Как поговорить об ответственности с девочкой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как поговорить об ответственности с девочкой.



 

Вол и Садовник В.А. Сухомлинский (с 7 лет)

В поле работали Вол и Человек. Вол, запряжённый в плуг, вспахивал поле. Медленно передвигал он ноги по земле, тянуть плуг было нелегко, но Вол привык повиноваться Хозяину. Он знал, что, если остановится, Хозяин больно ударит его кнутом да ещё и сена меньше даст вечером.

А Человек вскопал лопатой небольшой каменистый участок, готовя его для виноградника. Вол утром слышал разговор Хозяина с Садовником. Садовник сказал: этот каменистый участок даже Волу не по силам. И вот сейчас Вол услышал: вскапывает Человек участок и поёт. С него пот течёт, а он поёт и поёт, и глаза у него весёлые, радостные.

- Садовник, тебе тяжело?- спросил Вол, поровнявшись с Человеком.

- Ой, как тяжело…- ответил Садовник.

- Но почему же ты поёшь и глаза у тебя радостные?

- Потому что я вижу мёртвый каменистый участок уже вскопанным. Вижу на нём виноградные гроздья. Вижу радость в глазах людей, которые увидят мой труд.

- как же ты всё это видишь? – спросил изумлённый Вол.- Этого ведь нет.

- Если бы человек видел только то, что есть, он не был бы человеком. Человек видит своё будущее.

- Научи меня, Садовник, видеть то, чего нет.

- Хорошо,- сказал Садовник,- сейчас я освобожу тебя от хомута.- Но без хомута и кнута я не смогу работать,- взмолился Вол.

Садовник только развёл руками и подумал: тот, кого заставляют работать хомут и кнут, не может видеть будущее. Он не сказал этих слов, потому что Вол всё равно ничего бы не понял.

- О чём эта история?

- Почему Вол не мог понять этой мысли Садовника?

- Что такое кнут и хомут для человека? (Есть ведь такие ребята, которые ждут, когда их заставят делать уроки, потому что сами себя они заставить не могут. Кто же они? В чём главное отличие Человека от вола?

- Как помогает человеку в работе видение результата труда?

- Что может видеть ученик, выполняющий домашнее задание, чтобы это помогало ему? А при домашней работе? Подумай о своей обязанности и попробуй помочь себе увиденным результатом, который может ожидать тебя по окончании работы.

- Девочка с нежеланием приступает к мытью посуды. Она молодец, ведь девочка смогла принудить себя. А теперь, давай поможем ей представить ту радостную картину, которая поможет ей с интересом, любовью и радостью выполнить свою обязанность (Девочка может представить чисто вымытую посуду, как она стройным рядом стоит на полочке. Вычищенная раковина блестит, а мама радуется, что у неё такая хозяйка).

Что будет, если остановится время (с 6-7 лет) В.А. Сухомлинский.

Очень давно в небольшой сельской школе учился мальчик Василько. Работал в школе один учитель, и все дети занимались в одном классе.

Пришло лето. Василько окончил второй класс и с гордостью сказал отцу и матери:

- Теперь я уже третьеклассник.

И ещё с гордостью рассказал о том, что, уезжая на лето куда-то в отпуск, учитель доверил ему очень большое дело. В крохотной комнатке, которая звалась учительской, висели маленькие часы – ходики. Они весело тикали, отсчитывая время. Время шло, и на длинной цепочке, уходящей куда-то внутрь часов, опускалась гирька. За сутки она опускалась так низко, что часы остановились бы, если бы кто-нибудь не подтягивал гирьку вверх.

- Вот тебе ключ от школы, Василько,- сказал учитель.- каждое утро приходи, открывай школу, заходи в учительскую и подтягивай гирьку вверх. Если зубудешь и не придёшь в школу – произойдёт беда.

- Какая? – испугался Василько.

- Остановится время.

Василько широко открыл глаза от удивления. Он не знал, шутит учитель или говорит правду. Что-то подсказывало мальчику, что это шутка… но, может быть, и в самом деле такое случится. Кто его знает… Может быть, и в самом деле время остановится…

Василько задумался: «Что же произойдёт, если остановится время?» Он пытался представить, какая может произойти беда, но размышления ни к чему не приводили. Но, чтобы не произошло несчастья, он поднимался рано утром, приходил в школу, открывал её и прислушивался к ровному тиканью ходиков, с радостью убеждался: время идёт, время не останавливается.

Потом подтягивал гирьку. Закрывал школу и уходил домой.

Было раннее утро. Село просыпалось. Василько улыбался, он знал, что и спокойное, радостное утро, и безмятежные люди, и резвый телёнок, вырвавшийся со двора на сельскую улицу, - всё это существует только потому, что он подтянул гирьку ходиков и время, к счастью, не остановилось.

 

- Почему учитель дал Василько такое поручение?

- Почему Василько выполнял это поручение?

- Почему важно было, чтобы часы не останавливали свой ход? Что они символизировали? (Идущие часы – это словно сама жизнь. Учитель поручил Васильку подтягивать гирьку, чтобы он поддерживал эту жизнь. Возможно, учитель видел, что Васильке необходимо такое поручение, чтобы он научился быть ответственным, дисциплинированным).

Наказал руку (с 5 лет) В.А.Сухомлинский.

Мама отправляет пятилетнего Петрика в магазин.

- Вот тебе пятнадцать копеек – возьми в правую руку, чтобы не забыл: купи хлеба. А эти пятнадцать копеек возьми в левую, чтобы не забыл: купи себе мороженое.

Побежал Петрик. Через несколько минут возвращается, доедая мороженое.

- А хлеб где? – спрашивает мать.

- Не купил.

- Почему не купил?

- Деньги потерял.

- Деньги потерял? Надо же было хлеба купить, а не мороженое.

- Так я же потерял пятнадцать копеек, что были в правой руке,- сказал Петрик.- А в левой не потерялись…

Мама покачала головой.

Сели ужинать. Мать налила супу, а хлеба нет.

- Мама, а хлеба нет?

- Нет. Ты же деньги потерял.

Петрик взял ложку в левую руку и стал есть суп.

- Почему же ты ешь левой рукой? – удивилась мать.

- Пускай правая знает, как терять деньги.

 

- Почему Петрик потерял деньги?

- Почему он не купил хлеба?

- Почему Петрик не подумал о том, что важнее купить?

- Как Петрик наказал себя? Что ты думаешь об этом наказании?

- Можно ли назвать Петрика ответственным человеком?

- Чему учит эта история?

Петрику всего пять лет, но он уже в состоянии понимать, что оставляет семью без хлеба, покупая себе мороженое. Петрик делает выбор. Он определён его отношением к семье, маме, своему поручению. Сильнее для него желание съесть мороженое. Большой Петрик может делать потом такие же эгоистичные выборы. Если не остановится, не поймёт. А как бы ты поступил на месте Петрика? Но ведь мороженое очень хочется! Что делать со своим желанием? Нужно УМЕТЬ СДЕРЖИВАТЬ СВОИ ЖЕЛАНИЯ. А как учиться это делать? Сознательно делать жертвенный выбор ради удобства, выгоды другого человека. Думать о близких, выражая свою любовь Поступками, Делами, а не одними словами.

Так ты научишься держать в узде свои «хочу».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.013 с.)