VI с е р и я — Исследование сформированности связной речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI с е р и я — Исследование сформированности связной речи.



Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ.

Это самые сложные пробы методики, поэтому выполнение каждой из них оценивается в 15 баллов, что в сумме за серию составляет 30.

Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Кроме того, пересказ требует достаточного уровня сформированности слухо-речевой памяти, а такие характеристики связной речи, как логичность, умение передать причинно-следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

Для того чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой.

Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказания помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще...) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики, равно 200. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 200 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 200. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из трех выделенных нами уровней успешности:

IV — 100—80% высокий уровень успешности;

III — 79,9—70% выше среднего;

II — 69,9—50% средний уровень;

I — 49,9% и ниже – низкий уровень.

Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, не обходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный, т.е. на 50 — для серий 1, Ш и IУ; на 10 — для серий II и У; на 30 — для серии VI. В первой серии целесообразно тем же способом посчитать процент успешности для каждого задания в отдельности. Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс — названия заданий или измеряемых сторон речи.

 

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ПОЛНОГО ВАРИАНТА МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

С е р и я 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление — воспроизведение — предъявление — воспроизведение

•   ба—па—                          па—ба—

•   са—за—                           за—са—

•   жа—ша—                        ша—жа—

•   са—ша—                         ша—са—

•   ла—ра—                          ра —ла—  

•   ма—на—ма—                                      на—ма—на—

•   да—та—да —                                      та—да—та—

•   га—ка—га —                                       ка—га—ка—

•   за—са—за—                                        са—за—са—

•   жа—ша—жа—                                     ша—жа—ша—

•   са—ша—са—                                  ша—са—ша—

•   ца—са—ца—                                  са—ца—са—

•   ча—тя—ча—                                  тя—ча—тя—

•   ра—ла—ра—                                 ла—ра—ла—

 

Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба — па — па — ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка:

1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);

0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.004 с.)