Глава 9. Архивы аудиовизуальной информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Архивы аудиовизуальной информации



Архив – архивный фонд – представляет собой, в общем случае, целенаправленное собрание разнообразных документальных материалов, относящихся к деятельности определенной организации, учреждения или частного лица. К таким материалам относятся: рукописи, документы, фото, чертежи, рисунки, кино, видео, аудио и др. Указанные материалы отбирают, систематизируют и описывают определенным образом с целью длительного хранения в исторических, учебных или научных целях. Архивные материалы при необходимости могут быть востребованы для работы. Однако такие события в архивах происходят не столь часто, если сравнивать это с использованием материалов библиотечных фондов.

В отличие от текстовых документов, аудиовизуальная (AV) информация, поступающая в архив, имеет специфическую структуру, занимает весьма существенные объёмы памяти и требует принципиально новых решений в области носителей информации. Проблемами создания современных AV-архивов занимается Международная Евро-Азиатская ассоциация. В своей работе она ставит следующие основные задачи:

– обеспечить длительное и надёжное хранение AV-материалов;

– внедрить в архивное дело современные информационные технологии;

– перейти к единым для всех стран словарям в каталоге AV-материалов;

– обеспечить возможность оперативного перемещения информации по региональным и всемирной сетям передачи данных;

– защитить авторские права на содержание (контент) архивной информации.

В России проблемами создания автоматизированных архивов в области кино, радио и телевидения занимается Технологический комитет Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), взаимодействующий с международными организациями. По прогнозам ученых появления мирового фонда архивов следует ожидать в ближайшие два-три десятилетия. Однако работу по систематизированному формированию подобных архивов на местном и региональном уровнях необходимо активно начинать уже в настоящее время.

Наиболее активными потребителями специализированных AV-архивов являются видеостудии, телецентры и иные организации, располагающие большим объемом аудиовизуальных материалов. Вполне понятно, что если архив содержит необходимый материал, но пользователь не знает, как его быстро найти, то это почти равносильно тому, что данного материала у него нет. Правильно организованная архивная система должна обеспечить поиск необходимой информации в кратчайшее время. Подготовкой AV-материала к архивированию должны заниматься профессионально подготовленные сотрудники.

Любой материал, подлежащий архивированию, должен быть систематизирован и описан таким образом, чтобы пользователь по нужным признакам мог быстро отыскать его. Безусловно, должна соблюдаться иерархическая структура AV-материалов: диск (кассета) сюжет фрагмент кадр.

Конечно, при сравнительно небольшом архиве AV-информации пользователь может разработать собственную, удобную для него, систему описания имеющегося архива. В простейшем случае пользователь нумерует диски (кассеты) с отснятыми материалами и заводит на них краткое описание, считая при этом, что системный архив им организован. Однако следует учитывать, что в случае замены сотрудников, последний не сможет грамотно ориентироваться среди десятков, а иногда и сотен видеодисков (кассет), руководствуясь индивидуально организованной системой архивирования, и отснятые материалы в значительной степени потеряют свою ценность.

Наиболее правильным путём является применение унифицированных программ архивирования, разработанных для телекомпаний, занимающихся корпоративным видео. Одна из наиболее трудоёмких процедур – упорядочивание текстов – выполняется с помощью средств классификации документов. Образцами отечественных программ для обработки базы данных AV-материалов являются: а) электронная программа «БД Телефонд», разработанная в Гостелефонде; б) система для хранения и учета видеоматериалов «ВидеоархивЪ», разработанная компанией JC System Integration [24]. Нет смысла изобретать в своей организации собственную систему архивирования, так как со временем все электронные архивы неизбежно будут объединяться в общую среду, несмотря на разнообразие специализаций и принадлежность к разным ведомствам. Необходимо также учитывать, чтобы применяемые при создании архива русскоязычные термины метаданных соответствовали терминам англоязычного словаря.

Применение электронных каталогов упрощает и ускоряет работу с архивными материалами, повышает производительность труда, даёт экономический эффект. Каждый из электронных каталогов предусматривает ввод, хранение, поиск, сортировку и распечатку информации об имеющихся в фонде видеоматериалах. Программы предусматривают автоматический отбор данных по алфавиту, году производства, тематике, персоналиям, формату носителя и другим параметрам. Благодаря электронной системе поиска появляется возможность оперативно находить отдельные эпизоды, мелкие планы и кадры по всему объёму аудиовизуального архива. Модульный принцип построения архивной системы позволяет по мере развития студии и роста потребности в использовании архивных материалов производить планомерное наращивание и модернизацию электронного каталога.

Естественно, что для создания электронного каталога AV-архива необходима весьма значительная и тщательная предварительная работа, связанная с просмотром и систематизацией помещённых в архив материалов. Однако затраченный на это труд со временем оправдает себя. Не окажутся в состоянии забвения многие видеоматериалы, ценные с научной, познавательной и исторической точек зрения. К работе по созданию электронных каталогов целесообразно привлекать специалистов, являющихся опытными пользователями компьютерной техники.

В учебных заведениях отбор в архив AV-материалов производится по следующим основным критериям:

– материалы, представляющие научный и познавательный интерес применительно к профилю учебного заведения, а также по смежным наукам и специальностям;

– материалы производственного характера, новейшие технологии, достижения отечественной и зарубежной науки и техники;

– материалы выставок;

– доклады и собеседования ведущих учёных, производственников, бизнесменов, в том числе записанные из ТВ-программ;

– материалы наиболее важных конференций, симпозиумов и семинаров;

– познавательный материал, полученный при видеосъёмках окружающей среды, природных феноменов, интересных моментов, относящихся к флоре и фауне, экологически важные материалы и т. д.;

– актуальный материал, представляющий общественно-исторический интерес во всех областях;

– материалы съёмок, относящиеся к учебному процессу и общественной жизни учебного заведения;

– материалы воспитательного характера, беседы и рекомендации по становлению личности и преодолению вредных привычек;

– культурно-просветительные программы, представляющие интерес для контингента обучаемой молодёжи;

– материалы, посвящённые знаменательным датам, видным учёным, ветеранам войны и труда, иным интересным личностям;

– другие материалы по рекомендациям федерального агентства образования, учебно-методических советов и профессорско-преподавательского состава учебного заведения.

Электронные каталоги AV-архивов пополняются ручным и автоматизированным способами. Формирование электронных каталогов и отработку технологического процесса архивирования AV-материалов следует начинать с текущих и часто используемых видеоматериалов, постепенно накапливая и расширяя объём систематизированных данных.

Метаданные

 

Составление каталогов для AV-архивов закладывает основу для формирования метаданных. Метаданные это данные о содержимом AV-информации, находящейся в цифровой форме. Сами метаданные также находятся в цифровом виде; они передаются и хранятся совместно с цифровой AV-информацией, к которой они относятся. Метаданные характеризуют содержание информационного блока и в этом схожи с карточками библиотечного каталога. Метаданные содержат указатели: заголовки сцен, телетекст, распознаватели речи, версии программы, ключевые слова контрольных словарей, использованное сжатие, авторское право и др. Использование метаданных облегчает процессы передачи, сортировки, архивирования и поиска мультимедийной информации. С внедрением цифровых технологий метаданные постепенно станут основой видеопроизводства, будут широко применяться в системах интерактивного телевидения – "видео по запросу". Они будут способствовать установлению оптимальной взаимосвязи с электронными архивами мультимедийной информации.

Метаданные можно подразделить на две основные категории:

а) предназначенные для автоматического извлечения нужной информации;

б) дополнительные данные, вводимые вручную.

Основные правила формирования и использования метаданных закладываются в международных стандартах MPEG-7 и MPEG-21.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.015 с.)