Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
II. Учебно-методический блок
1. Теоретическая часть
2. Практикум
3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
3.1. Методические рекомендации преподавателям
3.2. Методические рекомендации студентам
4. Глоссарий
III. ДИАГНОСТИКО-КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК
1. Комплекс тестовых заданий
2. Сборник заданий, упражнений и т.д.
3. образцы итоговых тестов по темам дидактических единиц
IV. БЛОК НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Демонстрационные материалы.
1.1. Презентации, слайды.
2. Портреты великих лингвистов с краткой биографической справкой.
I. Программно-планирующий блок
Пояснительная записка
1.1. Место дисциплины в основной образовательной программе
Курс «Основы языкознания» по направлению лингвистика 035700.62», профиль «теория и практика межкультурной коммуникации», является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению «Лингвистика». Дисциплина предназначена для студентов 1 курса (1 и 2 семестры). Дисциплина содействует формированию у обучающихся профессиональных компетенций (ПК), определенных основной образовательной программой по вышеуказанному направлению подготовки, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.
1.2. Требования к начальной подготовке студентов
Для успешного усвоения программы дисциплины бакалаврам необходимы приобретенные знания и умения из курсов: «практический курс родного (русского) языка», «практический курс иностранного языка», полученные в средней школе. Кроме этого бакалавры должны обладать:
• достаточным уровнем развития интерпретативного и креативного мышления;
• умениями приложить полученные теоретические знания к другим дисциплинам теории и истории языка;
• умениями творчески использовать теоретические положения курса для выполнения учебных заданий исследовательского типа (решения задач по курсу «Основы языкознания»), а также выполнения выпускной квалификационной работы.
1.3. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов профессионально значимых компетенций, определенных ФГОС ВПО по направлению 45.03.02. «Лингвистика», что предполагает их подготовку к систематическому и единообразному освещению многообразных фактов языка и основных языковедческих положений, проблем и концепций с позиций современной научной парадигмы.
Задачами курса являются:
- раскрытие сущности основных понятий, явлений и идей, входящих в содержание дисциплины;
- определение места языкознания в системе научного знания о человеке;
- определение языковой системы, как важнейшей знаковой системы в рамках семиотических исследований;
- изучение социальной и территориальной дифференциации языков;
- изучение обслуживания языком общества;
- определение языковой картины мира;
- изучение основных принципов классификации языков;
- раскрытие сущности основных понятий, сущности явлений и ведущих идей и концепций, входящих в содержание дисциплины;
- определение области практического применения приобретенных в процессе изучения дисциплины знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности будущего лингвиста;
- выработка основных стратегий решения ключевых спорных вопросов в трактовке фактов языка всех уровней;
- формирование у обучающихся навыков самостоятельного изучения учебной и научной литературы;
- формирование умения использовать приобретенные теоретические знания по «Основам языкознания» при освоении других дисциплин теоретического цикла (теория языка: теоретическая фонетика; теоретическая грамматика, стилистика, лексикология, история языка, и.т.д.), а также при написании выпускных квалификационных работ.
1.4. Компетенции, формируемые у обучающегося в процессе освоения дисциплины
№
п/п п/
| Код
компетенции
| Содержание компетенции
|
| ПК-1
| Владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей.
|
| ПК-3
| Владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия).
|
| ПК-37
| Умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач.
|
| ПК-38
| Умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности.
|
| ПК-40
| Умеет выдвинуть гипотезы и последовательно выдвигать аргументацию в их защиту.
| 2. Тематический план
Темы
| Количество часов
|
Всего
| В том числе
| лекции
| Практич. и
Кср
| самос-тоят. Работа
| Семестр 1 (19 нед.) Курс 1
| 72часа
|
|
|
| Тема 1. Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук.
|
|
|
|
| Тема 2. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое
и диахроническое языкознание.
|
|
|
|
| Тема 3. Язык как особое общественное явление. Функции языка как его сущностные характеристики.
|
|
|
|
| Тема 4. Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм.
|
|
|
|
| Тема 5. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и «картина мира».
|
|
|
|
| Тема 6. Социальная дифференциация языков. Территориальная дифферен-циация языков. Виды диалектов. Национальные варианты языка. Региональные варианты языка.
|
|
|
|
| Тема 7. Основные теории происхождения языка. Историческое развитие языков.
|
|
|
|
| Тема 8. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
|
|
|
|
| Тема 9. Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Инвентарь единиц языка. Уровни языка.
|
|
|
|
| Тема 10. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
|
|
|
|
| Итого часов за 1 семестр
зачет
|
|
| 20 (16+4 кср)
|
| Темы
| Количество часов
|
Всего
| В том числе
| лекции
| Практич. и
Кср
| самос-тоят. Работа
| Семестр 2 (19 нед.) Курс 1
|
|
|
4 кср
|
| Тема 11.Основные положения концепции Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке и языке. Понятие языкового знака.
|
|
|
|
| Тема 12. История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка.
|
|
|
|
| Тема 13. Классификации языков. Принципы классификации языков
|
|
|
|
| Тема 14. Генеалогическая классификация языков. Сравнительн о-исторический метод и установление родства языков.
|
|
|
|
| Тема 15. Типологическая классификация языков.
|
|
|
|
| Тема 16. Методологическая база современного языкознания: методы, технические приемы и процедуры.
|
|
|
|
| Тема 17. Некоторые направления и школы в языкознании последних десятилетий 20 в. Становление новой парадигмы в языкознании в начале 21 в.
|
|
|
|
| Тема 18. Теория фонемы. Фонетика и фонология. Моделирование фонологических систем.
|
|
|
|
| Итого часов за 2 семестр
|
|
| 24 (20+4 кср)
|
| Итого часов за 1 курс
|
|
|
|
| Экзамен
Итого
Итого за 1и 2семестры ЗЕ
|
6 ЗЕ
| |
3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Содержание основных тем дисциплины
Семестр
| № п/п
| Наименование
Темы
| Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме
| Код форми-руемых компе-тенций
|
|
| Тема 1
| Предмет и задачи науки о языке. Многообразие языков мира. Специфичность каждого языка и языковые универсалии. Место и роль языкознания в системе наук. Связь языкознания с другими науками. Основные разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Фундаментальное и прикладное языкознание. Внутренняя и внешняя лингвистика. Общая характеристика основных лингвистических дисциплин.
| ПК-1
ПК-37
|
|
| Тема 2.
| Внутренняя и внешняя лингвистика. Общая характеристика основных лингвистических дисциплин. Прикладные задачи языкознания. Язык и перевод. Общелингвистические знания, необходимые переводчику. Языкознание и методика преподавания иностранных языков. Язык и инженерная и математическая лингвистика.
| ПК-37
ПК-38
|
|
| Тема 3.
| Язык как особое общественное явление. Язык как важнейшее средство человеческого общения и как непосредственная деятельность мысли. Взаимоотношение языка и мышления. Отражение и выражение языком общественного сознания. Функции языка.
| ПК-1
ПК-3
|
|
| Тема 4.
| Языки. Интерлингвистика как наука о международных вспомогательных языках. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Понятие билингвизма и диглоссии. Сознательное воздействие общества на функционирование, развитие и взаимообогащение языков. Понятие языковой политики. Понятие языковой ситуации. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Многонациональное государство и статус языков. Проблема выбора государственного языка и языка межнационального общения.
| ПК-3
ПК-38
|
|
| Тема 5.
| Проблема соотношения языка и культуры. Язык как средство отражения, хранения и передачи культуры. Межкультурная коммуникация. Рассмотрение этой проблематики в этнолингвистике, этнопсихолингвистике, лингвострановедении и других разделах языкознания. Наивная картина мира, научная картина мира. Концептуальная и языковая картина мира, их соотношение. Современная постановка проблемы «язык и картина мира». Понятие языковой личности. Понятие тезауруса.
Национальное и универсальное в языке и речевом поведении. Национально-культурная специфика речевого этикета. Отражение особенностей национальной культуры в лексике. Понятие безъэквивалентной лексики. Безъэквивалентная лексика и перевод. Фоновые знания и понимание текста. Национально-культурная специфика фразеологии и афористики.
| ПК-3
ПК-37
ПК-38
|
|
| Тема 6.
| Социальная дифференциация языка в связи с социальной структурой общества. Типы социального варьирования языка и речи: стратификационное и ситуативное. Стратификационное варьирование языка: литературный язык и нелитературные разновидности языка. Диалект, жаргон, просторечие, арго, профессиональный язык. Диалектология и ее задачи. Виды местных диалектов. Лингвистическая география и ее задачи. Понятие изоглоссы. Национально-территориальное варьирование полинациональных современных языков. Региональные варианты.
| ПК-3
ПК-37
ПК-38
|
|
| Тема 7.
| Различие проблемы происхождения языка вообще и проблемы возникновения многообразия языков земного шара. Различные теории происхождения языка: звукоподражательная, междометийная, теория «трудовых выкриков», теория «социального договора». Теория возникновения языка в процессе трудовой деятельности человека.
Историческое развитие языков в связи с развитием форм устойчивых объединений людей. Племенные языки и диалекты, языки народностей, национальные языки. Языковые отношения в разные исторические эпохи. Процессы дивергенции и конвергенции языков. Языковые контакты, двуязычие и многоязычие. Языки межнационального общения.
Литературный язык как высшая форма существования языка. Соотношение понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы». Понятие и соотношение языковой и литературной нормы. Исторический характер норм литературного языка. Стилистическое варьирование литературного языка. Проблемы изучения стилистического варьирования языка. Различные типологии стилей литературного языка.
История литературных языков. Литературные языки в донациональный и национальный периоды. Древнейшие литературно-письменные языки и основные литературные традиции античности. Литературные языки в средние века. Донациональные формы существования литературных языков. Литературно-письменное двуязычие. Сфера распространения и особенности литературных языков на народной основе. Соотношение литературного языка и диалектов в разные исторические эпохи. Особенности становления литературного языка в разных странах.
| ПК-1
ПК-40
|
|
| Тема 8.
| Исторические изменения в звуковой стороне языка. Изменения внутрифонемные, изменения фонемного состава слов и форм языка, изменения в репертуаре фонем и дифференциальных признаков. Изменения, касающиеся слогоделения, ударения.
Хронологические пласты в словарном составе языка. Неологизмы, пути их появления. Заимствование и калькирование. Причины заимствований. Заимствование прямое и опосредованное. Освоение заимствований. Пуризм.
Устаревание и отмирание слов и их отдельных значений. Историзмы и архаизмы. Изменение значений слов (расширение и сужение значения). Изменение словесного обозначения реалий. Языковое табу и эвфемизмы. Эмоционально-экспрессивное обновление лексики. Этимология. Деэтимологизация, ее причины. Задачи и принципы научной этимологии. Явление «народной этимологии».
Исторические изменения в грамматическом строе языка. Возникновение и отмирание грамматических категорий, изменения в их содержании и формальном выражении. Исторические изменения в структуре предложения.
| ПК-1
ПК-3
|
|
| Тема 9.
| Понятие системы и структуры. Язык как система единиц. Вариантно/инвариантные отношения. Уровни языка и их единицы. Особенности системных отношений на различных уровнях языка (фонологическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом). Типы системных отношений в языке. Значимость как характеристика элемента языковой системы. Язык как система взаимосвязанных уровней. Межуровневые связи.
| ПК-1
ПК-37
|
|
| Тема 10.
| Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. Понятие «синтагма» в языке. Понятие «парадигма» в языке. Иерархия единиц языка. Иерархия уровней языка. Основные виды системных отношений в языке: родовидовые (гипер-гипонимические), конгломераты и партитивы (целое-часть), синонимические, антонимические, и.т.д.
| ПК-1
|
|
| Тема 11.
| Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра и его место в развитии науки о языке. Влияние идей Ф. де Соссюра
на развитие теории языка всей первой половины XX века. Ф. де Соссюр – основоположник лингвистического структурализма. Язык как единственный и самодовлеющий объект и предмет лингвистического описания. Речевая деятельность, язык, речь: их характеристика. Учение о языке
как системе знаков. Специфические черты языкового знака. Понятие ценности (значимости) лингвистического знака. Единицы языковой системы и их отношения. Виды отношений.
Понятие синхронии и диахронии: их специфика и методы изучения. Внешняя и внутренняя лингвистика: их соотношение.
| ПК-1
ПК-40
|
|
| Тема 12.
| Значение письма в истории общества. Общественно-исторические предпосылки создания письма. Предыстория письма в собственном смысле слова: предметное письмо, вампум, кипу и т.д.
Пиктография. Идеография. Древнеегипетская иероглифика, клинописное шумерское письмо. Китайское иероглифическое письмо. Слоговое письмо в древнем и современном мире. Консонантное письмо. Алфавитное письмо. Основные теории происхождения алфавита. Создание латинского алфавита и распространение латиницы в странах Западной Европы, а также ряде стран Азии и Африки.
Возникновение письменности славянских народов. Глаголица, кириллица и буквица. Основные этапы развития русского письма.
Типология письма. Проблема соотношения различных типов письма с различными элементами языка.
| ПК-1
ПК-38
|
|
| Тема 13.
| Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др. Принцип историзма / эволюционизма в языкознании. Предпосылки формирования нового компаративистского и
лингвистического мировоззрения. Генетический и типологический подходы в языкознании. Сравнительно-исторический метод как основной инструмент исследования. Лингвистическая типология. Ареальная
лингвистика. Контрастивная лингвистика.
Методы, приемы и технические процедуры этих дисциплин.
| ПК-1
ПК-37
|
|
| Тема 14.
| Генеалогическая классификация языков. Сравнительно - исторический метод и его роль в установлении родства языков. Начальный период сравнительно-исторического языкознания: Ф. Бопп,
Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков. Создание сравнительных грамматик европейских языков. Историко-философская концепция В.Гумбольдта. Система В.Гумбольдта как попытка соединить философию языка с лингвистическим описанием. Понятие
«народного духа» языка. Язык как орудие мышления и как основа развития общества. Теория родословного древа А. Шлейхера. Принципы реконструкции праязыка. Ностратическая гипотеза.
| ПК-1
ПК-40
|
|
| Тема 15.
| Фонетическая типологическая классификация. Синтаксическая типологическая классификация. Морфологическая типологическая классификация. Типы языков: аморфный (корнеизолирующий), агглютинативный, флективный, полисинтетический (инкорпорирующий). Синтетизм и аналитизм в грамматическом строе языков. Теория А.Ф. Лосева: тип языка и тип мышления – диахронический аспект.
| ПК-1
ПК-40
|
|
| Тема 16.
| Понятие метода в науке. Основные методы лингвистического исследования. Технические приемы и процедуры. Принципы бинарного членения сложной единицы языка. Понятие предельных составляющих. Правила анализа по непосредственно составляющим (НС). Недостатки метода НС. Трансформационный анализ. Понятие трансформации. Виды трансформаций. Ядерные предложения. Роль трансформаций в языковой структуре. Порождающая (генеративная) лингвистика как развитие идей трансформационного анализа. Синтаксический и семантический компоненты как составные части трансформационной порождающей грамматики. Порождающая семантика. Падежная грамматика. Методы исследования семантики: метод компонентного анализа. Понятие семы. Виды сем. Связь компонентного анализа с теорией семантического поля. Возможности применения компонентного анализа в грамматике. Валентностный анализ. Векторный анализ.
| ПК-1
ПК-40
|
|
| Тема 17.
| Современные исследования в области функциональной лингвистики. Работы А.В. Бондарко.
Лингвистическая семантика и теория значения М.В. Никитина.
Коммуникативно-деятельностные теории языка. Современная научная парадигма: от лингвистики языка к лингвистике речи. Психолингвистика, основные этапы ее развития, влияние теории информации, кибернетики, дескриптивной лингвистики, бихевиоризма на ее формирование. Второй период развития психолингвистики («Миллера - Хомского»). Глубинные и поверхностные структуры. Теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Н. Леонтьев). Создатель отечественной
школы психолингвистики А.А. Леонтьев. Работы Л.В. Сахарного (1934-1996).
Социолингвистика как наука, изучающая
проблему социальной дифференциации
языка на всех уровнях его структуры.
Язык и нация. Языковая ситуация. Взаимосвязь языка и культуры. Социальные аспекты билингвизма и диглоссии. Работы американских этнолингвистов. Вклад
отечественных ученых в развитие
социолингвистики.
Лингвистика текста: ее объект – связанный текст и его смысловые категории (способы сохранения связанности и понятности текста: методы передачи корреференции лица и предмета, анафорические
структуры, прономинализация, лексические повторы, видовременные цепочки и.т.д.).
Язык и межкультурная коммуникация
Когнитивная лингвистика: формирование когнитивной лингвистики как научного направления, ее интегративный характер. Когнитивная лингвистика в России. Школы когнитивной лингвистики в Европе, школы в США:
Критика и недостатки
когнитивной лингвистики.
| ПК-37
ПК-38
ПК-40
|
|
| Тема 18.
| Теория фонемы. Фонетика и фонология. Разработка теории фонемы представителями Казанской школы. И.А. Бодуэн де Куртене и
углубленное исследование фономорфологических процессов. Дивергенция, корреляция, альтернация и другие
фонетические процессы. Фонологическая теория Н.С.Трубецкого.
Понятие фонемы. Понятие различительных признаков фонем. Роль существенных дифференциальных признаков фонем в описании фонологической системы языка.
Оппозиции фонем и их классификация. Понятие нейтрализации и архифонемы. Московская фонологическая школа: Реформатский, Кузнецов, Панов, Сидоров. Понятие гиперфонемы. Л. В. Щерба и его деятельность. Основные представители петербургской фонологической школы: и их научные идеи: М. И. Матусевич, Л. Р. Зиндер, М. В. Гордина, М.А. Виллер. Л.А. Белякова.
Моделирование фонологических систем в работе Р.Г. Пиотровского. 2-х ступенчатая теория фонемы С.К. Шаумяна: генотипический и фенотипический уровни.
| ПК-1
ПК-3
ПК-38
|
|