![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Классификация языков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План проведения занятия: 1. Классификация языков по различным принципам. 2. История разработки типологической классификации языков. 3. Сравнительно-исторический метод. 4. Генеалогическая классификация. Индоевропейская семья, ее группы. Иные языковые семьи и ихраспространение в мире. Вопросы: 1.Как распределяются языки мира при ареальной, генеалогической, типологической и функциональной классификации? 2. Какие языки называют «мертвыми»? Какие мертвые языки Вы знаете? Что дает их изучение? 3. Как устанавливается общность или различие происхождения языков? 4. В каких странах распространен английский язык? Где он является государственным? 5. Почему финно-угорская семья языков имеет составное наименование? 6. Перечислите языки стран - ближайших соседей России и укажите их генеалогическую принадлежность. 7. Какие основные типы языков выделяются в связи с общими особенностями структуры слова и строя предложения? 8. Что лежит в основе типологической (морфологической) классификации языков? 9. Каковы характерные особенности языков флективного типа? Агглютинативного типа? 10. В чём отличие агглютинации от фузии как двух разновидностей аффиксации?
Задания и упражнения: 1.Распределите по языковым семьям следующие языки: чешский, немецкий, турецкий, арабский, осетинский, словацкий, итальянский, английский, китайский, туркменский, армянский, греческий, албанский, португальский, сербскохорватский, румынский, вьетнамский, японский, болгарский, грузинский, польский, испанский, македонский, венгерский, литовский, таджикский, персидский, французский, голландский, украинский, норвежский, шведский, латышский, финский, мордовский, казахский, карельский, татарский, молдавский, узбекский, эстонский, киргизский, корейский, баскский, башкирский, кетский.
2. Покажите на приведенных ниже примерах принципиальные различия между языками разного строя: Кит.: хао жэнь “хороший человек” – сю хао “делать добро” - цзё хао “старая дружба” – жэнь хао во “человек любит меня” - гунжэнь “рабочий (работа + человек)”, шанжэнь “торговец (торговля + человек)”; Азерб.: ат “лошадь” – атлар “лошади” – атда “на лошади” – атларда “на лошадях”; Рус.: сестра читает письмо подруги – сестра читает письмо подруге – сестре читает письмо подруга.
3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины. 3.1. Методические рекомендации преподавателям Вводная часть вузовского курса по «основам языкознания» призвана подготовить обучающихся к восприятию и усвоению знаний последующих лингвистических предметов, ознакомлению с понятийным аппаратом общего и частного языкознания, с закономерностями развития, свойственными всем языкам в целом и германским, в частности. Основным способом передачи знаний являются лекционные и семинарские занятия. Рекомендуется использовать следующие методы обучения: информационно-развивающие (лекция, доклад); проблемно-поисковые (самостоятельная работа с литературой, с информационными базами данных). Средства обучения, рекомендуемые для изучения дисциплины, должны включать: учебную литературу и информационные материалы. Целесообразно использовать интерактивные доски для демонстрации учебного лекционного материала. По-возможности подготовить лекции в программе Power point, но использовать не более получаса. Лекции проводить в форме дискуссий, интеракивного изложения, бинарных лекций (преподаватель+студент). Разъяснять основные теоретические положения, анализировать ключевые слова в определениях. Подчеркивать главную мысль. Привлекать знания, полученные на предыдущих лекциях. Проводить промежуточный контроль прочитанного лекционного материала. Практические занятия проводить в интерактивной форме: метод сократовских бесед, мозговой штурм, брейн-ринг, проектный метод, работа в малых группах.
3.2. Методические рекомендации студентам Рекомендуемый режим: в течение всего семестра 1- 2 раза в неделю (в зависимости от количества часов, предусмотренных по теме) не менее 2-4 -х часов рекомендуется проработать каждую тему; составить конспект по каждой теме с использованием литературы, указанной в программе. Можно сделать электронный конспект, использовав УМК и материалы интернет-источников. Рекомендуется работать в читальном зале или в медиатеке (312), а также использовать литературу кабинета кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации (ауд. 314) и материалы ресурсного блока программы.
Студентам английского отделения – использовать источники по англо-американскому языкознанию, из кабинета кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации. Студентам немецкого отделения – использовать источники по немецкому языкознанию из ресурсного центра немецкого языка (ауд.324а). Студентам французского отделения рекомендуется использовать теоретические источники по французской лингвистике из ресурсного центра французского языка (307). Глоссарий
Аббревиация – способ образования новых слов путём сокращения (усечения) основы. Агглютинация – способ образования морфологической структуры слова, при котором грамматические значения передаются последовательным «приклеиванием» к корню аффиксов, каждый из которых выражает только одно грамматическое значение. Актуальное членение предложения – смысловое выделение одного из компонентов предложения и установление между выделенными частями новых субъектно-предикативных отношений. Антропология – наука о биологической природе человека, о его развитии и происхождении. Антропонимика – раздел ономастики, изучающий имена, фамилии, отчества, прозвища людей. Архаизмы – слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами. Аффикс - любая служебная морфема, присоединяемая к корню; часть слова, выражающая словообразовательные и грамматические значения. Аффиксация – способ образования новых слов путём присоединения к основе слова словообразовательных аффиксов – суффиксов, и в этом случае говорят о суффиксации, или приставок (префиксация). Варианты фонемы – разные звуки, объединяемые вместе как разновидности одной фонемы. Внутренняя форма слова – мотивировка лексического значения слова его словообразовательной и семантической структурой. Внутренняя форма вскрывает какой-то признак предмета, на основе которого произошло наименование. Грамматика – 1) грамматический строй языка, т.е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений; 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Грамматическая категория – совокупность общих элементов грамматического значения, которые выделяются при противопоставлении нескольких рядов однородных грамматических форм. Грамматическая форма – языковой знак, в котором выражается грамматическое значение. Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое значение, которое свойственно целому классу слов или синтаксических конструкций и выраженное определёнными языковыми средствами. Грамматическое значение словосочетания – синтаксические отношения между его компонентами. Деэтимологизация – процесс утраты связи слова с его первичным «истинным» значением. Диакритика (диакритический знак) – значок при букве, показывающий, что её надо читать иначе, чем без него или с другим диакритическим знаком. Диахрония – рассмотрение языка в плане его исторического развития. Дискурс – речемыслительная деятельность коммуникантов, связанная с познанием и презентацией мира говорящим и осмыслением, реконструкцией его языковой картины мира реципиентом (слушающим). Дистрибуция – совокупность всех тех позиций и окружений, в которых этот элемент встречается в данном языке в противоположность всем тем позициям и окружениям, в которых он встречаться не может.
Дисфемизмы – слова и выражения, называющие предмет более вульгарно, грубо. Звук речи – это предел акустического членения речи, её мельчайшая единица. Значение слова – отражение в нашем сознании понятия о предмете с помощью определённой языковой системы. Иерархические отношения – отношения между неодновременными элементами, их подчинение друг другу (общего и частного, родового и видового, высшего и низшего). Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоционально-волевую стороны. Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначающих их понятий. Катахреза – употребление слова со словами, противоречащими его внутренней форме. Корень – общая, далее неразложимая часть родственных слов, выражающая основной элемент их лексического значения. Лексема – знаменательное слово. Оно указывает на предметы и обозначает понятия о них. Лексикология – раздел языкознания, изучающий значимые единицы слова и словарный состав языка. Лигатура – буква или знак транскрипции, образованный из соединения двух или более букв или транскрипционных знаков. Метонимия – перенос названия на основе смежности, т.е. на основе реальных связей между предметами в действительности, связей во времени или пространстве. Морфема – наименьшая значимая часть слова и словоформ; мельчайшая (минимальная, далее нечленимая) значимая единица языка, выступающая как составная часть слова или формы слова. Морфемика – раздел языкознания, изучающий значимые части слов (морфемы), способы их соединения и выражаемые ими значения. Морфология – раздел грамматики, изучающий грамматическую природу слова и его формы. Неологизмы – слова, значения слов или словосочетания, появившиеся в определённый период в данном языке или использованные один раз («окказиональные слова») в каком-либо тексте или акте речи. Ономасиология – раздел лексикологии, изучающий словарный состав языка, его номинативные средства, типы словарных единиц языка, способы номинации. Ономастика – наука об именах собственных. Основа – центральная единица словообразования; часть слова без окончания. Основной вариант фонемы – тот вариант фонемы, в котором сохраняются все её признаки. Парадигма – любой класс единиц, вызывающих одинаковые ассоциации, объединённых по наличию у них общего признака и в то же время противопоставленных друг другу.
Парадигматические отношения – те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. Подчинительные отношения – отношения грамматического неравноправия между сочетающимися единицами. Понятие – это отражение в сознании человека класса каких-либо однородных предметов в виде совокупности существенных признаков этих предметов. Предикативность – грамматическое значение предложения, которое выражается в синтаксических категориях модальности и временной соотнесённости; грамматическая категория, выражающая суждение, утверждение реального факта действительности, т.е. соотнесённость основного содержания к действительности. Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка предикативная единица, которая служит важнейшим средством формирования и сообщения мыслей и чувств, а также выражение отношения говорящего к содержанию своего высказывания. Примыкание – это подчинительная связь, при которой неизменяемое слово присоединяется в качестве зависимого компонента к глаголу, имени или наречию для выражения обстоятельственных (реже – определительных) отношений. Профессионализмы – слова или выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов. Рема – часть высказывания, несущая новую, неизвестную информацию. Сверхфразовое единство – это объединение самостоятельных предложений, обладающее семантической и композиционной целостностью и грамматическим единообразием. Сема – мельчайшая единица семантической стороны морфемы. Семасиология – раздел лексикологии, изучающий значение словарных единиц языка, типы лексических значений, семантическую структуру лексемы. Семиотика – наука, изучающая знаковые системы. Синекдоха – такой перенос названия, когда, называя часть, имеют в виду целое, или, называя целое, имеют в виду часть. Синонимы – слова одной части речи с полностью совпадающими семантическими толкованиями (описаниями). Синтагма – последовательность двух или более языковых единиц, соединённых определённым видом связи. Синтагматические отношения – те отношения, которые объединяют единицы языка в их одновременной последовательности, линейные, горизонтальные отношения. Синтаксема – синтаксическая форма слова, минимальная единица синтаксиса. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также строение, значение и функции синтаксических единиц. Синтаксическая связь – это способ выражения всех видов синтаксических отношений. Синхрония – рассмотрение языка в данный момент его состояния. Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак предмета речи. Слово – наименьшая смысловая единица языка, свободно воспроизводимая в речи для построения высказывания. Словообразование – раздел языкознания, изучающий производные слова, их создание, строение и функционирование.
Словообразовательное значение – типовое значение, принадлежащее группе слов одного словообразовательного типа. Словосочетание – объединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи; два или несколько знаменательных слов, объединённых одной синтаксической связью, и расчленено выражающих единое понятие. Слог – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности. Сложное предложение – коммуникативная единица синтаксиса, целостное, структурно и интонационно завершённое объединение предикативных единиц на основе союзной или бессоюзной связи. Согласование – это подчинительная связь, особый способ выражения определительных отношений. Сочинительные отношения – отношения грамматического равноправия между сочетающимися единицами. Социолингвистика – научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмов воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Тема – часть высказывания, содержащая известную информацию. Термин – слово, которому соответствует определённое понятие или изолированное, или входящее в состав суждения или умозаключения. Научные термины – слова, имеющие специальное, строго определённое в данной научной области значение. Совокупность прочно установленных в данной науке терминов образует терминологию данной науки. Топонимика – раздел ономастики, изучающий географические названия. Транскрипция – специальный вид буквенного письма, используемый для точной передачи звуков того или иного языка, диалекта или индивидуальной речи. Транслитерация – передача текста, написанного при помощи одной алфавитной системы, средствами другой алфавитной системы (с одной графики на другую). Управление – это подчинительная связь, при которой употребление зависимого слова предопределено грамматическим, лексическим или словообразовательным значением господствующего слова. Фонема – наименьшая функциональная единица звукового строя языка, служащая для опознания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, я через них – и для опознания и различения слов; звук, но не всякий, а только тот, который используется для различения слов и форм слов. Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучается звуковой строй языка. Форма слова – соотношение грамматического значения и способов его выражения в их единстве. Фузия – способ образования морфологической структуры слова путём прочного соединения многозначных аффиксов с основой (корнем), приводящий к стиранию границ между морфемами. Части речи – классы слов, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических признаков. Эвфемизмы – слова и выражения, замещающие запретные слова (табу) и ослабляющие нежелательную предметно-понятийную направленность лексического значения. Этнография – наука, изучающая быт, верования, культуру разных народов. Язык – знаковая (в своей исходной форме звуковая) «система систем», которая обеспечивает материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Языкознание – наука о языке, его общественной природе и функциях, о закономерностях его развития и классификациях конкретных языков.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.188 (0.013 с.) |