Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Классификация языков.

Поиск

План проведения занятия:

1. Классификация языков по различным принципам.

2. История разработки типологической классификации языков.

3. Сравнительно-исторический метод.

4. Генеалогическая классификация. Индоевропейская семья, ее группы. Иные языковые семьи и ихраспространение в мире.

Вопросы:

1.Как распределяются языки мира при ареальной, генеалогической, типологической и функциональной классификации?

2. Какие языки называют «мертвыми»? Какие мертвые языки Вы знаете? Что дает их изучение?

3. Как устанавливается общность или различие происхождения языков?

4. В каких странах распространен английский язык? Где он является государственным?

5. Почему финно-угорская семья языков имеет составное наименование?

6. Перечислите языки стран - ближайших соседей России и укажите их генеалогическую принадлежность.

7. Какие основные типы языков выделяются в связи с общими особенностями структуры слова и строя предложения?

8. Что лежит в основе типологической (морфологической) классификации языков?

9. Каковы характерные особенности языков флективного типа? Агглютинативного типа?

10. В чём отличие агглютинации от фузии как двух разновидностей аффиксации?

 

Задания и упражнения:

1.Распределите по языковым семьям следующие языки:

чешский, немецкий, турецкий, арабский, осетинский, словацкий, итальянский, английский, китайский, туркменский, армянский, греческий, албанский, португальский, сербскохорватский, румынский, вьетнамский, японский, болгарский, грузинский, польский, испанский, македонский, венгерский, литовский, таджикский, персидский, французский, голландский, украинский, норвежский, шведский, латышский, финский, мордовский, казахский, карельский, татарский, молдавский, узбекский, эстонский, киргизский, корейский, баскский, башкирский, кетский.

 

2. Покажите на приведенных ниже примерах принципиальные различия между языками разного строя:

Кит.: хао жэнь “хороший человек” – сю хао “делать добро” - цзё хао “старая дружба” – жэнь хао во “человек любит меня” - гунжэнь “рабочий (работа + человек)”, шанжэнь “торговец (торговля + человек)”;

Азерб.: ат “лошадь” – атлар “лошади” – атда “на лошади” – атларда “на лошадях”;

Рус.: сестра читает письмо подруги – сестра читает письмо подруге – сестре читает письмо подруга.

3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению

дисциплины.

3.1. Методические рекомендации преподавателям

Вводная часть вузовского курса по «основам языкознания» призвана подготовить обучающихся к восприятию и усвоению знаний последующих лингвистических предметов, ознакомлению с понятийным аппаратом общего и частного языкознания, с закономерностями развития, свойственными всем языкам в целом и германским, в частности.

Основным способом передачи знаний являются лекционные и семинарские занятия. Рекомендуется использовать следующие методы обучения: информационно-развивающие (лекция, доклад); проблемно-поисковые (самостоятельная работа с литературой, с информационными базами данных). Средства обучения, рекомендуемые для изучения дисциплины, должны включать: учебную литературу и информационные материалы.

Целесообразно использовать интерактивные доски для демонстрации учебного лекционного материала. По-возможности подготовить лекции в программе Power point, но использовать не более получаса. Лекции проводить в форме дискуссий, интеракивного изложения, бинарных лекций (преподаватель+студент). Разъяснять основные теоретические положения, анализировать ключевые слова в определениях. Подчеркивать главную мысль. Привлекать знания, полученные на предыдущих лекциях. Проводить промежуточный контроль прочитанного лекционного материала. Практические занятия проводить в интерактивной форме: метод сократовских бесед, мозговой штурм, брейн-ринг, проектный метод, работа в малых группах.

 

 

3.2. Методические рекомендации студентам

Рекомендуемый режим: в течение всего семестра 1- 2 раза в неделю (в зависимости от количества часов, предусмотренных по теме) не менее 2-4 -х часов рекомендуется проработать каждую тему; составить конспект по каждой теме с использованием литературы, указанной в программе. Можно сделать электронный конспект, использовав УМК и материалы интернет-источников.

Рекомендуется работать в читальном зале или в медиатеке (312), а также использовать литературу кабинета кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации (ауд. 314) и материалы ресурсного блока программы.

Студентам английского отделения – использовать источники по англо-американскому языкознанию, из кабинета кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации.

Студентам немецкого отделения – использовать источники по немецкому языкознанию из ресурсного центра немецкого языка (ауд.324а).

Студентам французского отделения рекомендуется использовать теоретические источники по французской лингвистике из ресурсного центра французского языка (307).

Глоссарий

 

Аббревиация – способ образования новых слов путём сокращения (усечения) основы.

Агглютинация – способ образования морфологической структуры слова, при котором грамматические значения передаются последовательным «приклеиванием» к корню аффиксов, каждый из которых выражает только одно грамматическое значение.

Актуальное членение предложения – смысловое выделение одного из компонентов предложения и установление между выделенными частями новых субъектно-предикативных отношений.

Антропология – наука о биологической природе человека, о его развитии и происхождении.

Антропонимика – раздел ономастики, изучающий имена, фамилии, отчества, прозвища людей.

Архаизмы – слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами.

Аффикс - любая служебная морфема, присоединяемая к корню; часть слова, выражающая словообразовательные и грамматические значения.

Аффиксация – способ образования новых слов путём присоединения к основе слова словообразовательных аффиксов – суффиксов, и в этом случае говорят о суффиксации, или приставок (префиксация).

Варианты фонемы – разные звуки, объединяемые вместе как разновидности одной фонемы.

Внутренняя форма слова – мотивировка лексического значения слова его словообразовательной и семантической структурой. Внутренняя форма вскрывает какой-то признак предмета, на основе которого произошло наименование.

Грамматика – 1) грамматический строй языка, т.е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений; 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.

Грамматическая категория – совокупность общих элементов грамматического значения, которые выделяются при противопоставлении нескольких рядов однородных грамматических форм.

Грамматическая форма – языковой знак, в котором выражается грамматическое значение.

Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое значение, которое свойственно целому классу слов или синтаксических конструкций и выраженное определёнными языковыми средствами.

Грамматическое значение словосочетания – синтаксические отношения между его компонентами.

Деэтимологизация – процесс утраты связи слова с его первичным «истинным» значением.

Диакритика (диакритический знак) – значок при букве, показывающий, что её надо читать иначе, чем без него или с другим диакритическим знаком.

Диахрония – рассмотрение языка в плане его исторического развития.

Дискурс – речемыслительная деятельность коммуникантов, связанная с познанием и презентацией мира говорящим и осмыслением, реконструкцией его языковой картины мира реципиентом (слушающим).

Дистрибуция – совокупность всех тех позиций и окружений, в которых этот элемент встречается в данном языке в противоположность всем тем позициям и окружениям, в которых он встречаться не может.

Дисфемизмы – слова и выражения, называющие предмет более вульгарно, грубо.

Звук речи – это предел акустического членения речи, её мельчайшая единица.

Значение слова – отражение в нашем сознании понятия о предмете с помощью определённой языковой системы.

Иерархические отношения – отношения между неодновременными элементами, их подчинение друг другу (общего и частного, родового и видового, высшего и низшего).

Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоционально-волевую стороны.

Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначающих их понятий.

Катахреза – употребление слова со словами, противоречащими его внутренней форме.

Корень – общая, далее неразложимая часть родственных слов, выражающая основной элемент их лексического значения.

Лексема – знаменательное слово. Оно указывает на предметы и обозначает понятия о них.

Лексикология – раздел языкознания, изучающий значимые единицы слова и словарный состав языка.

Лигатура – буква или знак транскрипции, образованный из соединения двух или более букв или транскрипционных знаков.

Метонимия – перенос названия на основе смежности, т.е. на основе реальных связей между предметами в действительности, связей во времени или пространстве.

Морфема – наименьшая значимая часть слова и словоформ; мельчайшая (минимальная, далее нечленимая) значимая единица языка, выступающая как составная часть слова или формы слова.

Морфемика – раздел языкознания, изучающий значимые части слов (морфемы), способы их соединения и выражаемые ими значения.

Морфология – раздел грамматики, изучающий грамматическую природу слова и его формы.

Неологизмы – слова, значения слов или словосочетания, появившиеся в определённый период в данном языке или использованные один раз («окказиональные слова») в каком-либо тексте или акте речи.

Ономасиология – раздел лексикологии, изучающий словарный состав языка, его номинативные средства, типы словарных единиц языка, способы номинации.

Ономастика – наука об именах собственных.

Основа – центральная единица словообразования; часть слова без окончания.

Основной вариант фонемы – тот вариант фонемы, в котором сохраняются все её признаки.

Парадигма – любой класс единиц, вызывающих одинаковые ассоциации, объединённых по наличию у них общего признака и в то же время противопоставленных друг другу.

Парадигматические отношения – те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории.

Подчинительные отношения – отношения грамматического неравноправия между сочетающимися единицами.

Понятие – это отражение в сознании человека класса каких-либо однородных предметов в виде совокупности существенных признаков этих предметов.

Предикативность – грамматическое значение предложения, которое выражается в синтаксических категориях модальности и временной соотнесённости; грамматическая категория, выражающая суждение, утверждение реального факта действительности, т.е. соотнесённость основного содержания к действительности.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка предикативная единица, которая служит важнейшим средством формирования и сообщения мыслей и чувств, а также выражение отношения говорящего к содержанию своего высказывания.

Примыкание – это подчинительная связь, при которой неизменяемое слово присоединяется в качестве зависимого компонента к глаголу, имени или наречию для выражения обстоятельственных (реже – определительных) отношений.

Профессионализмы – слова или выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов.

Рема – часть высказывания, несущая новую, неизвестную информацию.

Сверхфразовое единство – это объединение самостоятельных предложений, обладающее семантической и композиционной целостностью и грамматическим единообразием.

Сема – мельчайшая единица семантической стороны морфемы.

Семасиология – раздел лексикологии, изучающий значение словарных единиц языка, типы лексических значений, семантическую структуру лексемы.

Семиотика – наука, изучающая знаковые системы.

Синекдоха – такой перенос названия, когда, называя часть, имеют в виду целое, или, называя целое, имеют в виду часть.

Синонимы – слова одной части речи с полностью совпадающими семантическими толкованиями (описаниями).

Синтагма – последовательность двух или более языковых единиц, соединённых определённым видом связи.

Синтагматические отношения – те отношения, которые объединяют единицы языка в их одновременной последовательности, линейные, горизонтальные отношения.

Синтаксема – синтаксическая форма слова, минимальная единица синтаксиса.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также строение, значение и функции синтаксических единиц.

Синтаксическая связь – это способ выражения всех видов синтаксических отношений.

Синхрония – рассмотрение языка в данный момент его состояния.

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак предмета речи.

Слово – наименьшая смысловая единица языка, свободно воспроизводимая в речи для построения высказывания.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий производные слова, их создание, строение и функционирование.

Словообразовательное значение – типовое значение, принадлежащее группе слов одного словообразовательного типа.

Словосочетание – объединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи; два или несколько знаменательных слов, объединённых одной синтаксической связью, и расчленено выражающих единое понятие.

Слог – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности.

Сложное предложение – коммуникативная единица синтаксиса, целостное, структурно и интонационно завершённое объединение предикативных единиц на основе союзной или бессоюзной связи.

Согласование – это подчинительная связь, особый способ выражения определительных отношений.

Сочинительные отношения – отношения грамматического равноправия между сочетающимися единицами.

Социолингвистика – научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмов воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества.

Тема – часть высказывания, содержащая известную информацию.

Термин – слово, которому соответствует определённое понятие или изолированное, или входящее в состав суждения или умозаключения.

Научные термины – слова, имеющие специальное, строго определённое в данной научной области значение. Совокупность прочно установленных в данной науке терминов образует терминологию данной науки.

Топонимика – раздел ономастики, изучающий географические названия.

Транскрипция – специальный вид буквенного письма, используемый для точной передачи звуков того или иного языка, диалекта или индивидуальной речи.

Транслитерация – передача текста, написанного при помощи одной алфавитной системы, средствами другой алфавитной системы (с одной графики на другую).

Управление – это подчинительная связь, при которой употребление зависимого слова предопределено грамматическим, лексическим или словообразовательным значением господствующего слова.

Фонема – наименьшая функциональная единица звукового строя языка, служащая для опознания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, я через них – и для опознания и различения слов; звук, но не всякий, а только тот, который используется для различения слов и форм слов.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучается звуковой строй языка.

Форма слова – соотношение грамматического значения и способов его выражения в их единстве.

Фузия – способ образования морфологической структуры слова путём прочного соединения многозначных аффиксов с основой (корнем), приводящий к стиранию границ между морфемами.

Части речи – классы слов, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических признаков.

Эвфемизмы – слова и выражения, замещающие запретные слова (табу) и ослабляющие нежелательную предметно-понятийную направленность лексического значения.

Этнография – наука, изучающая быт, верования, культуру разных народов.

Язык – знаковая (в своей исходной форме звуковая) «система систем», которая обеспечивает материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества.

Языкознание – наука о языке, его общественной природе и функциях, о закономерностях его развития и классификациях конкретных языков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.011 с.)