Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития и тд семиотики
Все, что до Пирса: -древнегреческий спор о природе имени; -учение Филона Александрийского (1в.) о четырех смыслах текста Писания и разных способах интерпретации текста; -средневековый спор номиналистов и реалистов о природе универсалий и их обозначений; -теория познания Джона Локка (1632 – 1704), кот. Указал на важность проблемы обозначения простых и сложных идей с помощью знаков; -семиотический раздел в книге немецкого философа и логика Иоганна Генриха Ламберта (1728 – 1777), названном «Новый Органон» (1764).
Основатель семиотики — амер. Логик, философ и естествоиспытатель Чарльз Пирс (конец 19в.), кот. И предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой амер. Философ – Ч.Моррис, который определил структуру самой семиотики. Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии (так за бугром называли семиотику). Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан после смерти ученого в 1916. В 20 в. семиотика развивалась в разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали невербальные символьные системы (жесты/языки животных). В Европе первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру. Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др. – и литературоведы – В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум и др. Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Стросс, У.Эко и др. В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.), то есть Московско-Тартуская школа семиотики, где объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая. В основе м. л. Традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики. Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста, которое он распространил на описание культуры в целом.
Иконичность в синтаксисе Знаки-иконы (icon), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию. Иконические знаки – знаки, форма которых вызывает представление о том объекте, движении, которое имеют в виду, – о значении, смысле знака. Так, иконическим знаком является рисунок собаки, фотография человека, скульптурный портрет кого-либо, изображение артистом какого-то персонажа, жестовое изображение какого-то предмета, например, изображение ряби на воде, размера купленного фрукта. Глобус – это иконический знак Земного шара, а обозначения, сделанные на нем, – иконические знаки материков, океанов, рек и т.д. Различные схемы, диаграммы тоже нужно рассматривать как иконические знаки. Иконическим знаком является римская цифра III, так как она живо говорит своей формой о своем числовом значении, в отличие от арабской цифры 3. Диаграмматические знаки и иконичность в синтаксисе. В кругу иконических знаков Ч.Пирс выделил два подкласса: образы и диаграммы.: В знаках-образах имеется то или иное внешнее подобие между звучанием и значением. Диаграмматические знаки-иконы более условны, чем знаки-образы, они передают отношения между частями означаемого (последовательность во времени, иерархия, взаиморасположение в пространстве и др.). Диаграмматический характер присущ порядку слов (естественно, в тех языках, где он свободный), порядку расположения придаточных предложений. Например, порядок перечисления авторов в некотором обзоре соответствует или хронологии их жизни и трудов, или относительной значимости их достижений, или алфавиту их фамилий. Фраза «Отдал в чистку галстук и костюм» менее вероятна, чем фраза с «естественным» порядком слов: «Отдал в чистку костюм и галстук». Когда строится высказывание со многими соподчиненными (зависимыми от сказуемого) членами предложения, то ближе к сказуемому будут те из них, которые называют более важные для говорящего вещи. Знаки-диаграммы существуют не только в языке. Все виды диаграмм и графиков - это иконические знаки. Пирс относил к иконам алгебраические формулы и уравнения: «Каждое алгебраическое уравнение есть икона постольку, поскольку оно посредством алгебраических знаков (которые сами по себе не являются иконическими знаками) показывает отношения между данными величинами».
Билет 12
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.007 с.) |