Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как поговорить об ответственности с малышом и подростком.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Следующий рассказ поможет продолжить разговор о воле и долге.
Клоун. Дмитрий Дмитриев (с 5-6 лет).
На одном пассажирском корабле плыл клоун. Всё своё клоунское имущество он вёз с собой, бережно расположив его прямо в каюте. Особенно дорога была ему маленькая скрипочка. С ней он исполнял финальный, самый известный номер, от которого зрители приходили в неописуемый восторг. Клоун очень боялся моря и плохо переносил качку. Тем временем она усиливалась, и клоуну становилось всё хуже и хуже. - Мне нужен свежий воздух,- он решительно поднялся и, опираясь на стены, выбрался на палубу. Сделал несколько шагов, крепко вцепившись в поручни, и глубоко вздохнул. Корабль здорово качнуло, и клоуна с ног до головы окатило холодной водой. Он еле удержался на ногах. Тут чья-то сильная рука схватила его и быстро втолкнула в какое-то помещение. - Это что ещё за прогулки?! Кто разрешил?! - Простите, капитан,- промямлил клоун, при свете лампы разглядев своего спасителя. Но капитан, казалось, уже забыл о нём. - Докладывайте, в чём дело?- обратился он к вахтенному офицеру. - Корабль неуправляем,- глухо произнёс тот. Капитан заметно побледнел, но тут же справился с собой. - Причина? - Выясняем! В этот момент в рубку ворвался старший помощник капитана: - Дело плохо. В трюм прибывает вода, начинается крен судна. - Сколько мы можем продержаться? - От трёх до пяти часов, капитан! Если повезёт… - Передать в эфир «SOS». Что с пассажирами? - Они напуганы. Начинается паника. - Подавлять панику любыми способами, вплоть до применения оружия»- холодно произнёс капитан. - Есть,- ответил старший помощник и достал револьвер. Клоун молча слушал этот разговор и не верил своим ушам. - Подождите! Прошу вас! Не надо никакого оружия! Я – клоун. Дайте мне устроить представление! Они будут смеяться и забудут об этом ужасном шторме… - Глупости!- резко ответил капитан, но потом остановился. - Хотя… Возможно, это выход. Приготовить салон для клоуна! - скомандовал он. Вскоре всех пассажиров привели в салон. Не успели они усесться, как выскочил клоун в своём самом смешном наряде. От неожиданности зрители замерли. Но стоило ему произнести: «Алле-оп! А вот и я!»- раздался детский смех. - Я – капитан корабля!- важно сообщил клоун.- Полный вперёд, лево руля!
В этот момент корабль вновь сильно накренился, клоун не удержался и упал: - Ой-ё-ёй! Я хотел сказать – право руля! Простите, я больше не буду! Затем он подбежал к капитану и снял с него фуражку. Из неё тут же посыпались разноцветные мячики. - Сколько длится ваше выступление?- тихо спросил капитан. - Думаю, час я смогу выдержать,- прошептал в ответ клоун. И представление началось. Никогда ещё ему не приходилось работать так долго одному. Но труднее всего было забыть о собственном страхе. Это ужасное чувство не отпускало его ни на секунду. «Ещё один номер со скрипочкой – и всё»,- с облегчением думал он. Но тут в дверях вновь появился капитан. - Нам нужен ещё один час! - Ещё час?! - у клоуна потемнело в глазах. - Хорошо, я постараюсь. – И представление продолжилось. Позабыв обо всём, зрители смеялись, словно находились в обычном цирке. А клоун то и дело бросал взгляд на большие часы. Прошло три четверти часа. Клоун наконец-то достал свою скрипочку… Когда номер закончился, зрители что есть силы зааплодировали: Браво! Бис! Они всё ещё хлопали, когда вошедший капитан прервал овации. Жестом попросив всех успокоиться, он громко объявил: - Дорогие друзья! Шторм стихает, но из-за большого скопления судов в порту мы не можем подойти к причалу. Сейчас к нам швартуются военные катера, которые доставят всех вас на берег. Прошу простить нас за это неудобство. Пассажиры послушно потянулись к выходу. Клоун, чуть живой от усталости и перенесённого волнения, еле слышно спросил у капитана: - Мы спасены? - Да, - улыбнулся он,- и вы – настоящий герой! И тогда перед глазами у клоуна всё поплыло – он стал терять сознание. Капитан, подхватив его на руки, позвал на помощь двух матросов, и они бережно перенесли его на катер.
- Что ты думаешь о поступке клоуна? - Легко ли ему было давать представление так долго и в таких условиях? - Что он чувствовал? (Очень важно, чтобы ребёнок учился понимать чувства других людей, знал, как они называются и умел объяснить свои собственные чувства. Это важно не только для нравственной сферы, но и эмоциональной. Ведь клоун чувствовал не только слабость из-за своего болезненного состояния («он плохо переносил качку»), но и чувство страха! Это очень сильное чувство. Страх за свою жизнь, страх смерти! Вот что борол в себе клоун).
- Что помогло ему побороть эти сильные чувства, делающие человека слабым и беспомощным? (Долг, страх за других людей, желание помочь, ответственность за других людей, ведь профессионально он МОГ помочь им отвлечься и легче пережить эти страшные минуты). - В этой истории речь идёт о человеческих жизнях. Порой в обычной твоей жизни тебе необходимо проявить волю, ответственность, сделать усилие над собой в каких-то пустяках или важных делах. Постарайся совершать это усилие, вспоминай клоуна, который в трудную минуту нашёл в себе силы помочь людям, выполнить свой долг. Так и каждый из нас может в трудную минуту найти силы, чтобы помочь своим близким и всем нуждающимся. Помочь себе преодолеть свои слабости и недостатки! Совладать со своей ленью, расслабленностью, побороть свои «нехочухи»! Можно дать задание ребёнку нарисовать клоуна. Вообще, рисовать иллюстрации к рассказам можно каждый раз по желанию ребёнка, поскольку рисование – это тоже размышление. Рисунок даст возможность поговорить, продолжить разговор и определить основное, что понял, почувствовал ребёнок.
Яблонька. В.А.Сухомлинский(с 5 лет). Третьеклассники Юра и Миша посадили весной возле школы яблоньку. Они полили её и решили: «Во время каникул будем приходить в школу и поливать маленькое деревце». Договорились так: сегодня будет поливать Юра, завтра – Миша, потом – опять Юра, потом – снова Миша. Будет расти яблонька – сил набираться. Наступили каникулы. «Сегодня мне поливать яблоньку, – подумал Юра.- Но что может с ней случиться, если один день не полить? Завтра придёт Миша и польёт…» Пришёл следующий день. Далековато жил Миша от школы. Он подумал: «Вчера же поливал яблоньку Юра… Ничего с ней не случится. Если один день не полить. Завтра опять Юрин день, он немного ближе к школе живёт, пусть себе поливает». Проходили дни, Юра надеялся на Мишу, а Миша – на Юру. Несколько дней яблоньку так никто и не поливал. В школу каждый день приходил маленький первоклассник Андрейка. Он кормил рыбок в школьном аквариуме. Видит мальчик: яблоньку никто не поливает, скоро засохнет деревце. Он стал поливать яблоньку каждый день. Зеленеет яблонька, сил набирается. Настала осень. Вот и первое сентября. Пришли дети в школу. Не терпится Юре узнать: поливал ли деревце Миша? И Мише хочется разузнать: поливал ли яблоньку Юра? Пошли мальчики к яблоньке. Шли и молчали. А когда увидели, что яблонька зеленеет, каждый из них испытал такой стыд, что наклонил голову и смотрел в землю. И каждый думал: «Это же только я не поливал, а товарищ мой поливал». Так и стояли ребята перед деревцем, опустив головы, пока не прозвенел звонок. Им было стыдно друг перед другом.
- Почему мальчикам было стыдно друг перед другом? - Что мешало им выполнять обещание – поливать яблоньку? (Здесь мы снова можем поговорить с ребёнком о пагубной силе лени, которая не только расслабляет характер, но и несёт вред тому (тем), за кого мы в ответе, перед кем в долгу). - Правильно ли это – надеяться на товарища, если ты сам дал обещание? (Каждый человек в ответе за себя и свои поступки. Каждому придётся отвечать и получать те последствия, которые он заслужил, получается, что за своё будущее мы в ответе. И творим мы его сейчас, в настоящем. Это очень важно понять ребёнку на самом простом сейчас уровне. На примере этих мальчиков, которые не смогли выполнить своё обещание, перекладывали ответственность друг на друга, а потом переживали чувство стыда).
- А если бы не маленький Андрейка, что было бы с яблонькой? (Вот мера ответственности, вот последствие безответственности и лени). Тема «мы в ответе за тех, кого приручили» - многое может раскрыть для ребёнка. На примере живущего рядом животного нужно показать его беззащитность и зависимость конкретно от него (неё), их ответственности и любви. Ведь приручаем мы не только животных, приручёнными и брошенными могут оказаться жёны, мужья и дети. А потом – брошеными, предаными. За ненадобностью или из-за поиска новых ощущений… Какая разница, почему, кто виноват и что случилось. Главное – люди утрачивают способность нести тяготы груза ответственности, долженствование, обязательства гнетут и раздражают. Потом – самооправдание. И – желание забыть, «начать с нуля». Путь от маленькой безответственности к большой – не такой уж и длинный. А если мы не будем воспитывать её целенаправленно и постоянно? Будут ли счастливы наши дети в жизненном пространстве личной безответственности?
Огонёк в окне. В.А.Сухомлинский (с 5 лет). Школа стоит на околице села, над оврагом. А Коля живёт за оврагом, и до школы ему идти далековато, с километр. Вечером из его дома хорошо видно, как светятся школьные окна. На одном окне стоит аквариум с рыбками. Ночью и днём воду в аквариуме подогревает электрическая лампочка – её хорошо видно Коле. Стояли лютые морозы. Однажды малыши даже в школу не пошли – так было холодно. Сидел Коля вечером дома в тёплой комнате, смотрел в окно и любовался далёким огоньком в школьном окне. Вдруг огонёк погас. «Лампочка перегорела,- подумал Коля.- Рыбки до утра погибнут, ведь такой мороз». Коля надел пальто, шапку и рукавицы и пошёл в школу. Была уже ночь. Мальчик очень замёрз, пока дошёл до школы. Нашёл сторожа, попросил ключ. Открыл школу, вошёл в класс, где стоял на окне аквариум. Вода была уже холодная. Он ввинтил новую лампочку. - Грейтесь, рыбки,- тихо сказал Коля и, заперев школу, пошёл домой. Зимой ещё три раза приходилось мальчику ночью идти в школу – рыбок спасать. Теперь он не боялся ни темноты, ни мороза, ни метели.
- Ты стал мужественным, Коля, - похвалил его учитель.
- Легко ли было Коле идти ночью спасать рыбок? - Что приходилось ему преодолевать в себе? - А тебе когда-нибудь приходилось преодолевать в себе лень, страх ради другого? - Что случилось бы, если бы Коля поддался своим чувствам? Маленькие дети хорошо реагируют на такие истории. Пламенно говорят о необходимости спасать животных. Это нужно поддерживать. Но мягко и терпеливо необходимо помочь ребёнку понять, что большие подвиги – это не всегда, а жизнь полна повседневностью, маленькими, но важными делами, исполнение которых и куёт его характер, делая волевым, сильным духом и ответственным. А это – ежедневные обязанности, порой скучные и обыденные. Следующий рассказ очень ярко поясняет ребёнку, что такое ответственность. В пятилетнем возрасте он воспримется по-своему, а в тринадцать лет – глубже. В полной же мере всю глубину этого удивительного повествования иной и взрослый не чувствует. Возвращаться к истории Маленького принца определённо нужно в разные возрастные периоды ребёнка, постигая шаг за шагом философию приручения и связанную с ней ответственность. От животного до родителей. Таков путь возрастания понимания «уз» в сердце ребёнка. Ведь самое главное приручение мы вершим любовью и тем, что любим сами и позволяем любить нас.
Маленький принц. По сказке Антуана де Сент-Экзюпери (с 5 лет). Маленький принц жил на крошечной планете. Только и было у него, что три вулкана ростом ему по колено и … роза. Он полюбил эту красавицу и рад был служить ей. Только роза была так горда и обидчива, так капризна и всем недовольна, что Маленький принц совсем с ней измучился. Пустые слова цветка он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Тогда Маленький принц решил оставить розу и отправиться в далёкое странствие. Так он попал на нашу планету. Путешествуя по ней, он набрёл на дорогу, которая привела его в сад, полный роз. И маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок. - Кто вы?- спросил он, поражённый. - Мы – розы,- отвечали розы. - Вот как…- промолвил Маленький принц. И подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза». Принц сел в траву и заплакал. Вот тут-то и появился Лис. - Здравствуй,- сказал он. - Здравствуй,- вежливо ответил Маленький принц и оглянулся. Но никого не увидел. - Я здесь,- послышался голос. – Под яблоней… - Кто ты? Какой ты красивый! - Я – Лис. - Поиграй со мной. Мне так грустно… - Не могу я с тобой играть. Я не приручён. - Ах, извини,- сказал Маленький принц. Но, подумав. Спросил:- А как это – приручить? - Видно, ты не здешний,- заметил Лис. И добавил:- Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы. -- Узы? - Вот именно,- сказал Лис.- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…
- Я начинаю понимать,- сказал Маленький принц.- Есть одна роза… наверное, она меня приручила… - Очень возможно,- согласился Лис.- Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. Мальчик стал приходить к Лису каждый день в одно и то же время. Они подолгу разговаривали. Лис многое открыл Маленькому принцу. Но вот настал час прощанья. - Я буду помнить о тебе,- сказал Лис. Потом прибавил:- Пойди, взгляни ещё раз на розы. Ты поймёшь, что твоя роза – единственная в мире. А когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. Маленький принц пошёл взглянуть на розы. - Вы ничуть не похожи на мою розу,- сказал он им.- Вы ещё ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете. И Маленький принц возвратился к Лису. - Прощай…- сказал он. - Прощай,- сказал Лис.- Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. - Самого главного глазами не увидишь,- повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. - Потому что я отдавал ей все свои дни…- повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. И добавил:- Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел этому радоваться. Надо было судить не по словам, а по делам. Я не должен был бежать. За её капризами и обидами надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я ещё не умел любить… - И не забывай,- говорил Лис,- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу. - Я в ответе за мою розу…- повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Почему Маленький принц убежал от розы? - Почему ему было трудно с розой? Почему она так вела себя? - Как её поведение объяснил Лис? - Что понял Маленький принц о своей розе? - Какой мудрости научил Маленького принца Лис? - За кого в ответе ты? Кого ты приручил? Как зависит от тебя тот, кого ты приручил? - Что будет, если ты покинешь того, кого ты приручил? Оставишь своим вниманием и любовью? - А как ты думаешь, в нашей семье, в наших отношениях кто-то кого-то приручил? Объединены ли мы узами? Какими? - А как ты приручил(а) меня? А папу? А сестрёнку? - А они тебя? А я? Говорим об обидах - Вот у тебя есть друг (подруга), вы иногда ссоритесь, он обижает тебя, ты обижаешься, да? Иногда вы не разговариваете какое-то время. А есть люди, которые в результате ссоры прекратили отношения, расстались. Почему? Правильно, потому что не смогли простить обиды. Так что же такое обида? Ты часто обижаешься? - А как научиться не обижаться? (Помнить о том хорошем, что даёт нам человек. Не обижаться на то, что задели наше «Я». Уступать в ссоре. Быть терпеливее. Думать о том, что глупая ссора может привести к тому, что ваша дружба закончится. Обида – это ржа, разъедающая узы дружбы). Быть в ответе за кого-то – это значить заботиться, прощать все обиды и проявлять много терпения. Мы все в ответе за тех, кого приручили. Давайте помнить об этом! Нужно поговорить и о терпении. Именно терпение помогает человеку не обижаться, а обидевшись, быстрее прощать. Любовь и терпение – добродетели, оберегающие человека от нравственного падения и гибели. Приведённый выше диалог мы вряд ли сможем провести весь и сразу с ребёнком. Идя вслед за его разумением, желанием и откровением, мы строим беседу не насильственно, а с радостью открытия и интересом. Читать эту мудрую сказку для детей и взрослых можно с ребёнком 2-3 раза в год, делая всё новые открытия, возрастая в понимании ответственности и любви.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.046 с.) |