Синтаксис формальных языков включает исходный алфавит языка, правила построения предложений (или формул) из символов алфавита и правила вывода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксис формальных языков включает исходный алфавит языка, правила построения предложений (или формул) из символов алфавита и правила вывода.



В рамках теории познания и философии языка синтактика чаще всего разрабатывается не самостоятельно, а в связи с задачами семантики или прагматики.

Особое место среди различных подходов к синтаксису занимает теория Н. Хомски. Согласно идеям Хомски и его последователей, использование языка обусловлено преимущественно наличием у носителей языка врождённых структур, позволяющих продуцировать правильные предложения. Все семантические и прагматические аспекты языка выступают как производные от этой первичной языковой способности.

В рамках изучения естественных языков в последние десятилетия наметились следующие тенденции развития синтактики:

· от изучения формы к исследованию содержания синтаксических единиц, в частности отношения предложения к обозначаемой им ситуации (так называемый семантический синтаксис);

· выход за пределы предложения в область дискурса, текста (анализ сверхфразовых единств, абзаца, целостных текстов);

· от языка к речи (исследование коммуникационных установок и условий употребления речевых произведений);

· от объективных характеристик предложения к субъективной интерпретации высказываний (изучение косвенных речевых смыслов);

· от статического синтаксиса к динамическому (изучение процессов функционирования и преобразования единиц синтаксиса);

· от правил сочетания (формации) к правилам порождения (трансформации).

Билет 9

Иконичность языкового знака

ИКОНИЧНОСТЬ - свойство языкового знака, проявляющееся в наличии между его двумя сторонами, означающим и означаемым, некоторого материального (изобразительного, звукового и т.п.) или структурного подобия.

Фердинанд де Соссюр провозгласил принцип произвольности языковых знаков – иными словами, сугубо условной связи между означаемым и означающим. Для нескольких поколений лингвистов этот принцип стал незыблемой догмой.

Роман Якобсон в середине 1960-х обратил внимание на существование иконических языковых знаков, (соссюровское отношение к ним как к чему-то сугубо маргинальному, малоинтересному и малозначимому и по сей день остается весьма распространенным)

Пирс выделял три основных типа знаков: символы, индексы и иконы, из которых с естественным языком Соссюром были ассоциированы только символы.

Категорическое утверждение Соссюра о том, что связь между означающим и означаемым знака произвольна и условна, практически снимало проблему внутреннего строения знака: любое содержание кодируется в языке произвольным образом, поэтому по содержанию ничего нельзя сказать о его форме, и наоборот, форма не дает никаких намеков на то, каково ее содержание. Последние десятилетия 20 в. характеризуются постепенным «прозрением» лингвистики, освобождающейся от соссюровской догмы и обнаруживающей множество свидетельств неадекватности зафиксированного в ней представления о языковой действительности.

Накопление данных о существовании в языке иконических и индексальных знаков происходило в основном в рамках типологических исследований.

Оказывается, что межъязыковое варьирование, несмотря на его поразительное многообразие, все-таки не является случайным, и одни и те же формальные структуры независимым образом полностью или частично повторяются от языка к языку.

Например, совершенно генетически не связанные языки обнаруживают сходные звучания для передачи одних и тех же значений, например, смягчение согласных – для передачи идеи уменьшительности; удлинение гласного – для передачи идеи удаленности от говорящего.

Индексы представляют предмет путем указания. К знакам-индексам в естественном языке относятся: интонация; междометия; шифтеры. Примерами индексов в языке могут служить также дейктические слова такие, как «там», «такой».

Иконичность в лексике

Лексика – совокупность слов того или иного языка, совокупность языковых знаков.

Повседневном общении (не в отображении его на сцене и не в коммуникации глухонемых) в паралингвистическом сопровождении речи к иконическим знакам от-носятся те жесты, позы и мимические движения, в которых имитируются те или иные симптоматические (индексальные) знаки.

В естественных языках знаков иконического (изобразительного) характера существенно больше, чем знаков-индексов (слова-звукоподражания и их дериваты; идеофоны и иконичность морфологического строения; диаграмматичность в синтаксисе; иконичность в графике).

В узко терминологическом смысле, звукоподражания— это грамматический класс неизменяемых слов, служащих для имитации звуков, издаваемых людьми и животными (ха-ха-ха, мяу, ку-ка-реку), предметами (тик-так 'звук часов', пиф-паф 'звук выстрела', тра-тта-та 'звук барабана' ), а также звуков, имеющих место в неживой природе (и вдруг гром.: бабах)).

В широком смысле, звукоподражания - разнообразные слова (иногда части слов), у которых план выражения (их звуковая- оболочка) так или иначе мотивирован звуками, связанными с тем, что обозначает тот или иной знак.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.007 с.)