Типологическая классификация языков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типологическая классификация языков.



Типологическая классификация языков — это классификация, устанавливающая сходства и различия языков в их наиболее важных свойствах грамматического строя, не зависящих от их генетического родства и ареальных контактов.

Цель типологической классификации — определить тип языка, его место среди других языков мира.

Самой известной из типологических классификаций является морфологическая классификация языков, оперирующая таким понятием, как способ соединения морфем, выражающих то или иное грамматическое значение. Согласно этой классификации, языки мира делятся на три основных типа:

1) изолирующие языки, или языки без аффиксов: слово в них «равно корню», т.е. оно не делится на морфемы, поэтому такие языки иногда называют корневыми языками. Связь между словами менее грамматична, но грамматически значим порядок слов и их семантика (к ним относятся китайский, вьетнамский, языки Юго-Восточной Азии и др.).

2 ) аффиксирующие языки, т.е. языки, имеющие аффиксы: слово в них делится на морфемы, причем в грамматическом строе языка именно аффиксы (а не корни) играют важную роль. В аффиксирующих языках выделяют языки флективного и агглютинативного типа:

o флективные языки — это языки, для которых характерна полифункциональность аффиксальных морфем; наличие явления фузии, т.е. взаимопроникновения морфем; «внутренняя флексия», указывающая на грамматическую форму слова. К флективным языкам относятся все индоевропейские языки;

o агглютинативные языки — это языки, для которых не характерна полифункциональность аффиксальных морфем, границы между морфемами определяются четко, при этом каждая морфема имеет свое грамматическое значение. К агглютинативным языкам относятся финно-угорские, тюркские, тунгусо-маньчжурские, японский, корейский и другие языки;

3) инкорпорирующие (или полисинтетические) языки — это языки, для которых характерна незавершенность морфологической структуры слова, позволяющая включение в один член предложения других его членов. К инкорпорирующим языкам относятся языки индейцев Северной Америки, чукотско-камчатские и др.

Одним из существенных критериев типологической классификации языков, на который обратил внимание в свое время А. Шлейхер, является аналитизм и синтетизм их грамматического строя.

Синтетические языки — это языки, для структуры которых характерно объединение в пределах одного слова морфем разного типа — лексических, словообразовательных, словоизменительных, т.е. грамматическое значение, соединяясь с лексическим и словообразовательным, как бы синтезируется в пределах слова. В языках синтетического типа (таких, например, как латынь, древнегреческий, санскрит, все славянские, кроме болгарского, арабский, узбекский, суахили и др.) преобладают синтетические формы, для них характерна большая длина слова.

Аналитические языки — это языки, для структуры которых характерно раздельное выражение основного (лексического) и сопутствующих (словообразовательного и грамматического) значений слова. К языкам аналитического строя относятся, например, все романские языки, из славянских — болгарский, новогреческий, английский, китайский, вьетнамский и др. В этих языках в морфологической структуре знаменательных слов отсутствуют какие-либо показатели связи одного слова с другим, для этого используются служебные слова, сопровождающие знаменательное слово (предлоги, артикли).

В чистом виде аналитизм и синтетизм не представлен ни в одном языке мира. В каждом языке имеются элементы аналитизма и синтетизма, хотя соотношение их может быть разным.

В XX в. типологическая классификация языков стала дополняться другими классификациями, учитывающими не только морфологический, но и фонетический, словообразовательный, синтаксический и даже лексический критерии (см., например, работы И. И. Мещанинова, Дж. Гринберга, В. М. Чекмана, Т. И. Вендиной, А. Ф. Журавлева и др.)

Билет 15

Культурная природа жестов.

На протяжении всей своей эволюции человек применял жестовый канал коммуникации, понимая и оценивая эмоциональное состояние соплеменников по спонтанным движениям их тела, рук и ног. В семиотике под словом «жест» понимается движение телом, которое служит конвенциональным знаком.

Большая часть жестов имеют культурную природу, они осваиваются и передаются путем научения. Все жесты можно подразделить на две большие группыэмоциональные выражения и сигналы диалога.

Эмоциональные выражения являются прямым отражением внутреннего состояния исполнителя. Ч.Дарвин считал эмоциональные выражения (в основном мимику) врожденными и универсальными для всех человеческих культур (сейчас так же считают). Например, улыбка, смех, плач, выражение страха или удивления более или менее одинаково понимаются европейцами и представителями доиндустриальных культур. Однако важно понимать, что культуры различаются прежде всего по способу принятого в них выражения эмоций, а не по набору самих базовых эмоций как таковых.

Долгое время считалось очевидным, что интенсивность жестикуляции связана с интенсивностью телесных контактов общающихся и с размером личного пространства => американский культурный антрополог Э.Холл (основоположник науки проксемики) предложил разделить культуры на контактные (носители которых общаются, располагаясь на небольшой дистанции- итальянская, испанская, греческая, арабская) и неконтактные (норвежская, голландская, английская, американская).

сигналы диалога осваиваются путем научения и варьируют от культуры к культуре. Большинство сигналов диалога выполняются с помощью движений руками (жест-приглашение присесть, жест-приказание). Мимика также может служить сигналом этого рода (нахмуренные брови).

П.Экман и В.Фризен выделяют несколько семиотических классов жестов, являющихся сигналами диалога. К ним относятся эмблемы, иллюстраторы и регуляторы.

Однако некоторое жесты универсальны, т.е. встречаются у представителей всех культур, будучи типичными для человека как вида. Такие жесты, скорее всего, имеют древнее происхождение. Ряд универсальных жестов, наравне с улыбкой, смехом и некоторыми другими мимическими выражениями, могут считаться свидетельством эволюционного родства человека с африканскими человекообразными обезьянами (шимпанзе и бонобо). В качестве примера можно привести указательный жест, просительный жест, а также жест успокоения и покровительства (рука опускается на голову партнера). Указательный жест известен во всех без исключения человеческих культурах, вне связи с типом социальной организации и хозяйства, а также вне зависимости от экологических условий обитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.007 с.)