Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.



Саратов

2020

ВНИМАНИЕ!

 

Студенческий совет напоминает, что данные материалы не являются единственным достаточным для сдачи экзамена источником и не гарантируют отличной оценки!

 

Советуем Вам обращаться к лекциям, учебникам и тексту действующего законодательства для уточнения информации, изложенной ниже и получения сведений об актуальных редакциях норм.

 

 

Удачной сессии!

 


Оглавление

1. Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран. 5

2. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия). 6

3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, основные институты гражданского права: 7

4. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс: 9

5. Законы Ману: общая характеристика, основные институты гражданского права. 10

6. Законы Ману: уголовное право и процесс. 12

7. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Слона, Клисфена. 14

8. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. 19

9. Источники и основные черты афинского права. 22

10.    Судоустройство и процесс в Афинах: 25

11.    Общественный и государственный строй Спарты. 26

12.    Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия. 29

13.    Государственный строй Римской республики. 32

14.    Эволюция общественного строя и правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты. 37

15.    Падение республики и переход к монархии в Древнем Риме: реформы Граххов, военная реформа, военные диктатуры. 41

16.    Общественный и государственный строй Римской империи (принципат и доминат). Причины падения Западной Римской империи. 44

17.    Этапы развития, системы, источники, и систематизация римского права. 50

18.    Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву. 52

19.    Содержание, виды способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву. 54

20.    Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевсис, залоговое право. 55

21.    Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву. 57

22.    Римское уголовное право. Суд и процесс. 58

23.    Брак и семья по римскому праву. 59

24.    Наследование по римскому праву. 59

25.    Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме. 60

26.    Особенности возникновения государства у франков. Государственный строй раннефеодальной монархии франков. 62

27.    Складывание феодальных отношений во франкском государстве. Реформы Карла Мартелла. 64

28.    «Салическая правда»: регулирование имущественных отношений, семейно-брачное и наследственное право. 64

29.    «Салическая правда»: общая характеристика, уголовное право и процесс. 65

30.    Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. Реформы Людовика IX. 66

31.    сословно-представительная монархия во Франции. "Великий мартовский ордонанс" 1357 г. 69

32.    Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье. 71

33.    Правовое регулирование поземельных отношений в феодальной Франции: феод, сезина, цензина, сделки с землей, наследование земли. 73

34.    Уголовное право и процесс в феодальной Франции. 74

35.    Становление органов прокуратуры во Франции периода феодализма. 76

36.    Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II. Судебная реформа. 79

37.    Сословно-представительная монархия в Англии. «Великая Хартия вольностей» 1215 г. Возникновение парламента. 81

38.    Общественный и государственный строй “Священной Римской империи германской нации» X-XV вв. «Золотая булла» 1356 г. 85

39.    Особенности абсолютизма в Англии и Германии. 91

40.    Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы. Каноническое и городское право. 91

41.    Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма. 94

42.    Своеобразие феодального права в Англии: "Общее право", "Право справедливости", "Статутное право". Классификация феодальных земельных держаний, доверительная собственность. 95

43.    Судоустройство и судебный процесс в феодальной Англии. 97

44.    Возникновение и эволюция института присяжных в Англии. 98

45.    Классификация преступлений в феодальной Англии. «Кровавое законодательство». 99

46.    Уголовное право и процесс по "Каролине". 100

47.    Общая характеристика Английской буржуазной революции 17 века: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги. 101

48.    Конституционный период Английской буржуазной революции 17 века. "Петиция о праве" 1628 г., "Великая Ремонстрация" 1641 г. 103

49.    Гражданская война и буржуазно-демократический период Английской буржуазной революции 17 в. 104

50.    Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. "Орудие управления". 105

51.    Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. "Хабеас корпус акт" 1679 г. 106

52.    Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии. 107

53.    Образование США. "Декларация независимости" 1776 г. "Статьи конфедерации" 1781 г. Причина перехода от конфедерации к федерации. 109

54.    Конституция США 1787г. "Билль о правах" 1791 г. 110

55.    Гражданская война 1861 -1864 гг. в США и правовое закрепление её результатов. 111

56.    Общая характеристика Великая Французская революция XVIII в.: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги. 112

57.    Развитие Великой Французской революции при власти конституционалистов и жирондистов. 114

58.    "Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция Франции 1791г. Закон Ле–Шапелье. 115

59.    Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры. 117

60.    Ликвидация феодальной собственности и феодальных повинностей в ходе революции 1789 – 1794 гг. 118

61.    Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права. 119

62.    Государственный строй Франции в период Директории, Консульства и Первой империи. 121

63.    Кодекс Наполеона 1804 г., его структура. Брачно-семейное и наследственное право. 123

64.    Вещное и обязательственное право по Кодексу Наполеона 1804 г. 124

65.    Уголовный кодекс Франции 1791 г., и 1810 г. 125

66.    Революция 1848-1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. 127

67.    Государственный переворот во Франции 1851г. Политический режим и падение Второй империи 129

68.    Создание диктатуры пролетариата и социально -экономическое законодательство Парижской коммуны. 130

69.    Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875г. 131

70.    Революция 1848 г. В Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850г. 132

71.    Борьба за образование единого Германского государства. Характер политического режима в Германии в конце 19 века Конституция 1871 года. 133

72.    Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право. 135

73.    Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г. 137

74.    Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г. 138

75.    Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв. Реформы местного управления и суда. 140

76.    Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919г. 142

77.    Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии. 144

78.    «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г. 145

79.    Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права. 146

80.    Антидемократическое и антитрестовское законодательство США. 147

81.    Конституционное развитие Франции после Второй мировой войны. Четвертая и Пятая республики. Конституция 1946 г. и 1958 г. 149

82.    Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г. 150

83.    Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение германии. 151

84.    Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии. 153

85.    Изменения в Гражданском праве в Новейшее Время. 156

86.    Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время. 158

87.    Основные Изменения в Уголовном праве в Новейшее Время. 160

88.    Основные черты социального законодательства в новейшее время. 161

89.    Судоустройство и принципы процесса в ведущих странах Западной Европы.. 162

90.    90. Органы прокуратуры ведущих стран Западной Европы в структуре органов государственной власти: основные направления деятельности. 163

 


Предмет ИГПЗС:

ИГПЗС изучает государство и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологическом последовательности на основе выявления как общетеоретических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках исторических эпох.

Методы ИГПЗС:

· Формально-юридический -предполагает изучение

событий и фактов, требующих объяснения с помощью

юридических терминов, логики и конструкций.

· Исторический -установление

исторической последовательности изучаемого процесса

развития государственности, правовых систем и одновременно

выяснение причин возникновения этого процесса

и сопровождающих его явлений.

· Сравнительный -позволяет выявить некоторые

общие закономерности и совпадающие признаки в развитии

государства и права в одно и то же время, но в разных странах

(синхронное сравнение) или же в разных временных срезах

исторических эпох (диахронное сравнение).

· Системно-структурный - предполагает вычленение из всей взаимосвязанной

структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов,

в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки

или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных

государств или правовых систем.

· Статистический -используется для исследования

количественных показателей историко-правового

процесса, помогает выявить его закономерности, связанные

с неоднократными явлениями.

 

Периоды ИГПЗС:

· ИГП Древнего Мира (начало III т/л до нашей эры - 476 г. нашей эры).

· ИГП Средних веков (476 г. - XVII).

· ИГП Нового времени (XVII - XX).

· ИГП Новейшего времени (начало XX – современность).

 

Значение  ИГПЗС:

Как самостоятельная область научного знания берет начало с конца XVIII века.

Значение нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем обозримом будущем. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего т.к. это просто веха в истории. Соответственно, чтобы понять современные государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

 

Зависимые:

Рабы (вардумы).

 

Право собственности:

Имущественные отношения:

Государственная – земли дворца, земли илку.

Общинная.

Храмовая.

 

· Верховный собственник – царь.

· Землепользование - государственное, храмовое, общинное и частное.

· Имущество ИЛКУ - земельные наделы, которые получали воины и чиновники за службу, нельзя продавать.

 

Обязательственное право:

· Договоры займа, мены, аренды, найма.

· Обязательства возникали из договоров (но что такое договор - неизвестно).

· Как правило, письменная форма сделки.

 

Семейно-брачное право

· Брак был действительным только при наличии письменного договора (между будущим мужем и отцом невесты).

· Выплачивался предварительный задаток по случаю обручения (нарушение договора со стороны жениха влекло потерю им задатка и выкупной платы, со стороны тестя - двойную выплату задатка и выкупной платы).

 

Наследственное право

· по закону по прямой нисходящей линии.

· процесс становления института наследования по завещанию.

Наследниками могли быть:

· Дети.

· Усыновленные дети.

· Внуки.

· Дети от рабыни-наложницы.

 

4. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс:

 

Уголовное право и процесс:

Виды преступлений:


· Против личности.

· Против семьи.

· Воинские.

· Должностные.

· Против правосудия.

· Имущественные (кража имущества из дворца или храма - смертная казнь; кража домашних животных - возмещение в 30кратном размере или при неуплате смертная казнь; кража со взломом стены - закапывание вора у стены; кража во время пожара - бросали в огонь)

Меры наказания:

· Телесные наказания

· Изгнание от родной местности и дома

· Денежный штраф

· Увольнение от должности


· смертная казнь

· Членовредительство

 


Законы Хаммурапи ничего не говорят об умысле и неосторожности как форме вины

Объективное вменение - ответственность за чужую вину.

Талион - цель наказания возмездие.

Высшая судебная власть - царь.

Процесс был одинаковым как по гражданским, так и по колонным делам

Не существовало специальных органов, которые должны были возбуждать и расследовать дело

Не было письменной формы, протокол записывался на глиняной табличке, считался окончательным

 

Общая характеристика:

Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.)

Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн.

Законы Ману составлены в форме двустиший

Объем законов - 12 глав

Основное юридическое содержание в главах VIII, IX, X

Главное - закрепление соответствующего важного устройства

*Особенности и недостатки такие же, как и в законах Хаммурапи - казуистичность норм, пробелы, нет деления норм права на отрасли.

 

Право собственности:

Шастры свидетельствуют, с одной стороны, об имущественном расслоении в Древней Индии, а с другой — о довольно строгом сохранении общинных, кастовых, патриархальных, брачно-семейных связей. В общинном землевладении находились пастбища, ирригационные сооружения, дороги и пр. Нормы древнеиндийского права охраняют земледельческие права общин, деревень, селений, которые имели почти неограниченное право распоряжения землей: продавать, сдавать в аренду, дарить, в частности — храмам.

Частное крестьянское землевладение также было связано с широкими правомочиями: продажей, сдачей в аренду, дарением земли и пр., которые посвящены спорам между общинами, общинниками-крестьянами о границах земельных участков, межевых знаках, колодцах, каналах и др.

 

Способ приобретения права собственности зависел от варны:

· наследование

· Получение в виде дара или находка

· Покупка

· Завоевание

· Ростовщичество

· Исполнение работы

· Получение милостыни

· Давность владения (10 лет)

Основной вид собственности - земельный фонд (царские; общинные - стремились ограничить частное землевладение; частные)

*Рабы и скот считались движимым имуществом

Наследственно-профессиональный принцип деления на варны проявился при этом и в представлении о законных способах приобретения собственности. Если первые три способа, как записано в ЗМ, были доступны для всех, то четвертый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшиев, седьмой же был привилегией брахманов. Этот идеальный порядок часто не отражал реального положения представителей отдельных варн.

 

Обязательственное право

Известны из договоров - в устной форме.

 

Виды договоров:

· Купли-продажи - для договора купли-продажи характерным было то, что кастовые барьеры накладывали ряд ограничений на возможность заниматься торговлей, особенно представителям высших варн

· Займа - с одной стороны, нормы, касающиеся займа, свидетельствовали о расцвете ростовщичества, взимании высоких процентов (двойное увеличение суммы долга за счет начисления процентов); с другой — о сохранении первобытных элементов самоуправства, расправы. Кредитору фактически предоставлялись неограниченные возможности для получения задолженности. При этом ЗМ прямо предписывают царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по "произволу".

· Аренды.

· Найма рабочей силы - наемный труд презирался высшими варнами, не случайно в ЗМ услужение характеризуется как "собачий образ жизни", а брахману всячески рекомендуется избегать его. Крайне тяжелы были и условия личного найма. Наемный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу, ему не выплачивалась наемная плата, даже если он был болен и работа, в связи с этим была немного не законченной

· Дарения.

 

 

Обязательства из причинения вреда:

Основание - порча имущества; вред, причиненный движением повозки по городу.

Виновный должен был возместить ущерб и уплатить штраф царю.

Сделки считались недействительными, если заключались тайно, без свидетелей, путем обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также стариком, ребенком, уродом.

 

 

Брачно-семейное право

Первые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери, (с определенным приданым). Такова, например, форма, носящая название "брахма", которая вместе с тремя последующими противопоставляется браку "асура" — покупки невесты, признаваемому, но порицаемому наряду с браками по любви, без согласия отца и матери, с похищением невесты и с насилием над ней. Все эти формы сводились в результате к покупке невесты, будущей работницы в семье. Не случайно в шастрах первые четыре формы супружества предписывались брахманам и кшатриям, вайшию и шудре предписывался брачный союз с выкупом невесты. Брак с похищением невесты, заканчивающийся, видимо, тем же выкупом, входящий в прямое противоречие с другими его формами, — явный пережиток первобытного общества. Таких противоречий, вызванных включением архаичных норм обычного права, в шастрах было множество. Провозглашение, например, денной и нощной зависимости женщины от мужчин (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости), соседствовало с утверждением, что мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз. В ЗМ можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок которой считался сыном всех братьев.

В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников родить сына от деверя или другого близкого человека, хотя эта архаичная норма обычного права также лишь допускалась, но не поощрялась и называлась в ЗМ дхармой, "свойственной животным. Не поощрялось и многоженство мужчин. Но муж мог привести в дом другую жену, если первая не отличалась добродетелью, была привержена к пьянству.

Обязанность жены — послушание и уважение мужа. "Если жена не рожает детей, может быть взята другая жена на восьмом году, если рожает детей мертвыми — на десятом, если рожает только девочек — на одиннадцатом, но, если говорит грубо — немедленно" — записано в ЗМ.

Формы брака:

· правильный-брак заключается между людьми одной касты - "брахма"

· Похищение

· Выкуп

· Обольщение-заключался, в случае если девушка забеременела от мужчины, который ее изнасиловал, и отец девушки согласен на такой брак.

Первый брак всегда внутрикастовый, второй и последующий - на ступень ниже. Мужчинам можно было вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщинам из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей варны запрещалось).

 

Наследственное право

После смерти родителей имущество делилось между сыновьями или оставалось у старшего сына (опекун младших)

Дочери не наследовали, но братья выделяли им по 1/4 своей доли.

Постепенно происходит становление наследования по завещанию.

 

Уголовное право и процесс

Наказание зависело от варновой принадлежности преступника и потерпевшего.

Тесная связь права с религией и моралью определила главную характерную черту, проявившуюся в отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов. В основу их разграничения в ЗМ положен не характер самого правонарушения, а наказание за него.

Убийца освобождался от наказания, если убил, защищая себя, при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребенок, престарелый или даже брахман, весьма ученый в ведах

При вынесении наказания, как во всем древневосточном праве, учитывался личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи сторон. Более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность, более высокий варновый статус потерпевшего — отягчал ее, кроме воровства, когда действовал обратный принцип. По ЗМ на брахмана в этом случае накладывался больший штраф, чем на шудру.



Понятия уголовного права:


· формы вины

· Рецидив

· Обстоятельства, отягчающие ответственность

· Соучастие

 

Сохранение пережитков:

· талион

· ордалии

· Принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен

 

Наказания:

Исчерпывающего перечня наказаний в шастрах нет. В ЗМ царю предписывалось обуздывать беззаконие тремя мерами:

· Заточением

· Заковыванием в цепи

· Различными видами телесных наказаний.

 

Реформы Тесея

Тезей (около XIII в. До нашей эры) - легендарный афинский царь.

Приписываемые ему реформы — результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар. Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества. Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на:

 

Государственный строй

Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной. Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т. е. опять-таки представители эвпатридов. Аттическое общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец. Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

 

Реформы Солона:

 

Провел реформы, способствовавшие ускорению ликвидации пережитков родового строя, отменил большинство изданных до него законов.

 

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами. Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения.

Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер. Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось. Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

 С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т. д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты. Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей, которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов. Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке -Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.

 

Реформы Клисфена.

Носили демократический характер и закрепили победу демоса над родовой аристократией

 

Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на 10 территориальных фил., каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил. подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.

 Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. Зарождающаяся после Тесея дифференциация властных функций приводит к организации органов их осуществления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления — государственным аппаратом.

Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики

 

 

Реформы Эфиальта и Перикла

Эфиальт – почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его функции народному собранию. Совету пятисот и Гелиэе, сохранив за ареопагом некоторые судебные и религиозные функции.

 

Перикл (афинский стратег)

· С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона.

· Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

·  Выборы большинства должностных лиц стали осуществляться с помощью жеребьевки

 

Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу.

Государственные рабы эксплуатируются преимущественно в рудниках и каменоломнях,

Частные рабы — на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.171 с.)