Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Классификация языков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План проведения занятия: 1. Классификация языков по различным принципам. 2. История разработки типологической классификации языков. 3. Сравнительно-исторический метод. 4. Генеалогическая классификация. Индоевропейская семья, ее группы. Иные языковые семьи и ихраспространение в мире. Вопросы: 1.Как распределяются языки мира при ареальной, генеалогической, типологической и функциональной классификации? 2. Какие языки называют «мертвыми»? Какие мертвые языки Вы знаете? Что дает их изучение? 3. Как устанавливается общность или различие происхождения языков? 4. В каких странах распространен английский язык? Где он является государственным? 5. Почему финно-угорская семья языков имеет составное наименование? 6. Перечислите языки стран - ближайших соседей России и укажите их генеалогическую принадлежность. 7. Какие основные типы языков выделяются в связи с общими особенностями структуры слова и строя предложения? 8. Что лежит в основе типологической (морфологической) классификации языков? 9. Каковы характерные особенности языков флективного типа? Агглютинативного типа? 10. В чём отличие агглютинации от фузии как двух разновидностей аффиксации?
Задания и упражнения: 1.Распределите по языковым семьям следующие языки: чешский, немецкий, турецкий, арабский, осетинский, словацкий, итальянский, английский, китайский, туркменский, армянский, греческий, албанский, португальский, сербскохорватский, румынский, вьетнамский, японский, болгарский, грузинский, польский, испанский, македонский, венгерский, литовский, таджикский, персидский, французский, голландский, украинский, норвежский, шведский, латышский, финский, мордовский, казахский, карельский, татарский, молдавский, узбекский, эстонский, киргизский, корейский, баскский, башкирский, кетский.
2. Покажите на приведенных ниже примерах принципиальные различия между языками разного строя: Кит.: хао жэнь “хороший человек” – сю хао “делать добро” - цзё хао “старая дружба” – жэнь хао во “человек любит меня” - гунжэнь “рабочий (работа + человек)”, шанжэнь “торговец (торговля + человек)”; Азерб.: ат “лошадь” – атлар “лошади” – атда “на лошади” – атларда “на лошадях”; Рус.: сестра читает письмо подруги – сестра читает письмо подруге – сестре читает письмо подруга. 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины. 3.1. Методические рекомендации преподавателям Вводная часть вузовского курса по «основам языкознания» призвана подготовить обучающихся к восприятию и усвоению знаний последующих лингвистических предметов, ознакомлению с понятийным аппаратом общего и частного языкознания, с закономерностями развития, свойственными всем языкам в целом и германским, в частности. Основным способом передачи знаний являются лекционные и семинарские занятия. Рекомендуется использовать следующие методы обучения: информационно-развивающие (лекция, доклад); проблемно-поисковые (самостоятельная работа с литературой, с информационными базами данных). Средства обучения, рекомендуемые для изучения дисциплины, должны включать: учебную литературу и информационные материалы. Целесообразно использовать интерактивные доски для демонстрации учебного лекционного материала. По-возможности подготовить лекции в программе Power point, но использовать не более получаса. Лекции проводить в форме дискуссий, интеракивного изложения, бинарных лекций (преподаватель+студент). Разъяснять основные теоретические положения, анализировать ключевые слова в определениях. Подчеркивать главную мысль. Привлекать знания, полученные на предыдущих лекциях. Проводить промежуточный контроль прочитанного лекционного материала. Практические занятия проводить в интерактивной форме: метод сократовских бесед, мозговой штурм, брейн-ринг, проектный метод, работа в малых группах.
3.2. Методические рекомендации студентам Рекомендуемый режим: в течение всего семестра 1- 2 раза в неделю (в зависимости от количества часов, предусмотренных по теме) не менее 2-4 -х часов рекомендуется проработать каждую тему; составить конспект по каждой теме с использованием литературы, указанной в программе. Можно сделать электронный конспект, использовав УМК и материалы интернет-источников. Рекомендуется работать в читальном зале или в медиатеке (312), а также использовать литературу кабинета кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации (ауд. 314) и материалы ресурсного блока программы. Студентам английского отделения – использовать источники по англо-американскому языкознанию, из кабинета кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации. Студентам немецкого отделения – использовать источники по немецкому языкознанию из ресурсного центра немецкого языка (ауд.324а). Студентам французского отделения рекомендуется использовать теоретические источники по французской лингвистике из ресурсного центра французского языка (307). Глоссарий
Аббревиация – способ образования новых слов путём сокращения (усечения) основы. Агглютинация – способ образования морфологической структуры слова, при котором грамматические значения передаются последовательным «приклеиванием» к корню аффиксов, каждый из которых выражает только одно грамматическое значение. Актуальное членение предложения – смысловое выделение одного из компонентов предложения и установление между выделенными частями новых субъектно-предикативных отношений. Антропология – наука о биологической природе человека, о его развитии и происхождении. Антропонимика – раздел ономастики, изучающий имена, фамилии, отчества, прозвища людей. Архаизмы – слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами. Аффикс - любая служебная морфема, присоединяемая к корню; часть слова, выражающая словообразовательные и грамматические значения. Аффиксация – способ образования новых слов путём присоединения к основе слова словообразовательных аффиксов – суффиксов, и в этом случае говорят о суффиксации, или приставок (префиксация). Варианты фонемы – разные звуки, объединяемые вместе как разновидности одной фонемы. Внутренняя форма слова – мотивировка лексического значения слова его словообразовательной и семантической структурой. Внутренняя форма вскрывает какой-то признак предмета, на основе которого произошло наименование. Грамматика – 1) грамматический строй языка, т.е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений; 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Грамматическая категория – совокупность общих элементов грамматического значения, которые выделяются при противопоставлении нескольких рядов однородных грамматических форм. Грамматическая форма – языковой знак, в котором выражается грамматическое значение. Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое значение, которое свойственно целому классу слов или синтаксических конструкций и выраженное определёнными языковыми средствами. Грамматическое значение словосочетания – синтаксические отношения между его компонентами. Деэтимологизация – процесс утраты связи слова с его первичным «истинным» значением. Диакритика (диакритический знак) – значок при букве, показывающий, что её надо читать иначе, чем без него или с другим диакритическим знаком. Диахрония – рассмотрение языка в плане его исторического развития. Дискурс – речемыслительная деятельность коммуникантов, связанная с познанием и презентацией мира говорящим и осмыслением, реконструкцией его языковой картины мира реципиентом (слушающим). Дистрибуция – совокупность всех тех позиций и окружений, в которых этот элемент встречается в данном языке в противоположность всем тем позициям и окружениям, в которых он встречаться не может. Дисфемизмы – слова и выражения, называющие предмет более вульгарно, грубо. Звук речи – это предел акустического членения речи, её мельчайшая единица. Значение слова – отражение в нашем сознании понятия о предмете с помощью определённой языковой системы. Иерархические отношения – отношения между неодновременными элементами, их подчинение друг другу (общего и частного, родового и видового, высшего и низшего). Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоционально-волевую стороны. Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначающих их понятий. Катахреза – употребление слова со словами, противоречащими его внутренней форме. Корень – общая, далее неразложимая часть родственных слов, выражающая основной элемент их лексического значения. Лексема – знаменательное слово. Оно указывает на предметы и обозначает понятия о них. Лексикология – раздел языкознания, изучающий значимые единицы слова и словарный состав языка. Лигатура – буква или знак транскрипции, образованный из соединения двух или более букв или транскрипционных знаков. Метонимия – перенос названия на основе смежности, т.е. на основе реальных связей между предметами в действительности, связей во времени или пространстве. Морфема – наименьшая значимая часть слова и словоформ; мельчайшая (минимальная, далее нечленимая) значимая единица языка, выступающая как составная часть слова или формы слова. Морфемика – раздел языкознания, изучающий значимые части слов (морфемы), способы их соединения и выражаемые ими значения. Морфология – раздел грамматики, изучающий грамматическую природу слова и его формы. Неологизмы – слова, значения слов или словосочетания, появившиеся в определённый период в данном языке или использованные один раз («окказиональные слова») в каком-либо тексте или акте речи. Ономасиология – раздел лексикологии, изучающий словарный состав языка, его номинативные средства, типы словарных единиц языка, способы номинации. Ономастика – наука об именах собственных. Основа – центральная единица словообразования; часть слова без окончания. Основной вариант фонемы – тот вариант фонемы, в котором сохраняются все её признаки. Парадигма – любой класс единиц, вызывающих одинаковые ассоциации, объединённых по наличию у них общего признака и в то же время противопоставленных друг другу. Парадигматические отношения – те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. Подчинительные отношения – отношения грамматического неравноправия между сочетающимися единицами. Понятие – это отражение в сознании человека класса каких-либо однородных предметов в виде совокупности существенных признаков этих предметов. Предикативность – грамматическое значение предложения, которое выражается в синтаксических категориях модальности и временной соотнесённости; грамматическая категория, выражающая суждение, утверждение реального факта действительности, т.е. соотнесённость основного содержания к действительности. Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка предикативная единица, которая служит важнейшим средством формирования и сообщения мыслей и чувств, а также выражение отношения говорящего к содержанию своего высказывания. Примыкание – это подчинительная связь, при которой неизменяемое слово присоединяется в качестве зависимого компонента к глаголу, имени или наречию для выражения обстоятельственных (реже – определительных) отношений. Профессионализмы – слова или выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов. Рема – часть высказывания, несущая новую, неизвестную информацию. Сверхфразовое единство – это объединение самостоятельных предложений, обладающее семантической и композиционной целостностью и грамматическим единообразием. Сема – мельчайшая единица семантической стороны морфемы. Семасиология – раздел лексикологии, изучающий значение словарных единиц языка, типы лексических значений, семантическую структуру лексемы. Семиотика – наука, изучающая знаковые системы. Синекдоха – такой перенос названия, когда, называя часть, имеют в виду целое, или, называя целое, имеют в виду часть. Синонимы – слова одной части речи с полностью совпадающими семантическими толкованиями (описаниями). Синтагма – последовательность двух или более языковых единиц, соединённых определённым видом связи. Синтагматические отношения – те отношения, которые объединяют единицы языка в их одновременной последовательности, линейные, горизонтальные отношения. Синтаксема – синтаксическая форма слова, минимальная единица синтаксиса. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также строение, значение и функции синтаксических единиц. Синтаксическая связь – это способ выражения всех видов синтаксических отношений. Синхрония – рассмотрение языка в данный момент его состояния. Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак предмета речи. Слово – наименьшая смысловая единица языка, свободно воспроизводимая в речи для построения высказывания. Словообразование – раздел языкознания, изучающий производные слова, их создание, строение и функционирование. Словообразовательное значение – типовое значение, принадлежащее группе слов одного словообразовательного типа. Словосочетание – объединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи; два или несколько знаменательных слов, объединённых одной синтаксической связью, и расчленено выражающих единое понятие. Слог – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности. Сложное предложение – коммуникативная единица синтаксиса, целостное, структурно и интонационно завершённое объединение предикативных единиц на основе союзной или бессоюзной связи. Согласование – это подчинительная связь, особый способ выражения определительных отношений. Сочинительные отношения – отношения грамматического равноправия между сочетающимися единицами. Социолингвистика – научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмов воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Тема – часть высказывания, содержащая известную информацию. Термин – слово, которому соответствует определённое понятие или изолированное, или входящее в состав суждения или умозаключения. Научные термины – слова, имеющие специальное, строго определённое в данной научной области значение. Совокупность прочно установленных в данной науке терминов образует терминологию данной науки. Топонимика – раздел ономастики, изучающий географические названия. Транскрипция – специальный вид буквенного письма, используемый для точной передачи звуков того или иного языка, диалекта или индивидуальной речи. Транслитерация – передача текста, написанного при помощи одной алфавитной системы, средствами другой алфавитной системы (с одной графики на другую). Управление – это подчинительная связь, при которой употребление зависимого слова предопределено грамматическим, лексическим или словообразовательным значением господствующего слова. Фонема – наименьшая функциональная единица звукового строя языка, служащая для опознания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, я через них – и для опознания и различения слов; звук, но не всякий, а только тот, который используется для различения слов и форм слов. Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучается звуковой строй языка. Форма слова – соотношение грамматического значения и способов его выражения в их единстве. Фузия – способ образования морфологической структуры слова путём прочного соединения многозначных аффиксов с основой (корнем), приводящий к стиранию границ между морфемами. Части речи – классы слов, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических признаков. Эвфемизмы – слова и выражения, замещающие запретные слова (табу) и ослабляющие нежелательную предметно-понятийную направленность лексического значения. Этнография – наука, изучающая быт, верования, культуру разных народов. Язык – знаковая (в своей исходной форме звуковая) «система систем», которая обеспечивает материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Языкознание – наука о языке, его общественной природе и функциях, о закономерностях его развития и классификациях конкретных языков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.011 с.) |