Основные правила и меры безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные правила и меры безопасности



Буксировка самолета производится, только с разрешения дис­петчера по рулению (диспетчера службы движения).

Буксировкой самолета руководит лицо инженерно-технического состава АТБ, на которое возложена эта обязанность.

Экипаж при буксировке должен находиться на своих рабочих местах.

Для передачи команд водителю тягача должна быть установ­лена двусторонняя связь между командиром ВС и лицом, ответст­венным за буксировку.

Пользоваться тормозами колес самолета разрешается:

— в случае поломки буксировочного устройства;

— при возникновении опасности столкновения с препятствиями;

— после остановки тягача и получения команды руководящего буксировкой «На тормоза».

Буксировку в ночное время и днем при видимости 2000 м и ме­нее следует производить с включенными аэронавигационными ог­нями.

Перед буксировкой экипаж должен убедиться, в следующем:

— давление в тормозной гидросистеме не менее 150 кгс/см2;

— система управления поворотом колес передней опоры вы­ключена;

— стояночный тормоз выключен.

 

Выполнение буксировки

Командир ВС, получив доклады членов экипажа о готовности, запрашивает у диспетчера руления (УВД) разрешение на букси­ровку; сообщает руководящему буксировкой место запуска, по его команде выключает стояночный тормоз и докладывает: «Стояноч­ный выключен, к буксировке готов». В процессе буксировки экипаж следит за препятствиями и наблюдает за сигналами сопровож­дающего.

По окончании буксировки на команду руководящего буксиров­кой «На тормоза» командир ВС отвечает: «Есть на тормоза», вклю­чает стояночный тормоз и докладывает: «На стояночном».

ЗАПУСК ВСУ И ДВИГАТЕЛЕЙ.

Запуск ВСУ

Запуск ВСУ производится от аэродромного источника электро­питания на месте стоянки самолета перед его буксировкой или на месте запуска основных двигателей. Разрешается выполнять под­ряд не более пяти запусков с интервалами не менее 1 мин и не более трех холодных прокруток.

При температуре воздуха ниже —25°С (для масла МК-8П) или ниже —40°С (для масла ВНИИ НП-50-1-4Ф) запуск ВСУ произ­водится только после подогрева маслосистемы двигателя ТА-8. По­догрев осуществляется от наземного подогревателя до температуры масла —25°С (—40°С). Горячий воздух подводится к маслобаку, маслонасосу и маслорадиатору.

 

Примечание. Как исключение, в, случае отсутствия аэродромного источника электропитания, разрешается запускать ВСУ от бортовой аккумуляторной батареи (не более трех запусков с интервалами не менее 3 мин).

Командир ВС:

— запрашивает у авиатехника разрешение на запуск ВСУ;

— подает команду экипажу: «Запустить ВСУ».

Штурман:

— докладывает: «Аэродромное питание подключено, напряже­ние... вольт» [должно быть в пределах (27,5—29,5) В];

— убеждается, что выключатель аккумуляторной батареи на­ходится в положении «ВКЛЮЧЕНО», переключатель «РАП—ВЫКЛ—ВСУ» установлен в положение «РАП».

Примечание. При запуске ВСУ от бортовой аккумуляторной батареи переклю­чатель «РАП—ВЬЩЛ—ВСУ» должен находиться в положении «ВЫКЛ»;

— устанавливает переключатель «ВКЛ. АККУМУЛ. РАП — ВСУ НА СЕТЬ» в положение «ВЫКЛ»; при этом должны загореть­ся красный светосигнализатор «ПРИБОРЫ ПИТАЮТСЯ ОТ АК­КУМУЛЯТОРОВ» на щитке управления энергетикой в кабине штурмана и красное светосигнальное табло «АККУМУЛЯТОРНОЕ ПИТАНИЕ» на средней приборной доске пилотов;

— устанавливает галетный переключатель в положение «АКК. ШИНА», проверяет напряжение на ней (должно быть не менее 27,5 В) и докладывает: «Штурман к запуску ВСУ готов»;

— контролирует напряжение бортсети в процессе запуска ВСУ;

— включает секундомер после доклада бортмеханика: «ВСУ запущена» и контролирует время прогрева, которое должно, быть не менее 1 мин.

По истечении этого времени подключает генератор ГС-12ТО к бортсети в следующем порядке:

— устанавливает переключатель вольтметра в положение.
«ВСУ», проверяет напряжение ГС-12ТО и, если оно не соответствует (27,5—29,5) В зависимости от типа установленных на самолете аккумуляторов, регулирует его выносным реостатом;

—контролирует нагрузку в сети по амперметру;

— устанавливает переключатель «РАП—ВСУ» в положение «ВСУ» (при этом загорается зеленый светосигнализатор «ГЕНЕ­РАТОР ВСУ»), а переключатель вольтметра — в положение «СЕТЬ»;

— проверяет нагрузку в сети по амперметру для определения зарядного тока аккумуляторов;

— включает переключатель «ВКЛ. АККУМУЛ., РАП—ВСУ НА СЕТЬ», убеждается в том, что красный светосигнализатор «ПРИ­БОРЫ ПИТАЮТСЯ ОТ АККУМУЛЯТОРОВ» погас, а четыре красных светосигнализатора отключения генераторов загорелись;

— контролирует напряжение и нагрузку в бортсети и доклады­вает: «Генератор ВСУ подключен, отключить АПА»;

— убеждается в отключении АПА.

Бортмеханик:

— проверяет включение АЗС на левой панели;

— включает главный выключатель пожарного оборудования и АЗС «ВКЛЮЧЕНИЕ БАЛЛОНОВ», убеждается, что горят белые светосигнализаторы исправности электроцепей пиропатронов по­жарных баллонов;

— включает подкачивающий топливной насос №2 левого дви­гателя, контролируя его работу по загоранию зеленого светосигиализатора.

Примечание. При запуске от бортовой аккумуляторной батареи подкачивающий насос № 2 левого двигателя включится после включения главного выклю­чателя запуска ВСУ;

— включает главный выключатель запуска ВСУ, при этом дол­жны загореться светосигнализаторы «ГОТОВ К ЗАПУСКУ» и «ВЕРХНИЕ СТВОРКИ ВСУ ОТКРЫТЫ» (см. рис. 11);

— устанавливает переключатель «ХОЛОДНАЯ ПРОКРУТ­КА — ЗАПУСК» в положение «ЗАПУСК» и убеждается, что пере­ключатель «ОТБОР ВОЗДУХА ВСУ» находится в положении «ЗА­КРЫТО» (если на самолете установлен переключатель «ОБОГРЕВ НА ЗЕМЛЕ ОТ ВСУ», то он должен находиться в положении «ВЫ­КЛЮЧЕНО»);

— получает доклад штурмана о готовности к запуску;

— докладывает: «Внимание! Запускаю ВСУ», нажимает на (1—2) с кнопку «ЗАПУСК» и контролирует в процессе запуска по приборам, светосигнализаторам и по времени:

  температуру газов за турбиной (допустимый, кратковременный заброс 680°С на 5 с);

по докладам штурмана — напряжение в сети, которое должно быть (24—30) В и не  падать ниже 16 В;

включение светосигнализатора «ВЫХОД НА РЕЖИМ» (сигна­лизатор должен загореться при достижении частоты вращения 90%);

— выход ВСУ через (14—44)с на частоту вращения ротора (100—101,5)%, при этом температура газов не должна превышать 575°С.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. БОРТМЕХАНИК ОБЯЗАН ПРЕКРАТИТЬ ЗАПУСК ВСУ, НАЖАВ КНОПКУ «СТОП», В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

— ПРИ ЗАБРОСЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА БОЛЕЕ 104,5%;

— ПРИ ПОСАДКЕ" ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ МЕНЕЕ 97%;

— ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ВЫХОДЯЩИХ ГАЗОВ БОЛЕЕ 680°С;

— ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ХЛОПКОВ И ДРУГИХ ПОСТОРОННИХ ЗВУКОВ; — ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ТЕЧИ ТОПЛИВА ИЛИ МАСЛА (ПО КОМАНДЕ

С ЗЕМЛИ);

— ПРИ УСТОЙЧИВОМ ПАДЕНИИ НАПРЯЖЕНИЯ НИЖЕ 16В.

После выхода ВСУ на режим холостого хода бортмеханик до­кладывает: «ВСУ запущена».

 

Подготовка к запуску двигателей

Перед запуском двигателей все члены экипажа по команде командира ВС «Готовность к запуску доложить» приступают к контрольному осмотру, подготовке и проверке кабины самолета.

Бортмеханик:

— убеждается, что предполетная подготовка выполнена в пол­ном объеме;

— контролирует:

закрытие дверей и люков (светосигнализаторы не горят), включение АЗС на левой панели АЗС, давление в тормозной гидросистеме, готовность пожарного оборудования, показания расходомеров (правильные);

— включает подкачивающие насосы и по светосигнализаторам убеждается в их работоспособности, устанавливает выключатели автоматов расхода топлива в положение «ВКЛЮЧЕНО» и убеж­дается, что топливомеры включены;

— устанавливает переключатель «ПЕРЕКАЧКА» в положение «АВТОМАТ»;

— открывает перекрывные краны топлива (пожарные) левого и правого двигателей и убеждается в загорании зеленых светосиг-нализаторов и появлении давления топлива по манометрам ДИМ-4Т (0,8—1) кгс/см2;

— включает:

переключатель прибора ИТ-2Т, предварительно убедившись в том, что преобразователь ПО-500 включен,

переключатели ПРТ-35 левого и правого двигателей, обогрев двигателей (в условиях возможного обледенения), на щитке ВСУ переключатель «ОТБОР ВОЗДУХА ВСУ» в по­ложение «АВТОМАТ»;

— убеждается по контрольному листу, что все пункты раздела «Перед запуском двигателей» выполнены;

— докладывает после выполнения всех операций: «Бортмеха­ник к запуску двигателей готов»;

— участвует в выполнении контрольных операций по карте.
Штурман:

— убеждается, что предполетная подготовка выполнена в пол­ном объеме;

— убеждается, что все АЗС на правой панели включены;

— проверяет включение бортового аккумулятора (аэродромное питание на Ту-134) и контролирует напряжение бортсети;

— готовит электрощиток к запуску;

— убеждается по контрольному листу, что все пункты раздела «Перед запуском двигателей» выполнены;

— докладывает (после бортмеханика): «Штурман к запуску двигателей готов»;

— по команде командира ВС зачитывает раздел контрольной
карты «Перед запуском двигателей» и участвует в выполнении
контрольных операций по карте.

Второй пилот:

— убеждается, что предполетная подготовка выполнена в пол­ном объеме;

— проверяет положение переключателей на щитке кондициони­рования;

— проверяет нейтральность триммеров: руля направления и элеронов по светосигнализаторам, а руля высоты — по механиче­скому указателю;

— включает выключатели «ТОПЛИВОМЕРЫ», «ПРЕРЫВИ­СТАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ», «МСРП»;

— проверяет звуковую и световую сигнализации «ПЕРЕНАДДУВ», «РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ», нажимая соответствующие кноп­ки на электрощитке правого пилота;

— убеждается в нейтральном положении переключателей ста­билизатора и закрылков (на Ту-134);

— включает светосигнальное табло «ПРИВЯЗНЫЕ РЕМНИ»,, «НЕ КУРИТЬ»;

— проверяет положение переключателей на абонентском аппа­рате СПУ;

— убеждается по контрольному листу, что все пункты раздела «Перед запуском двигателей» выполнены;

— докладывает (после штурмана): «Второй пилот к запуску двигателей готов»;

— участвует в выполнении контрольных операций по карте;

— запрашивает у диспетчера разрешение на запуск по коман­де командира ВС.

Командир ВС:

— убеждается, что предполетная подготовка выполнена в пол­ном объеме;

— убеждается, что стояночный тормоз включен и давление в тормозной системе (165—220) кгс/см2, а в гидроаккумуляторе ава­рийного торможения — (180—220) кгс/см2;

— убеждается, что все АЗС на панели левого пилота включены;
— проверяет нейтральность триммеров: руля направления и

элеронов по светосигнализаторам, а руля высоты — по механиче­скому указателю;

— убеждается, что переключатель стабилизатооа в положении «НЕЙТРАЛЬНО»;

— включает выключатели «УКВ», «ПО-500» и переключатель гасителей подъемной силы;

— перемещает рукоятку стопорения рулей в положение «РАС-СТОПОРЕНО»;

— отклонением штурвала, штурвальной колонки и педалей в крайние положения убеждается, что движения рычагов управления осуществляются без заеданий и металлического стука;

— убеждается, что РУД находятся в положении «МАЛЫЙ
ГАЗ» (на Ту-134.— «ОСТАНОВ.»), а рычаги реверса — в поло­жении «ВЫКЛ»;

— проверяет положение переключателей на абонентском аппарате СПУ;

— открывает крышку щитка запуска двигателей и устанавли­вает переключатель «ЗАПУСК — ЛОЖНЫЙ ЗАПУСК — ХОЛОД­НАЯ ПРОКРУТКА» в положение «ЗАПУСК», а главный выклю­чатель — в положение запускаемого двигателя, т. е. в положение «ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ)».

Примечание. На Ту-134 переключатели на щитке запуска должны быть установ­лены: «ЗЕМЛЯ—ВОЗДУХ» — в положение «ЗЕМЛЯ»; «ЗАПУСК—ЛОЖ­НЫЙ ЗАПУСК—ХОЛОДНАЯ ПРОКРУТКА» — в положение «ЗАПУСК», главный выключатель — в положение «ВКЛЮЧЕН»;

— убеждается по контрольному листу, что все пункты раздела «Перед запуском двигателей» выполнены.

— принимает доклады от всех членов экипажа о готовности к запуску;

— подает команду: «Контроль по карте» и участвует в выпол­нении контрольных операций по карте;

— запрашивает разрешение на запуск у диспетчера службы движения.

Запуск двигателей

  Запуск двигателей производится только с разрешения диспетчера службы движения после выполнения всех подготовительных операций.

Каждый последующий запуск рекомендуется начинать с другого двигателя, чтобы иметь возможность проконтролировать рост давления в основной гидросистеме, т. е. убедиться в работоспособ­ности гидронасосов.

Запуск прекращается в следующих случаях:

— если не появляется давление масла на входе в двигатель на частоте вращения ротора второго каскада 20% и более;

— при «зависании» частоты вращения роторов;

— если параметры ВСУ не соответствуют требуемым;

— если не произошло отклонения СТВ-10 до частоты вращения 48,5% или через 60 сек с момента начала запуска;

— если температура газов повысилась: до 550°С для двигателей Д-30 сер. 1; до 525°С при tB > ±15°C и 475°С при tB < +15°C для двигателей Д-30 сер. 2 на время 4 с или наблюдается дальнейший ее рост;

— при загорании светосигнализаторов (светосигнального таб­ло) «СТРУЖКА В МАСЛЕ», «ДАВЛЕНИЕ МАСЛА МАЛО», «ПОЖАР», «ЗАМОК РЕВЕРСА», «РЕВЕРС ВКЛЮЧЕН», «НЕ­ИСПРАВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ»;

— при повышении температуры масла более +90°С;

— при повышении давления топлива перед форсунками более 65 кгс/см2;

— при появлении постороннего шума в двигателе;

— по команде с земли (при появлении течи топлива или масла, факеления или сильного дымления из реактивного сопла);

— при самопроизвольном движении самолета;

— при отказе приборов контроля работы двигателей.

Примечание. Для прекращения запуска двигателя командир ВС обязан переве­сти рычаг останова в положение «ОСТАНОВ» (на Ту-134 РУД в положе­ние «СТОП») и нажать кнопку «ПРЕКРАЩЕНИЕ ЗАПУСКА».

ВНИМАНИЕ. В ПРОЦЕССЕ ЗАПУСКА ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— ПРОИЗВОДИТЬ НА САМОЛЕТЕ КАКИЕ-ЛИБО РАБО­ТЫ, КРОМЕ ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЕЙ;

— НАХОДИТЬСЯ ЛЮДЯМ, А ТАКЖЕ ТЕХНИКЕ, СТРЕ­МЯНКАМ И Т. П. В ЗОНЕ ПОДСОСА ВОЗДУХА ВПЕРЕДИ САМОЛЕТА НА РАССТОЯНИИ МЕНЕЕ 10 М, А ЗА РЕАК­ТИВНЫМ СОПЛОМ В ЗОНЕ ГАЗОВОЗДУШНОИ СТРУИ НА РАССТОЯНИИ МЕНЕЕ 50 М;

— ОСТАВЛЯТЬ КАБИНУ САМОЛЕТА ИЛИ ОТВЛЕКАТЬ­СЯ ОТ ПУЛЬТА УПРАВЛЕНИЯ;

— ПРОИЗВОДИТЬ ПОСАДКУ ИЛИ ВЫСАДКУ ПАССА­ЖИРОВ.

Командир ВС:

— подает авиатехнику, ответственному за выпуск самолета, команду: «От двигателей» и, получив ответ: «Есть от двигате­лей»,— «Внимание! Левый (правый) запуск!»;

— нажимает кнопку запуска двигателя на (1—2) с и, убедив­шись, что на верхнем электрощитке горит зеленый светосигнализатор «АПД РАБОТАЕТ», переносит руку на рычаг «ОСТАНОВ — ЗАПУСК» запускаемого двигателя (на Ту-134 — на РУД запус­каемого двигателя);

— переводит этот рычаг в положение «ЗАПУСК» (на Ту-134 — в положение «МАЛЫЙ ГАЗ») при достижении частоты вращения ротора второго каскада компрессора (7—8,5) % и, убедившись в на­дежном фиксировании его, продолжает активно контролировать процесс запуска.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ ЗАПУСКЕ РУЧНУЮ КОРРЕКТИРОВКУ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ПУТЕМ ПЕРЕМЕ­ЩЕНИЯ РЫЧАГОВ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯМИ;

— следит за тем, чтобы самолет в процессе запуска не переме­щался, и за сигналами авиатехника;

— переключает главный выключатель на щитке после запуска первого двигателя в положение второго и производит его запуск аналогично запуску первого двигателя;

— после запуска двигателей подает команды: «Генераторы, по­требители включить!», «Готовность к выруливанию доложить!».

Бортмеханик:

— нажимает кнопку пуска секундомера по команде: «Левый (правый) запуск» и убеждается, что на верхнем электрощитке горит соответствующий зеленый светосигнализатор «АПД РАБО­ТАЕТ», в случае, если он не загорается, то проверяет:

положение переключателей на щитке запуска, включение подкачивающих топливных насосов, закрытие дверей и люков (красные светосигнализаторы не дол­жны гореть), исправность самого светосигнализатора;

— контролирует процесс запуска и докладывает: «Давление масла и топлива есть», «Параметры ВСУ в норме», если давление воздуха перед стартером находится в пределах (2,2—3,6) кгс/см2 [при запуске от УВЗ (2,2—4,9) кгс/см2], часто­та вращения ротора ВСУ в пределах (98,5—101,5)%. (допускается просадка до 97% и заброс до 104,5% в течение не более 5 с), тем­пература выходящих газов ВСУ не превышает 670°С (допускает­ся не более 5 с температура 680°С); «Температура газов растет» [появляется при частоте враще­ния ротора второго каскада (30—40)%];  «Стартер отключился» (контролирует падение давления воз­духа по манометру, установленному на щитке запуска ВСУ, и сни­жение температуры выходящих газов ВСУ); «Гидронасос левого (правого) двигателя работает» (контроли­рует нарастание давления но манометру основной гидросистемы);

— докладывает после запуска двигателя, который длится не более 120 с: «Левый (правый) двигатель запущен»;

— убеждается, что параметры двигателя соответствуют режи­му малого газа:

    температура выходящих газов не более 360°С,

    частота вращения при стандартных атмосферных условиях (60,5— 62)%,

    давление масла не менее 2,5 кгс/см2 и светосигнализаторы «ВНА — 10°» горят.

Штурман:

— контролирует ток нагрузки генератора ВСУ, который недолжен превышать 350 А (на Ту-134 — напряжение бортсети, ко­торое недолжно падать ниже 16 В);

— следит за тем, чтобы самолет в процессе запуска не пере­мещался.

Второй пилот:

— прослушивает радиообмен, следит за сигналами с земли, а также за тем, чтобы самолет не перемещался, удерживает ноги в положении «НА ТОРМОЗА»;

— контролирует параметры двигателя и работу гидронасоса запускаемого двигателя;

— докладывает значения параметров двигателя в процессе за­пуска (при отсутствии СПУ у бортмеханика).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.42.205 (0.059 с.)