Как поговорить об ответственности с малышом и подростком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как поговорить об ответственности с малышом и подростком.



Разорённое гнездо. Тимофей Лубенец.

 

Пришла весна красная. Прилетели из-за моря ласточки и начали вить гнёзда по сёлам и деревням. Все радовались желанным гостьям – благовестницам весны.

Пара ласточек свила себе гнездо под крышею дома одного крестьянина. Как усердно хлопотали птички, пока строили свой домик!

И вот уже в гнёздышке вылупились и запищали птенчики…

Есть на свете люди хорошие, но немало и злых.

Один шаловливый мальчик по имени Ванюша поспорил с товарищами, что камнем собьёт ласточкино гнездо.

Спорившие никак не ожидали, что их товарищу действительно удастся попасть в гнездо, так высоко оно было. Но Ванюша прицелился, швырнул камнем и – гнездо упало. Голенькие птенчики вывалились и убились.

Велико было горе ласточек. Как жалобно они щебетали, когда не нашли под кровлею своих взрослых детушек. Летая из стороны в сторону над головами мальчиков, безутешные птички словно выговаривали:

- Дети! Зачем вы так жестоко поступили с нами? Зачем отняли у нас радость и утешение? Бог вам судья!

Мальчикам до слёз стало жалко ласточек. Ванюша вместе с другими старался отогреть мёртвых птенчиков, но, увы! Было поздно, беды не исправишь. Минута безумья – раскаянья на целый век!

Прошло время. Ваня вырос, женился; из его трёх детей один ещё качался в колыбели. Стали отцами и оба его товарища. Давно забыты были детские шалости, забыта была и история с ласточками. Но никогда уже с тех пор не вили гнёзд в их домах ласточки.

В тот год стояло жаркое, сухое лето. Как-то в полночь загорелся дом Ивана. Иван выбежал в одной рубахе, не успев вынести из дома ребёнка, оставленного в колыбели. Огонь быстро перекинулся и на соседние дома товарищей его детства. Все трое очутились без крова.

Сидят несчастные погорельцы на пепелище, горюют, плачут; особенно убивается Иван о ребёнке своём.

- За что, Господи, Ты так наказал меня? Чем я Тебя прогневал?

В это время откуда-то появились над пепелищем ласточки. Они закружились прямо над головами Ивана и его товарищей. 

Вспомнил тогда Иван разорённое им когда-то гнездо, убитых птенчиков и безутешное горе ласточек. Взглянул он на своих деток и ещё больше залился слезами!

Этот рассказ может быть использован не только для общения с ребенком от 5 лет, но и с подростком и юношей. Смысл данного события необычайно глубок и позволяет дать ребёнку представление о поступке (причине) и его следствии, о законе бумеранга, когда мы получаем то, что запустили, о нарушении заповеди «Не убий!», о бездумности поступков и слов без осознания последствий, о невозможности исправить некоторые ошибки, об ответственности детей за грехи родителей, о длительности срока наказания, когда дурной проступок забыт, а последствия его только начинают проявляться в жизни человек. И главное - что за всё на свете приходится давать ответ и нести наказание.

В зависимости от возраста ребёнка строится и глубина общения и проникновения в суть смысла рассказа. Родительское чутьё, знание уровня готовности и развития своего ребёнка поможет вам, дорогие родители, определить эту глубину.

- Почему никто из мальчиков не подумал о том, что камень может попасть в гнездо, о возможном последствии поступка? (Наверное, мальчики не научены были просчитывать результат, задумываться о последствии поступка).

- Почему ни один из мальчиков не остановил Ваню? (Здесь очень полезно дать ребёнку представление о стадном рефлексе, страхе поступить так, как не одобрит окружение, страхе иметь и высказать своё мнение, той самой самостоятельности в мнении, способности противостоять всем в решительные минуты выбора, что и определяет самостоятельную, ответственную и смелую личность. Ещё важно донести до ребёнка мысль, что каждый человек сам отвечает за себя и свои ошибки, расплата порой бывает жестокой, а последствия очень серьёзными, как мы видим в истории с Ваней).

- А ты можешь сказать своё мнение, поступить по-своему в минуты выбора, даже если толпа не одобрит тебя?

- Случалось ли тебе оказываться в такой ситуации? Что ты чувствовал(а)? Было ли тебе страшно?

- Мальчики переживали и раскаивались в своём проступке. Почему же наказание настигло их? (Может, имело место раскаянье без покаяния. Нужно объяснить ребёнку необходимость каяться в соделанном и стремиться никогда уже не совершать подобное. Возможно, именно через покаяние мальчики пришли бы к поступкам, цель которых не исправить (это невозможно) зло, но всю жизнь делать добро беспомощным и беззащитным, добрыми делами искупать свой грех. Но они забыли…)

Важно спрашивать у ребёнка, о чём он задумался, прочитав рассказ? Дети часто спрашивают, почему за поступок отца ответил невинный младенец? Надо поговорить об ответственности за зло, когда единственным средством показать человеку жестокость его поступка, открыть глубину боли и переживаний того, кому был нанесён удар, - это отнять у человека то, что он отнял своим злым поступком у другого. Ведь покаяния и исправления зла всей жизнью не было. К сожалению, именно через горе, потери, болезни и страдания человек часто приходит к пониманию беспутности свой жизни, глубине своего падения, тяжести своих проступков.

Откуда мы знаем, что когда болит зуб – это очень больно? Спросите об этом ребёнка, и он скажет, что понял это, когда болел его собственный зуб. Неужели ВСЁ человеку надо пережить самому, чтобы понять боль другого человека, пробудить в нём сострадание и сочувствие? Как это неразумно! Объясните ребёнку, что соотносить поступок можно  с таким нравственным законом: «Не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!». Как просто: примерь ситуацию на себя, что ты чувствуешь? Каково тебе? Попросите ребёнка поупражняться, опираясь на ситуации из его жизни: обозвал товарища, пожалел вещь, обидел сестру, нагрубил бабушке и т.д. Пусть ребёнок почувствует и проговорит чувства другого человека. Это будет учить его просчитывать поступок, сдерживать свои порывы, отвечать за себя, свои слова и поступки.

- Чему научила тебя эта история? Что самое важное ты понял? (Такие вопросы нужно задавать после любого общения. Родителю важно понять, что осталось в разумении дитя, что главного для себя он взял. Порой то самое главное, что мы доносили до ребёнка, не попало в его сердце, а он «зацепился» за что-то важное для себя, что часто связано с личными переживаниями и негативным жизненным опытом. Надо помочь ребёнку разобраться с этим вопросом и вернуться к рассказу через какое-то время.

Рекомендация: опасайтесь слишком рано дать ребёнку какие-то понятия и истины, если он не готов ещё их воспринимать. Если вы видите, что ребёнок искажённо воспринимает смысл, акцентируется на чём-то, не способен что-то понять в силу своей незрелости и неготовности, отложите общение, потому что любое насилие станет тормозом в правильном понимании и усвоении тех нравственных понятий, без которых невозможна полноценная и счастливая жизнь.

Помните, что каждое нравственное понятие необходимо давать ребёнку на разных возрастных этапах заново, но всё же углубляя и расширяя его смысл, наполняя новым содержанием и аргументацией. Чем старше становится ребёнок, тем больше мы отдаём в диалоге места его рассуждениям, мыслям вслух, сомнениям, выслушиваем его подростковые доводы, порой с налётом цинизма и парадоксальности. Что делать – это последствие наших недоработок…

    

Камень  В.А.Сухомлинский (с 5 лет).

На лужайке, под развесистым дубом, жил колодец. Много лет давал он людям воду. Под дубом, у колодца, любили отдыхать путники.

Однажды к дубу пришёл мальчик. «А что будет, если я возьму камень и брошу его в колодец? Вот, наверное, сильно булькнет!»- подумал он, поднял камень и бросил в колодец.

Раздался сильный всплеск. Мальчик засмеялся, убежал и быстро забыл о своей шалости.

А камень упал на дно и закрыл источник. Вода перестала наполнять колодец, и он высох. Высохла трава вокруг, и дуб высох, так как подземные воды ушли в другое место. Перестал вить гнездо соловей. Смолкла соловьиная песня. Тоскливо и пусто стало на лугу.

Прошло много лет. Мальчик вырос, стал отцом, потом дедушкой.

Однажды он пришёл туда, где когда-то зеленела лужайка, шумел развесистый дуб, манила путников чистая колодезная вода.

Не стало ни лужайки, ни дуба, ни колодца. Лишь желтел песок да ветер разносил тучи пыли.

«Куда же всё подевалось?» - подумал дедушка.

 

- О чём этот рассказ? (Это очень важный вопрос, потому что главное в нём - это бездумность поступка. Вот уж, действительно, праздность, скука и лень – основа пороков. Сколько проступков совершается бездумной мальчишеской рукой. Взрослые должны научить мальчика направлять огромный поток мужской энергии в доброе, созидательное русло).

- О ЧЁМ подумал мальчик перед тем, как бросить камень? (О том, как он «сильно булькнет»)

- А о чём должен был подумать? (О возможных последствиях).

Правильно воспитанный мальчик нашёл бы чем занять себя, задумался бы о том, какое доброе дело сделать в этом чудесном месте отдохновения и покоя. Ему хотелось бы оставить после себя кусочек труда, доброе дело. А что можно было бы там сделать? Спросите об этом своего ребёнка. Можно расчистить лужайку от застарелых веток, сделать скамеечку, прикрепить кружку для путников… Как важно нам, родителям, запускать мыслительный процесс ребёнка в нужном направлении. Добру надо учить. Надо учить думать по-доброму. Многие большие дела человека начинаются с такого разговора с папой или мамой. Вспоминаются слова, внимательные глаза мамы, проникновенная интонация отца. И останавливается поднятая рука. По-иному текут мысли. Другой совершается поступок.

Задумаемся…Где и кто учит ребёнка созидательному размышлению и созидательному действию? В садике? Да, немного. В школе? Ещё в меньшей степени. Точнее, крайне редко. Дома, в семье? Только здесь, если родители задаются подобной целью открыть для ребёнка пространство в душе для потребности вершить добрые дела. Спросите себя: делаю ли я это? Что делаю я? Именно отсутствие созидательности в жизни ребёнка подталкивает его к саморазрушающему поведению (курение, наркотики, алкоголь). Человек с детства не оценил сотворённое как результат созидательного труда. Себя в том числе. И как творение Божие, и как опору и надежду родителей.

- Какие последствия имел брошеный камень?

- Дедушка не знал, что по его вине всё так изменилось вокруг. Будет ли он отвечать за свой поступок? (Конечно, будет. Ведь незнание не освобождает нас от ответственности. Автор не рассказывает нам о жизни этого человека. О его потерях, состоянии души. Но то чувство, которые мы испытываем к нему (жалость), уже говорит о том, что расплата присутствует в его жизни. Что ты чувствуешь к этому человеку?). Вот опять у нас есть возможность показать ребёнку причинно-следственную связь всего в жизни. Зависимость последствия от поступка. Порой причина – видна, а вот следствие творится невидимо, долго и имеет разрушительность большой силы. Быть творцом разрухи, опустошения, убить красоту – страшно… И даже если ты не знаешь о том, что совершил, эта разруха войдёт в твоё сердце, разорит гнездо твоего спокойствия, уничтожит чистоту течения мысли, покой, уверенность и радость. Так человек зарождает внутри себя тревогу, страхи, неуверенность. Так впускает в себя уныние и депрессию. Подобное вызывает подобное. Что посеешь, то и пожнёшь.

- А как это - думать о последствиях поступка перед его совершением? Давай посмотрим на какую-то ситуацию из твоей жизни. Что ты сделал не очень хорошего сегодня, вчера, недавно? (Дайте возможность ребёнку порассуждать, подумать. Соотнести разговор с вами с личным жизненным опытом, собственными переживаниями. Книжная истина всегда должна быть согласована с жизнью ребёнка, иначе она несёт в себе истины мёртвые, невостребованные живой душой ребёнка. Дети – практики, они не могут только теоретизировать и так воспитываться. Они хотят прикоснуться к тому, о чём говорят, чтобы поверить…)

Он возненавидел красоту (с 4-5 лет).

У одной матери был трёхлетний сын. Очень любила мать своего единственного сына. Что ни захочется сыночку, мама сразу же старается исполнить его желание.

Увидел сын за окном цветущую розу, спрашивает: что это такое?

- Это цветок розы,- отвечает мать.

- Хочу цветок розы,- требует мальчик. Не просит, а требует.

Мать идёт, срезает цветок розы и приносит сыну. Подержал мальчик цветок в руках, измял лепестки и бросил на пол.

Увидел сын на заборе воробья, спрашивает: кто это такой?

- Это воробей,- отвечает мать.

- Хочу воробья,- требует мальчик.

Мать пошла к соседским детям, просит: «Поймайте воробья, куплю килограмм конфет».

Поймали дети воробья, получили килограмм конфет, принесла мать сыну птичку. Взял мальчик воробья, стал играть, придавил его за шейку, пискнул воробышек и умолк. Бросил сын мёртвого воробышка.

Услышал сын, как кто-то играет за окном на свирели. Понравилась мальчику игра, спрашивает он у матери: что это такое?

- Это пастух играет на свирели,- отвечает мать.

- Хочу песню, хочу песню, она такая красива! – потребовал мальчик.

Пошла мать к пастуху, просит: «Иди, пастух, к моему мальчику любимому, хочет он, чтобы ему принадлежала эта прекрасная песня».

- Нет,- отвечает пастух,- песня – это красота. Она никому одному не может принадлежать. Она принадлежит всем людям.

Ни с чем пришла мать к сыну, передала ему ответ пастуха.

И сын возненавидел красоту, перестал узнавать и понимать прекрасное.

Этот рассказ, в первую очередь, о родительской ответственности за ребёнка и перед ребёнком. В этом рассказе Сухомлинский не даёт мальчику имени, потому что это обобщённый образ капризного человека, которому потворствует любящая мать. Только вот любовь её искажает сердце ребёнка, учит его ненависти вместо любви. Автор не даёт нам реакции матери, когда ребёнок убивает(!) птицу. Сердце её холодно к любой боли, кроме боли её ребёнка. Такова слепая любовь. Она делает сердце любящего слепым и глухим. Так воспитывают эгоистов. Нельзя исполнять любые капризы ребёнка. Капризы вообще нельзя выполнять. Надо приучать ребёнка в любом возрасте просить, пояснять свои желания, аргументировать свои потребности, взвешивать заслуженность поощрения и лишать себя желаемого, если совершён дурной проступок, требующий наказания. Или просто у родителей нет возможности исполнить его.. Это – нормально и т а к должно быть. ЧТО мы делаем, чтобы так было?

- Почему мальчик требовал у мамы то цветок, то птичку, то песню?

- Осознавал ли мальчик, что губит всё, что попадает в его руки? Почему так происходит?

- Что ты почувствовал, когда птичка погибла? Что бы ты мог сказать мальчику в эту минуту?

- К чему приводят капризы?

- Было ли с тобой так, что тебе очень чего-то хотелось?

- Ты получал отказ?

- Как ты отреагировал? Умеешь ли ты принимать отказ?

- Можно ли мальчика назвать ответственным? Почему?

- За что он должен был отвечать?

Это рассказ не только об ответственности, но и  о послушании. Трудно себе представить ответственного ребёнка, лишённого благостной силы послушания…

Не забывай о винтике! (с 5 лет).

Юрко сидел дома и выполнял домашнее задание по грамматике. Сначала он переписал несколько предложений. Нужно было ещё подчеркнуть имя существительное, но Юрко спешил и не сделал этого. Быстренько закрыл тетрадь и побежал к мальчикам играть в мяч.

Вечером отец проверял тетради. Он увидел, что Юрко не закончил упражнение.

- Почему же ты не закончил работу? – спросил отец.

Юрко наклонил голову и молчал.

- Слушай, что я тебе расскажу,- сказал отец.- На заводе построили большой пассажирский самолёт. Много рабочих трудилось, чтобы всё сделать, как надо. Осталось завинтить под крылом один маленький винтик.. поручили одному рабочему:

- Возьмите винтик и завинтите под крылом.

А рабочий забыл.

Так и передали самолёт на аэродром.

Полетел самолёт в первый рейс. В новом самолёте сидело пятьдесят пассажиров. Но ведь он был без винтика… Поломался самолёт, упал и разбился. Люди погибли.

Вот что бывает, когда человек забывает о маленьком винтике.

Не забывай, сын, о винтике!

 

- Что бывает, когда человек забывает о маленьком винтике?

- Для Юрко что было этим «маленьким винтиком»?

- Расскажи о твоих «маленьких винтиках»?

- Какие дела ты не заканчивал? Почему? Что мешало тебе? (Здесь можно поговорить о лени, которая растёт в человеке, если он не заставляет себя, не противостоит ей действием, сопротивлением самому себе. Борьба с «не хочу» - составляющая воспитания ответственности. И самовоспитания).

С МАЛЕНЬКОГО ВОЗРАСТА НУЖНО ПРИУЧАТЬ РЕБЁНКА ЗАВЕРШАТЬ НАЧАТОЕ. Устал? Отдохни и продолжи, но не бросай на середине, не поддавайся своим капризкам, слабости и безволию. Если работа объёмная, нужно обговорить с ребёнком, сможет ли он сегодня завершить начатое? Отложить можно по договорённости. Это будет запланированный шаг, а не каприз. Это будет учить ребёнка взвешивать объём предстоящего дела, свои возможности, планировать и контролировать себя. Это тоже маленький штрих в воспитании самостоятельности и ответственности в ребёнке.

Рассказ о винтике – прекрасная возможность помочь ребёнку осознать, что большие несчастья берут начало в маленькой безответственности.

- Как ты думаешь, каким был в детстве этот рабочий, забывший завинтить винтик в самолете? Был ли он ответственным? (Спросим ребёнка, если он сам не сказал об этом качестве).

- В каких делах ответственность не нужна? Может, есть такая работа, где можно быть несобранным и безответственным?Может, доктору она не нужна? А тому, кто делает лекарства? А лётчику? А водителю?

- А кем хочешь стать ты, когда вырастишь? Нужна ли будет ответственность в твоей профессии?

- Какой «винтик» ты не завинтил сегодня?

 

Как Юра воспитывал себя (с 5 лет).

Юра учится в третьем классе. Он живой, непоседливый, сообразительный, но немного ленивый мальчик. Не хочется иногда Юре выполнять домашние задания.

Зато он очень любит играть в мяч. Однажды, играя, упал и сломал ногу. Пришёл врач, наложил на ногу гипсовую повязку и сказал, что придётся лежать месяц.

Лежит Юра, грустно ему. Встать нельзя, о мяче и думать не приходится.

Тяжело лежать мальчику. Он и решил: буду думать о чём-то интересном, чтобы время быстрее шло.

Вспомнил Юра, как учительница рассказывала о Николае Островском. Этот писатель был болен, не мог вставать с кровати, даже ослеп, но написал книгу.

«Буду и я работать,- решил Юра.- Ведь больна у меня только нога. Буду читать книги, учить уроки».

Как решил, так и сделал. Мама положила на стол возле кровати учебники, тетради и ручку.

Проснулся Юра – и сразу за уроки. Задачи решает, упражнения по грамматике пишет, рассказы читает.

«В школе мои товарищи занимаются по четыре часа каждый день, а я буду работать по пять»,- решил мальчик.

Иногда бывает, проснётся Юра и не хочется ему браться за книгу. Но ему становится стыдно. Он думает: «Разве так может поступать настоящий человек? У меня больна только нога. Работать же надо головой».

Подумав так, берётся Юра за книгу.

 

- Как поступил Юра? Почему? Какой выбор у него был. (Интересен разговор с ребёнком о выборе. Ведь нам часто приходится делать выбор. Чем мы руководствуемся, выбирая? (пусть подумает и ответит ребёнок). Всегда ли позицией «надо» или идём на поводу у «хочу»? Что труднее? Что помогает нам выбрать «надо»?)

Здесь ребёнок подводится к размышлению о понятии «воля». Что это такое? Именно, сделав волевое усилие, мы принуждаем себя к чему-то. Например, сесть за выполнение уроков или выполнить домашние обязанности. Или сделать выбор между развлечением и помощью младшему брату. Не говоря уже о том, что именно волевой человек способен делать правильный выбор в ситуации принуждения товарищами покурить, попробовать травку и пр. Принуждать себя человеку приходится в жизни очень часто и не надо бояться этого или считать, что из-за этого жизнь очень трудная. Способность управлять собой, быть волевым даёт человеку необыкновенное чувство свободы, которая неведома человеку, который всегда живёт по «хочу». Кому-то покажется противоречивым эти два понятия «долг» и «свобода», но они в содружестве и согласии держат человека в рамках и границах внутреннего согласия. Человек, избегающий выполнения своего долга, выбирающий лёгкий путь не находит счастливого умиротворения и внутреннего спокойствия, а так и мечется в оковах своих капризов, раздираемый чувствами непонятными и томительными. Уныние, тоска и гнетущее осуждение других – становятся уделом такого человека.

- А как было на душе у Юры? Спокойно и радостно от принятого и исполненного решения?

- Как у тебя с волей?

- Сегодня тебе приходилось совершать волевое усилие, принуждать себя? Давай попробуем сделать это в ближайшие дни. И обязательно прислушайся к себе, что ты почувствуешь в такую минуту власти над самим собой?! И обязательно запомни это ощущение. Так начинается работа над вырабатыванием воли. И конца е й не видно, потому что лень тоже не дремлет и хочет завоевать именно нашего ребёнка, именно тебя, Саша, Витя, Наташа…

    

Встреча 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.079 с.)