцировать У-Ю в слогах, словах, предложениях, текстах.

2

2

9 Дифференциация гласных О-Ё.   - дифференцировать О-Ё в слогах, словах, предложениях, текстах.  
10 Дифференциация гласных Ы-И.   -дифференцировать Ы-И в слогах, словах, предложениях, текстах; 2
11 Дифференциация гласных Э-Е.   -дифференцировать Э-Е в слогах, словах, предложениях, текстах; 2
12 Лабиализованные гласные. Звуки О-У. -дифференцировать О-У в словах, предложениях и текстах; 1
13 Смягчение согласных перед гласными второго ряда. Формирование навыков сложного звукового анализа. -выделять из слов мягкие согласные; -выделять заданный согласный звук в начале и конце слов Игра «Запомни и воспроизведи слово». Выделение мягкого согласного на фоне слова, в начале, середине и конце. Определять соседей заданного звука. 1  
14 Повторение. Дифференциация А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. -знать парные гласные русского языка и уметь их различать; -дифференцировать понятия «звук» и «буква»; -запоминать и воспроизводить слова из печатных букв; Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных по звуковому компоненту букв. Работа с карточками: вставка пропущенных букв и слов, нахождение ошибок, игра «Третий лишний» и т.д. Повторение парных гласных русского языка. Игра «Запомни и воспроизведи слово». 1  
15 Дифференциация гласных и согласных звуков. -различать понятия «гласные» и «согласные» звуки; -различать гласные и согласные буквы на письме Упражнения на различение и сопоставление гласных и согласных звуков и букв. Игры на развитие простых форм звукового анализа. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). 2  
16 Звуки Б-П, Б’-П’ изолированно, в слогах, в словах. Звуки Б-П, Б’-П’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова.

-дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;

-знать правило оглушения звонких согласных в слове;

-дифференцировать согласные в следующей последовательности: п-б, в-ф, т-д, г-к, з-с, ж-ш.

Изучение орфограммы: оглушение звонких согласных в середине и конце слова. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых форм звукового анализа. Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д.

2
17 Звуки В-Ф, В’- Ф’ изолированно, в слогах, в словах. Звуки В-Ф, В’-Ф’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. 2
18 Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ изолированно, в слогах, в словах. Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. 2
19 Звуки Д-Т, Д’-Т’ изолированно, в слогах, в словах. Звуки Д-Т, Д’-Т’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова.

-дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;

-знать правило оглушения звонких согласных в слове;

-дифференцировать согласные в следующей последовательности: п-б, в-ф, т-д, г-к, з-с, ж-ш.

Изучение орфограммы: оглушение звонких согласных в середине и конце слова. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых форм звукового анализа.

Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д.

2
20 Звуки 3-С, З’-С’ изолированно, в слогах, в словах. Звуки 3-С, З’-С’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. 2
  III. Слоговой анализ и синтез. Работа над словом.     13 ч
21 Слог. Слоговой анализ одно-, двух- и трехсложных слов. Схема слова.

-повторять сочетания 2-3 слогов различной сложности;

- уметь составлять слова из слогов;

-уметь делить слова на слоги

Повторение рядов из 2-3 слогов, с одинаковыми и разными гласными, с фонематически далекими и близкими согласными. Слоговой анализ и синтез слов разной сложности. Составление слов из слогов, данных в беспорядке, данных в порядке, но на слух.

1
22 Дифференциация одно-, двух- и трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. Схема слова. 1
23 Родственные слова.    -знать понятие «родственные слова»; Деление родственных слов на группы. Определение родственных слов. Игра «Рассели слова по домикам». 1
24 Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова.

-находить ударные и безударные гласные в слогах и словах;

-выделять ударные слоги и гласные в словах;

 

-различать смысл слов с одинаковым буквенным составом, но различным ударением;

Выделять голосом и на письме ударные гласные в словах. Прослушать ряд из 2-3 слогов, повторить и назвать ударный. Повторить ряд слогов с выделением  ударного. Придумать слово с заданной ударной гласной. Игра «Слоговая азбука Морзе» (запись слогов символами под диктовку). Игра «Зашифруй слово». Различать слова с одинаковым буквенным составом, но различным ударением (упражнения, работа с карточками и картинками). Игра «Поставь ударение и объясни значение слова».

1
25 Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. Форморазличительная роль ударения. 1
26 Предлоги в, на, с (со), из. Дифференциация предлогов.

-понимать значения предлогов в словосочетаниях и предложениях;

-знать о правописании предлогов;

-дифференцировать схожие предлоги;

-дифференцировать предлоги и приставки

Учить правило о том, что короткие (маленькие) слова служат для связи слов в словосочетании и предложении, пишутся со словами отдельно. Объяснение значений предлогов. Игра «Найди маленькое слово» (с использованием графических схем). Игра «Предлог или приставка?» (письменно по индивидуальным карточкам).

1
27 Предлоги с, из. Дифференциация предлогов. 1
28 Предлоги из, за, из-за. Дифференциация предлогов. 1
29 Предлоги из, под, из-под. Дифференциация предлогов. 1  
30 Предлоги на, над, под. Дифференциация предлогов. 1  
31 Предлоги между, через, около. 1
32 Закрепление предлогов. Дифференциация предлогов. 1
33 Дифференциация предлогов и приставок. 1
  IV. Слово и словосочетание.     10 ч  
34 Слова-предметы (существительные).

-знать понятия «одушевленный-неодушевлённый»

Игра «Найди слова, отвечающие на вопросы кто? И что?». Работа с деформированными предложениями. Работа с рядом слов. Отгадывание загадок и определение одушевленных-неодушевленных предметов. Игра «Рассели слова в домики» (он, она, оно, они). Игра «Задай вопрос к слову» (вопросы косвенных падежей).   Нахождение главных и второстепенных членов предложения.

1  
35 Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. 1  
36 Практическое употребление существительных разного рода. 1
37 Употребление существительных в косвенных падежах. 1

38

 

Слова-признаки (прилагательные). Подбор слов-признаков к словам-предметам.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

 

 -находить прилагательное в предложении, выделять его;

 

 

Игра «Найди слова, отвечающие на вопросы какой? (-ая, -ое, ие).Игра «Рассели слова в домики» (он, она, оно, они). Игра «Задай вопрос к слову» (вопросы косвенных падежей). Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Игра «Вставь в предложения слова по смыслу». Подбор признаков к предметам. Образование притяжательных и относительных прилагательных.

1
1
39 Слова-действия. Подбор слов-действий к словам-предметам. Согласование глагола с существительными в числе.

-находить глаголы в предложении, выделять их;

-согласовывать и дифференцировать главные части речи

Отгадывание загадок и подбор глаголов к словам отгадкам. Составление предложений с использованием существительных, прилагательных и глаголов. Игра «Что делает?» (с мячом). Игра «Задай вопрос к слову». Игра «Рассели слова в домики» (по вопросам или по частям речи). Называние предмета и его действия по образцу. Работа с карточками в группе и индивидуально.

1
40 Согласование глагола с существительными в роде. 1
41 Согласование числительных с существительными и прилагательными. -согласовывать числительные с существительными и прилагательными Игра «Сколько предметов?», «Посчитай», «Соедини подходящие друг другу слова». Составление предложений по схемам. Деформированные предложения. Нахождение числительных в предложении и тексте. Узнавать слова по описанию. 1
42 Слова-антонимы (слова-неприятели) -уметь подбирать и находить слова-антонимы   Работа со схемой-правилом (объяснение значений слов-неприятелей). Узнавать слова по описанию. Расширение словарного запаса с помощью игр: «Скажи наоборот». Задания по карточкам: «Найди лишнее слово», «Посчитай и запиши», «Допиши слово (окончание)» и т.д. 2
  IV. Предложение и текст.     15 ч
43 Языковой анализ и синтез предложения.

-определять количество слов в предложении;

-составлять предложения из разрозненных слов;

-согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже;

-уметь пользоваться схемой предложения

Нахождение слов-антонимов. Составление предложений, определение количества слов в предложение. Игра «Исправь ошибку в предложении». Задание «Запиши цифру равную количеству слов в предложении» (на слух). Задание «Вставь пропущенное слово (словосочетание)». Использование готовых схемы предложения и самостоятельное составление.

1
44 Связь слов в предложении. Согласование слов в роде, числе, падеже. 1
45 Состав предложения. Схема предложения. 2
46 Виды предложений по интонации. -различать предложения по интонации: повествовательное, вопросительное, восклицательное; -уметь использовать знаки препинания для выражения интонации Театральные постановки, сценки для выражения интонации. Использование знаков препинания для выражения интонации повествования, восклицания и вопроса. Игра «Скажи так, как надо» (в зависимости от знака препинания одно и то же предложение произносится с разной интонацией). Запись предложений или текста с опорой на интонацию педагога. 1
47 Грамматическое оформление предложений и его распространение.

-уметь составлять предложения из разрозненных слов;

- уметь распространять предложения с помощью данных слов

Работа с пословицами и поговорками. Составление деформированных предложений с грамматически правильным оформлением и с начальной формой. Распространение предложений (работа с карточками). Игра «Допиши предложение».

2
48 Составление предложений из разрозненных слов. Деформированные предложения. 1
49 Составление плана рассказа. Пересказ по плану.

-уметь составлять графический или словесный план рассказа;

- уметь пересказывать по плану;

-уметь составлять связанные между собой по смыслу предложения

Составление плана рассказа. Пересказ по плану и без него. Рассказывание по серии картинок или по сюжетной картинке с опорой на план. Творческий рассказ с помощью педагога или плана. Задание «Самый интересный рассказ». Рассказ по готовому плану, по данному началу. Объяснение незнакомых слов, их запись.

1  
50 Описательный рассказ. 1
51 Рассказ по серии сюжетных картинок. 1
52 Рассказ по сюжетной картинке. 1
53 Творческий рассказ. 1
54   Краткий пересказ. -уметь кратко пересказывать с опорой на план и без нее  Краткие пересказы по прослушанному, прочитанному тексту, с помощью плана и без него. Объяснение незнакомых слов, их запись. 1
55 Обобщение и повторение изученного. -знать пройденный материал Повторение и закрепление изученного материала. Помощь отстающим детям. 1

 

3.2. Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей работы

Даты Тема недели
01.09 Всем советуем дружить.
04.09-08.09 Моя Москва. День города.
11.09-15.09 Дорога к знаниям.
18.09-22.09 Овощи. Огород. Труд взрослых на огороде.
25.09-29.09 Фрукты. Ягоды. Сад. Труд взрослых в саду.
02.10-06.10 Откуда хлеб пришел.
09.10-13.10 Дары леса: грибы, ягоды.
16.10-20.10 Деревья. Кустарники.
23.10-27.10 Времена года. Осень. Перелетные птицы.
30.10-03.11 Домашние птицы.
07.11-10.11 Человек.
13.11-17.11 Народные игрушки.
20.11-24.11 Домашние животные и их детеныши.
27.11-01.12 Дикие животные и их детеныши. Подготовка диких животных к зиме.
04.12-08.12 Дифференциация: дикие и домашние животные.
11.12-15.12 Времена года. Зима.
18.12-22.12 Зимующие птицы.
25.12-29.12 Новый год – волшебный праздник.
09.01-12.01 Зимние виды спорта.
15.01-19.01 Одежда.
22.01-26.01 Обувь. Головные уборы.
29.01-02.02 Продукты питания.
05.02-09.02 Посуда.
12.02-16.02 Профессии. Инструменты и материалы.
19.02-22.02 Наша армия.
26.02-02.03 Семья.
05.03-07.03 Ранняя весна. 8-е Марта.
12.03-16.03 Дом и его части. Бытовые электроприборы.
19.03-23.03 Мебель.
26.03-30.03 Времена года. Весна. Труд людей весной (в поле, в огороде, в саду). Перелетные птицы.
02.04-06.04 Школьные принадлежности.
09.04-13.04 Космос. День космонавтики.
16.04-20.04 Наш город.
23.04-28.04 Транспорт. Профессии на транспорте. Правила дорожного движения.
03.05-11.05 День Победы.
14.05-18.05 Животные жарких стран.
21.05-25.05 Животные холодных стран.
28.05-31.05 Времена года. Лето. Насекомые. Цветы.

 

 

Приложение 1

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ПОЛНОГО ВАРИАНТА МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

Оценка:

1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);

0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Оценка:

1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов — невыполнение движения.

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 бал лов — невоспроизведение.

Оценка:

1 балл — правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.

Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Наступила осень.

• Птичка свила гнездо.

• Над водой летали белые чайки.

• В саду было много красных яблок.

• Земля освещается солнцем.

• Ранней весной затопило весь наш луг.

• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

• Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.

• Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1—2 раза).

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 баллов — невоспроизведение.

Верификация предложений

Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Девочка гладит утюгом.

• Дом нарисован мальчик.

• Мальчик умывается лицо.

• Собака вышла в будку.

• Березки склонились от ветра.

• Солнце освещается землей.

• По морю плывут корабль.

• У Нины большая яблоко.

• Хорошо спится медведь под снегом.

• Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка:

1 балл — выявление и исправление ошибки;

0,5 балла — выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена;

0 баллов — ошибка не выявлена.

Оценка:

1 балл — предложение составлено верно;

0,5 балла — нарушен порядок слов;

0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности (Например, предложение *Петя купил шар красный маме построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Однако дети часто предлагают именно такой ответ. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной извне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия.);

0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Оценка:

1 балл — правильный ответ;

0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — правильный, ответ после помощи второго вида;

0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

Образование существительных мн. Числа в И. и Р. падежах

Инструкция: один дом, а если их много, то это – дома.

· Один стол, а много – это …

· Стул - …

· окно —

· звезда —

· ухо —

Инструкция: один — дом, а много чего? — домов.

· стол, а много чего? —

· стул

· окно —

· звезда —

· ухо —

Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки.

Оценка:

1 балл — правильный ответ;

0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — форма образована неверно;

0 баллов — невыполнение.

Серия IV Исследование словаря и навыков словообразования

1.образование названий детенышей животных

Инструкция: у кошки — котята, а у...

• козы —                                    собаки —

• волка —                                  курицы —

• утки —                                    свиньи —

• лисы —                                   коровы —

• льва —                                    овцы —

Образование существительных в уменьшительной форме

Инструкция: большой — мяч, а маленький - это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.

· стол

· стул

· дом

· снег

· дерево

Образование прилагательных от существительных

а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги — она бумажная.

· шляпка из соломы —

· кисель из клюквы —

· горка изо льда —

· салат из моркови —

· варенье из вишни ---

· суп из грибов —

· варенье из яблок —

· варенье из сливы —

· варенье из малины

· варенье из клубники —

· варенье из черники —

· лист дуба —

· лист клена —

· лист осины

· шишка ели —

б) Качественных

Инструкция. лису за хитрость называют хитрой, а...

· волка за жадность —

· зайца за трусость —

· медведя за силу —

· льва за смелость —    

Инструкция: если днем жара, то день — жаркий, а если

· мороз

· солнце

· снег

· дождь

· ветер

· холод

в) Притяжательных

Инструкция. у собаки лапа собачья,   а у...

· кошки —             зайца —                гнездо орла —

· медведя —             белки —               клюв птицы —

· волка —             ружье охотника —

· льва —                   лисы —

Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:

1 балл — правильный ответ;

0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — неверно образованная форма;

0 баллов — невыполнение.

Оценка:

1 балл — правильное выполнение;

0,5 балла — самокоррекция;

0 баллов — неверный ответ.

Список литературы

1. Бессонова Т. П. Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». – М., АПКиППРО РФ, 2008.

2. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений. – Феникс, 2004. – 352 с.

3. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. СПб.:Дельта, 1995.

4. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. – 2006.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.223 с.)