III. Диагностико-контролирующий блок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Диагностико-контролирующий блок



1. Комплекс тестовых заданий для самостоятельной работы

Тест 1

1. Синонимами к слову "языкознание" являются слова:

а) языковедение;

б) лингвистика;

в) филология;

г) семиотика.

 

2. Прикладная лингвистика занимается:

а) изучением общих свойств, признаков и качеств человечес­кого языка вообще;

б) вопросами обучения неродному языку, созданием алфави­тов;

в) теоретическими задачами использования языка;

г) практическими задачами, связанными с использованием языка.

 

3. Внешняя лингвистика

а) изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления;

б) занимается пробле­мой связи языка и общества, функциями языка в общест­ве, территориальным распространением языков, соотно­шением языка и культуры народа;

в) исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление.

 

4. Лингвогеография - это область языковедения, которая:

а) рассматривает все самые существенные явления языка как проявления психической деятельности человека;

б) изучает территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений;

в) рассматривает язык как главную и наиболее сложную знаковую систему;

г) исследует социальную дифференциацию языка, языковую по­литику, соотношение языка и нации, общественные функ­ции языка, двуязычие и многоязычие.

 

5. …утверждал, что язык есть внешнее проявление духа народа.

а) Ч. Пирс;

б) В. фон Гумбольдт;

в) Ф. де Соссюр;

г) Л.В. Щерба.

 

6. Отклонения от общего языка, имеющие узкую сферу приме­нения в той или иной социальной среде, - это:

а) диалекты;

б) профессионализмы;

в) терминология;

г) жаргоны.

 

7. Разграничение понятий "язык" и "речь" впервые наиболее четко и последовательно провел:

а) Л.В. Щерба;

б) В. фон Гумбольдт;

в) Ф. де Соссюр;

г) Ч. Пирс.

8. Функция создания и поддержания контакта между собесед­никами, когда необходимость передачи сколько-нибудь существен­ной информации отсутствует, - это:

а) фатическая функция;

б) апеллятивная функция;

в) эстетическая функция;

г) номинативная функция.

Тест 2

1. Градуальные оппозиции отличает то, что:

а) они состоят, как правило, более чем из двух членов и ха­рактеризуются различной степенью проявления одного и того же признака;

б) их члены различаются одним признаком;

в) их члены имеют два различных признака;

г) их члены имеют более двух дифференцирующих признаков.

 

2. Конкретная реализация морфемы в высказывании - это:

а) аллофон;

б) морф;

в) сема;

г) семема.

 

3. Конфикс-это:

а) аффикс, вставляемый в середину корня;

б) аффикс, стоящий между двумя корнями;

в) аффикс, который разрывает корень из согласных определенными гласными;

г) аффикс, который охватывает корень одновременно с двух сторон.

 

4. Возникновение фонологии как самостоятельной отрасли языкознания связано с деятельностью:

а) И.А. Бодуэна де Куртенэ;

б) Н.С. Трубецкого;

в) Н.В. Крушевского;

г) Л.В. Щербы.

 

5. Кому принадлежит мысль о том, что «язык – это внешнее проявление духа народа, язык народа есть его дух. Строение языков у разных народов различно, потому что различными являются и духовные особенности народов»

а) Ф. де Соссюру

б) В. фон Гумбольдту

в) Н.С. Трубецкому

6. Диахроническая грамматика занимается:

а) изучением строя языка в его развитии или на отдельных прошлых ступенях, исследуя те изменения, которые проис­ходят в грамматическом строе того или иного языка с тече­нием времени;

б) изучением состояния грамматического строя языка в оп­ределенный период, обычно соответствующий моменту на­писания грамматики;

в) описанием грамматического строя языка от формы к зна­чению;

г) описанием грамматического строя языка от значения к выражающим его формам.

 

7. Понятие морфемы и сам термин в научный оборот ввел:

а) Н.С. Трубецкой;

б) Н.В. Крушевский;

в) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

г) Л.В. Щерба.

 

8. Аффикс, который разрывает корень из согласных определен­ными гласными, - это:

а) трансфикс;

б) постфикс;

в) интерфикс.

 

9. Кто своими трудами ознаменовал формирование общего и теоретического языкознания как отдельной дисциплины:

а) Ф. де Соссюр;

б) Ф. Бопп;

в) В. фон Гумбольдт;

г) Г. Штейнталь.

 

10. Энклитик - это:

а) слово, которое теряет ударение и примыкает спереди к следующему слову;

б) безударное слово, примыкающее сзади к предшествующему слову;

в) часть фразы, ограниченная паузами;

г) ударное слово, примыкающее спереди к следующему слову.

 

Тест 3

1. Наука, изучающая развитие и формирование словарного со­става языка, - это:

а) лексикология;

б) лексика;

в) семасиология;

г) этимология.

 

2. Компонент значения, характеризующий слово через его вос­приятие конкретным носителем языка, - это:

а) сигнификативный компонент;

б) коннотативный компонент;

в) прагматический компонент;

г) денотативный компонент.

 

3. Синекдоха - это:

а) перенос наименования с одного предмета на другой по смежности, количественный признак соотношения прямого и переносного значения при этом не выражен;

б) перенос значения, при котором название части употреб­ляется в значении целого, меньшего в значении большего и наоборот, количественный признак при этом выражен;

в) перенос названия с одного предмета на другой по сходству тех или иных признаков;

г) способ смыслового преобразования и развития значений.

 

4. Слова с единичным употреблением, которые создаются отдель­ными людьми, - это:

а) авторские неологизмы;

б) гиперонимы;

в) кальки;

г) топонимы.

5. Раздел лексикологии, изучающий любые имена собствен­ные, - это:

а) ономастика;

б) топонимика;

в) антропонимика;

г) этимология.

 

6. Сохраняющийся в языке отпечаток движения сознания и мысли, специфики их работы, которая происходила в момент воз­никновения слова, - это:

а) деэтимологизация;

б) этимологический анализ;

в) народная этимология;

г) мотивировка слова.

 

7. Отличие грамматического значения от лексического заклю­чается в том, что:

а) грамматическое значение характерно большой группе слов, а не отдельному слову;

б) грамматическое значение возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значе­ний, в то время как лексическое значение связано в первую очередь с обобщением свойств предметов и явлений;

в) слова с их лексическими значениями служат номинатив­ным средством языка; формы слов, словосочетаний и пред­ложений используются для организации мысли, ее оформ­ления;

 

Тест 4

1. Часть речевого потока, ограниченная короткими паузами и ха­рактеризующаяся интонацией незаконченности, - это:

а) фраза;

б) речевой такт, или синтагма;

в) энклитик;

г) проклитик.

 

2. Комплексный подход к слогу свойственен:

а) экспираторной теории слога;

б) сонорной теории слога;

в) мускульной теории слога;

г) артикуляционно-акустической теории слога.

 

3. Комбинаторными фонетическими процессами являются:

а) ассимиляция;

б) диссимиляция;

в) аккомодация;

г) редукция.

 

4. Диэреза - это:

а) приставление звука к началу слова;

б) вставка дополнительных звуков;

в) выпадение звука в сложном сочетании;

г) перестановка звуков.

 

5. Укажите тип ударения, при котором ударный слог выделяет­ся изменением тона:

а) музыкальное ударение;

б) силовое ударение;

в) количественное ударение;

г) квантитативное ударение.

 

6. Компонентами интонации являются:

а) словесное ударение;

б) логическое ударение;

в) интенсивность и длительность речи, паузы;

г) темп и тембр речи, ее мелодика.

 

7. Возникновение фонологии как самостоятельной отрасли языкознания связано с деятельностью:

а) И.А. Бодуэна де Куртенэ;

б) Н.С. Трубецкого;

в) Н.В. Крушевского;

г) Л.В. Щербы.

 

8. Привативные оппозиции характеризуются тем, что:

а) они состоят, как правило, более чем из двух членов, сте­пень проявления одного и того же признака различна;

б) их члены различаются только одним признаком;

в) их члены имеют два различных признака;

г) их члены имеют более двух дифференцирующих призна­ков.

 

9. Понятие морфемы и сам термин в научный оборот ввел:

а) Н.С. Трубецкой;

б) Н.В. Крушевский;

в) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

г) Л.В. Щерба.

 

10. Аффикс, который разрывает корень из согласных определен­ными гласными, - это:

а) трансфикс;

б) инфикс;

в) интерфикс;

г) аффиксоид.

 

Тест 5

1. Письмо, которое фиксирует графическими знаками сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, порядок слов, - это:

а) слоговое письмо;

б) пиктографическое письмо;

в) идеографическое письмо;

г) буквенно-звуковое письмо.

 

2. Поворотное письмо называется:

а) лигатура;

б) бустрофедон;

в) клинопись.

 

3. Стенография - это:

а) передача слов одного языка графическими знаками друго­го языка;

б) особая система письма для ускорения процесса письмен­ной фиксации живой речи;

 

в) запись иноязычных слов с учетом произношения средства­ми национального алфавита;

г) обязательное однозначное соответствие используемого и транскрибируемого звука.

 

4. История письма начинается с появления:

а) идеографического письма;

б) слогового письма;

в) иероглифического письма.

 

5. Вампум представляет собой:

а) систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанны­ми на них простыми и сложными узлами;

б) нити с нанизанными на них кружочками из раковин разно­го цвета и размера;

в) бирки с зарубками.

 

6. Преимущество идеографического письма заключаются в том, что:

а) идеография точнее отражает язык, который она обслужи­вает;

б) при помощи идеографии легко передаются грамматичес­кие формы слов;

в) грамматические значения не надо передавать специальны­ми значками;

г) идеография не только передает содержание речи, но и чле­нит ее на отдельные слова.

 

7. Передача слов одного языка графическими знаками другого:

а) стенография;

б) транслитерация;

в) фонетическая транскрипция;

г) фонематическая транскрипция.

Тест 6

1. Наука, изучающая человеческий язык вообще и отдельные (живые или мертвые) языки, общие законы существования и исторического развития человеческого языка -......

 

2. Выделил три антиномии: язык – речь, синхрония – диахрония, внутренняя лингвистика – внешняя лингвистика

а) Б. де Куртенэ

б) Л.В. Щерба

в) Ф. де Соссюр

 

3. Раздел общего языкознания, изучающий язык как систему знаков – это

а) абстрактная семиотика

б) лингвосемиотика

в) этносемиотика

 

4. Рассматривает сложившуюся практику отношения носителей языка к знакам

а) семантика

б) синтактика

в) прагматика

 

5. Соотнесенность слова с предметом, признаком, явлением называется

а) денотативной соотнесенностью

б) сигнификативной соотнесенностью

в) внутриязыковой соотнесенностью

г) референцией

6. Высшей формой существования языка признается

а) территориальный вариант

б) социальные диалекты

в) литературный язык

 

7. Длительное и устойчивое взаимовлияние смежных языков (языковой союз) называется

а) субстратом

б) адстратом

в) суперстратом

 

8. Минимальная значащая единица языка – это

а) морфема

б) фонема

в) слово

 

9. К какому морфологическому типу языков принадлежит русский язык?

а) изолирующий

б) флективный

в) агглютинативный

г) инкорпорирующий

 

10. Какая из указанных теорий происхождения языка стимулом для появления слов считала внутренний мир человека?

а) логосическая

б) звукоподражательная

в) междометная

г) общественного договора

 

 

2. Сборник заданий и упражнения для самостоятельной работы.

 

Укажите ассимиляцию звуков в следующих словах и определите её признаки по контактности, направлению и полноте:

Лодка, травка, правка, надпись, овца, отбой, изжога, с жаром, сшитый, без жира, без шума, рассчитанный, сжечь, позже, изжарить, бесшумный, вторник, советчик, передатчик.

 

Какое фонетическое изменение происходит в татарском показателе множ. числа существительных «лар», когда он добавляется к существительным, имеющим в корне гласный переднего ряда?

Ср.: баш (голова) – башлар, ат (лошадь) – атлар, тау (гора) – таулар, базар (базар) - базарлар, бай (богач) – байлар, тай (жеребёнок) – тайлар – но: тил (язык) – тиллер, иш (дело) – ишлер, киши (человек) – кишилер, ешче (рабочий) – ешчелер, ит (мясо) – итлер.

 

Как можно объяснить наблюдаемые в русском просторечии звуковые изменения в словах дилехтор, левольвер, колидор?

Как произносятся слова сердце, солнце, здравствуй, лестница, чувствовать, метеорология?

 

Какие древние звуковые изменения в связной речи закрепились в следующих современных русских словах?

Февраль (из лат.februarius), верблюд (из др.слав. вельблюд), минералогия (из минералология), знаменосец (из знаменоносец), тарелка (из нем. Teller), марганец (из нем. Manganerz).

 

Какие признаки русских согласных используются для различения следующих пар при звучании?

Шест – шесть, пыл – пыль, кон –конь, мол – моль, крыт – крыть, лез – лезь, нос – нёс, нить – ныть, воз – вёз, мал – мял, мол – мёл.

 

Какой признак конечного согласного, утраченный русским языком, используется для различения звучаний сов англичанами?

Back (bak) спина – Bag (bag) сумка

Cab (cab) экипаж – Cap (cap) кепка

Set (set) ставить – Said (sed) сказал

Sad (sad) печальный – Sat (sat) сел.

 

Выясните различия в значении и употреблении синонимов, укажите идеографические и стилистические синонимы.

Мокрый – влажный, есть – кушать, быстро – стремительно, высокий – рослый, губы – уста, весёлый – радостный, искренний – прямой, грустить – унывать, подневольный – подначальный, девочка – девица, повар – кок, платформа – перрон.

 

Объясните различия в значениях паронимов.

Интеллигентный – интеллигентский, процесс – процессия, геройский – героический, обидный – обидчивый, туристский – туристический, значение – значительность, основание – обоснование, понятие – понятливый, поверка – проверка, хозяйский – хозяйственный, проблемный – проблематический, объёмный – объёмистый, желаемое – желательное, романический – романтический, войти – взойти, статус – статут, удивлённый – удивительный, существо – сущность.

 

Проанализируйте механизм переноса в следующих примерах и выделите основание переноса а) по местности; б) по имени производителя или изобретателя; в) по соотношению частей; г) по соотношению процесса и результата; д) по соотношению содержания и содержимого; е) по сходству:

Русск. кашемир, золото (деньги), бостон, груша (плод), мадера, хребет (горы), бордо, москвич (автомобиль), рукав (реки), форд, мансарда, медь (деньги), Плюшкин, батист, кесарь, Отелло, альпинист, слива (плод), бедлам, зал (о людях), купил Гоголя, нарзан, Дон Кихот, канарейка, боржоми, Хлестаков, серебро (деньги), подошва (горы), золотой (хороший), печенье (как продукт), каменный (жестокий), спинка (стула), нос (корабля), золотой (жёлтый), варенье (как продукт), слепой (невежественный), цербер, читать Пушкина, класс (об учащихся), утопия, шевиот.

Англ. street (живущие на улице), town (население города), eye (зрение), winchester (охотничье ружьё), sardins (от Сардиния), china (фарфор), dollar (от нем. деньги, отчеканенные в долине Иоахима Талера), liliputian, havana (сигара), hooligan (от фамилии), mauser (ружьё), babel (ср. Вавилонское столпотворение), heart (любовь), breast (совесть), aster (астра), foxtrot.

 

Какие из данных слов вы считаете мотивированными, какие – нет? Почему?

Шило, подснежник, колесо, окно, завтрак, сверстник, чернила, порошок, жатва, творог, дуло, мышь, боровик, устье, рубаха, пояс, масло, говядина, петля, видеть, метель, зелье, перстень, бельё, время, сокровище, плотник, весло, сугроб, полотенце, битва, колдун, обличье, крыльцо, прибавка, окорок, увалень, кружево, окрошка, валенок.

Выделите слова, у которых можно определить внутреннюю форму:

стрелять, чайник, земляника, веретено, отдушина, резец, песец, скалка, олово, крошево, бремя, капля, рыло, опушка, пустырь, частокол, преступление.

Какие грамматические формы одного слова представлены следующими супплетивными парами?

Рус.: Ребёнок - дети, человек-люди, плохой – хуже, хороший – лучше, иду – шёл,

я – меня, он – его, брать – взять, много – больше.

Нем.: Der Mensch – die Leute, er – ihn, viel – mehr, gut - besser, bin – ist, sind – war.

Франц.: Je – moi, il – lui, bon – meilleuer, bien – mieux.

Англ.: She – her, good – better, bad – worse, many – more.

Исп.: Bueno – major, malo – peor, grande – mayor, pequeno – menor.

 

Укажите, какие грамматические значения и какими средствами выражены: стол - стола - столу; кот - коты; избегал - избежал; выходил - выхаживал; день сменяет ночь - ночь сменяет день; белый - белее - белейший; синий - синий-синий; хорошо - лучше; разрезать - разрезать; Иглы - иглЫ; иду - шел; окно - окна; говорю - говоришь - говорит; прилежнейший - самый прилежный; напишу - буду писать; поехал - поехал бы.

Распределить нижеперечисленные языки по семьям:

а) русский, немецкий, французский, английский, молдавский, румынский, серболужицкий, идиш, эскимосский,, удмуртский, турецкий, индонезийский, готский, финский, азербайджанский, греческий, польский;

б) албанский, арабский, цыганский, чукотский, башкирский, вьетнамский, датский, латышский, венгерский, эстонский, шотландский, армянский, голландский, бретонский, шведский, кашубский, провансальский;

в) хеттский, фризский, хинди, ирландский, монгольский, украинский, литовский, тибетский, сардинский, афганский, санскрит, бретонский, бенгали, татарский, чувашский, калмыкский, ретороманский, чешский, креольский;

 

Распределите индоевропейские языки, представленные в пункте №1 по соответствующим группам и подгруппам.

 

Ниже перечислены некоторые «мёртвые языки». Назовите современные языки, которые либо а) развивались на основе данных языков, либо б) являются их ближайшими родственниками:

древнегреческий, латинский, старославянский, готский, хеттский, арамейский, древнееврейский, санскрит, галльский, прусский, фракийский.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.112 с.)