Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные и региональные метрологические организации

Поиск

 

В числе международных организаций следует выделить прежде всего Международный комитет мер и весов, Международное бюро мер и весов, Международную организацию законодательной метрологии и ряд других.

Международный комитет мер и весов (МКМВ) создан в 1875 г. на основании Метрической конвенции. В настоящее время членами этой конвенции являются 48 государств. Цель МКМВ -- обеспечение единства измерений в странах мирового сообщества. В его состав входят ведущие страны мира. За последние годы МКМВ проделана большая работа по совершенствованию единиц измерения и их эталонов. Так, в 1996 г. МКМВ принял решение о переводе дополнительных единиц радиан и стерадиан в производные. В 1997--1998-х гг. дважды обсуждалась проблема взаимного признания национальных эталонов единиц физических величин и сертификатов калибровки, выдаваемых национальными метрологическими институтами. Было принято решение о сличении с международными эталонами только ключевых эталонов. Сличение национальных эталонов всех стран будут проходить под эгидой МБМВ независимо от их участия в Метрической конвенции. Совместно с МОЗМ разрабатывается концепция всемирной системы измерений. Следует отметить, что аналогичная концепция российской системы измерений создается и в нашей стране. При МКМВ функционирует несколько консультативных комитетов, в том числе по единицам измерений, их определению, эталонам.

Международное бюро мер и весов (МБМВ) создано в 1875 г. в г. Серв (Франция) по решению Дипломатической метрологической конференции и на основании Метрической конвенции. Цель МБМВ -- создание, хранение и воспроизведение «ключевых» международных эталонов единиц измерения физических величин, а также поверка по ним национальных эталонов.

МБМВ -- первое международное научное метрологическое учреждение, которое активно функционирует и в настоящее время, координируя деятельность метрологических организаций более чем 100 стран. МБМВ хранит международные прототипы метра и килограмма, имеет международные эталоны электрических измерений, единиц ионизирующих излучений, организует периодическое сличение национальных эталонов длины, массы и т.п.

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) была создана в 1956 г. на основании подписанной межправительственной конвенции. Членами МОЗМ являются около 90 стран мира. МОЗМ разрабатывает общие вопросы законодательной метрологии: установление классов точности средств измерений, обеспечение единообразия определенных типов, образцов и систем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям с целью установления единообразия метрологических характеристик средств измерений независимо от страны-изготовителя; порядок поверки и калибровки средств измерений.

Международная конференция по измерительной технике и приборостроению (ИМЕКО) была образована в 1958 г. как научная консультативная организация, проводящая международные конгрессы и семинары по актуальным проблемам и задачам развития измерительной и диагностической техники.

Региональные метрологические организации представлены такими крупными организациями как ЕВРОМЕТ, КООМЕТ, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.

ЕВРОМЕТ -- региональная метрологическая организация западно-европейских государств.

КООМЕТ -- региональная метрологическая организация стран Центральной и Восточной Европы, в которую входят Беларусь, Болгария, Германия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Украина, а также Республика Куба. Организована в 1991 г. на этапе распада Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Важнейшие документы и накопленный опыт работы СЭВ в области метрологии позволили определить структуру и направление работы КООМЕТ.

Евразийский (Межгосударственный) совет по стандартизации, метрологии и сертификации был создан в 1993 г. в г. Минске (Беларусь) для сохранения единства работ в области метрологии. В задачи этого Совета входит достижение соглашений о взаимном признании результатов измерений, осуществляемых в СНГ, оказание помощи в поверке средств измерений, их сертификации и другие вопросы.

Учреждена также Межгосударственная научно-техническая комиссия по метрологии с целью координации работ в области метрологии СНГ.

Деятельность указанных международных и региональных метрологических организаций имеет важное значение, так как в основе любых испытаний продукции, ее сертификации, управления качеством лежат национальные системы измерений. Взаимное признание результатов деятельности национальных систем измерений становится все более важной задачей взаимодействия указанных организаций.

 

15. Сущность и содержание стандартизации

В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация выполняет три социально значимые функции:

1. упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;

2. закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;

3. установление правил применения этих нормативных документов.

     Основными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции ее функциональному назначению и устранение барьеров в международном товарообмене.

     Стандартизация преследует следующие цели:

безопасность - отсутствие недопустимого риска для граждан или их имущества, связанного с возможностью нанесения ущерба;

взаимозаменяемость - использование одного изделия, услуги или процесса как субститута другого изделия, услуги, процесса для выполнения одних и тех же требований;

совместимость - пригодность к совместному, но не вызывающему нежелательных последствий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований;

унификация - приведение к единообразию технических характеристик изделий, документации, средств коммуникации (терминов, обозначений и пр.);

экологическая безопасность - защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия изделия, услуги, процесса;

повышение конкурентоспособности;

рационализация использования ресурсов;

обеспечение научно-технического прогресса.

       Основополагающими научными принципами стандартизации являются:

1. принцип комплексности стандартизации. Заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД);

2. принцип опережающего развития стандартизации — это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация — стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время;

3. принцип классификации. Заключается в выделении классификационных признаков у объекта стандартизации и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают:

3.1. общую классификацию - выделение основных классификационных признаков объекта и их ранжирование по значимости. Классификация выполняется только в десятичной системе.

3.2. частную классификацию, производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта.

        Существуют две разновидности стандартизации:

1. фактическая. Отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т. д.);

2. официальная. Является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по определенной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

        Стандартизация может осуществляться на следующих уровнях:

1. международном, когда участие в стандартизации открыто для органов по стандартизации любой страны;

2. региональном, когда участие в стандартизации открыто для органов по стандартизации любой страны одного географического или экономического региона;

3. национальном, стандартизация осуществляется в одной конкретной стране.

       В процессе стандартизации вырабатываются характеристики, правила, требования и т. п., касающиеся объекта стандартизации, которые оформляют в виде нормативных документов.

       Нормативная документация представляет собой документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам, и доступные широкому кругу пользователей.

       Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила выполнения и характеристики процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, параметры выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

       К документам в области стандартизации, применяемым на территории РФ, относятся:

1. национальные стандарты;

2. правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

3. применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

4. стандарты организаций.

 

16. Государственный контроль за соблюдением требований стандартов

Одной из важнейших составных частей любой системы управления является контроль и надзор за соблюдением определенных требований. В системе управления качеством продукции — это государственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением стандартов, метрологического обеспечения и качества продукции. В общей системе управления качеством продукции в стране особое место занимает надзор и контроль за соблюдением требований всех категорий стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТО, ИСО).

Надзор за соблюдением требований, указанных в стандартах, производится с помощью государственного надзора. Надзор за внедрением и соблюдением стандартов осуществляет Госстандарт России, его территориальные, областные органы, а также городские лаборатории государственного надзора и соответствующие научно-исследовательские институты или организации в соответствии с их компетенцией от имени государства во всех отраслях народного хозяйства, на всей территории Российской Федерации. Госстандарт России не ограничен рамками отдельных отраслей народного хозяйства, отдельных видов продукции, что позволяет применять наиболее эффективную форму надзора — комплексные межотраслевые проверки, когда наряду с проверкой по внедрению и соблюдению технических требований стандартов о соответствии готовой продукции проводят такие же работы по сырью, материалам, комплексным изделиям, узлам, агрегатам и т.д. на предприятиях-изготовителях продукции. Анализ материалов комплексных проверок, охватывающий широкий круг предприятий-изготовителей, министерств; ведомств с различными формами собственности, позволяет сделать выводы о качестве выпускаемой продукции и причинах обнаруженных недостатков.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов проводится поэтапно:

1й этап — проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организационно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта;

2й этап — проверка выполнения плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3й этап — проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. На этом этапе- проводят проверку соответствия стандарта конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения предприятием установленных стандартами программ и методик контрольных испытаний продукции, проверку состояния измерительной техники, связанной с производством данной продукции.

О целях и сроках проверки ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

По результатам проверки внедрения и соблюдения стандартов, состояния измерительной техники и качества выпускаемой продукции проверяющие составляют акт с соответствующими выводами и предложениями.

Если выявлены нарушения требований стандартов, то органы государственного надзора дают указания об устранении этих недостатков; запрещают отгрузку потребителям продукции, показатели качества которой ниже требований стандартов; изымают из обращения не соответствующую требованиям меры и средств измерения продукцию.

За несвоевременное внедрение стандартов руководители предприятий и организаций или граждане, которые зарегистрированы как индивидуальное предприниматели, несут дисциплинарную ответственность или облагаются штрафами в соответствии с действующим законодательством о труде, а за поставку продукции не соответствующей требованиям стандартов, некомплектной, ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с конструктивными недостатками и другими дефектами, изготовитель (поставщик) несет ответственность, предусмотренную основами гражданского законодательства России. С 1 января 1997 г. предусмотрена уголовная ответственность за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Таким образом, только обязательное соблюдение стандартов может дать ожидаемый эффект от стандартизации, поэтому стандарты имеют силу закона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.009 с.)