Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Учебно-методический блок

Поиск

1. Теоретическая часть

2. Практикум

3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины

3.1. Методические рекомендации преподавателям

3.2. Методические рекомендации студентам

4. Глоссарий

III. ДИАГНОСТИКО-КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

1. Комплекс тестовых заданий

2. Сборник заданий, упражнений и т.д.

3. образцы итоговых тестов по темам дидактических единиц

IV. БЛОК НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

1. Демонстрационные материалы.

1.1. Презентации, слайды.

2. Портреты великих лингвистов с краткой биографической справкой.

 

I. Программно-планирующий блок

Пояснительная записка

 

1.1. Место дисциплины в основной образовательной программе

Курс «Основы языкознания» по направлению лингвистика 035700.62», профиль «теория и практика межкультурной коммуникации», является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению «Лингвистика». Дисциплина предназначена для студентов 1 курса (1 и 2 семестры). Дисциплина содействует формированию у обучающихся профессиональных компетенций (ПК), определенных основной образовательной программой по вышеуказанному направлению подготовки, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

1.2. Требования к начальной подготовке студентов

Для успешного усвоения программы дисциплины бакалаврам необходимы приобретенные знания и умения из курсов: «практический курс родного (русского) языка», «практический курс иностранного языка», полученные в средней школе. Кроме этого бакалавры должны обладать:

• достаточным уровнем развития интерпретативного и креативного мышления;

• умениями приложить полученные теоретические знания к другим дисциплинам теории и истории языка;

• умениями творчески использовать теоретические положения курса для выполнения учебных заданий исследовательского типа (решения задач по курсу «Основы языкознания»), а также выполнения выпускной квалификационной работы.

1.3. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов профессионально значимых компетенций, определенных ФГОС ВПО по направлению 45.03.02. «Лингвистика», что предполагает их подготовку к систематическому и единообразному освещению многообразных фактов языка и основных языковедческих положений, проблем и концепций с позиций современной научной парадигмы.

Задачами курса являются:

- раскрытие сущности основных понятий, явлений и идей, входящих в содержание дисциплины;

- определение места языкознания в системе научного знания о человеке;

- определение языковой системы, как важнейшей знаковой системы в рамках семиотических исследований;

- изучение социальной и территориальной дифференциации языков;

- изучение обслуживания языком общества;

- определение языковой картины мира;

- изучение основных принципов классификации языков;

- раскрытие сущности основных понятий, сущности явлений и ведущих идей и концепций, входящих в содержание дисциплины;

- определение области практического применения приобретенных в процессе изучения дисциплины знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности будущего лингвиста;

- выработка основных стратегий решения ключевых спорных вопросов в трактовке фактов языка всех уровней;

- формирование у обучающихся навыков самостоятельного изучения учебной и научной литературы;

- формирование умения использовать приобретенные теоретические знания по «Основам языкознания» при освоении других дисциплин теоретического цикла (теория языка: теоретическая фонетика; теоретическая грамматика, стилистика, лексикология, история языка, и.т.д.), а также при написании выпускных квалификационных работ.

 

1.4. Компетенции, формируемые у обучающегося в процессе освоения дисциплины

 

№ п/п п/ Код компетенции Содержание компетенции
  ПК-1 Владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей.
  ПК-3 Владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия).
  ПК-37 Умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач.
  ПК-38 Умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности.
  ПК-40 Умеет выдвинуть гипотезы и последовательно выдвигать аргументацию в их защиту.

2. Тематический план

 

Темы Количество часов
  Всего   В том числе
лекции Практич. и Кср самос-тоят. Работа
Семестр 1 (19 нед.) Курс 1 72часа      
Тема 1. Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук.        
Тема 2. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание.        
Тема 3. Язык как особое общественное явление. Функции языка как его сущностные характеристики.        
Тема 4. Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм.        
Тема 5. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и «картина мира».        
Тема 6. Социальная дифференциация языков. Территориальная дифферен-циация языков. Виды диалектов. Национальные варианты языка. Региональные варианты языка.        
Тема 7. Основные теории происхождения языка. Историческое развитие языков.        
Тема 8. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.        
Тема 9. Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Инвентарь единиц языка. Уровни языка.          
Тема 10. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.        
Итого часов за 1 семестр зачет     20 (16+4 кср)  
Темы Количество часов
  Всего   В том числе
лекции Практич. и Кср самос-тоят. Работа
Семестр 2 (19 нед.) Курс 1     4 кср  
Тема 11.Основные положения концепции Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке и языке. Понятие языкового знака.        
Тема 12. История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка.        
Тема 13. Классификации языков. Принципы классификации языков        
Тема 14. Генеалогическая классификация языков. Сравнительн о-исторический метод и установление родства языков.        
Тема 15. Типологическая классификация языков.        
Тема 16. Методологическая база современного языкознания: методы, технические приемы и процедуры.        
Тема 17. Некоторые направления и школы в языкознании последних десятилетий 20 в. Становление новой парадигмы в языкознании в начале 21 в.        
Тема 18. Теория фонемы. Фонетика и фонология. Моделирование фонологических систем.        
Итого часов за 2 семестр       24 (20+4 кср)  
Итого часов за 1 курс        
Экзамен Итого Итого за 1и 2семестры ЗЕ 6 ЗЕ  

 

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Содержание основных тем дисциплины

Семестр   № п/п Наименование Темы Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме Код форми-руемых компе-тенций
    Тема 1 Предмет и задачи науки о языке. Многообразие языков мира. Специфичность каждого языка и языковые универсалии. Место и роль языкознания в системе наук. Связь языкознания с другими науками. Основные разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Фундаментальное и прикладное языкознание. Внутренняя и внешняя лингвистика. Общая характеристика основных лингвистических дисциплин. ПК-1 ПК-37  
    Тема 2.   Внутренняя и внешняя лингвистика. Общая характеристика основных лингвистических дисциплин. Прикладные задачи языкознания. Язык и перевод. Общелингвистические знания, необходимые переводчику. Языкознание и методика преподавания иностранных языков. Язык и инженерная и математическая лингвистика. ПК-37 ПК-38  
    Тема 3. Язык как особое общественное явление. Язык как важнейшее средство человеческого общения и как непосредственная деятельность мысли. Взаимоотношение языка и мышления. Отражение и выражение языком общественного сознания. Функции языка. ПК-1 ПК-3
    Тема 4. Языки. Интерлингвистика как наука о международных вспомогательных языках. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Понятие билингвизма и диглоссии. Сознательное воздействие общества на функционирование, развитие и взаимообогащение языков. Понятие языковой политики. Понятие языковой ситуации. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Многонациональное государство и статус языков. Проблема выбора государственного языка и языка межнационального общения. ПК-3 ПК-38  
    Тема 5. Проблема соотношения языка и культуры. Язык как средство отражения, хранения и передачи культуры. Межкультурная коммуникация. Рассмотрение этой проблематики в этнолингвистике, этнопсихолингвистике, лингвострановедении и других разделах языкознания. Наивная картина мира, научная картина мира. Концептуальная и языковая картина мира, их соотношение. Современная постановка проблемы «язык и картина мира». Понятие языковой личности. Понятие тезауруса. Национальное и универсальное в языке и речевом поведении. Национально-культурная специфика речевого этикета. Отражение особенностей национальной культуры в лексике. Понятие безъэквивалентной лексики. Безъэквивалентная лексика и перевод. Фоновые знания и понимание текста. Национально-культурная специфика фразеологии и афористики. ПК-3 ПК-37 ПК-38  
    Тема 6. Социальная дифференциация языка в связи с социальной структурой общества. Типы социального варьирования языка и речи: стратификационное и ситуативное. Стратификационное варьирование языка: литературный язык и нелитературные разновидности языка. Диалект, жаргон, просторечие, арго, профессиональный язык. Диалектология и ее задачи. Виды местных диалектов. Лингвистическая география и ее задачи. Понятие изоглоссы. Национально-территориальное варьирование полинациональных современных языков. Региональные варианты. ПК-3 ПК-37 ПК-38  
    Тема 7. Различие проблемы происхождения языка вообще и проблемы возникновения многообразия языков земного шара. Различные теории происхождения языка: звукоподражательная, междометийная, теория «трудовых выкриков», теория «социального договора». Теория возникновения языка в процессе трудовой деятельности человека. Историческое развитие языков в связи с развитием форм устойчивых объединений людей. Племенные языки и диалекты, языки народностей, национальные языки. Языковые отношения в разные исторические эпохи. Процессы дивергенции и конвергенции языков. Языковые контакты, двуязычие и многоязычие. Языки межнационального общения. Литературный язык как высшая форма существования языка. Соотношение понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы». Понятие и соотношение языковой и литературной нормы. Исторический характер норм литературного языка. Стилистическое варьирование литературного языка. Проблемы изучения стилистического варьирования языка. Различные типологии стилей литературного языка. История литературных языков. Литературные языки в донациональный и национальный периоды. Древнейшие литературно-письменные языки и основные литературные традиции античности. Литературные языки в средние века. Донациональные формы существования литературных языков. Литературно-письменное двуязычие. Сфера распространения и особенности литературных языков на народной основе. Соотношение литературного языка и диалектов в разные исторические эпохи. Особенности становления литературного языка в разных странах. ПК-1 ПК-40  
    Тема 8. Исторические изменения в звуковой стороне языка. Изменения внутрифонемные, изменения фонемного состава слов и форм языка, изменения в репертуаре фонем и дифференциальных признаков. Изменения, касающиеся слогоделения, ударения. Хронологические пласты в словарном составе языка. Неологизмы, пути их появления. Заимствование и калькирование. Причины заимствований. Заимствование прямое и опосредованное. Освоение заимствований. Пуризм. Устаревание и отмирание слов и их отдельных значений. Историзмы и архаизмы. Изменение значений слов (расширение и сужение значения). Изменение словесного обозначения реалий. Языковое табу и эвфемизмы. Эмоционально-экспрессивное обновление лексики. Этимология. Деэтимологизация, ее причины. Задачи и принципы научной этимологии. Явление «народной этимологии». Исторические изменения в грамматическом строе языка. Возникновение и отмирание грамматических категорий, изменения в их содержании и формальном выражении. Исторические изменения в структуре предложения. ПК-1 ПК-3
    Тема 9. Понятие системы и структуры. Язык как система единиц. Вариантно/инвариантные отношения. Уровни языка и их единицы. Особенности системных отношений на различных уровнях языка (фонологическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом). Типы системных отношений в языке. Значимость как характеристика элемента языковой системы. Язык как система взаимосвязанных уровней. Межуровневые связи. ПК-1 ПК-37  
    Тема 10. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. Понятие «синтагма» в языке. Понятие «парадигма» в языке. Иерархия единиц языка. Иерархия уровней языка. Основные виды системных отношений в языке: родовидовые (гипер-гипонимические), конгломераты и партитивы (целое-часть), синонимические, антонимические, и.т.д. ПК-1
    Тема 11. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра и его место в развитии науки о языке. Влияние идей Ф. де Соссюра на развитие теории языка всей первой половины XX века. Ф. де Соссюр – основоположник лингвистического структурализма. Язык как единственный и самодовлеющий объект и предмет лингвистического описания. Речевая деятельность, язык, речь: их характеристика. Учение о языке как системе знаков. Специфические черты языкового знака. Понятие ценности (значимости) лингвистического знака. Единицы языковой системы и их отношения. Виды отношений. Понятие синхронии и диахронии: их специфика и методы изучения. Внешняя и внутренняя лингвистика: их соотношение. ПК-1 ПК-40
    Тема 12. Значение письма в истории общества. Общественно-исторические предпосылки создания письма. Предыстория письма в собственном смысле слова: предметное письмо, вампум, кипу и т.д. Пиктография. Идеография. Древнеегипетская иероглифика, клинописное шумерское письмо. Китайское иероглифическое письмо. Слоговое письмо в древнем и современном мире. Консонантное письмо. Алфавитное письмо. Основные теории происхождения алфавита. Создание латинского алфавита и распространение латиницы в странах Западной Европы, а также ряде стран Азии и Африки. Возникновение письменности славянских народов. Глаголица, кириллица и буквица. Основные этапы развития русского письма. Типология письма. Проблема соотношения различных типов письма с различными элементами языка. ПК-1 ПК-38
    Тема 13. Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др. Принцип историзма / эволюционизма в языкознании. Предпосылки формирования нового компаративистского и лингвистического мировоззрения. Генетический и типологический подходы в языкознании. Сравнительно-исторический метод как основной инструмент исследования. Лингвистическая типология. Ареальная лингвистика. Контрастивная лингвистика. Методы, приемы и технические процедуры этих дисциплин. ПК-1 ПК-37
    Тема 14. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно - исторический метод и его роль в установлении родства языков. Начальный период сравнительно-исторического языкознания: Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков. Создание сравнительных грамматик европейских языков. Историко-философская концепция В.Гумбольдта. Система В.Гумбольдта как попытка соединить философию языка с лингвистическим описанием. Понятие «народного духа» языка. Язык как орудие мышления и как основа развития общества. Теория родословного древа А. Шлейхера. Принципы реконструкции праязыка. Ностратическая гипотеза. ПК-1 ПК-40
    Тема 15. Фонетическая типологическая классификация. Синтаксическая типологическая классификация. Морфологическая типологическая классификация. Типы языков: аморфный (корнеизолирующий), агглютинативный, флективный, полисинтетический (инкорпорирующий). Синтетизм и аналитизм в грамматическом строе языков. Теория А.Ф. Лосева: тип языка и тип мышления – диахронический аспект. ПК-1 ПК-40
    Тема 16. Понятие метода в науке. Основные методы лингвистического исследования. Технические приемы и процедуры. Принципы бинарного членения сложной единицы языка. Понятие предельных составляющих. Правила анализа по непосредственно составляющим (НС). Недостатки метода НС. Трансформационный анализ. Понятие трансформации. Виды трансформаций. Ядерные предложения. Роль трансформаций в языковой структуре. Порождающая (генеративная) лингвистика как развитие идей трансформационного анализа. Синтаксический и семантический компоненты как составные части трансформационной порождающей грамматики. Порождающая семантика. Падежная грамматика. Методы исследования семантики: метод компонентного анализа. Понятие семы. Виды сем. Связь компонентного анализа с теорией семантического поля. Возможности применения компонентного анализа в грамматике. Валентностный анализ. Векторный анализ. ПК-1 ПК-40
    Тема 17. Современные исследования в области функциональной лингвистики. Работы А.В. Бондарко. Лингвистическая семантика и теория значения М.В. Никитина. Коммуникативно-деятельностные теории языка. Современная научная парадигма: от лингвистики языка к лингвистике речи. Психолингвистика, основные этапы ее развития, влияние теории информации, кибернетики, дескриптивной лингвистики, бихевиоризма на ее формирование. Второй период развития психолингвистики («Миллера - Хомского»). Глубинные и поверхностные структуры. Теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Н. Леонтьев). Создатель отечественной школы психолингвистики А.А. Леонтьев. Работы Л.В. Сахарного (1934-1996). Социолингвистика как наука, изучающая проблему социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры. Язык и нация. Языковая ситуация. Взаимосвязь языка и культуры. Социальные аспекты билингвизма и диглоссии. Работы американских этнолингвистов. Вклад отечественных ученых в развитие социолингвистики. Лингвистика текста: ее объект – связанный текст и его смысловые категории (способы сохранения связанности и понятности текста: методы передачи корреференции лица и предмета, анафорические структуры, прономинализация, лексические повторы, видовременные цепочки и.т.д.). Язык и межкультурная коммуникация Когнитивная лингвистика: формирование когнитивной лингвистики как научного направления, ее интегративный характер. Когнитивная лингвистика в России. Школы когнитивной лингвистики в Европе, школы в США: Критика и недостатки когнитивной лингвистики. ПК-37 ПК-38 ПК-40
    Тема 18. Теория фонемы. Фонетика и фонология. Разработка теории фонемы представителями Казанской школы. И.А. Бодуэн де Куртене и углубленное исследование фономорфологических процессов. Дивергенция, корреляция, альтернация и другие фонетические процессы. Фонологическая теория Н.С.Трубецкого. Понятие фонемы. Понятие различительных признаков фонем. Роль существенных дифференциальных признаков фонем в описании фонологической системы языка. Оппозиции фонем и их классификация. Понятие нейтрализации и архифонемы. Московская фонологическая школа: Реформатский, Кузнецов, Панов, Сидоров. Понятие гиперфонемы. Л. В. Щерба и его деятельность. Основные представители петербургской фонологической школы: и их научные идеи: М. И. Матусевич, Л. Р. Зиндер, М. В. Гордина, М.А. Виллер. Л.А. Белякова. Моделирование фонологических систем в работе Р.Г. Пиотровского. 2-х ступенчатая теория фонемы С.К. Шаумяна: генотипический и фенотипический уровни. ПК-1 ПК-3 ПК-38

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.124 (0.011 с.)