Международная Стандартизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная Стандартизация



Международная стандартизация является организационно-технической основой успешного торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран. Традиционными областями международной стандартизации являются:

· термины и определения,

· методы анализа и испытаний,

· сертификация продукции и услуг,

· обеспечение безопасности продукции и труда,

· рациональное использование энергии и природных ресурсов,

· охрана окружающей среды,

· управление производством и качеством продукции.

В последние годы сформировались новые направления международной стандартизации - стандартизация телекоммуникаций, информационных технологий и технологий перемещений.

Особенно наглядно роль международной стандартизации проявляется в области международного товарообмена, так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути международной торговли. Например, из-за различия между стандартами США и большинства других стран на телевизоры в 60-е годы Америка вынуждена была отказаться от экспорта своих телевизоров в целый ряд стран, а голландская фирма «Филипс», чтобы удовлетворить требования стран-импортеров, изготавливала один и тот же радиоприемник в 12 вариантах.

 

В решении проблем международной торговли четко проявляется коммуникативная функция стандартизации. «Мир в движении - международные стандарты содействует перемещению людей, энергии, товаров и информации» – под таким девизом 14 октября 1995 г. отмечался Всемирный день стандартов. Не случайно международные стандарты сравнивают с ключом, который открывает рынки.

Для Российской Федерации на нынешнем этапе ее развития основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация - согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

 

 

Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 году, когда была проведена первая конференция секретарей национальных комитетов по стандартизации. На ней присутствовало всего семь участников, но выработанные ими организационные принципы стали основой для создания в 1926 г. Международной Федерации национальных ассоциаций по стандартизации (ИСА). ИСА разработала около 180 международных рекомендаций по стандартизации, но с началом второй мировой войны ее деятельность была прекращена. После окончания войны, в октябре 1946 г., по решению ООН была создана Международная организация по стандартизации - ИСО (International Organization for Standardization - ISO). В нее вошли 25 национальных организаций по стандартизации. На заседании генеральной ассамблеи ООН был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы их работы.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Задачи ИСО: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами и развития сотрудничества в интеллектуальной, научной, технической и экономической областях.

В настоящее время в состав ИСО входят национальные организации по стандартизации 120 стран. Россию представляет Госстандарт России, имеющий статус комитета – члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов.

Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Комитетами-членами признаются только те организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.

Кроме этого членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов и членов-абонентов. Члены-корреспонденты не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура ИСО показана на рис. 6.1.

В ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы: - технические комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея – это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами (не более трех делегатов от каждого комитета-члена, которых могут сопровождать наблюдатели). Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи.

Совету ИСО подчиняются семь комитетов: ПЛАКО – техническое бюро; СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации; КАСКО – комитет по оценке соответствия; ИНФКО – комитет по информационным системам и услугам; ДЕВКО – комитет по оказанию помощи развивающимся странам; КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей; РЕМКО – комитет по стандартным образцам.

26. Сущность и содержание сертификации

 

Термин «сертификация» в переводе с латыни означает «сделано верно», т.е. соответствие подтверждено. В сущности, любая оценка соответствия — от «снятия пробы» готовящейся каши до защиты диссертации — есть сертификация, и, как мы говорили в первой лекции, вся наша деятельность сводится к трем взаимосвязанным ее видам: упорядочение и определение (стандартизация), контроль и замер (метрология) и подтверждение результатов (сертификация).

В точном смысле слова сертификация — процедура подтверждения, посредством сертификата или знака, соответствия некоторого изделия, системы или услуги требованиям определенного нормативного документа. В соответствии с положениями Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия направлено на достижение следующих целей:

удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

• содействие приобретателей в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

• повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

• создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

• обеспечения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

• доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

• недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, к которым не установлены требования ТР;

• установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

• уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат потребителя;

• недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

• защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

• недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

Систематическую проверку степени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой соответствия. Более частным понятием оценки соответствия считают контроль, который рассматривают как оценку соответствия путем измерения конкретных характеристик продукта.

С оценкой соответствия связаны проверка соответствия, надзор за соответствием, обеспечение соответствия.

Проверка соответствия — подтверждение соответствия продукции (процесса, услуги) установленным требованиям посредством изучения доказательств.

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.

Надзор за соответствием — это повторная оценка с целью убедиться в том, что продукция (процесс, услуга) продолжает соответствовать установленным требованиям.

Обеспечение соответствия — это процедура, результатом которой является заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям.

Применительно к продукции это может быть:

заявление поставщика о соответствии, т.е. его письменная гарантия в том, что продукция соответствует заданным требованиям; заявление, которое может быть напечатано в каталоге, накладной, руководстве об эксплуатации или другом сообщении, относящемся к продукции; это может быть также ярлык, этикетка и т.п.;

сертификация — процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям.

Термин «заявление поставщика о соответствии» означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа. Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК это является доказательством осознанной ответственности изготовителя и готовности потребителя сделать продуманный и определенный заказ.

Заявление изготовителя, которое называют также заявлением-декларацией, содержит следующие сведения: адрес изготовителя, представляющего заявление-декларацию, обозначение изделия и дополнительную информацию о нем; наименование, номер и дату публикации стандарта, на который ссылается изготовитель; указание о личной ответственности изготовителя за содержание заявления и др. Представляемая информация должна быть основана на результатах испытаний. Ссылка на стандарт не означает утверждение изделия организацией, принявшей этот стандарт. Изготовитель не имеет права пользоваться знаками соответствия стандартам. Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Такое подтверждение соответствия независимое, дающее гарантию соответствия заданным требованиям, осуществляемое по правилам определенной процедуры.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям.

Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса сертификации, могут быть различными в зависимости от особенностей объекта сертификации, что, в свою очередь, определяет выбор метода проведения испытаний и т.д. Другими словами, оценка соответствия производится по той или иной системе сертификации. В соответствии с международными нормами ИСО/МЭК — это система, которая осуществляет сертификацию по своим собственным правилам, касающимся как процедуры, так и управления.

Систему сертификации (в общем виде) составляют:

1) правила и порядок проведения сертификации;

2) нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;

3) процедуры (схемы) сертификации;

4) порядок инспекционного контроля.

Любая система сертификации использует стандарты (международные, региональные, национальные), на соответствие требованиям которых проводятся испытания. В системах сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые и являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре.

Сертификат соответствия — это документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта, а также к отдельным разделам или конкретным характеристикам продукта, что четко оговаривается в самом документе. Информация, представляемая в сертификате, должна обеспечить возможность сравнения ее с результатами испытаний, на основе которых он выдан.

Знак соответствия — это защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Обычно в системах сертификации действуют правила по применению знака соответствия или национальные стандарты, регламентирующие применение знака соответствия государственному стандарту. Разрешение (лицензия) на использование знака соответствия выдается органом по сертификации.

Если изделие сертифицировано на безопасность, то оно может маркироваться специальными знаками соответствия, которые относятся либо к конкретным видам продукции, например, электротехническим бытовым приборам, либо имеют более общий характер, т.е. информируют потребителя о безопасности многих видов товаров

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов. Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертифика-

ции. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем.

Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия.

 

Виды сертификации

 

Сертификация делится по принципу – обязательная и добровольная.

Обязательная – сертификация, которая подтверждает только обязательные, установленные законом, требования.

Целью является обеспечение безопасности и экологичности соответствующих услуг и товаров. Под такую сертификацию подпадают товары, внесенные в утвержденный законом перечень. Для этой группы товаров подтверждение соответствия является необходимым условием выхода в свободное обращение. После проведения всех необходимых процедур сертификации выдается декларация соответствия или сертификат, которые действуют на всей территории Росси.

Добровольная. Ее проводят по собственной инициативе поставщиков и производителей продукции.

Целью такой сертификации является повышение конкурентоспособности и повышение уровня доверия к продукции конечного покупателя. Объектами такой сертификации могут стать любые услуги или товары, проверяющиеся на соответствие стандартам различных категорий.

По принадлежности системе:

- гигиеническая (Минздрав);

- качества продукции (Госстандарт);

- пожарная (МВД);

- строительная (Госстрой).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.034 с.)